Один из неостилей,
сложившийся во Франции после второго рококо. В 1848 г. бесславно закончилась
июльская монархия Луи-Филиппа, и в ходе революции на выборах президента
Республики неожиданно победил племянник Наполеона принц Луи Бонапарт. В 1852
г. была провозглашена Вторая Империя (Second Empire), и Луи Бонапарт стал
императором под именем Наполеона III. Вторая Империя просуществовала до 1870
г., почти двадцатилетие. Покровителями нового художественного стиля,
создававшегося в эти годы, были сам император и императрица Евгения,
желавшие как можно скорее предать забвению второе рококо периода Реставрации
Бурбонов и вдохнуть жизнь в торжественное и помпезное искусство Первой
Империи своего великого предшественника Наполеона Бонапарта.
Но времена были иными:
аристократия сожалела о былой роскоши, а у буржуазии еще не хватало смелости
на создание нового стиля. Императрица считала себя поклонницей королевы
Марии-Антуанетты и стремилась ввести моду на «стиль Людовика XVI». В
соединении с элементами Ампира, архитектуры Итальянского Возрождения и
Барокко, для большей пышности, этот стиль и составил основу Второго Ампира
во Франции. Иногда архитектурные памятники того времени именуют «неоренессансом»
или Необарокко.
Основания для этого есть, но
особенности названных неостилей определились в 1860-1880-х годах, когда они
получили распространение в других европейских странах. Общим был эклектизм,
характерный для всего европейского искусства второй половины XIX в. Началом
же периода эклектики во Франции можно считать стиль Второго Ампира
1850-1860-х гг. Знамением времени было и восстановление статуи Наполеона
Бонапарта на Вандомской колонне в Париже в 1863 г. Эклектические и имперские
устремления породили в придворных кругах моду на псевдоампирные вещи,
громоздкую мебель, пышные занавеси, позолоту. Претензия на роскошь
выражалась в подмене подлинно ампирных вещей суррогатами, дешевыми
подделками. «Дворцовая мебель» в стиле Людовика XIV сочеталась с пышными «блонделевскими»
рамами для картин, гипс и дерево тонировались под бронзу, а на новую бронзу
наносилась искусственная патина.
Стиль Второго Ампира обращен
в прошлое. Но у него имелось и настоящее. В 1853-1869 гг. барон Ж.-Э.
Оссманн, префект департамента Сены, разработал и осуществил Генеральный план
перестройки центра Парижа. За это его прозвали «муниципальным Людовиком
XIV». Столь грандиозное предприятие было первым в истории европейской
архитектуры. Художественным символом Второй Империи стало огромное здание
Большой Оперы (Grand Opera) в Париже, возведенное по проекту Ш. Гарнье в
1860-1875 гг. В этом здании причудливо, эклектично соединились элементы,
типичные для архитектуры Итальянского Возрождения - сдвоенные колонны с
аркадой, на манер А. Палладио, по-барочному тяжелый декор и необычной формы
огромный купол. Фасад украсили скульптурные группы работы Ж.-Б. Карпо и
А.-Э. Каррье-Беллёза. В интерьерах Гарнье использовал мрамор разноцветных
пород, золоченую бронзу, мозаику, декоративные росписи, ковры, хрустальные
люстры, зеркала, мраморные и бронзовые статуи.
Когда императрица Евгения,
пораженная такой невиданной роскошью, спросила у архитектора: «Что же это за
стиль?», Гарнье, не растерявшись, ответил: «Это стиль Наполеона III и
императрицы Евгении». Другой известный архитектор стиля Второго Ампира - Т.
Баллю, автор церкви Св. Троицы в Париже (1860-1863). В 1852-1868 гг. Э.-М.
Лефюэль перестраивал Лувр, создавая пышный и помпезный Большой двор
Наполеона, сохранившийся до настоящего времени. Скульптурным символом
искусства Второй Империи во Франции стала статуя Свободы, исполненная Ф.-О.
Бар-тольди для Всемирной выставки в Париже 1878 г. Она была подарена
правительством Франции Соединенным Штатам Америки, в 1886 г. смонтирована из
стальных листов на каркасе и установлена при входе в гавань г. Нью-Йорка.
Живописцы Второй Империи вошли в историю как художники салонного искусства.
Особенно модными были стилизации под античность - «а 1а grecque» (франц. «под
греков»). Так, «гвоздем» парижских Салонов 1847 и 1863 гг. стали «Римляне
эпохи упадка» Т. Кутюра и «Венера» А. Кабанеля - откровенно пошлые картины
со слегка замаскированной «под античность» примитивной эротикой. Художники
не стеснялись нравиться невзыскательной и малообразованной публике, искали
шумного успеха любой ценой. Корифеями Салонов стали Ж.-Л. Жером и Ж.-Л.
Хамон, посредственные живописцы.
Жером прославился и как
скульптор, он создавал мраморные статуи обнаженных женщин «под антики»,
натурально раскрашенные, вплоть до имитации цвета волос и ногтей. Эти «произведения»,
естественно, вызывали «бешеный успех» у публики. Салонные живописцы Второй
Империи считали себя последователями Ж.-О.-Д. Энгра, выдающегося художника
академического направления, поздние произведения которого действительно
близки салонной живописи. Только немногие художники отваживались «дать бой»
парижскому Салону. Это Э. Делакруа, великий живописец французского
Романтизма, и Г. Курбе, «взломавший двери Салона» изображениями грубых и
коренастых орнанских крестьян. В 1863 г. в Париже был организован «Салон
Отверженных», где выставляли свои картины, отвергнутые жюри официальных
Салонов, Г. Курбе, Э. Мане, Э. Буден, Дж. Уистлер. В 1874 г. выступили
импрессионисты. В мебели аристократических гостиных почти безраздельно
господствовал стиль «булль», главным образом продукции парижской фирмы семьи
Вассмю. В керамике тон задавал Ж.-Т. Дэк, успешно подражавший фаянсам
Сен-Поршера, итальянской майолике эпохи Возрождения и турецким полуфаянсам
www.pseudology.org |