Абстрактное искусство
Art abstrait

Название одной из главных тенденций в живописи и скульптуре XX в. Исто- рические и эстетические истоки. На- чало абстрактного искусства можно отнести приблизительно к 1910 ког- да Кандинский создал акварель (Па- риж Нац. музей современного ис- кусства Центр Помпи-ду) которая была лишена всяких связей с внешним миром. Почти тогда же абстрактная форма находит оправдание в эстети- ческой теории; именно в 1908 в Мюн- хене появляется книга Вильгельма Воррингера (в основе которой лежала докторская диссертация защищенная в Берне) "Абстракция и вчувствова- ние".

Отталкиваясь от понятия вчувствование ("Ein-fuhlung") еще раньше сформулированного в не- мецкой философии и выражающего ду- ховную общность человеческого бытия и внешнего мира автор описывает противоположное состояние души полное тревоги чему можно найти много примеров в истории цивилиза- ции. Это состояние тревоги отража- ется в искусстве в форме абстракции (кельтское ирландское искусство). Человек раздавленный мощью богов или неуверенностью своего собствен- ного состояния отходит от реаль- ности так как возвысить его может лишь абстрактная форма. Возникнове- ние абстрактного искусства. Но не только эстетика но и эволюция са- мого искусства подготовила рождение абстракции. Теории цвета постимп- рессионистов отдалили изображаемый объект от его реального цвета. Оп- ределенный тон дает волю для все более свободного использования цве- та до полного триумфа чистого цве- та который являетс завоеванием фо- вистов. Одновременно в том же духе изменяется и структура картины и формы. Гоген усиливая контрасты тонов выгибает линии своих компо- зиций во имя экспрессии. Сезанн из- бавляет форму от всего случайного. Геометрическая чистота допускает эфе- мерное и ведет к кубизму где объ- екты теряют свой реальный вид. Та- ким образом к 1910 независимость формы и независимость цвета утверж- даются в ущерб трехмерному прост- ранству которое с эпохи Возрожде- ния было основанием реального виде- ни Распадение этого пространства в свою очередь ведет за собой раст- ворение предмета а потом и его ис- чезновение что и отмечает возник- новение абстрактного искусства. Двое из трех пионеров абстракции Монд-риан и Малевич пройдут путь от кубизма к абстракционизму. Тре- тий же Кандинский останется без- различным к поискам кубистов и дос- тигнет абстракции на пути цвета откуда происходит лиризм его первых абстрактных опытов столь отличный от геометрической концепции в ис- кусстве Малевича и Мондриана. Кан- динский не станет лидером абстракт- ных движений как Малевич - супре- матизма и Мондриан - неопластициз- ма. Абстрактное видение. В 1910-е когда абстрактное видение как ре- зультат развития живописи находи- лось еще вне всякого непосредствен- ного влияния произошел расцвет абстрактных форм в творчестве самых разных художников. В 1910 америка- нец Артур Дав создал несколько абс- трактных но очень персональных картин. В 1913 русский художник М. Ларионов изобретает лучизм нашед- ший свое выражение лишь в его твор- честве и произведениях Н. Гончаро- вой. В 1913 во Франции Р. Делоне и Ф. Леже создают "круглые формы" и контрасты форм . Но у этих худож- ников поиски абстракции носили слу- чайный характер (Делоне вернется к абстракции в 1930). С другой сторо- ны в творчестве различных художни- ков 1920-х - Вийон Клее Карра дадаисты - нельзя не отметить абс- трактных элементов мимолетных но значительных потому что они пока- зывают общий интерес к абстракции. Однако хотя все эти подходы и выз- вали к жизни ряд интересных абс- трактных произведений их не следу- ет смешивать с позицией настоящих пионеров абстракции позицией од- новременно эстетической и нравс- твенной. Каждый из них испытывает необходимость писать - Кандинский ("О духовном в искусстве" 1912; Точка и линия на плоскости 1926) Мондриан (многочисленные статьи в журнале "De Stiji" начиная с 1917) Малевич ("О новых системах в искусстве" 1919 и др.). Так или иначе абстракция для них - не только пластическая революция но и шаг вперед к лучшему миру. Это осознание собственной миссии стало основой абстрактного искусства и придало ему совершенно особый ха- рактер отличный от других течений авангарда. Возникший как простая художественная тенденция абстрак- ционизм становится после 1920 явле- нием все более значительным и ока- зывает влияние на архитектуру де- корацию мебель типографику гра- фику. В этом смысле первостепенную роль играл голландский журнал "De Stiji" (1917-1932). Он был основан группой художников и архитекторов во главе с Мондрианом но его глав- ным вдохновителем был Тео ван Дус- бург. С необыкновенной убежден- ностью и энергией Дусбург совершает ряд путешествий по Европе и делает доклады чтобы представить своим современникам абстрактную эстетику неопластицизма. Однако "De Stiji" не был одинок. Свое практическое применение абстракция нашла и в опытах русского авангарда. В Со- ветском Союзе где благодаря рево- люции авангард занял на некоторое время место официального искусства проблемы практичес- кого осуществления абстрактных по- исков ставились очень настойчиво искусство было призвано служить об- ществу. Опыты Татлина создателя абстрактной скульптуры (1914-1915) и конструктивизм (манифест подпи- санный скульпторами Габо и Певзне- ром 1920) привели к двум противо- положным тенденциям: одна (Певзнер и Габо) стремилась к созданию чис- того искусства а другая (группа объединившаяся вокруг журнала Леф ) советовала художникам прек- ратить всякую спекулятивную дея- тельность и искать "здоровую" осно- ву искусства - цвет линию материю и форму - в области реального ко- торая является базой практического творчества (программа советских конструктивистов появилась в первом номере "Лефа" в 1923). Но эта соци- альная роль которую должно было играть искусство и которая позволи- ла бы абстрактной эстетике вопло- титься в индустрии и архитектуре натолкнулась на экономический кри- зис в Советском Союзе и влияние абстрактных форм отразилось лишь в области типографики. Однако благо- даря посредничеству архитектора и художника-супрематиста Эль Лисицко- го испытавшего сильное влияние Ма- левича искания русских авангардис- тов были продолжены в Германии. В распространении абстрактных форм в 1920-е деятельность Лисицкого срав- нима с деятельностью ван Дусбурга. В Баухаузе обе эти личности соеди- нились и дополнили одна другую. Супрематический динамизм и стро- гость неопластицизма придали абс- трактной эстетике характерный для тех лет ореол. Баухауз основанный в 1919 как новая художественная и архитектурная школа несмотря на превратности своего существования углубил сознание XX столетия и соз- дал свой собственный стиль благо- даря которому абстрактная эстетика получила широкое распространение в практической области. В среде Бау- хауза проявилось и влияние неоплас- тицизма на архитектуру многочис- ленные примеры чего мы видим и се- годн Париж который долгое время оставался в стороне от чисто абс- трактных тенденций также принимает эту эстетику. В 1923 Леонс Розен- берг проводит в своей гал. "Effort moderne" выставку группы "De Sti- ji". В 1925 Международная выставка декоративного искусства в Париже показывает общеевропейское сущест- вование новых форм в которых пре- валирует функциональная строгость. На протяжении этих же лет количест- во художников-абстракционистов зна- чительно возрастает. Крупные выс- тавки абстрактной живописи и скуль- птуры проходят в Цюрихе (1926. 1929) и Париже ("Круг и квадрат" 1930). Это распространение абстрак- ционизма достигает своей кульмина- ции в движении "Абстракция-Твор- чество" основанном в Париже в 1931 и просуществовавшем вплоть до 1936. Ежегодные международные выставки движения объединяли более четырех- сот художников (416 на выставке 1935 среди которых 251 - францу- зы). Они свидетельствовали о триум- фе геометрической абстракции. В 1930-е единственной областью где абстрактное искусство открыло новые возможности была монументальная живопись. Ее наиболее значительные достижения - это "Бесконечные рит- мы" Робера Делоне глубокие убежде- ния которого в декоративной ценнос- ти абстрактных форм освещены в его статьях (опубликованы в книге "От кубизма к абстрактному искусству" 1957). Однако искания Делоне кото- рые в 1913 Аполлинер назвал орфиз- мом с 1930 имели меньший резонанс; его эксперименты направлены теперь на создание фор- мального языка нашедшего свое вы- ражение в монументальных декорациях Всемирной выставки в Париже в 1937. Делоне был главным защитником абс- трактного искусства во Франции и организатором Салона новых реаль- ностей (гал. Шарпантье 1939) - первый Салон был целиком посвящен абстрактному искусству (с 1946 он происходит ежегодно). Другой факт характерный для 1930-х - попытка художников назвать абстрактное ис- кусство конкретным искусством пос- кольку как они полагали их произ- ведения выражают самую суть реаль- ности. В апреле 1930 ван Дусбург выпускает журнал "Art concret" (вы- шел только один номер). Этот термин связан с абстракцией в основном геометрической на протяжении всех 1930-х. Абстрактное искусство после 1945. После Второй мировой войны абстракция радикально меняет свой вид и намерени Рядом с чисто гео- метрической тенденцией которая около 1950 получила во Франции большую популярность (Вазарели) появляются новые формы абстракции не связанные изначальными формами абстрактного искусства а некоторые художники приходят к собственному видению смягчая геометрическую строгость (Поляков). Если прежде абстракция была результатом вырабо- танной интеллектуальной конструк- ции то теперь она приобретает большую выразительную силу (Хар- тунг Сулаж) ведет к каллиграфи- ческой абстракции ташизму (Сэм Фрэнсис) двусмысленной или "не- формальной" абстракции (Вольс). Все эти произведения направлены на общее и немедленное выражение глу- бинного внутреннего смысла. На этом уровне барьер между абстракцией и фигурацией устраняется и часто ху- дожник испытывает необходимость на- рушить традицию и использовать ма- териалы которые исключает совре- менная техника живописи (Фотрие). Самым поразительным примером этой новой тенденции абстрактного ис- кусства является творчество амери- канца Джексона Поллока. В отличие от не- торопливого исполнения которого требует живо-пись он в 1947 создал технику "дриппинга" при ко-торой исчезает всякая необходимость в кистях по-скольку художник двига- ясь вокруг холста расстеленного на полу свободно разбрызгивал крас-ки из банки. Картина таким образом состоит лишь из этих брызг краски. Эта форма выражения осно-ванная на жесте была принята многими амери- кан-скими и европейскими художника- ми и стала назы-ваться "живописью действия"; в ней проявляется высшая степень свободы замысла и неожидан- нось его осуществления что стало характерной чертой послевоенного абстрактного искусства. Ее можно сопоставить с живописными концепци- ями древнего Китая и Японии кото- рые еще в 1930-е оказали влияние на некоторых художников (Тоби Биссье). Но чтобы точно определить это искусство рационального разде- ления между абстракцией и фигураци- ей оказывается уже недостаточно. Число собственно абстрактных худож- ников было достаточно ограничено. Гораздо более многочислен-ны те кто в течение своего развития про- ходил ста-дию увлечения абстракцией (Н. де Сталь). Но есть и такие которых широкая публика склонна рассматривать как абстрак- ционистов (Виера да Сильва Ма- нес-сье Базен) исходя из того что их картины не изображают ничего узнаваемого . В 1960-е в англосак- сонских странах возник поп-арт а во Франции - движение Новой фигура- ции; обе эти тенденции противостоя- ли абстракционизму и в особенности крайнему субъективизму некоторых абстрактных художников. И хотя абс- трактное искусство сегодн утратило свои прежние позиции оно не умер- ло. В 1965 в Соединенных Штатах по- явился минимализм который в отли- чие от абстрактного экспрессионизма избегает многословности и настаива- ет на простоте пластических прие- мов. Основные творческие искани направлены на действие краски рас- положенной плоско на поверхности холста (Б. Ньюмен). Это в свою очередь ограничивает абстракцию (Эд Рейнхардт) напоминая некоторые опыты Мале-вича в частности белые формы на белом фоне. Несколько поз- же аналогичные проблемы "минима- лис-тического единства" затронули и художники французской группы "Осно- ва-Поверхность".


www.pseudology.org