Источники

Как возникает замысел, откуда берется тема? — это, безусловно, один из фундаментальнейших вопросов журналистского мастерства.

Но прежде условимся о терминологии, потому что тема и замысел — не одно и то же, хотя в обиходе мы нередко сливаем эти понятия в нечто целое. Замысел, по Далю, есть «намерение, задуманное дело», и я го­тов считать его первой стадией рождения темы. Кста­ти сказать, вовсе не обязательной, потому что не ис­ключена ситуация, когда замысел и тема возникают не «в очередь», а одновременно. Б этом случае тема поглощает замысел примерно так же, как ожог чет­вертой степени можно условно считать «поглотив­шим» ожоги первый трех степеней.

Но обычно между замыслом и темой имеется дис­танция, некоторое пространство, которое надо еще преодолеть, чем-то заполнив. Чаще всего замысел — лишь предчувствие темы, достаточно аморфное и в некотором смысле безответственное, как, например: «Хорошо бы написать о любви!» Я утрирую, но все же это пример замысла. Сколько подобных ему могут ос­таться нереализованными, потому что им еще далеко до темы, потому что они лишены мыслей, потому что замысел — стадия, практически мало к чему обязы­вающая журналиста, а тема — это уже реальная ос­нова для сбора материала и его написания.

Каковы же источники возникновения замысла? Мне известны два. Первый — собственный социальный опыт журналиста, его информированность в широком смысле этого слова, его знания. Все это, достигнув оп­ределенной концентрации, как бы выпадает в осадок в виде замысла, способного, в свою очередь, транс­формироваться в тему, и тогда для газетного решения темы будет недоставать только факта, на поиски кото­рого журналист и должен тратить силы. Второй ис­точник — сам факт, пришедший со стороны и даю­щий толчок для возникновения замысла; тогда газет­чик, основываясь на имеющихся у него знаниях, «пе­рерабатывает» замысел в тему.

Разумеется, оба источника накрепко взаимосвязаны, их разделение весьма условно. Успех в каждом конк­ретном случае зависит либо от суммы наших зна­ний — когда мы имеем дело с фактом как источником возникновения замысла, либо от нашей вооруженности фактами — когда замысел и тема рождаются «внутри нас». Проиллюстрирую сказанное примера­ми.

По образованию я юрист, когда-то был адвокатом, и хотя уже не один десяток лет работаю в журналисти­ке, не порываю контактов с бывшими коллегами по юриспруденции, регулярно просматриваю специальную литературу и, как ни странно, только один раз написал материал, связанный непосредственно со сво­им адвокатским прошлым. Думаю, есть смысл пред­ложить вашему вниманию этот очерк, а уж вы сами решите, в какой степени он поможет нам двигаться дальше по курсу.

Итак, материал, опубликованный в журнале «Смена» в 1997 году...
 
Оглавление