| |
|
Михаил Алексеев |
Вестники
смерти:
лазутчики древней
Индии
|
Сегодня найдется
очень мало людей, кому бы не приходилось слышать о ниндзя -
знаменитых японских тайных агентах, "киллерах", приходящих из тьмы,
людях-оборотнях. Но вот о том, что практически аналогичная нин-дзюцу система
шпионажа, диверсий и тайных убийств сложилась на добрую тысячу лет ранее в Индии
знают очень и очень немногие.
У истоков индийского шпионажа
Шпионы издревле играли огромную роль и в военных, и в гражданских делах Индии.
Первые упоминания об их использовании восходят к ведическому периоду (сер. 2-го
- сер. 1-го тысячелетия до н.э.). Так, в "Ригведе" неоднократно умоминаются
шпионы Варуны. Они восседают вокруг него, поддерживают два мира, они мудры и их
нельзя ввести в заблуждение.
В "Атхарваведе"
говорится, что шпионы бога Варуны, охранителя истины и справедливости,
спускаются с небес и, "имея тысячу глаз, наблюдают за миром", странствуя по
нему. Кроме Варуны, шпионы являются атрибутами таких ведийских богов как Митра,
Агни, Сома и многих других, а также демонов, с которыми сражается глава богов
Индра.
В "Установлениях Вишну" предписывается, что "царь при помощи шпионов должен
изучать состояние и своего собственного царства, и царств своих врагов". Законы Ману говорят о пяти классах шпионов и об их "различных обличьях".
Согласно "Законам", шпионы должны раскрывать преступления, следить за
деятельностью чиновников на местах и непрерывно разведывать соотношение сил царя
и его врагов.
В эпической и постэпической литературе Индии шпионы описываются как "глаза
царя". Так, в "Удьогапарве" утверждается, что коровы видят при помощи нюха,
обычные люди - при помощи глаз, священнослужители - посредством знания, а цари -
при помощи шпионов.
Причем предыдущие
строки утверждают, что "царь может научиться мудрости у дурака точно так же, как
добывают золото из скалы..., и он должен тщательно собирать сведения от своих
шпионов, словно жатель подбирает колосья зерна".
Поэтому царь должен
использовать своих шпионов во всех районах и крепостях. Тайные агенты должны
заполонить всю страну. Они должны наблюдать за деятельностью чиновников,
препятствовать заговорам и установить особый контроль над собраниями священников
и простого люда, а также над пересечениями дорог и рынками. В разных обличьях
они должны странствовать по враждебным странам и собирать точную информацию о
них.
О том, что
древнеиндийские государи следовали этим наставлениям, мы можем убедиться, читая
произведения древнеиндийского эпоса "Рамаяну" и "Махабхарату", в которых в
разных местах встречаются отголоски деятельности "невидимых глаз". Так, в
"Рамаяне" Рама интересуется у Бхараты, наблюдал ли он при помощи своих шпионов
за восемнадцатью группами вражеских государств. С подобным же вопросом в
"Махабхарате" к царю обращается один из мудрецов. В "Виратапарве" мы встречаем
упоминания о шпионах Дурьодханы, возвращающихся из соседних государств, чтобы
передать свои сообщения царю.
2
Существенную роль
играли шпионы и в период войн. В "Рамаяне" один из царей упоминает мудрое
изречение о том, что "враг, чьи секреты были раскрыты при помощи шпионов, может
быть разбит без больших усилий". В одной из строф "Сантипарвы" говорится, что
шпионы составляют неотъемлемую часть армии. В военных сценах "Махабхараты" их
присутствие в лагере рассматривается как само собой разумеющееся.
В "Удьогапарве"
Юдхистхира говорит: "Шпионы, которых я заслал в армию сына Дхртарастры, принесли
мне это сообщение сегодня утром". В "Дронапарве" аналогичные слова произносит
Кришна: "Я заслал нескольких шпионов в лагерь сына Дхртарастры. Быстро
возвратившись, эти шпионы передали мне эту информацию (Шпионы сообщили Кришне о
мощном боевом порядке, который решил использовать его враг Курус на следующий
день.)".
Согласно
"Дронапарве", сообщения о клятве Арджуны также проникают во вражеский лагерь
через шпионов. В "Рамаяне" царь Ланки злой демон Равана снова и снова посылает
своих агентов во вражеских лагерь, чтобы узнать точные сведения о военных
ресурсах и планах своего врага Рамы.
В период Маурьев (317-180 гг. до н.э.) в Индии по всей стране была создана целая
шпионская сеть. Римский историк Арриан сообщает об особом классе людей,
называемых "наблюдатели" (или "надсмотрщики", episkopoi), которые наблюдают за
происходящим в сельской местности и городах и докладывают обо всем царю, в тех
местах, "где царь управляет индийцами, или членам городского правления, где
народ имеет демократическое правительство".
Греческий географ Страбон
называет этот класс "эфорами", или "инспекторами". "Им, - пишет он, - доверен
надсмотр за всем происходящим, они обязаны докладывать обо всем лично царю.
Некоторым из них доверено наблюдать за городом, другим - за лагерем. Первые
используют в качестве своих помощников городстких куртизанок, а вторые -
куртизанок лагеря. На все эти посты назначаются самые способные и доверенные".
По всей видимости, число шпионов, использовавшихся индийским царем было
чрезвычайно велико, так как греческий посол, по сообщению Страбона,
принял их за 1 из 7 классов индийского народа.
Организация шпионажа в "Артхашастре"
Замечательным источником по теории и методам древнеиндийской системы шпионажа и
тайных убийств является Артхашастра,
или "Наука политики". Создание этого выдающегося произведения традиционно
приписывается мудрейшему брахману Каутилье, известному также под именем Чанакья.
Однако, по мнению
современных исследователей, Артхашастра
оформлялась на протяжении длительного времени между первыми веками до нашей эры
и первыми веками нашей эры. По своему содержанию это произведение представляет
собой руководство к управлению государством, ведению внутренней и внешней
политики. Причем одним из важнейших, если не самым важнейшим, инструментов в
этом процессе являются шпионаж и тайные убийства.
Согласно Артхашастре,
шпионы в основном разделялись на 2 класса: местных агентов и странствующих
наблюдателей. К первой категории относились шпионы, скрывавшиеся под обличьем
"обманных учеников", "отшельников", домовладельцев, торговцев и аскетов,
занимающихся религиозным подвижничеством. Во вторую категорию попадали шпионы,
называвшиеся "школьные товарищи", "смутьяны", "отравители" и "странствующие
женщины".
Упоминание монахов,
аскетов и странствующих женщин в качестве шпионов показывает подлинные
религиозные взгляды Каутильи. Хотя, по преданию, сам он был брахманом, Каутилья
ничуть не сомневается в правомочности использования религиозного авторитета для
сбора разведывательной информации.
Далее, шпионы не
должны были знать знать друг друга, а царь ни в коем случае не должен был
полагаться на сведения, полученные лишь от одного-единственного агента. Для
контроля за работой разведывательной службы были созданы Пять управлений
шпионажа, контролировавших деятельность тайных агентов и проверявших сообщения
различных источников. Для передачи сообщений широко использовалось шифровое
письмо и голуби.
Шпионы должны были выполнять самые различные задания: контролировать действия
государственных чиновников всех рангов, от самых высоких до самых низких,
информировать царя о настроениях народа, раскрывать подстрекательства к бунту и
преступления, способствовать восстановлению порядка внутри государства и,
наконец, сообщать точную информацию о состоянии дел в соседних царствах,
раскрывать и расстраивать замыслы врага, нейтрализовать его успехи.
2
Представление о
том, насколько широко нужно использовать шпионов дает следующий отрывок из главы
Артхашастры
"Назначение странствующих шпионов. Применение тайных агентов":
"Безродные, которых надо содержать, изучившие счастливые признаки (у человека),
хиромантию, уменье околдовывать людей, вол-шебство, законы о четырех ступенях
человеческой жизни, приметы, приметы птичьего полета, - это соглядатаи и люди,
знающие чело-веческий обиход.
Храбрецы в стране, которые, не жалея жизни, могут сражаться со слоном или тигром
за вознаграждение, - это наемные убийцы.
Лишенные любви к родным, жестокие, изменчивые - это отравители.
Странствующая монахиня, ищущая пропитания, бедная вдова, самоуверенная
брахманка, чтимая в (царском) тереме, пусть посе-щает семьи главных сановников.
Этим сказано и о бритых монахи-нях и женщинах-шудрах. Это бродячие шпионы.
Царь должен их направить каждого в своей стране к советнику, домашнему жрецу,
полководцу, наследнику престола, главному стражу ворот, охранителю терема,
начальнику лагеря, главному сборщику податей, хранителю государственной казны,
главному судье, военачальнику, градоначальнику, астрологу, надзира-телю за
собранием советников, блюстителю наказаний, охрани-телю крепости, охранителю
границ, начальнику лесных племен; шпионы должны иметь вызывающие к ним доверие
признаки - страны, одежды, ремесла, языка, семьи и должны удостовериться (в
отношении указанных лиц) в их преданности, пригодности к делу и усердии.
Публичным поведением (указанных лиц) пусть ведают (переодетые) наемные убийцы,
которые обслуживают (царский) зонт, чашу, опахало, обувь, сидение, носилки,
коней. О своих наблюдениях шпионы должны передавать в (свои) группы.
Отравители, переодетые поварами и кулинарами, банщиками, массажистами,
постельниками, брадобреями, ведающими туалетом, водоносами, скрывающиеся под
видом горбунов, карликов, горцев, немых, глухих, идиотов, слепых; актеры,
танцоры, певцы, рассказ-чики, сказители, акробаты и женщины - пусть они ведают
наблю-дением за внутренним (домашним) обиходом. О нем монахини должны сообщать в
(шпионские) группы.
Ученики, принадлежащие к определенным (шпионским) груп-пам, знаками и на письме
пусть передают сообщения шпионов, и пусть те группы не знают друг о друге.
В случае отказа во входе (в жилище) монахиням привратники один за другим,
шпионы, переодетые отцами и матерями, ремесленники, акробаты, рабыни при помощи
пения, чтения, музыки, тайно-писи, скрытой в ящичках, или знаков должны вывести
наружу (сообщение) шпионов. Или же происходит их выход тайком под пред-логом
долгой болезни или сумасшествия, поджога или отравления, или необходимости
испражниться.
В случае если показания трех (шпионов) сойдутся, им доверяют. В случае
повторного несовпадения показаний применяется тайное наказание или устранение
шпиона.
Шпионы, упомянутые в отделе "Об очищении от шипов", должны жить у врагов, на их
содержании, передвигающиеся же с целью шпионажа получают содержание от обеих
сторон.
Взяв их жен и детей в (заложники), пусть (царь) устроит, чтобы они сами получали
содержание с обеих сторон. Пусть (царь) считает, что они посланы врагом, и пусть
проверяет их чистоту подобными же людьми.
Таким образом пусть он сеет шпионов у врага, друга и владетеля смежной (с ним и
с врагом) страны и у нейтральных, а также среди их 18 видов должностных лиц.
Шпионы в их внутренних покоях - горбатые, кар-лики, евнухи, женщины, искусные в
ремеслах, немые и разного рода млеччхи.
В крепостях группа шпионов - купцы, вблизи кре-пости - святые и отшельники. В
царстве - земледельцы и отрекшиеся отшельники, на границе государства - живущие
в пастушеских стоянках.
В лесу должны быть сделаны шпионами лесные жи-тели, отшельники, представители
лесных племен и т.д. Все они, быстрые, составляют цепь шпионов для того, чтобы
знать происходящее у врагов.
И такие шпионы, поставленные врагом, должны быть опознаны подобными им - как
группы, сообщающие узнанное, и тайные, только тайно признаваемые.
Пусть он селит у границ, для распознавания шпионов врага, - (своих) главных
шпионов, заслуживающих дове-рия, выявленных на основании их действий через
преда-телей".
3
Говоря в целом,
согласно Артхашастре,
шпионаж против иностранных государств имел три вида: политический,
дипломатический и военный. Первый подразумевал попытку установления контактов с
недовольными элементами во враждебных государствах через особых эмиссаров и
использования их возможностей для сокрушения врага.
Дипломатический шпионаж осуществлялся послами и дипломатическими агентами при
иностранных дворах. Обязанности этих должностных лиц в мирное время включали не
только ведение переговоров, но и наблюдение за всем происходящим в царстве, где
они находились. Они должны были внимательно следить за всеми событиями, которые
прямо или косвенно оказывали влияние на интересы их родины.
Обсуждая
обязанности посланника, Каутилья говорит: "Посол должен подружиться с вражескими
военачальниками, которые контролируют главные дороги, границы, города и части
страны. Он должен сравнивать военные базы, деньги и материальные ресурсы,
необходимые для ведения войны, и крепости противника с теми, какими обладает его
господин.
Он должен выявить
размер и местонахождение крепостей и государств, а также особые укрепления и
уязвимые и неуязвимые места". Далее, "он должен при помощи сети шпионов в облике
аскетов или торговцев, или своих подчиненных, или шпионов, замаскированных под
врачей и еретиков, или через тех, кто получает деньги от двух государств,
выяснить природу интриг, преобладающих среди партий, поддерживающих своего
господина, а также заговоры враждебных группировок, понять лояльность или
нелояльность народа врагу, а также любые уязвимые точки.
Если нет
возможности для ведения разговоров, он может попробовать собрать необходимые
сведения, наблюдая за разговорами нищих, пьяных или безумных, за бормотанием
спящих, за знаками, которые пишутся в местах паломничеств и храмах, или
расшифровывая рисунки и тайные надписи". Таким образом, посол в древней Индии
был ничем иным, как почетным шпионом, действующим под прикрытием норм
международного права.
4
Военный шпионаж
состоял в использовании тайных агентов для сбора точной информации о военных
ресурсах враждебного государства, планах и перемещениях враждебных армий и
защиты собственного лагеря и армии от происков вражеских агентов.
В
Артхашастре
Каутилья говорит о шпионах, под видом купцов находящихся во вражеских
укрепленных городах; о шпионах, живущих в деревнях "под видом владельцев
отдельных домов"; шпионах, под видом пастухов и святых аскетов скрывающихся в
пограничных городах. Основное назначение этих агентов заключается в передаче
важных, имеющих военное значение сведений своему государю.
Далее Каутилья настаивает на использовании шпионов вместе с действующей армией в
лагере и боевых порядках. Здесь их задача состоит в том, чтобы поддерживать
боевой дух войска, возвещая о своих победах и поражениях врага. Кроме того,
Каутилья говорит, что шпионы, проститутки, ремесленники, певцы и пожилые офицеры
должны неусыпно следить за "чистым и нечистым поведением воинов".
Шпионы также должны постоянно тревожить врага,
способствовать раздорам в его стане, деморализовать вражеского государя, без
конца "капая ему на нервы": рассказывая о поражениях, потерях крепостей и
городов, наушничая о неблаговидных поступках чиновников и родственников, намекая
на предательство в ближайшем окружении и т.д. Вообще, в работе шпионов допустимы
все методы: ложь и подкуп, женские чары и нож убийцы...
Слабому государю, которому угрожает сильный сосед, Каутилья советует максимально
задействовать шпионов и развернуть "битву интриг" (мантра-юддха) или "секретную
битву" (кута-юддха). Его шпионы должны изучить все виды обмана, хитрости,
воровства, а также приемы подстрекательства.
Они должны сеять
панику, распуская ложные слухи, подрывать верность министров и военачальников
вражеского государя при помощи щедрых взяток и посулов. Основная идея подобных
тайных мер - сделать сильного соседа столь сильно занятым своими внутренними
неурядицами, чтобы он не смог выступить в поход.
Артхашастра советует государю при
захвате крепости вселять дух энтузиазма в своих воинов и запугивать население
вражеского государства при помощи тайных агентов, заявляющих во всеуслышание о
его всеведении, мудрости и близости со всемогущими богами. При этом шпионы
должны принимать обличия астрологов, гадателей, предсказателей, составителей
гороскопов, сказителей и т.д.
Чтобы придать этим
предсказаниям и заявлениям правдивость, шпионы должны использовать различные
трюки и уловки, призванные поразить впечатлительное массовое сознание. К таким
трюкам относится, например, пепельный дождь, сопровождающийся грохотом
барабанов, якобы исходящим с небес, организованный в день звезды, под которой
родился вражеский правитель.
5
Кроме того, тайные
агенты должны распускать слухи о
справедливости и милостивости наступающего государя, чтобы способствовать
привлечению населения вражеского государства на свою сторону. Каутилья советует
в изобилии снабжать деньгами, пищей и украшениями потенциальных сторонников во
вражеском стане. Таким образом, государь сможет создать партию сторонников во
вражеском городе или крепости и с ее помощью легко захватить эти стратегически
важные пункты.
Сведения о шпионаже в период Гуптов (начало IV в. - конец V в. н.э.) и позднее
чрезвычайно скудны. Однако имеющиеся данные позволяют предполагать, что в
основном использовались прежние наработки в этой области, а тайные агенты
применялись весьма широко, как в военных, так и в гражданских делах. Действия
шпионов в этот период становятся объектом внимания ряда пьес.
Например, в пьесе
"Лалита Виграхараджа-натака", написанной приблизительно в середине XII века в
честь царя Виграхараджадэва из Сакамбхари, часть которой сохранилась в надписи в
Аджмере, говорится, что шпион этого государя проник во враждебный лагерь
Хаммира, собрал там сведения о силах и планах его войск и передал их своему
господину.
В надписи о царе
Какатии Будрадэве упоминается о его шпионах, предоставлявших всю необходимую
информацию о царстве Бхимы, которое он собирался захватить. В таком тексте
приблизительно того же времени как "Дасакумарачарита" сообщается о шпионе,
действовавшем под видом аскета и таким образом добывавшем необходимые сведения о
боеспособности государства Малава для своего господина Раджахамсы, царя страны
Магадха.
В пьесе
"Раджатарангини" неоднократно упоминаются особые тайные агенты, именуемые
"тиксна" и используемые по большей части для совершения тайных убийств. В одном
месте этого текста рассказывается о том, как влиятельный человек по имени
Лалитадитья-Муктапида нанял их для убийства царя Гауды. В другом эпизоде тиксна
устраивают заговор с целью убийства предводителя мятежников.
Еще в одном месте
мы читаем, что принц Нарса с помощью тиксна попытался отправить на тот свет
своего собственного отца, правда, эта операция успехом не увенчалась.
По-видимому, тиксна представляли собой своеобразные диверсионно-террористические
группы, обладавшие чрезвычайно высокой подготовкой в такой специфической области
как физическая ликвидация высокопоставленных лиц при помощи тайных мер. Впрочем,
собственно об их приемах и уловках почти никаких сведений мы не имеем.
Древнеиндийские теоретики шпионажа неустанно подчеркивают, что государь должен
использовать шпионов не только для выведывания секретов врага, но и для
сохранения собственных секретов в тайне от недругов. Соответственно, уже в
древнейший период в Индии были разработаны приемы выявления и ликвидации
вражеских агентов.
6
Уже упоминалось,
что царь Ланки Равана неоднократно посылал шпионов в лагерь Рамы с заданием
раскрыть его военные планы. В "Рамаяне" сообщается, что Равана направил посла к
Сугриве с предупреждением, чтобы тот не вмешивался в конфликт. Однако этот посол
был заподозрен в шпионаже. Тогда Ангада, один из главных сторонников Рамы,
заявил: "Сдается мне, он не посол, а шпион, подосланный разузнать о наших силах
и планах.
Поэтому его нужно
немедленно схватить и ни в коем случае не позволить вернуться в Ланку". После
этого посол был тут же арестован и нещадно избит. Но позднее он был все же
отпущен Рамой на том основании, что основной его функцией было все же
посольство, а не шпионаж.
Несколькими главами
далее мы узнаем, что тот же Равана направил двух агентов в лагерь Рамы, чтобы
сделать точный подсчет сил, оружия и снаряжения врага. Но и они были схвачены и
доставлены к Раме и "уже утратили надежду на жизнь", т.е. казнь для них была
неминуема.
После этого
неудачливый Равана опять подослал своих шпионов в наступающую армию противника,
но и их схватили "контрразведчики" Рамы. После "ареста" их жестоко избили, но, в
конце концов, отпустили. По возвращении к своему господину они донесли об
обращении с ними во вражеском плену.
При этом один их
них сообщил: "Едва я проник во вражеский лагерь и начал наблюдать за вражеской
армией, как меня тут же раскрыли. Обезьяны (армия Рамы состояла из обезьян) в
ярости избили меня ногами, кулаками, ладонями, искусали меня. Они вытащили меня
на середину войска и, когда через некоторое время меня привели к Раме, все мои
члены истекали кровью, а чувства притупились".
7
Средневековая
повесть "Манимекхалай" зафиксировала еще одну расправу над захваченным в плен
шпионом. Этот случай произошел в период войны между принцами Васу и Кумара,
которые были по рождению кузенами и правили соответственно в Симхапуре и Капиле
в плодородной земле Калинге. Война эта была весьма кровопролитной. Однажды купец
по имени Сангама отправился в Симхапуру продавать драгоценности и другие товары.
Во время этой
деловой поездки, он был схвачен Бхаратой, полицейским чиновником Симхапуры, и
доставлен к принцу как шпион. По высочайшему повелению, Сангама был обезглавлен.
Впрочем, такая кара, так сказать, еще "семечки". В пьесе "Раджатарангини"
сообщается, что несколько тиксна, захваченных врагами, были в буквальном смысле
разорваны на кусочки.
Таким образом, против вражеских шпионов принимались крайне жестокие меры. Но
наказание все же во многом зависело от личных качеств и настроения государя или
его чиновников, принимавших решение по делу.
Впрочем,
официальное обвинение удавалось вынести далеко не всегда. Та же "Рамаяна"
свидетельствует, что подчас толпы "правоверных", охваченные яростной
шпиономаией, сами расправлялись с подозреваемыми в шпионаже, что называется, без
суда и следствия.
Физическое устранение вражеского владыки
Подобраться с целью убийства к враждебному царю, окруженному сотнями
телохранителей, для шпиона было очень и очень трудно. Но вместе с тем, его
умерщвление могло принести немедленную победу, так как государство, лишенное
правителя, подобно колоссу на глиняных ногах - чуть толкни его, и он рассыплется
на мелкие кусочки.
Индийская история
знает множество случаев, когда владыку государства, потерявшего бдительность,
отправляли на тот свет убийцы, затесавшиеся в его окружение. Нередко в этой роли
выступала ... законная супруга царя!
Так царя страны
Калинга убил его родной брат Вирасена, спрятавшись в покоях царицы. Почти таким
же образом царя Карушу, повелителя страны Каруша, умертвил его родной сын,
спрятавшийся в постели матери. Одна царица убила своего мужа царя Каши, смазав
зерно ядом под видом меда. Другая кольцом с ноги, смазанным ядом, убила
"властителя страны лесных жителей" Вайрантью.
Еще одна отправила
к праотцам царя Парантапа, государя страны Саувира, при помощи драгоценного
камня пояса. "Любящая супруга" царя Джалутхи из страны Айодхья укокошила
"любимого" зеркалом. А государя Видуратху "дама сердца" заколола кинжалом,
скрытым в косе, прямо на ложе любви. И это список далеко-далеко не полон!
В Артхашастре мы
находим описания десятков способов, как подобраться к государя и потихоньку
лишить его жизни. Согласно Каутилье, царя нужно заманить в ловушку. При этом он
рекомендует использовать игру на суевериях, вере в богов, когда шпион-убийца
фигурирует в роли великого мудреца, волшебника и провидца.
2
Так в
Артхашастре
говорится, что шпион в облике святого аскета вместе со многими учениками из
числа носящих косы подвижников должен поселиться поблизости от вражеской столицы
и выдавать себя за 400-летнего мудреца. Затем его "ученики" путем подношений
корней и плодов должны побудить сановников и самого государя к посещению святого
старца. Когда же он, наконец, удостоится аудиенции у царя, он должен
рассказывать ему о правителях прежних времен, об их землях и отличительных
особенностях, коим он сам якобы был свидетелем.
При этом он должен
говорить так: "На исходе каждого столетия я вхожу в огонь и вновь делаюсь
молодым. Теперь здесь в вашем присутствии я в четвертый раз войду в огонь. При
этом я непременно должен оказать вам почести и исполнить все ваши желания при
помощи моей сверхъ-естественной силы. Выбирайте 3 вещи, которые вам хотелось бы
обрести".
Если царь пойдет на
это, тайный агент должен сказать: "В течение 7 ночей царь должен пре-бывать
здесь с женою и детьми, устраивая представления и жертво-приношения". И когда
царь будет пребывать в пещере "святого", на него нужно напасть и умертвить.
В другом случае шпионам-убийцам рекомендовалось продемонстрировать пару-тройку
чудес, чем привлечь к себе внимание сановников и самого царя враждебного
государства. Например, шпион все в том же обличии аскета, окруженного
многочисленными учениками, мог воткнуть в муравейник бамбуковую трость,
пропитанную кровью козла и обсыпанную сверху золотым порошком, или золотую
трубку, что должно было привлечь множество муравьев.
После этого
враждебному государю сообщали: "Такой-то святой волшебник знает о кладе, который
постоянно увеличивается". Когда же заинтригованный царь являлся в это место,
чтобы разузнать подробности, "святой аскет" говорил ему, что это действительно
так, и показывал как доказательство трость или трубку.
Кроме того, он мог
спрятать в этом месте еще больше золота и объявить: "Этот клад стережется
драконами и его можно присвоить лишь путем поклонения им". Если царь соглашался
совершить поклонение, его уговаривали остаться там на 7 дней и в итоге убивали.
3
Шпионы могли также
донести вражескому государю, что где-то объявился аскет-волшебник - переодетый
шпион, который способен по ночам испускать из себя огонь и предсказывать
будущее. Если государь просил этого "аскета" о чем-либо, по-следний изъявлял
свою готовность выполнить все пожелания, но требовал, чтобы государь оставался с
ним в течение 7 ночей, во время которых его и отправляли в мир иной.
Если же добраться до царя напрямую при помощи таких хитростей не удавалось,
использовались многоходовые комбинации. Так для начала шпион, действовавший под
видом волшебника, входил в доверие к сановникам государства, заставлял их
со-вершать жертвоприношения в честь особенно чтимого местного божества и
старался постепенно привлечь к этому и са-мого государя, чтобы умертвить его при
первой же возможности.
В случае необходимости шпион мог предстать и в роли бога Варуны или царя
драконов, обитающего в воде, и разыграть театральное действо, во время которого
обманутый пышным представлением царь вполне тривиально убивался посредством ножа
или яда.
Вообще индийские шпионы нередко прибегали к довольно таки пошлым хитростям,
разыгрывая какое-нибудь "чудо". Например, они могли, взобравшись ночью на
священное дерево неподалеку от города, начать окуривать его трубками из камыша
или сучьями в горшках, бормоча при этом: "Мы пожрем мясо государя и его
сановников". Другие агенты под видом кудесников или толкователей знамений
сообщали об этом "непонятном" явлении во дворец.
Шпионы, тела которых были натерты воспламеняющимся маслом и наряженные водяными
змеями, могли также залезть ночью в священное озеро или пруд и начать стучать
копьями и железными булавами и выкрикивать хулу и угрозы в адрес правительства,
изображая разозленных духов.
Или же в облике
демонов, одетых в медвежьи шкуры и испускающих огонь и дым, они могли ходить
вокруг города, оставляя его слева (знак несчастья) и бормоча угрозы, вставляя
слова между постоянным лаем и воем.
Они могли также
поджечь ночью изображение божества святилища, полив его воспламеняю-щимся маслом
или покрыв воспламеняющейся тканью; при помощи крови баранов и других животных
изобразить истечение крови у изображений особенно чтимых божеств. Причем
"невидимки" стремились оповестить об этих происшествиях, знаменующих поражение в
бою, как можно больше людей.
4
Артхашастра рекомендует также, чтобы
шпионы в новолуние или в полнолуние придавали нахо-дящемуся перед местом
сожжения трупов святилищу такой вид, будто в нем находятся люди, верхняя часть
тела которых съедена. Затем агент, переодетый ночным демоном, должен был
потребовать человеческого мяса. Если же какой-нибудь герой решался пойти
посмотреть на демонов, его убивали железными булавами так, чтобы стало известно,
что он убит демонами.
Обо всех этих
чудесных явлениях шпионы-"очевидцы" должны были сообщать государю, а другие, под
видом кудесников и толкователей знамений, говорить о необхо-димости
искупительных жертв для умиротворения духов, утверждая, что в противном случае
государя и его страну постигнут величайшие бедствия.
Если царь
соглашался с этим, они объявляли, что он должен лично в течение 7 ночей
совершать жертвоприношения и произносить заклинания. И когда царь оставался один
на один с "демонами", последние в своей необузданности его умерщвляли.
В ряде случаев шпионы могли действовать под видом купцов, продающих скакунов. К
этой уловке прибегали тогда, когда было точно известно, что царь столь сильно
любит верховую езду и породистых лошадей, что не сможет удержаться, чтобы не
посмотреть на первоклассный товар, который эти псевдо-купцы предлагали. Когда
царь являлся на конюшню и был всецело поглощен осмотром коней в толпе его можно
было легко заколоть или устроить так, чтобы его растоптали лошади.
Согласно Артхашастре,
было возможно также, чтобы надзиратели за лесами для сло-нов соблазнили
враждебного государя, большого любителя слонов, принять участие в охоте на
какого-то необычайного слона. Во время охоты они завлекали царя в
труднопро-ходимое место, где можно было следовать только по одному, и
умерщ-вляли или похищали его. "Все это относится в равной мере и к любителю
охоты", - утверждает трактат.
Если вражеский государь был несуеверен и не поддавался на выше перечисленные
уловки, нужно было найти какие-то другие способы воздействия на него. Например,
если он был охотником до денег и женщин, его можно соблазнить при помощи богатой
вдовы или исключительно красивой молодой женщины, которая могла явиться к нему
якобы для вручения наследства или залога. Если враждебный государь попадался на
уловку и приходил на ночное свидание, там его ждала засада, надрессированных
киллеров.
5
Вообще тайные
агенты должны были быть готовы воспользоваться малейшей возможностью, чтобы
пырнуть правителя кинжалом или подсыпать в его кубок смертельного яда.
В
Артхашастре на
этот счет говорится: "В тех местах, где государь сам смотрит на представле-ние,
там, где он веселится во время процессии или на воде, во время чтения хвалебных
гимнов и т.д., при совершении обрядов и жертвоприношений, во время празднеств,
во время церемоний, совершаемых для благо-получия рожениц, в честь усопших или
для предотвра-щения болезней, в случаях общей радости, скорби и опасности; там,
где государь, полный доверия, беспечно идет на празднество своих людей, там, где
его телохрани-тели не присутствуют постоянно, в ненастную погоду или при больших
скоплениях народа; в случае, если он заблу-дится, явится на пожар или окажется в
безлюдном месте, - шпионы могут умертвить его ..., подступая к нему, завлекая
его одеждами, украшениями, венками, ложем, сидением, остатками опьяняющих
напитков и еды или музыкальными инструментами, на которых они играют. Они должны
действовать вместе со шпионами, подосланными ранее к врагу".
Кроме того, шпионы должны были подготавливать нападения на царя в тех местах вне
дворца, где он появлялся довольно регулярно, например, в местах пребывания
святых волшебников, аскетов или священных деревьев, святилищ и изображений
божеств. Через специально подготовленные тайные двери и подземные ходы они
подбирались к правителю и наносили ему разящий удар в спину.
Яд - оружие убийцы
Пожалуй, среди всех видов оружия нет более согласующегося с профессией шпиона,
чем яд. Древние индусы знали сотни ядов способных умертвить, усыпить врага или
вызвать у него тяжелую болезнь. Применению ядов в
Артхашастре
уделено огромное внимание. Познакомим читателей с некоторыми экзотичными
рецептами.
Артхашастра сообщает состав многих
ядов, способных мгновенно умертвить человека. Так среди них фигурируют такие
препараты как 1) порошок, изготовленный из (кожи) пестрой лягушки, мочи и
испражнений, куропатки, 5 предметов, принадлежащих растению куштха, стоножки, 2)
яд скорпиона, 3) яд "от известной породы червей", 4) яд из "растений с сотней
корней" (Phyalis flexuosa), 5) порошок из чеснока, из ящерицы, живущей в дровах,
6) порошок из домашней ящерицы, ужа, червя криканака, "вонючего червя", и "яда,
уби-вающего коров".
Все эти вещества,
смешанные с соком бхаллатака (род чернильного дерева - Semecarpus anacardium) и
авалгука (Vernonia anthelminthica) убивают в одно мгновение. В
Артхашастре
говорится, что не менее ядовит и дым, выделяющийся при сжигании этих
"дьявольских смесей". Трактат также утверждает, что если "сжигать любое из
указанных насекомых вместе с черной змеей и растением приянгу (род проса -
Panicum italicum), то эта смесь спо-собствует иссыханию тела или, как говорят,
убивает на месте".
Вообще, применение ядовитых дымов было в Индии довольно популярно, особенно при
столкновении с большим вражеским отрядом. Так, согласно
Артхашастре,
дымы от стовидной грязи, от яда скорпиона, от средства для отравления лошадей,
от растения катутумби (вид горькой тыквы или огурца) и от рыб в смеси с дымом от
растений мадана (род колючей яблони - Phaseolus radiatus), кодрава (Paspalum
scrobiculatum), от стеблей растения, дающего касторовое масло, или палаша,
умерщвляют все на своем пути.
Дым аналогичного действия можно было получить и из мочи и испражнений голубей,
лягушек, хищников, слонов, людей и свиней, железного купороса, растения хингу
(Asa foatida), отрубей, кусочков стеблей и зерен ячменя, семян хлопкового
растения, горного жасмина и кошатаки (Luffa pentandre), корней растений
гомутрика (букв. "коровья моча"; вид красного растения тамбуду) и бханда
(бханди; Rubia munjista или Hydrocotyle asiatica), а также из истолченных
растений нимба (Nimba meria), шигхру (род морского растения - Moringa
pterygosperma или Hyperanthera morunga), пханирджака (род травы, считающейся
священной среди вишнуитов), акшиба (Careya arborea или Salvadora persica) и
пилука (Salvadora persica), из кожи змей и самок карпов, порошка из ногтей и
бивней слонов в соединении с дымом, полученным от сжигания стеблей мадана и
кодрава, и со стеблями от растения, дающего касторовое масло, и растения палаша.
2
Индийским киллерам
были знакомы и методы "отсроченной смерти", вызываемой применением особых,
медленно действующих ядов. Так, корни растения дхамаргава и ятудхана
(неизвестный вид растения), смешанные с порош-ком из цветов бхаллатака, вызывают
смерть через полмесяца после приема.
Корень растения
вьягхатака (Luffa foetida), смешанный с порошком из цветов бхаллатака и
соединенный с препаратом из указанных насекомых, убивает через месяц. Причем,
трактат подчеркивает, что даже ничтожной дозы этих ядов вполне достаточно, чтобы
умертвить человека. В больших же количествах они способны свалить осла, лошадь,
верблюда и даже слона.
Помимо смертоносных отравляющих веществ в
Артхашастре описаны ослепляющие ядовитые дымы,
разного рода опьяняющие вещества, яды, вызывающие различные болезни, и т.д.
В завершение разговора о ядах стоит упомянуть о способах их применения. На этот
счет в Артхашастре
говорится следующее: "Их следует вводить в тело врага или в предметы его
потребления, пользуясь для этого услугами женщин и мужчин, знакомых с этим
делом, варварского происхождения, имеющих вид горбатых, карликов, уродов,
глухих, немых, слабоумных или слепых. Место применения яда, одежда отравителя,
его образ действий и вместилище яда не должны возбуждать подозрения".
Шпионская магия
На фоне здорового цинизма в религиозных вопросах, когда священникам
рекомендовалось использовать обман для поддержания веры в людях и увеличения
даров и жертвоприношений, кажется странным, что индийские киллеры большое
внимание уделяли различным колдовским обрядам и церемониям. Тем не менее, в
Артхашастре
таких магических процедур описано несколько десятков.
Например, для умерщвления врага рекомендовалось закопать на три месяца в землю
сосуд, имеющий форму верблюда, в который нужно было положить ящерицу вместе с
красными и бе-лыми горчичными семенами. Затем его должен был извлечь человека,
осужденный на смерть. Индусы верили, что эта ящерица способна умертвить все, на
что посмотрит. Точно также можно было использовать и черную змею.
Приведем еще некоторые рекомендации: "Если молния зажжет древесный уголь,
который не пылает, и если его разжечь при помощи дров, также зажженных молнией,
то огонь от этого, будучи применяем в жертвоприношениях в честь Рудры (божество
грома, которое в ведическую эпоху было тесно связано с Индрой, а позднее стало
отождествляться с Шивой) во время созвездий Криттика (название 3-го лунного
созвездия, состоящего из 6 звезд - Плеяды) и Бхарани (название 7-го лунного
созвездия, состоящего из 3 звезд) и употребленный против врага, неотразим".
Индийским шпионам были знакомы тайны различных препаратов, позволяющих
притуплять чувство голода и жажды, снимать усталость и восстанавливать силы, и
т.д. Наряду с этими, вполне реальными рецептами, встречаются вещи и весьма
экзотичные, например, средство для разбивания цепей: "Если мелко растолочь
мускусную крысу, трясогузку и насекомое, вызывающее чесотку, и (приготовленный
таким образом порошок) смешать с лошадиной мочой, то получается средство для
разбивания цепей".
2
Не менее
оригинально выглядят и рецепты волшебной невидимости. Вот один из них: "После
трехдневного поста, в день созвездия Пушья, следует при-готовить порошок из глаз
собаки, кошек, сов и летучих собак двоя-ким образом (т. е. из правых и из левых
глаз отдельно). Затем сле-дует натереть глаза (таким порошком) надлежащим
образом. Сделавший это получит способность двигаться невидимым и без тени".
Помимо всяческих "алхимических" действ, индийские "воины ночи" использовали и
различные заклинания, якобы делавшие шпиона невидимым для вражеских глаз. В
Артхашастре одно
из них выглядит следующим образом:
"Я восхваляю Вали, сына Вирочаны, Шамбару, обла-дающего сотней разных колдовских
средств, а также Бхандирапаку, Нараку, Кумбху и Никумбху.
Я восхваляю Девалу, Нараду, и восхваляю Саварнигалаву. При их помощи я погружаю
себя в глубокий сон.
Подобно тому как спят удавы и как спят чамукхалы (?) - так пусть спят и люди,
все любопытные в данном селении.
Я проникну в этот дом с тысячью разной утвари и с сотней повозок. Пусть остается
в покое вся утварь.
Привязав своры собак, совершив поклонение Ману, а также божествам в мире богов,
брахманам в мире людей, великим волшебникам и аскетам с горы Кайласы, - всем,
кто имеет способность достигать цели, - я поверг тебя в великий сон.
Когда я приближаюсь, - пусть удаляются толпы людей. Алите, Валите, Манаве
сваха".
3
Этими колдовскими
стихами, согласно Артхашастре,
следует пользоваться так: "После трехдневного поста, в 14-й день темной половины
месяца, когда созвездие Пушья находится в противостоянии, следует купить у
женщины (смешанной касты) швапака кусок мяса землеройки, (которым питаются люди
указанной касты).
Этот кусок вместе с
бобами следует положить в корзинку из камыша и закопать на месте сожжения,
которое не было осквернено. На следующий 14-й день (закопанное) следует вынуть,
заставить молодую девушку приготовить из этого муку, а из последней - пилюли".
Если над одной из этих пилюль прочесть вышеуказанное заклинание и бросить ее в
определенное место, все находящиеся в доме, куда должен прокрасться шпион, будут
по-вергнуты в сон.
При чтении такого выдающегося наставления по шпионажу как Артхашастра нельзя не поразиться
полноте освещения предмета. Здесь и рекомендации по отбору шпионов, и описания
способов проверки честности и преданности собственных чиновников, меры по
тайному разрушению враждебных союзов, способы устранения неугодных элементов,
яды, заклинания и т. д и т.п.
Сравнение
Артхашастры,
например, со знаменитой "энциклопедией" нин-дзюцу "Бансэнсюкай", показывает, что
древнеиндийский памятник мало в чем уступает выдающемуся произведению японских
"невидимок", а кое в чем даже превосходит его, будучи при этом на целых полторы
тысячи лет старше!
Вместе с тем,
индийское искусство шпионажа остается практически неизвестным широкому читателю.
Хочется надеяться, что настоящая публикация послужит отправной точкой в
исследовании его истории, теории и практики
--------------
впервые
опубликовано в журнале "Кэмпо" 1/98 под псевдонимом "Михаил Алексеев"
Index
www.pseudology.org
|
|