Московский общественный научный фонд;
ООО "Издательский центр научных и учебных программ", 2000
Николай Владимирович Греков
Русская контрразведка 1905-1917 гг: шпиономания и реальные проблемы
Введение
Николай Владимирович ГрековОбманутая двадцатым веком Россия пытается ныне нащупать ту тропинку, которая вывела бы ее из тыла на праздник "богатых и счастливых". Никто не спешит ей на помощь. Она должна будет пройти свой путь в одиночестве. Изучение прошлого вряд ли поможет избежать повторения прежних ошибок. И все же, знание истории полезно, хотя бы тем, что позволяет трезво оценивать настоящее.

История дореволюционной контрразведки - интересная, но трудная для изучения тема. Ей посвящено мало научных работ. Во всяком случае - мало опубликовано. Зато имеется изрядное число произведений художественной литературы, в которых героями выступают контрразведчики. У этих работ есть важный, с точки зрения историка, недостаток: писательская фантазия уводит читателей прочь от реальности.

Литераторов, использующих сюжеты из прошлого русских cпецслужб, можно условно разделить на две группы. К первой - относятся, преимущественно, отечественные писатели, склонные восхвалять и всемерно преувеличивать достоинства таинственно-всесильных "органов". Вторую группу составляют зарубежные авторы, которые, наоборот, стараются представить русскую разведку и контрразведку дорогостоящими и бесполезными организациями, как правило, неспособными противостоять британским, немецким и прочим (в зависимости от национальной принадлежности caмогo писателя) разведкам.

В обоих случаях мы имеем дело с мифотворчеством и, причем, далеко не безобидным. Смысл мифов, рожденных недоброжелателями, понятен без комментариев, но и не в меру "патриотические" мифы не стоит приветствовать. Легенды об извечном могуществе русских спецслужб - как бы они ни назывались в разные исторические эпохи - укрепляют в общественном сознании ложную веру в сверхестественную автономность и неиссякаемость запаса их прочности, которые якобы позволят им сохранить силы, невзирая ни на какие ломки и перестройки государственной системы. Между тем контрразведка представляет собой очень сложный и поэтому хрупкий инструмент, на создание которого потрачены силы поколений и который, как показал опыт завершающегося столетия, очень легко может быть разрушен самим же государством.
 
В этой книге нет сенсационных разоблачений и неожиданных открытий (во всяком случае автор их не предусматривал), кроме, может быть, одного: русская контрразведка в дореволюционный период своего развития не являлась монстром, возвышавшимся над государственным аппаратом империи. Она была всего лишь одной из царских спецслужб, малочисленной и не самой сильной, с весьма ограниченными правами и зависимая от благосклонности к ней прочих государственных структур.

Данная работа посвящена истории формирования и деятельности службы военной контрразведки с 1905 по 1917 гг.
 
2
 
В центре внимания находятся три главные проблемы: выработка военным ведомством и МВД оптимального варианта организации контрразведывательной службы, поиск наиболее эффективных методов борьбы со шпионажем, влияние характера межведомственных отношений на эффективность мер по выявлению и пресечению деятельности иностранных разведок в России.
 
Эти проблемы исследуются как бы на трех уровнях: общероссийском, межрегиональном - в рамках Азиатской России и региональном - на примере Сибири. Подобная градация позволяет сочетать изучение основных направлений правительственной политики в области борьба со шпионажем и действия местных властей по решению соответствующего комплекса теоретических и практических задач{1}.

Сибирь не случайно выбрана в качестве базового региона для исследования. Дело в том, что после усиления военных позиций Японии на континенте, возросла роль Сибири в оборонительных планах русского Генерального штаба. Далее. Побочным результатом политики соглашений и балансирования, проводимой царским правительством до 1912 года, стал явно обозначившийся интерес разведок крупнейших мировых держав к изучению военно-политической обстановки на азиатских окраинах России, в том числе и в Сибири.
 
Наконец, далекая от потенциальных, а затем - и действительных фронтов - Сибирь представляет собой идеальный объект в плане изучения процесса складывания регионального механизма координации действий военных органов, охранных отделений Департамента полиции, жандармских управлений и общей полиции в сфере борьбы со шпионажем. Этот процесс не ускоряло мобилизующее воздействие близости границ с потенциальным противником, подобно тому, которое влияло на поведение властей западных военных округов. С другой стороны, расслабляться властям Сибири не позволяли периодически получаемые доказательства присутствия иностранных разведок в регионе.

3
 
Хронологические рамки работы охватывает период с окончания русско-японской войны до падения монархии в России. Неудачная война 1904-1905 гг. и последовавшая за ней революция заставили самодержавие внести изменения во внешнюю и внутреннюю политику, провести реформы в армии. В процессе реформ была создана служба военной контрразведки. Революционный взрыв 1917 года привел к распаду российских спецслужб.

В исторической литературе тема "Русская контрразведка", как предмет специального исследования, отражена крайне слабо. Те немногочисленные работы (в основном журнальные статьи) о русской контрразведке, что были опубликованы в последние годы, практически невозможно разделить по проблемным или оригинальным авторским подходам. Все они преследуют единственную цель: передать читателю максимальное количество информации, извлеченной автором из архивов, и таким образом хотя бы частично заполнить эту "лакуну исторического сознания"{2}.

Но в этом и большое преимущество новаторской темы. Изучение истории спецслужб сегодня идет на основе накопления и анализа фактического материала, а не синтеза и переосмысления устоявшихся научных концепций, что повышает объективность исследовании, хотя в известной степени лишает их теоретической глубины.

Предлагаемая вниманию работа основана на изучении преимущественно архивных материалов из фондов Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА). Архива внешней политики Российской империи (АВПРИ), государственных архивов Омской, Томской и Новосибирском областей (ГАОО), (ГАТО), (ГАНО). Были использованы также сборники документов, мемуары видных политических и военных деятелей того времени.

Автор выражает глубокую признательность профессору Богатурову А.Д. за неоценимую помощь в подготовке работы.

Содержание

Шпиёны

 
www.pseudology.org