Максим Филандров: Петербург - Париж - Петербург
гипертекстовая версия
Прежде чем рассказать о Максиме, обычном 22-летнем студенте географического факультета Петербургского госуниверситета, нужно рассказать о его необычной семье. Великий русский ученый - географ, академик Лев Семенович Берг - прадед Максима. Знаменитый генетик, снискавший себе мировую славу, Раиса Львовна Берг - его бабушка. Мама Максима - ученый-биолог.
 
В 70-х годах доктор наук Раиса Берг активно участвовала в правозащитном движении вместе с академиком Сахаровым. При выборе - арест или эмиграция, она предпочла уехать и продолжать заниматься наукой. Так семья оказалась за границей, а петербуржец Максим в возрасте полутора лет стал парижанином. Однако через 18 лет почему-то вернулся в Петербург. Загадочная история...

- Максим, хорошо помню твое высказывание в возрасте 12 лет, после первой поездки в Россию: "Мамочка, как я тебе благодарен, что ты увезла меня отсюда". И вдруг ты - в Петербурге

- Я до сих пор думаю, что это было правильно. А теперь я уже себе благодарен, что вернулся. Это тоже правильное решение.

- Но это очень необычно - из Парижа в Петербург, на постоянное житье. Наверное, ты один такой?

- Я вообще-то не француз, а русский, у меня двойное гражданство. Более того, желающих вернуться в Россию среди детей французской эмиграции очень много. Может быть, я просто один из первых.

- Но объясни, почему?

- Люди себя ищут. А найти себя легче подальше от родителей, на их родине. Нужно расстояние. Петербург очень притягивает своей красотой, загадкой, своим возрождением. Тут очень много движения в музыке, в искусстве, в науке. Духовно город живет богаче, чем Париж. С каждым годом это заметно все больше и больше, жизнь очень быстро развивается. Есть все предпосылки, и политические, и экономические, чтобы ситуация в городе и стране улучшалась. Очень обнадеживает появление молодых политиков в правительстве, в местной администрации.

- Семья довольна, что ты тут учишься?

- Это мое личное решение. Все были против, все отговаривали - и друзья, и мама, и папа. Все боялись, говорили, что это неразумно, никому не нужно... Но объективно - во Франции по моей специальности учат хуже, чем здесь. Мой прадедушка организовал этот факультет географии и геоэкологии, был основателем кафедры физической географии. Как бы по традиции я на эту кафедру сейчас перевожусь. Бабушки, дедушки, мама - вся моя семья связана с университетом. Однако с кафедрой экономгеографии меня отчислили, несмотря на приличную успеваемость. Довольно комичная история.

- За что?

- Мне кажется, по причине идеологических разногласий. Дело в том, что кафедру возглавляет бывший депутат СССР, очень близкий к Зюганову человек, пожалуй, больше политик, чем ученый. В первый день, когда я к нему пришел, он сказал: "Отличный будет кадр для дальнего зарубежья". Я еще не успел открыть рот, а меня уже назначили в разведку. Но постепенно он узнал про мою семью - кто Раиса Львовна, кто Лев Семенович Берг, прочел западное издание книги воспоминаний Раисы Львовны "Суховей" (которая сейчас публикуется в России) и сильно изменил свое отношение ко мне.
 
Довершило историю то, что и его, и меня пригласили в Париж на международную конференцию по географии, но поехать он не смог. Я предложил преподавателю, что переведу его доклад на французский и прочту на этой конференции. Это его страшно оскорбило, и когда я вернулся из Парижа, мне было предложено искать другого руководителя. Я с большим удовольствием прешел на другую кафедру.

- Как к тебе относятся студенты и преподаватели, ты же уникум - русский парижанин в Петербурге

- Работаю над российско-французскими межуниверситетскими контактами. Но отношения непростые. Я натолкнулся на непонимание и решительное неприятие многих. Непонятное раздражает людей - как так, из Парижа в Петербург, а не наоборот. За что и получил прозвище "дурак". Большие коллективы редко бывают добрыми. Но индивидуально, по одному, а не хором - люди относятся очень хорошо и заинтересованно.

- А дальше как ты планируешь свою жизнь?

- Четвертый курс университета, потом пятый, потом диплом. Дальше придется служить в армии.

- Как служить? В какой армии?

- Во всех армиях сразу служить нельзя, придется выбрать. Я, как патриот своей родины, предложил Российской армии, чтобы меня призвали, но они от меня отказались. Я хотел служить стране, как любой человек, выполнить свой гражданский долг по Конституции РФ - получить альтернативную гражданскую службу. Офицеры военкомата не знали об этой статье Конституции России. Когда я им объяснил, они от меня отказались.

- А по французскому законодательству сколько служат в армии?

- На действительной службе 10 месяцев, на альтернативной - полтора года. Я еще вхожу в призывной возраст, а через два года после меня уже призывать не будут, обязательный призыв отменяется. У меня долг перед Францией - там я прожил 18 лет своей жизни. Я еще окончательно не решил этот вопрос - где служить.

- А пока ты на экологической службе? Для чего эти рации, рюкзаки в твоем доме?

- Это служба, организована моим другом из Петрозаводска. Сейчас они уже заканчивают Университет. Называется она СПОК - студенческая природоохранная организация Карелии. Занимается борьбой с браконьерами и экологическими мероприятиями.

- Эта работа оплачивается?

- Нет, она добровольная, сейчас это самая серьезная природоохранная служба Карелии. Ей помогают международные организации, появились деньги на снаряжение и оборудование. В августе собираюсь с ними в экспедицию. А в сентябре буду организовывать научную видеоконференцию Париж - Петербург.

- Что это за проект?

- Инициатор его - Французский национальный центр научных исследований (СНС), эквивалент [?] Академии наук РФ. У них есть лаборатория под названием "Имаж медиа". Она участвует в организации ежегодного фестиваля на Эйфелевой башне. В этом году он будет в конце сентября или в начале октября.
 
14-й фестиваль "Изображение и информация" собирает множество ученых и просто заинтересованной публики вокруг современных технологий. Бернар Леже, руководитель лаборатории СНС, обратился ко мне с просьбой организовать видеомост с Петербургом по двум направлениям: видеомост между Лувром и Эрмитажем, на тему методики реставрации картин и на тему движения в искусстве. Общая тема фестиваля в этом году - движение.

- Что это за технология, кто сможет ее увидеть? Это ведь не телевидение?

- Нет, скорее, это компьютерная технология. По кабелю можно передавать изображение и информацию. Во Франции это называется визиоконференции, что-то вроде телемоста, только на небольшую аудиторию с отдельными видеокамерами и компьютером для каждого человека.

Вторая видеоконференция будет четырехсторонняя - Монако, Венеция, Париж и Петербург. Тема - качества и движение воды. Экологическая, географическая тематика и даже шире - вода как основа жизни. Дословный перевод названия: "Вода во всех своих проявлениях и состояниях".
 
В Париже мероприятие пройдет под руководством Национального музея естественной истории, со стороны Петербурга будет кафедра океанологии Университета, которая занимается феноменом и характеристиками глубинных течений Мирового океана.

Участвует также океанографический музей Монако, профильные организации Венеции. Все это состоится 11 октября. А 27 сентября - конференция Лувр - Эрмитаж. Между ними происходят очень интересные вещи. Французский институт в Петербурге и его глава Оливье Гийом (он директор "Альянс Франсэз" и атташе консульства Франции по культуре, замечательный человек, имеющий не очень большие возможности, но делающий удивительно много) узнал, что мы это готовим и взял видеоконференцию под свой патронаж как пример добрых франко-русских отношений.
 
Мероприятие приурочено к официальному визиту президента Ширака в Петербург. Президент вместе с академиком Пиотровским откроют видеоконференцию, это будет символ вхождения России в Европу с помощью новых технологий. МИД Франции изыскивает средства, чтобы установить в Эрмитаже постоянный узел международной видеосвязи, который позволит Эрмитажу получить постоянный доступ ко всем банкам данных музеев мира.

- Почему же обращаются к тебе, ты специалист по этим технологиям?

- Нет, я просто звено в российско-французских отношениях. Ко мне обращаются разные люди во Франции и в России, чтобы связывать их. Готовлю много программ, о некоторых еще рано говорить, они пока в черновиках. Существует международная программа при ООН с труднопереводимым названием: "Программа человеческих аспектов глобальных изменений окружающей среды".
 
Уже 25 стран подключено, в каждом государстве создается национальный комитет этой программы, секретариат которой находится в Бонне. Работаю над созданием регионального комитета в России, поскольку я член Русского географического общества и Французского географического общества. Программа прямо по моей университетской специальности. Может быть, получится включить в нее и студенческую природоохранную службу Карелии. Планов очень много, дай Бог успеть их все реализовать.

Беседовала Анна
Полянская
источник

Наука

 
www.pseudology.org