Фатех Вергасов
Николай Алексеевич Соколов
Николай Алексеевич СоколовНиколай Алексеевич Соколов1882 - 21 мая. Пензенская губерния. Мокшан. Родился
1900 - Пенза. 2-я Мужская гимназия. Аттестат зрелости
1904 - Харьков. Университет (второй университет в России после столичного). Юридический факультет. Диплом
1905 - Октябрь. Пензенская губерния. Городищенский уезд. Судебная Палата. Судебный следователь
1907 - Пензенская губерния. Уезды: Чембарcкий, Краснослободский и Мокшанский. Уголовный суд. Судебный следователь
1917 - Пенза. Судебная Палата. Судебный следователь по важнейшим делам
1917 - Октябрь. Пенза. Переодевшись крестьянином отправляется пешком в Сибирь
1918 - Омск. Судебный окружной суд. Следователь по особо важным делам
1918 - 16-17 июля. Екатеринбург. Дом Ипатьева. Подвал. Юровский со товарищи убивают царскую семью
1918 - 25 июля. Екатеринбург. Армия Колчака и белочехи очищают город от красных
1918 - 30 июля. Екатеринбург. Началось судебное расследование Убийства царской семьи под руководством следователя Намёткина
1918 - 07 августа. Екатеринбург. Намёткин от расследования отстранён. Следствие ведёт член окружного суда Иван Сергеев
1918 - 23 сентября. Уфа. Образовалась Директория
1918 - 18 ноября. Омск. Адмирал Колчак - Верховный Правитель
1919 - 25 января. Уфа. Дитерихс в присутствии прокурора В.Ф. Иорданского получил от Ивана Сергеева подлинное следственное дело Убийства царской семьи
1919 - Февраль. Омск. Дитерихс предоставляет следственное дело Убийства царской семьи и все материалы к тему в распоряжение Колчака
1919 - 05 февраля. Омск. Получает от Колчака материалы дела Убийства царской семьи для ознакомления
1919 - 06 февраля. Омск. Первый доклад Верховному о материалах дела Убийства царской семьи
1919 - 06 февраля. Омск. Второй доклад Колчаку. Получает от Колчака назначение расследовать дело Убийства царской семьи
1919 - 07 февраля. Омск. Принял от генерала Дитерихса все акты следствия Убийства царской семьи и вещественные доказательства к нему
1919 - Екатеринбург. Начинает кропотливо собирать материалы с места событий
1919 - 03 марта. Колчак особым актом принял на себя моральнуюю заботу о деле и обязал Дитерихса и всех остальных помогать в работе
1920 - 07 февраля. Иркутск. Первый Председатель ГубЧК Самуил Чудновский: адмирала растрелять!
1920 - Франция. Оказался среди эмигрантов. Находит и допрашивает некоторых свидетелей по делу Убийства царской семьи
1922 - Дитерихс М.К. Шанхай. Книга Убийство царской семьи и членов дома романовых на Урале
1924 - 23 ноября. Франция. Vierzon. Местечко Сальбри. Найден мёртвым в саду дома, где жил
1924 - 26 ноября. Франция. Vierzon. Местечко Сальбри. Похоронен. На кресте надпись - "Правда Твоя — Правда во веки"
1925 - Аргентина. Опубликована незаконченная книга Соколова Н.А. - Убийство царской семьи

Предисловие

Материалы, составившие данный том “Российского Архива”, представляют собой значительную часть следственного дела Н.А. Соколова об убийстве Российского Императора Николая II и его семьи. 19 июля 1918 г. газета “Правда” опубликовала правительственное сообщение о том, что в Екатеринбурге по постановлению Уральского областного совета расстрелян бывший царь Николай Романов. “... Жена и сын Николая Романова отправлены в надежное место”.

25 июля 1918 г. в Екатеринбург вошли части Белой армии и отряды белочехов. Военные власти начали поиск исчезнувшей Царской семьи. Созданная ими комиссия осмотрела шахты заброшенного рудника вблизи д. Коптяки. Здесь, по рассказам местных жителей, накануне объявления о расстреле происходили странные события: оцепление красноармейцами местности, приезд руководителей Уральского облсовета и ЧК, передвижение автомобилей. Постановлением Екатеринбургского окружного суда от 30 июля следователю по важнейшим делам А. П. Наметкину было поручено вести расследование обстоятельств гибели Царской семьи.

С 12 августа 1918 г. расследование продолжил член Екатеринбургского окружного суда И. А. Сергеев. Он осмотрел дом
Ипатьева, в том числе и полуподвальную комнату, где была расстреляна Царская семья, собрал и описал вещественные доказательства, найденные в Доме особого назначения и на руднике.

17 января 1919 г. Верховный правитель России адмирал А. В. Колчак поручил надзор за расследованием главнокомандующему Западным фронтом генерал-лейтенанту М. К. Дитерихсу. 26 января Дитерихс получил подлинные материалы следствия, проведенного Наметкиным и Сергеевым.
 
Колчак считал важным поднять статус следствия, вынести его за рамки Екатеринбурга, назначить следователя, наделенного широкими полномочиями. Приказом от 6 февраля 1919 г. расследование было поручено Соколову, получившему должность следователя по особо важным делам Омского окружного суда. 7 февраля ему были переданы от Дитерихса подлинное производство и вещественные доказательства по делу об убийстве отрекшегося от престола Императора и других лиц Августейшей семьи.

Находясь в Омске, Соколов “...усиленно занимался производством следственных действий: осмотрами громадного количества вещественных доказательств, полученных... от Дитерихса, совершенно никем не осмотренных и неизученных, имевших для дела громадное значение и требовавших немедленных экспертиз” (РЦХИДНИ. Ф. 558. Оп. 3. Д. 3. Л. 27). Следователь отмечал: “...Помимо значения во многих других отношениях, это дело (об убийстве Царской семьи. — Л.Л.) представляет для криминалиста-практика ту особенность, что оно не имеет того, что обыкновенно почти всегда имеется в делах об убийстве и чем доказывается чаще всего самый факт убийства — трупов. Вследствие того, в этом деле самый факт убийства приходилось проверять иными путями. В этом отношении вещественные доказательства и имеют громадный интерес для дела... Конечно, каждое свидетельское показание, до известной степени, носит характер субъективности, что оно ценно тогда, когда оно подкрепляется другими, более объективными доказательствами” (там же. Л. 27).

С 8 марта по 11 июня 1919 г. Соколов проводил следственные действия в Екатеринбурге. Следствию активно помогали военные и гражданские власти: Министерство иностранных дел и Министерство юстиции правительства Колчака, прокурор Казанской судебной палаты Н.И. Миролюбов, уголовный розыск, милиция, военная контрразведка. Агенты екатеринбургского уголовного розыска С. И. Алексеев (в феврале и марте 1919 г. задержал в Перми и допросил основных свидетелей П. Медведева и Ф. Проскурякова), И. В. Дузь, А. Ф. Кирста, И. М. Сретенский активно вели разработку следственных действий, находили свидетелей-очевидцев по делу об убийстве Царской семьи.

11 июля 1919 г. Соколов получил приказ Дитерихса выехать из Екатеринбурга и вывезти все акты подлинных следственных производств вместе с вещественными доказательствами. Следуя с отступающей армией Колчака, он не прекращал расследования: находил новых свидетелей, собирал вещественные доказательства. Так, 2 сентября 1919 г. он получил фотографические снимки Царской семьи от П. А. Жильяра, от полковника Е. С. Кобылинского; 7 февраля 1920 г. в Харбине — от П. П. Булыгина.

19 декабря 1919 г. для сохранения подлинного следственного дела и вещественных доказательств Соколов передал их Дитерихсу. Следствие продолжалось по копии, снятой Соколовым*. Семь томов подлинных документов и восьмой в копиях с частью вещественных доказательств были переданы Дитерихсом французскому генералу М. Жанену и вывезены в Европу. У Соколова остались копии семи томов и подлинник восьмого тома, с которым 20 марта 1920 г. он выехал в Европу и 16 июня прибыл в Париж, в предместье которого поселился.

Документы следствия Соколов проверял по приезде в Париж и 18 января 1921 г. передал часть их на хранение бывшему послу Временного правительства в Риме М. Н. Гирсу. Об этом Соколовым была составлена “Справка”; в “Настольном реестре”** сделана отметка о том, что следствие продолжается по дубликатам документов. Судя по записям в “Настольном реестре”, “Входящем” и “Исходящем” журналах, материалы “парижского” периода составили три тома — № 9, 10, 11. Возможно, в 10 томе были протоколы допросов М. Ф. Зинотти 11 ноября 1920 г., П. А. Жильяра 27 ноября 1920 г., Д. Н. Дубенского 28—29 ноября 1920 г., кн. Ф. Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона 3—4 января 1921 г. После смерти Соколова, согласно его завещанию, документы следствия были переданы на хранение кн. В. Орлову. Позже наследники Орлова распродали их на аукционах.

В 1945 г. папки с документами следствия были обнаружены военнослужащими Группы советских оккупационных войск в Германии в подвальном помещении склада г. Бернау в числе других папок с материалами на русском языке. В архивах России оказалось восемь томов следственного производства. Четыре тома по делу об убийстве Царской семьи, среди которых не имеющий копий том из личного архива Дитерихса, в 1948 г. попали в Главное Управление МГБ СССР; в 1949 г. — в Центральный архив МГБ — КГБ при СМ СССР. По распоряжению ЦК КПСС 15 июня 1964 г. они были переданы Учетно-архивным отделом КГБ Центральному партийному архиву Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (ныне РЦХИДНИ). В ведомственном архиве Генеральной прокуратуры РФ хранятся еще четыре тома — два по делу об убийстве Царской семьи, том Алапаевского дела и том по делу об убийстве Вел. Кн. Михаила Александровича*

Основу настоящей публикации составили пять томов следствия, четыре из которых хранятся в РЦХИДНИ (Ф. 588. Оп. 3. Д. 5, 6, 7, 8), пятый — в ведомственном архиве Генеральной прокуратуры РФ. Документы следствия подшиты в папки, тома прошнурованы и скреплены сургучными оттисками личной печати следователя. Тексты протоколов и другие материалы следствия публикуются полностью и подобраны так, чтобы максимально соблюсти хронологию расследования. Нумерация документов наша. Публикацию дополняет Приложение. В него включены описи документов трех томов, составленные Соколовым; описи и ведомости, составленные 1 марта 1919 г. Дитерихсом для отправки вещей и предметов в Англию на крейсере “Кент”.

В Приложение также включены материалы к биографии Я. М. Юровского (РЦХИДНИ. Ф. 124. Оп. 1. Д. 2232) и стенограмма его выступления на секретном совещании уральского отделения Всесоюзного общества старых большевиков 1 февраля 1934 г. в Свердловске (РЦХИДНИ. Ф. 588. Оп. 3. Д. 10).

Составитель выражает признательность прокурору-криминалисту Генеральной прокуратуры РФ В. Н. Соловьеву за предоставленную возможность включить в публикацию документы “парижского” периода с 20 июля по 24 октября 1920 г.; директору Государственного архива РФ С.В. Мироненко за разрешение опубликовать фотографии и историку-архивисту В. М. Хрусталеву за помощь в работе.

Кандидат исторических наук
Л. А. Лыкова

Сноски
 
к стр. 6

* С подлинника было снято еще две копии — для генерала Дитерихса и английского журналиста Вильтона. Копия Дитерихса хранится в архиве Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США), а копия Вильтона — в библиотеке Гарвардского университета. Оба по материалам следствия, переданным им Соколовым на сохранение, опубликовали книги.

** “Настольный реестр”, “Входящий” и “Исходящий” журналы, которые аккуратно вел Соколов, хранились в частном архиве и в сентябре 1997 г. официально были переданы России Правящим князем Лихтенштейна Хансом-Адамом II.

к стр. 7

* См.: Прищеп В.И., Александров А. Н. Расследование цареубийства. Секретные материалы. М. 1994
-------------------------
Н. А. Соколов. Предварительное следствие 1919-1922 гг.: [Сб. материалов] / Сост. Л. А. Лыкова. — М.: Студия ТРИТЭ; Рос. Архив, 1998. — 463 с. — (Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв; [Т.] VIII).

Экспертиза подтвердила подлинность останков Николая II

Американцы подтвердили подлинность останков детей Николая II

Встречи, люди, нравы, судьбы....время

 
www.pseudology.org