1998

Фатех Вергасов

Нужники перед всплытием

В силу вышеуказанных причин в таких Трестах помимо основных ключевых его работников, настоящих энтузиастов, работало много разного рода угодных конкретному Главку или даже Министерству нужных людей, в народе их называли "нужники".
Всегда была и в той или иной мере реализовывалась тенденция превращать такие Тресты в "затоны" для "нужников".
 
Одна из басен Сергея Михалкова начиналась так: "В одном лесу служил Заяц на должности Медведя, зато в другом лесу служил Медведь, но должности Зайца..." Это про наши Тресты. Не в бровь, а в глаз.
 
Мой Трест к моменту моего прихода существовал всего-то год, но я стал пятым (!) его управляющим. В передаточном акте, который я подписал, только на вопрос: есть ли печать Треста? Был дан ответ: ДА. Остального просто не было... Колхоз "Разруха"!
Это счастье мне обломилось за годы самоотверженной работы в "системе"
 
Нам не впервой
 
Низкий им поклон за это. Но нам не привыкать... И начал я с рокировки, т.е. Зайцев посадил на их должности, а Медведей на тех. Визгу было-ооо! Но мои трудовые пчелки меня поняли и морально поддержали. А для меня это – главное. Я в Трест работать пришел.
Кто же это были такие, "нужники"? Это мог быть и был любимый фотограф и кинооператор шефа, который кроме всего прочего обслуживал и его семью. Это мог быть тихоня, который кропал статейки в газетки или диссертацию для кого-то наверху. Под это сверху даже спускалось финансирование.
 
Это мог быть непонятый никем "ученый" с очередной бредовой идеей, которая имела своего сторонника наверху, это могла быть жена какого-нибудь начальника, были и художники-бытописатели, и художники-оформители, журналисты-прославители, будущие имиджмейкеры.
 
Отдельного слова заслужили писатели-"ученые" типа Григория Явлинского.  Посмотрите http://www.yabloko.ru/Persons/YAVL/yavl-bib.html список его с понтом научных трудов  на его сайте. Одни "ученые" названия чего стоят! И ведь не стыдно ему, раз обнародует. Список сам по себе замечательный, показательный и поучительный. Многое проясняется.
 
Может я это зря? Может под этот список автор "своих" консолидирует? И чужим показывает, мол, не бойтесь! Я не очень такой страшный и опасный "ученый". Я "свой".
 
Список состоит из 49 названий публикаций плюс 3 книги.  Из этих 49 публикаций 33 написаны в соавторстве. Из 3 книг 1 книга тоже написана в соавторстве. Для тех, кто подзабыл, напоминаю: соавторы – это группа лиц, одно из которых автор.
Автору было 22 года, когда вышла его первая печатная работа. Учитывая процесс печатания и организационные трудности, заметка была написана за год до этого. Что в это время было? Он только что окончил институт и женился на москвичке. Иначе как в столице прописаться?
 
Цитата из сайта Яблока: Жена - Елена Анатольевна. Григорий Явлинский познакомился с ней еще в институте. Она - инженер-экономист, работала в институте угольного машиностроения (НИИ "Гипроуглемаш").
Получается, что автор уже тогда пророчески предвидел возрастание роли провинциальных городов :-) 
 
Поэтому он публиковался по всей стране: в Куйбышеве и Ярославле, Иркутске и Харькове, Уфе и Баку. 
 
Везде, где находится бумага и место для публикаций
 
Это у них такой бизнес был, где в бартер обменивалась бумага плюс возможность опубликоваться... за соавторство и помощь в защите диссертации
"Свои" очень хотели в "ученые". Конъюнктура, понимаешь ли. А где конъюнктура, там и наш герой с "учеными" мыслями наготове. Только скажите, чего изволите. Я мигом сбацаю.
 
"Ученые" работы Григория в основном посвящены вопросам организации труда. Чем меньше в стране работали, чем меньше была эффективность социалистического способа производства, тем с большим напором, с оголтелостью какой-то, писалось о труде.
Самого поэта Гастева и Карла Маркса за пояс заткнули. А чего стесняться?
 
Я никогда не удивлялся, почему Явлинский всегда голосует против. Многие думают, что от вредности, или от того, что во времена, когда Гриша занимался боксом, правила бокса не обязывали одевать на голову предохранительные шлемы. Наверное это тоже есть
Но главное – он ничего(!) не понимает в макро- и микро- экономиках, бюджете, а также народном хозяйстве и международных отношениях. А когда не понимаешь, лучше быть против. 
 
Да и "политицки" выгодно! Надежду порождает такое поведение. А вдруг, если его выбрать, он такое (!!!) нам откроет. Ничего он вам не откроет. "Научные" закрома пусты.
И самих таких закромов не было и нет.
 
Нужники на служении системе
 
Это такие "ученые" писали всякие инструкции и "Положения", уровень которых был типа умных и "научных" инструкций Санпросвета на тему "Как правильно ставить клизму" Или инструкций с иллюстрациями незабвенной гражданской обороны.
А что было делать? Страна стала в больших количествах делать товары народного потребления. Объективно требовалось много инструкций для пользователей. Страну нужно было учить еще просто мыть руки перед едой и фрукты перед употреблением.
Все эти "свои" и эти "пролетарские ученые" всего лишь одно поколение назад были простые беспризорники с мировоззрением Шарикова и Швондера, которое не поспевает так быстро за сменой платьев и шляп.
 
На смену мировоззрения иногда уходят столетия и тысячелетия. Это вам не галстук сменить или руки помыть. Литература убеждает – люди за тысячелетия изменились мало. Совсем не изменились.
 
На потребности иметь много инструкций и паразитировали "нужники". Нормальные инженеры писать инструкции отказывались вплоть до увольнения. Загрузить "нужников" даже на 20 % не удавалось. Вот и бездельничали они самозабвенно, но главное демонстративно, с вызовом. Мол без нас никуда, потерпите.
 
Меня таких вынудили держать аж несколько. Я и их приспособил для дела. Они были просто незаменимыми для улаживания споров с такими же "учеными", но из проверяющих инстанций. "Свои" быстрее договаривались. Вот что значит – правильные подбор и расстановка кадров. На управленческом сленге - "слепить из говна пулю".
 
Хороший хозяин и из говна пулю сделает
 
Мне кажется, к месту я вспомнил анекдот про ликвидацию нехватки цемента на строительстве моста. Послали в Центр выбивать фонды на цемент Волка, тот пропил все "представительские", вернулся ни с чем. Послали Лису, та хитрила, хитрила, но тоже вернулась с пустыми руками. Послали Осла.
 
И через пару дней поперли эшелоны с цементом. Осла встречают с музыкой как героя. Просят рассказать как он добился. Тот вылазит на трибуну и скро-о-о-мно так начинает: " захожу я, значит, в Министерство, смотрю, ба! да тут все свои.." Абзац.
Понятно, что количественное соотношение между трудягами и "нужниками" было результатом борьбы между начальством и руководством Треста, которая никогда не прекращалась. Даже мне, известному скандалисту, не удалось до конца выдворить всех "нужников", которые окопались намертво и задолго до моего прихода в Трест.
 
"Нужники" вредны были не тем, что проедали нашу зарплату. На зарплату из Главка дополнительные деньги почему-то всегда находились, и наш фонд зарплаты для их содержания пополнялся. "Нужники" разлагали народ одним только своим присутствием в штате Треста. Они показывали, как можно жить припеваючи, по существу ничего не делая.
 
Их ненавидели как паразитов, откровенных воров и бездельников. "Нужники" мстили презрением, чванством, доносительством, анонимками, склоками и другими подлостями. Вполне лагерная обстановка Главками генерировалась постоянно. Такая обстановка была во всех институтах страны.
 
Власти такой моральный климат поддерживали заботливо. Когда началась Перестройка, "нужники", не без помощи властей, всплыли. Власти этого не боятся. 
 
Волк собаку не боится, но не любит, когда он гавкает
 
Потом на каждого "нужника" власти имеют полное досье всех их прошлых художеств, включая и их доносы на сослуживцев. Так что "нужники" вполне управляемы и отрабатывают свой хлеб вполне усердно.
"Нужники" мнят, что всплыли они благодаря их "учености"
 
Их до поры до времени и не разубеждают. А зачем? Дурак думкою богатеет. Под зад коленом – успеется. Резонно считают власти.
 
Мы с пониманием относились к тем, кого к нам направляли на "отстой". Эти люди работали как бы не совсем в русле задач Треста. Но все-таки с пользой для него. Они приносили с собой земной опыт строительства.
 
К нам на "сохранение" направлялись и производственники. Это были спецы, "погоревшие" в основном на вопросах техники безопасности. Их надо было сохранить, дать отойти от трассового напряжения, отоспаться, где-то пересидеть время.
Среди них были и спецы, которые дожидались структурных или организационных перемен. Душой они были на строительных площадках. Потом они уходили по месту своего нового назначения. Совместная работа с этими людьми была своеобразной формой обмена опытом между специалистами, а также формой повышения квалификации.
 
Я всегда старался таких людей вводить в технические и экспертные советы. Вовлекал их в дискуссии, где раскрывался их опыт и техническое мировоззрение. Это щадило их самолюбие. Мы бережно и осторожно давали им возможность убедиться, что существуют и другие точки зрения на текущие проблемы строительства.
 
Учить взрослых людей надо иначе, чем детей. Не правда ли? 
Связи потом не прерывались и добрые отношения продолжались долго.

Встречи, люди, нравы, судьбы....время

www.pseudology.org