Из секретных досье КГБ

Крест Снохи Максима Горького
1940. Надежда Алексеевна Введенская-Пешкова. Портрет работы Павла КоринаВ 1897 году - в селе Мануйловка Полтавской губернии в семье писателя Максима Горького (1868 - 1936) и его первой жены Екатерины Павловны Волжиной (1876 - 1965) родился сын - Максим Алексеевич Пешков, муж Надежды Алексеевны Введенской, отец архитектора Марфы Максимовны Пешковой (род. 1925) и актрисы Вахтанговского театра Дарьи Максимовны Пешковой (род. 1927).

В 1922 году отец увез его с молодой женой в Италию, в Соренто. Любознательный Максим жадно изучал историю и культуру чужой страны.

В 1931 году он вместе с отцом вернулся в Москву. Лихой автомобилист и мотоциклист, охотник и теннисист, великолепный график-карикатурист, он любил шумные компании и застолья, много пил, дружил с чекистами.

Чекист, секретарь Горького Крючков оставил его, нетрезвого, на морозе. Максим долго болел и 11 мая 1934 года умер в возрасте 36 лет.

В 1937 году в смерти Максима Горького и Максима Пешкова обвинили Генриха Ягоду, который сильно волочился за Тимошей (так домашние звали Надежду Алексеевну).

Дочь Максима Марфа в 1947 году стала женой сына Лаврентия Берии - Серго Берия.


Пребывая на смертном одре, известный московский врач Алексей Введенский пожелал увидеть свою семнадцатилетнюю дочь пристроенной в жизни за широкими плечами законного супруга...

И вот Надя Введенская стоит под венцом с ординатором отца доктором Синичкиным. Вокруг - девять братьев юной невесты... Первая брачная ночь. Как только жених приблизился к невесте, в тот момент, когда они остались в комнате одни, она ... выпрыгнула в окно и убежала к Максиму Пешкову, своей первой любви... (Здесь и далее: Максим Горький - великий пролетарский писатель, Максим Пешков - его сын).

Сын

1904. М Горький и Е П Пешкова с детьми Катей и Максимом. Фотография М П Дмитриева С сыном Максима Горького Надя познакомилась в последнем классе гимназии, когда однажды с подругами пришла на каток. Максим сразу же поразил ее безграничной добротой и столь же безграничной безответственностью. Поженились они не сразу.

После Октября и гражданской войны Максим Пешков засобирался к итальянским берегам, к отцу.

И вот тогда Ленин дал Максиму Пешкову важное партийное поручение: объяснить отцу смысл "великой пролетарской революции" -, которую великий пролетарский писатель принял за безнравственную бойню.

Вместе с сыном Горького а 1922 году отправилась за границу и Надежда Введенская. В Берлине они повенчались.

Дочери Пешковых родились уже в Италии: Марфа - в Сорренто, Дарья через два года - в Неаполе.

Но семейная жизнь молодых супругов не заладилась. Писатель Владислав Ходасевич вспоминал: «Максиму было тогда лет под тридцать, но по характеру трудно было дать ему больше тринадцати».

В Италии Надежда Алексеевна обнаружила сильное пристрастив мужа к крепким напиткам и к женщинам. Впрочем, здесь он шел по стопам отца...

Отец

Великий писатель не стеснялся там же, в Италии, выказывать всяческие знаки внимания Варваре Шейкевич, жене Андрея Дидерихса. Она была потрясающей женщиной. После разрыва с Горьким Варвара поочередно становилась женой издателя А. Тихонова и художника 3. Гржебина.

За В. Шейкевич Горький ухаживал в присутствии своей второй жены - актрисы Марии Андреевой. Конечно же, жена плакала. Впрочем, плакал и Алексей Максимович. Вообще он любил поплакать.

Но фактически женой Горького в это время стала известная авантюристка, связанная с чекистами, Мария Бенкендорф, которая после отъезда писателя на родину вышла замуж за другого писателя — Герберта Уэллса.

Мария Андреева отставать от мужа - «изменщика» не собиралась. Своим любовником она сделала Петра Крючкова, помощника Горького, который был моложе ее на 21 год. В 1938 году П. Крючков, который, несомненно, был агентом ОГПУ, был обвинен в «злодейском умерщвлении» Горького и расстрелян.

До Крючкова в любовниках Андреевой состоял некто Яков Львович Израилевич. Узнав о своей неожиданной отставке, он не нашел ничего лучшего, как избить соперника, загнав его под стол.

Об обстановке, царившей в семье, свидетельствует и такой факт: мать Марии Андреевой покончила с собой, предварительно выколов на портрете глаза своей внучке Кате.

Так что в отношении к женщинам Максиму Пешкову было с кого брать пример. А вот ехать в СССР писатель Горький не спешил, откровенно опасаясь режима большевиков. Известно, что видную большевичку Е. Д. Стасову он называл «собакой, нализавшейся крови».

Но сын постоянно уговаривал отца отправиться в Москву. Владислав Ходасевич вспоминал об этих днях: «Он был славный парень, веселый и уживчивый. Он сильно любил большевиков, но не по убеждению, а потому, что вырос среди них и они его всегда баловали...

Он мечтал поехать в СССР, потому что ему обещали подарить там автомобиль, предмет его страстных мечтаний, иногда ему даже снившийся».

«Дальние родственники»

В 1931 году Горький с семьей навсегда возвратился в СССР. И тут начинается самая трагическая глава жизни всех членов семьи великого писателя, «опекуном» которой стал шеф сталинской охранки
Генрих Ягода.

В свое время заурядный нижегородский фармацевт Ягуда (такова его настоящая фамилия) выполнял мелкие «конспиративные» поручения. Фармацевту очень повезло, ибо он служил на побегушках у Якова Свердлова, будущего председателя ВЦИКа.

Генрих Ягода женился на его племяннице Иде Авербах, чем и обеспечил себе карьеру. Своего нового родственника Свердлов порекомендовал Дзержинскому. Генрих Ягода попал в Особый отдел.

Р. Гуль в книге «Дзержинский» называет этот отдел самым страшным. «Люди, схваченные Особым отделом, - писал Гуль, - идут только на смерть; «черные вороны» Особого отдела увозят людей только на расстрел».

Особенно расцвел Генрих Ягода за спиной Менжинского, которого в ЧК считали чудаковатым - слишком отдавался «эстетическим эмоциям». Переводил даже персидскую поэзию. Бывший фармацевт нашел ключик к сердцу старого большевика. Подсаживал Менжинского в автомобиль, кутал ему ноги, а сам бочком-бочком садился у руля...

2

С момента своего создания ЧК-ОГПУ была богатейшей организацией. Чекистские перебежчики на Запад вспоминали: «В помещениях ЧК шкафы ломились от золота, отобранного во время облав. Золото в нашем хранилище складывалось штабелями, как дрова».

Вот такое хозяйство после смерти Менжинского и принял Генрих Ягода. У нового руководителя ОГПУ было одно пристрастие: его тянуло к артистам и писателям. Разве мог он пройти мимо Горького? Он часто появлялся в особняке писателя на нынешней улице Качалова в Москве.

Своим вниманием естественно, он не оставлял и Максима Пешкова, которого в основном возили по колхозам да по заводам, чтобы он рассказал своему отцу увиденное собственными глазами. Хотели, чтобы знал великий пролетарский писатель, как «хорошо в стране советской жить», конечно, же с бесконечными банкетами.

Максима Алексеевича споили. 11 мая 1934 года сын Горького умер. Официальная версия смерти — воспаление легких. Г. Герлинг-Грудзинский в статье «Семь смертей Максима Горького» обращает внимание на то, что «нет никаких оснований верить обвинительному акту процесса 1938г., в котором говорилось, что Генрих Ягода решил — частично по политическим, частично по личным мотивам (было известно о его влюбленности в Надежду) - отправить на тот свет Максима Пешкова.»

Вдова

Ягоды не стало. Но на жизнь Надежды Пешковой чекисты продолжали влиять. Только собралась она накануне войны замуж за своего давнего друга И. К. Лупола - одного из образованнейших людей своего времени, философа, историка, литератора, директора Института мировой литературы им. Горького, - как ее избранник оказался в застенках НКВД и погиб в лагере в 1943 году.

После войны Надежда Алексеевна вышла замуж за архитектора Мирона Мержанова. Через полгода, в 1946 году, мужа арестовали.

Уже после смерти Сталина, в 1953 году, Н. А. Пешкова дала согласив стать женой инженера В. Ф. Попова... Жениха арестовывают...

Надежда Алексеевна до конца дней несла на себе крест «неприкасаемой». Стоило около нее оказаться мужчине, у которого могли быть серьезные намерения, как он исчезал. Чаще всего - навсегда.

Все годы в СССР она жила под увеличительным стеклом, которое постоянно держали а руках «органы»... Сноха Максима Горького и в могилу должна была сойти его снохой. Так и случилось. 10 января 1971 года Надежда Алексеевна Пешкова скончалась.


www.pseudology.org