Федоренко А.П.

Владимир Дмитриевич Набоков
Родился 20 июля 1870 в Царском селе - погиб 28 марта 1922 в Берлине
Потомственный дворянин, сын Д.Н. Набокова - министра юстиции при Александре II.

Окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1894-99 на службе в Государственной канцелярии при Государственном совете, камер-юнкер.

Одновременно (с 1895) профессор уголовного права в Училище правоведения. Секретарь Санкт-Петербургского юридического общества при университете. Автор учебника, статей по уголовному праву, редактор газеты "Право". Гласный петербургской Городской думы. Как приверженец либерального движения выступил против еврейского погрома в Кишинёве.

В 1904 за свои политические убеждения лишён придворного звания камер-юнкера. Член "Союза Освобождения", ЦК кадетской партии с момента её образования (октябрь 1905); издатель-редактор печатного органа партии = журнала "Вестник Партии Народной Свободы", соредактор газеты "Речь".

Член 1-й Государственной Думы; за подписание Выборгского воззвания, призывавшего население к гражданскому неповиновению, отбыл трехмесячное заключение в петербургских "Крестах".

В первую мировую войну офицер ополчения (июль 1914 - сентябрь 1915), делопроизводитель в Главном Штабе в Петрограде.

Считая, что во время войны по своему служебному положению он должен быть вне политической и партийной жизни, Набоков "следил за нею только извне как сторонний наблюдатель" (Набоков В.Д., Временное правительство, в сборнике: Архив русской революции, т. 1, М., 1991, с. 12).

В дни Февральской революции 1917 отношение Набокова к своему месту в политике изменилось

Утром 02 марта по просьбе сослуживцев он "сказал краткую речь, смысл которой "заключался в том, что деспотизм и бесправие свергнуты, что победила свобода, что теперь долг всей страны её укреплять, что для этого необходима неустанная работа и дисциплина" (там же, с. 14).

Уволившись с прежней службы, активно включился в формирование и работу центральных органов новой власти. 03 марта, сославшись на свою неподготовленность, отказался от поста финляндского генерал-губернатора и был назначен управляющим делами Временного правительства; считал, что этот пост "приобретал особое значение".

Здесь... предстояло создать твёрдые внешние рамки правительственной деятельности, дать ей правильную однообразную форму. Разрешить целый ряд вопросов, которые никого из министров в отдельности не интересовали" (там же, с. 23-24). Иначе описывает реакцию Набокова на это назначение И.И. Петрункевич: "Он сам не только удивился этому, но и огорчился: он не мог скрыть от меня, что не без чувства обиды перенёс такую оценку его способностей" (Думова Н.Г., Кадетская партия в период первой мировой войны и Февральской революции, М., 1988, с. 101).

03 марта вместе с бароном Б.Э. Нольде составил акт отречения великого князя Михаила Александровича,

в котором не исключалась возможность восстановления монархического строя с санкции Учредительного Собрания. Набоков считал, что восшествие Михаила Александровича на престол невозможно, так как противоречит закону о престолонаследии.

С другой стороны, "если б династия удержалась на троне, власть и её престиж были бы сохранены. Но я не вижу, каким образом это могло бы удасться Временному правительству без монарха" (Набоков В.Д., указанное сочинение, с. 62). Набоков был убеждён, "что одной из основных причин революции было утомление войной и нежелание её продолжить" (там же, с. 41).

Весной Набоков старался убедить П.Н. Милюкова в том, "что трёхлетняя война осталась чуждой русскому народу, что он ведёт её нехотя, из-под палки, не понимал ни значения её, ни целей, что он ею утомлён, что в том восторженном сочувствии, с которым была встречена революция, сказалась надежда, что она приведёт к скорому окончанию войны" (там же, с. 61).

Но позднее, 02 сентября, Набоков выступил в петроградской Городской думе в защиту смертной казни за антивоенную пропаганду

По мнению А.В. Тырковой, "из всех его речей это была самая мужественная. Как юрист, как либеральный правовед и гуманист, он был убеждённый противник смертной казни... Но в эти поворотные решающие для России месяцы он понял, что спасти армию, вести дальше войну до победного конца можно только при суровой дисциплине, и он имел смелость сказать это во всеуслышание" (Думова Н.Г., Кончилось ваше время, М., 1990., с. 180).

Вошёл в состав Комиссии по выработке закона об Учредительном Собрании. С конца марта член Юридического совещания для предварительных юридических заключений по "мероприятиям Временного правительства, имеющим характер законодательных актов", позже также член Комиссии по пересмотру и введению в действие Уголовного Уложения.

В дни Апрельского кризиса сочувственно отнёсся

к предложению левого кадета Н.В. Некрасова пойти на коалицию с эсеро-меньшевиками и на компромисс с Советами. В период Июльского кризиса выступил в ЦК партии кадетов против решения о разрыве правительственной коалиции и отставки министров-кадетов. Набоков был в числе тех, кому А.Ф. Керенский предложил войти в правительство в качестве "частных лиц", однако соглашение не состоялось. По мнению М.М. Винавера, Набоков "в дни Временного правительства являлся излюбленным для левых, в частности для Керенского, кандидатом из кадетов" (Думова Н.Г., Кадетская партия в период первой мировой войны и Февральской революции. М., 1988., с. 182).

В августе Набоков пришёл к выводу о неспособности Временного правительства вывести страну из кризиса; на заседании ЦК партии кадетов накануне московского Государственного совещания заявил, что "военная диктатура и буржуазное министерство = это последние судороги, чтобы спасти существование государства" (Думова Н.Г., Кончилось ваше время. М., 1990., с. 242). Выступая на Государственном совещании, выдвинул платформу, фактически повторявшую все требования Л.Г. Корнилова.

После провала корниловского выступления

и отъезда в Крым П.Н. Милюкова, Набоков "принимал деятельное участие в этом последнем фазисе существования Временного правительства... фактически стоял во главе Центрального Комитета" (Набоков В.Д., указанное сочинение, с. 79). На совещании 22-25 сентября в Зимнем дворце по вопросам организации власти выступил за создание Предпарламента только как совещательного органа.

В октябре в составе кадетской фракции вошёл в Предпарламент (Временный Совет Российской Республики): член Совета старейшин, товарищ председателя комиссии по иностранным делам и товарищ председателя Предпарламента. По заданию ЦК партии кадетов М.С. Аджемов и Набоков вступили в переговоры с лидерами эсеров и меньшевиков (А.Р. Гоцем, Ф.И. Даном, М.И. Скобелевым), преследуя "совершенно определенную цель - укрепление Временного правительства в его борьбе с большевизмом" (там же, с. 79).

После победы Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде

Набоков вместе с С.В. Паниной и В.А. Оболенским вошёл от кадетской фракции Городской думы в Комитет спасения Родины и Революции. "Но увы, - вспоминал он, - только в самые первые дни можно было предаваться иллюзиям и думать, что Городская дума вместе с Комитетом спасения смогут стать каким-то организующим центром, который окажет большевикам организованное сопротивление. Очень скоро стало ясно, что никакой организованной силы в их распоряжении не имеется" (там же, с. 87).

В ноябре как товарищ председателя принимал участие в возобновившей свою работу комиссии по выборам в Учредительное Собрание; на одном из её заседаний, проходившем под председательством Набокова, комиссия постановила "безусловно игнорировать СНК, не признавать его законной властью и ни в какие отношения с ним не вступать" (там же, с. 93).

23 ноября декретом СНК комиссия была распущена, её члены, в том числе Набоков, арестованы и помещены в Смольный. Освобождён 28 ноября.

Могила Владимира Дмитриевича НабоковаУтром 29 ноября Набоков прочёл "декрет, ставящий партию конституционных демократов вне закона и предписывающий арест её руководителей" (там же, с. 96).

Вечером того же дня он выехал к семье в Гаспру (Крым), возможно, не зная, что избран единственным кадетом - членом Учредительного Собрания по Петроградской губернии.

С 15 ноября 1918 министр юстиции Крымского краевого правительства С.С. Крыма

С 15 апреля 1919 в эмиграции; издавал с П.Н. Милюковым в Лондоне журнал "New Russia". Затем их политические позиции разошлись.

В 1920 переехал в Берлин: член и председатель различных русских эмигрантских организаций, соредактор газеты "Руль". Погиб при покушении на П.Н. Милюкова, бросившись на террориста и пытаясь обезоружить его.

Сочинения: Испытания дипломата, Стокгольм, 1921; Временное правительство, М., 1991.
Литература: Нольде Б.Э., В.Д. Набоков в 1917 г., в сб.: Архив русской революции, т. 7, М., 1991.

Набоков Владимир Дмитриевич (1869, Царское Село, ныне г. Пушкин, - 28.03.1922, Берлин), русский криминалист и политический деятель. Окончив юридический факультет Петербургского университета (1890), служил в государственной канцелярии.

В 1896-1904 профессор уголовного права в училище правоведения, редактор буржуазно-либеральных юридических изданий "Право" и "Вестник права", сотрудник журнала "Освобождение". За выступления на процессах в защиту обвиняемых царским судом в 1904 лишён придворного звания камергера.

Участник земских съездов 1904-05 и "Союза освобождения". Один из основателей конституционно-демократической партии (см. Кадеты), товарищ председателя её ЦК, редактор-издатель её органа "Вестник партии народной свободы" и газеты "Речь". Депутат 1-й Государственной думы, подписал Выборгское воззвание.

За корреспонденции по делу М. Бейлиса в 1913 был привлечён к суду. После Февральской революции 1917 управляющий делами буржуазного Временного правительства.

После Октябрьской революции 1917 по декрету Советского правительства от 28 ноября (11 декабря) в отношении лидеров партии кадетов подлежал аресту; с декабря 1917 скрывался в Гаспре (Крым); в 1919 министр юстиции буржуазно-националистического Крымского краевого правительства.

С 1920 в эмиграции, где примкнул к правому крылу кадетов; совместно с И. В. Гессеном издавал в Берлине газету "Руль". Убит эмигрантом-монархистом. Оставил воспоминания о Временном правительстве (переизданы в Москве в 1924).

 А. С. Нархов


Семейное предание гласило, что Набоков Владимир Дмитриевич был незаконнорожденным сыном Александра II


Сын министра Владимир Дмитриевич, отец писателя, был еще более либерален, чем отец. Он учился в том же училище правоведения, что и Чайковский, но позже, и примкнул к оппозиционному буржуазно-демократическому движению. Поступив в Университет, он участвовал в студенческой демонстрации протеста. За это в 1890 г. был арестован и помещен в "Кресты".

Сына недавнего министра юстиции начальство решило выпустить, но Владимир отказался уйти без товарищей, и пришлось выпустить всех. В тюрьме они пробыли четыре дня. Владимир Дмитриевич стал известным общественным деятелем, либералом, одним из лидеров конституционно-демократической партии ("кадетов") или партии народной свободы.

В 1903 г. он выступил с протестом против кишиневского антисемитского погрома. В 1904 г. во время русско-японской войны он отказался на банкете поднять тост за здоровье царя, а после Кровавого воскресенья опять огласил свой протест и был лишен камер-юнкерского чина - что ж, он спокойно поместил в газетах объявление о продаже камер-юнкерского мундира.

По образованию юрист, он не стал работать в государственных органах, а в адвокатской практике он не нуждался: был достаточно богат. Он часто печатался, в частности в газете кадетов "Речь", выступал с политическими речами на собраниях, а заседания ЦК партии часто проходили у Набоковых дома. Приходили Милюков, Гессен и другие лидеры кадетов, а вокруг дома дежурили шпики и подкупали слуг.

В 1908 году, после роспуска Думы и так наз. Выборгского воззвания кадетов (с призывом к неповиновению) провел три месяца в "Крестах".

Англоман, с подстриженными по-английски усами под орлиным носом, с прической бобриком, слегка лысоватый, он имел типичные набоковские брови - идущие круто вверх от переносицы, но на полпути исчезающие. По этим черточкам он был узнаваем на карикатурах, обвинявших его в продаже России мировому еврейству.

По поводу оскорбительной статьи в "Новом времени" он должен был стреляться на дуэли с редактором Сувориным, но дуэль не состоялась: Суворин извинился. Февральская революция возвела Набокова в должность управляющего делами Временного правительства. После Октябрьской революции отец был министром врангелевского правительства в Крыму, а затем издавал в эмиграции, в Берлине, антисоветскую газету "Руль".

В 1922 г. на митинге он боксерским ударом свалил одного из монархистов, покушавшихся на оратора Милюкова, и был убит из револьвера в спину вторым террористом. По узкой специализации криминалист, он писал и статьи по юридическим проблемам.

Наиболее известным из его сочинений является его анализ проблемы уголовной ответственности за мужеложство (Набоков 1902). Он специально изучал этот вопрос в Берлине у Магнуса Гиршфельда. Когда в России готовилось Новое Уложение (свод законов), Набоков предложил вовсе отменить уголовное преследование гомосексуалов и обосновал свое предложение.

В статье о "плотских преступлениях" Набоков (1902: 120-126) писал, что уголовное преследование мужеложства, во-первых, определено очень расплывчато и нелогично. Состав преступления - сношение только мужчины с мужчиной и только в задний проход. Сношения мужчины с мужчиной другими способами почему-то не подходят под определение, женщины с женщиной тоже.

Видимо, эти виды сношений не считаются достаточно вредными, чтобы квалифицироваться как преступления. Поэтому Сенат в 1869 году принял постановление, что "противуестественное" (то есть через задний проход) сношение с женщиной тоже есть мужеложство. Далее, если член не введен в анальное отверстие, то преступления нет. А что тогда будет покушением? Возможно ли оно тут в принципе?

Во-вторых, этот состав чрезвычайно трудно и неприлично обсуждать в публичном заседании. Юристам приходится либо нарушать принцип публичности расследования, либо самим впадать в преступную грубость и циничность.

Наконец, "Какое огромное и богатое поле для шантажа, для безнаказанного вымогательства, если вспомнить, что судебные доказательства в этой области, по самому существу, весьма редко могут иметь характер непреложных фактов! Какой соблазн для врагов, легко могущих злостной сплетней погубить противника!"

Набоков также указывает, что на практике этот закон применяется "случайно и неравномерно" - репрессии обрушиваются на слабых и щадят сильных и влиятельных. Отсюда его предложение - вывести эти деяния из состава наказуемых.

При обсуждении консерваторы отвергали его предложение. Подготовленный проект в Государственной Думе не стали обсуждать, так как началась Первая мировая война, а революция сделала обсуждение беспредметным: весь свод законов был отринут.

Хотя Владимир Дмитриевич Набоков дружил с Дягилевым, нет никаких оснований подозревать самого Набокова-старшего в гомосексуальности, но его интерес к этой проблеме несомненен, и нужно выяснить, не был ли он стимулирован личными обстоятельствами, ситуацией в кругу собственной семьи

Источник


Инцидент Набоков - Суворин

Издатель "Речи" член Гос. Думы В.Д.Набоков послал редактору "Нов. Вр." М.А.Суворину вызов на дуэль по поводу письма сотрудника этой газеты Снессарева, заявившего, что нападки "Речи" на него по делу о фирме "Вестингауз" так же основательны, как было бы основательно утверждение Снессарева, будто Набоков женился на богатой ради денег.

Инцидент возник на почве появления в "Речи" статей о выдаче Снессареву денег фирмой "Вестингауз" за совет по получению пет. гор. подрядов...

После этого Снессарев напечатал письмо с упоминанием семейной жизни Набокова, а издатель "Речи" потребовал от редакции "Нов. Вр." напечатания извинительной записки. Когда же это не было исполнено, Набоков послал редактору "Нов. Вр." вызов на дуэль...

("Газета-Копейка" СПб 1 ноября (19 октября) 1911 года)


Набоков

www.pseudology.org