|
Дом Нирнзее ПРОШЛОЕ: Для начала – несколько слов о происхождении
названия «Гнездниковский». В древние времена, когда Москва была совсем небольшим
городом, в районе современных Тверской и Никитской улиц обосновались люди,
которых прозвали «гнездниками». О названии до сих пор ведутся споры между
историками. Есть несколько вариантов происхождения названия. Обилие птичьих
гнезд; мастера по изготовлению дверных петель, жившие в данной местности и
называвшие себя гнездниками; углубление в земле для плавильной формы именовали «гнездником»;
а также – определенное число стрел, гнездо, положенное для покупки или продажи.
Большинство историков остановилось именно на последнем варианте, решив, что
гнездниками именовали изготовителей стрел и прочих жителей этой ремесленной
слободы. Первая мировая война разрушила планы Нирнзее, связанные с будущим его архитектурного детища. Нирнзее был немцем по происхождению, война с Германией не могла не отразиться на настроениях в обществе. В 1915 году Нирнзее продал дом банкиру Дмитрию Рубинштейну, довольно сомнительной личности. Рубинштейн прикрывал свои финансовые аферы самым громким именем начала века – великого и ужасного Григория Распутина, величайшего российского политического авантюриста. Ходили даже слухи, что дом Нирнзее был куплен в подарок Распутину за долги, что похотливый «старец» устраивал там свои сексуальные оргии. Точных сведений на этот счет нет, но есть информация, что
Распутин действительно посещал этот дом – шпионы московской полиции
зафиксировали его визит, состоявшийся в марте 1915 года. Но само здание
числилось за Рубинштейном вплоть до 1918 года, до начала национализации
недвижимости. Кстати говоря, покупка обошлась Рубинштейну в баснословную сумму –
2 миллиона 100 тысяч рублей. А ведь всего 3 года назад дом стоил около 200 тысяч
рублей! А в июле 1918, когда левые эсеры подняли мятеж, не желая
терпеть новое правительство, дом 10 был обозначен как один из важнейших объектов
– он был очень удобной боевой позицией. Но мятеж не удался, Советская власть
восторжествовала, а как напоминание о боях в Гнездниковском переулке в 1987 году
была найдена замурованная в стене винтовка времен революции. Находку подарили
Музею Революции. Вскоре грянул 1917 год, дом национализировали, назвали
Четвертым домом Моссовета и переделали в дом-комунну с собственным правлением,
которое занималось всеми коммунальными вопросами и просветительскими
мероприятиями. Небоскреб продолжал совершенствоваться. Открылись ясли и детский
сад, были телефонизированы квартиры. На крыше появились новый сквер и игровая
площадка, спортивный комплекс, велотрек. В 20-е годы открылась смотровая
площадка, восстановили ресторан, назвав его “Кафе-столовая “Крыша”. В открытом и
закрытом залах крутили кино, в 9 вечера начиналось выступление оркестра. Правда,
вход на смотровую площадку был платным – стоил 20 копеек. С 5 часов вечера лифты
начинали принимать гостей, желающих полюбоваться потрясающей московской
панорамой. Случалось и такое, что человек прописывался в доме, а на следующий день его уже арестовывали. Сутки в небоскребе оборачивались ценою в жизнь. И страна, и Москва, столица, – особенно – жили в 30-е годы в постоянном страхе перед шпионами, вредителями, врагами народа. Враги и опасность мерещились повсюду. Был ликвидирован даже Детский клуб, члены которого, дети-жители дома прозвали небоскреб Чедомсом (четвертый дом советов), а себя называли чедомсовцами и за время деятельности клуба успели сделать очень много полезных и добрых дел. В 1941 году началась Великая Отечественная Война. Многие
жильцы “чедомса”, кто-то совсем юными, ушли на фронт и не вернулись… А те, кто
не ушел на войну, изо всех сил помогали стране и Москве: работали в госпиталях,
работали на заводах, давали концерты. На крыше, где не играл больше оркестр, не
шло кино и не танцевали пары, помещался теперь Вышковый наблюдательный пункт –
центр противовоздушной обороны. За смелость и мужество жители дома (конечно,
можно сказать, что и сам дом) были награждены переходящим Красным знаменем. А
потом – война закончилась. Страшным отголоском 30-х годов пронеслись
послевоенные репрессии. А потом – а потом наступила мирная жизнь… Мы уже рассказывали историю дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке. На некоторых деталях его «биографии» хотелось бы остановиться подробнее. В частности – на роли Дома в истории русского и советского кинематографа. В начале 20 века российский кинематограф начал стремительно развиваться. К 10-м годам в Москве возник «русский Голливуд». Так именовали район Страстной площади, где размещалось несколько десятков кинофирм и фирм кинопроката, а на прилегающей Тверской улице было немало кинотеатров. Дом Нирнзее, практически выходивший на Тверскую улицу, оказался весьма желанным для кинематографистов. Как только дом начал заселяться, в него сразу же въехало невероятное количество предприятий, связанных с кинематографом: прокатные конторы, редакции киножурналов, кинофирмы. Конечно же, в доме поселилось и большое количество деятелей кино – актеры, издатели, прокатчики, режиссеры… Там жил, например, Петр Ермолов, автор первых советских кинохроник времен гражданской войны, удостоенный чести снимать самого Владимира Ильича Ленина. В 1915 году в Москве было создано «Товарищество Венгеров и Гардин». Владимир Гардин к тому времени уже был ведущим кинематографистом, экранизировавшим грандиозные произведения Льва Толстого «Анну Каренину» и «Войну и мир». Он искал себе партнера-совладельца кинофирмы, чтобы можно было позволить себе снимать не то, что требуют заказчики, а то, чего желает сам режиссер. Таким компаньоном и стал Венгеров – весьма состоятельный человек, мечтавший о собственной кинофирме с известным режиссером. Соглашение между мастером и предпринимателем было заключено, так и родилось вышеупомянутое товарищество, получившее позже название «Киночайка» и поселившееся в доме Нирнзее. Гардин поселился здесь же, в соседней квартире. Кинопредприятие удалось. «Киночайка» вошла в число ведущих русских кинофирм, ей принадлежали такие фильмы, как «Крик жизни», «Власть земли», «Дикарка» – по Островскому. Но Гардин и Венгеров посчитали, что Дом Нирнзее недостаточно служит делу кинематографа, и у них возник потрясающий план – оборудовать на крыше дома зимний съемочный павильон. Ничего подобного в Москве еще не было. Правда, идея строительства противоречила строгим правилам противопожарной безопасности, но, как говорили, внушительная сумма взятки решила эту проблему. В самом центре города, в центре московского «Голливуда», возникла потрясающе удобная и перспективная съемочная площадка, признанная «самым удобным павильоном Москвы». 2 До 1917 года на крыше успели снять 2 комедии по сценариям одного из самых популярных дореволюционных сатириков-юмористов Аркадия Аверченко, причем юморист сам снялся в одном из них. Другим проектом стала нашумевшая авантюрная картина «Дочь улицы», многие сцены которой происходили на крыше небоскреба, имитируя смертельные для жизни ситуации. Но режиссер с сожалением замечал в своем дневнике, что на экране совершенно не заметно, что актеры и вправду рискуют жизнью, стоя на краю крыши десятиэтажного дома безо всякой страховки, – в кино этот риск выглядел лишь хитроумным трюком. А съемки приключенческого десятисерийного боевика чуть не закончились трагедией. Снимался эпизод, в котором один из героев должен был спускаться по водосточной трубе с крыши дома. Даже профессиональные акробаты отказались от этой задачи, и тогда режиссер объявил, что согласившийся смельчак получит за съемку в эпизоде 500 рублей. По тем временам это были очень большие деньги, но молодой актер Амо Бек, ставший впоследствии крупным мастером режиссуры, дал согласие не столько из-за денег, сколько из желания блеснуть своей силой и ловкостью. Но случилось непредвиденное: труба сорвалась с укреплений, и только необычайная физическая сноровка спасла актера от гибели – ему удалось спуститься, держась за еле выступавшие из стен кронштейны. Но самое ужасное выяснилось потом, после того как сцена была снята. Выяснилось, что камера оператора оказалась неисправна, и снятый фрагмент забраковали. А о пересъемке столь страшного и рискованного эпизода, конечно, не могло быть и речи, тем более что и деньги на фильм заканчивались. Киножизнь на крыше дома била ключом. При зимнем съемочном павильоне была открыта школа для подготовки работников кино, где предполагалось обучать молодежь всему, что необходимо истинному кинематографисту: от актерского мастерства и искусства накладывать грим до тонкостей операторского и постановочного дела. Увы, затея со студией провалилась, потому что основателя и преподавателя киношколы Гардина призвали в армию в связи с началом первой мировой войны, и он не смог уделять школе необходимое внимание. 3 В 1916 году «Киночайке» исполнился один год. Но первый день рождения был омрачен возникшими между режиссером и предпринимателям конфликтами. Первый хотел снимать то, что считает важным и актуальным в искусстве он, второй – то, что выгодно в коммерческом плане и что хочет видеть на экранах непритязательная публика. Это привело к тому, что в конце 1916 года Гардин ушел из «Киночайки». А вскоре случилась революция, и в 1918 году «Киночайка» вообще прекратила свое существование. Венгеров, которому удалось спасти оборудование и негативы фильмов, эмигрировал в Германию и там продолжил свою кинематографическую деятельность. На месте закрывшегося съемочного павильона открыли ресторан, а при нем – кинотеатр «Крыша». Очень любопытно очерковое воспоминание писателя Михаила Булгакова об одном из августовских вечеров 1922 года, когда на Страстной площади Всероссийский фотокиноотдел организовал открытый показ советской кинохроники. На уличном экране ревел революционный бронепоезд, красноармейцы крепко сжимали в руках винтовки, а совсем неподалеку, в доме 10 по Большому Гнездниковскому переулку, на крыше небоскреба богатые посетители ресторана под открытым небом тоже смотрели кино – совсем о другой жизни, о жизни бывших господ. Наслаждаться этим ностальгическим зрелищем им оставалось недолго. НЭП вскоре ушел в небытие, новая страна и новая власть требовали другого кино. В 1924 году в доме Нирнзее открылась Ассоциация Революционной Кинематографии (АРК), занимавшаяся в том числе и вопросами служения кино делу коммунизма. У истоков ее стояли столь грандиозные фигуры советского, а впоследствии и мирового кинематографа, как Сергей Эйзенштейн и Лев Кулешов. В районе Гнездниковского переулка, в доме 10 в том числе, и поныне сконцентрировано достаточное количество предприятий, связанных с кинопроизводством. А в 80-х годах 20-го века режиссеры, вспомнив об уникальной съемочной площадке, вновь стали использовать Крышу для кинопостановок, в частности, один из культовых советских фильмов «Служебный роман» снимался именно там. На сегодняшний день судьба крыши как культурного объекта
неопределенна, но было бы замечательно, если бы кто-то предприимчивый, богатый и
со вкусом сделал так, чтобы в Москве возродились уникальная смотровая площадка,
кинотеатр, ресторан, а может быть, появилось и что-то еще – возвышенное до
уровня 10 этажей легендарного дома Нирнзее. Бессонов В.А., Янгиров Р.М. Большой Гнездниковский переулок, 10. М.: Московский рабочий, 1990. - 108 с., Цена 10,000 рублей Тираж: 60,000, ISBN: 5-230-00766-7, Серия: Биография московского дома, Формат: 70х108 1/32, Иллюстрации: Да, Суперобложка: Нет Небоскреб в Гнездниках «СЕАНСЫ НА КРЫШЕ» Эту статью в № 3 читал с большим интересом, так как родился в доме № 10 по Большому Гнездниковскому переулку, первом московском небоскребе с плоской обитаемой крышей. Говорят, что в начале 20-х здесь работала редакция «Огонька». Благодарю за приглашение посетить легендарную Крышу, на которой недавно побывали ваши корреспонденты. Правда, огорчило, что «...вход на Крышу закрыт на большой висячий замок». Но все же мы попытались попасть на Крышу, однако убедились, что дверь надежно закрыта даже на два амбарных замка. Судя по вашему снимку, она сейчас находится в аварийном состоянии. Видимо, ДЭЗ не справляется, поэтому просим через вашу редакцию, чтобы мэрия Москвы отреставрировала Крышу, это восстановит ее былую славу, превратит ее в уникальное место отдыха жильцов. А также даст возможность туристам с высоты птичьего полета обозревать замечательную панораму Москвы в канун ее 850-летия. Владимир Валерьянович Валь, заслуженный врач Российской Федерации, Москва Квартирные телефоны № 1 Квартирные телефоны № 2 Дом в сое время был задуман для отселения повзрослевших детей богатых родителей. А потому он представлял из себя нечто вроде современного общежития для малосемейных, или как говорили в старину - меблированых комнат... В общем, гостиница, где жители живут более или менее продолжительный срок. В плане дом имеет "П"-образрую форму, верхняя "перекладина" это буквы "П" выходит на Большой Гнездиковский переулок. В доме пять лифтных шахт, которые все выходят в один общий коридор, который повторяет форму дома на всем его протяжении. Похоже на то, о чем пел Высоцкий: "система коридорная"... Квартиры, в большая часть из них - однокомнатные, располагаются впо обеим сторонам этого коридора-кишки. Так что окна каждой квартиры "смотрят" только в одном направлении... Исторически, по низвестной теперь причине, нумерация квартир сбита с порядка, т.е. порядковые номера квартир не идут подряд... Квартира № 219 (а не 210), на двери которой произошел взрыв, находится не напротив, как сообщалось в СМИ, а рядом по одной стороне...и чуть ли не за углом. Жители, саркасически ухмыляясь, упёрто отказываются верить в предложенную версию покушения на автора Баек... Не видим, говорят, никакой логики... А может славе, нежданно свалившейся, завидуют!? Есть и такие, которым лишняя шумиха да суета вокруг дома совсем ни к чему. И они разговор на предложенную тему раздраженно отказываются поддерживать...
|