Август 1987 года
Государственный департамент
Soviet active measures - Советские активные мероприятия
Глава 2. Использование религиозных организации в СССР в качестве проводников влияния
Советское государство в течении многих лет пытается распространить свое влияние на международные религиозные организации. Чтобы заручиться их поддержкой, советские внешнеполитические цели - особенно в области обороны и разоружения - зачастую преподносятся в религиозных формулировках. В дальнейшем, видимо, следует ожидать нарастания усилий, направленных на проникновение советских внешнеполитических тем, а также советской прораганды и дезинформации в религиозные дискуссии на Западе и в развивающихся странах.

Поскольку на Западе падает доверие к таким укоренившимся советским подставным религиозным организациям как Христианская конференция мира, СССР ищет новые формы и пути проникновения. В частности, ныне делается упор на взаимодействие между советскими "неофициальными" религиозными организациями и западными сторонниками мира и религиозными группами. Основным методом влияния на такие группы являются контакты на международных встречах, многие из которых организуются и финансируются Советским Союзом. Происходящие на территории СССР мероприятия тщательно контролируются советским правительством.

СССР во все большей мере разрешает советским религиозным организациям участвовать во встречах за рубежом, где они имеют возможность вступать в контакты с ведущими религиозными деятелями западных и развивающихся стран. Однако, за границу разрешают ездить лишь приемлемым для советского правительства религиозным деятелям, от которых ожидается, что они будут разъяснять и проводить советскую внешнеполитическую линию.
 
Например, в составе выезжающих за рубеж высокопоставленных советских религиозных делегаций нередко фигурирует Сергей Гордеев - штатный сотрудник отдела внешних сношений Московской Патриархии. Гордеев использует эти возможности для изложения официальной советской позиции по вопросам внешней политики, контроля над вооружениями, национальной безопасности.

Главным препятствием в международной деятельности советских священослужителей является общеизвестный факт, что религия в СССР находится под контролем государства. Вот почему на представительных религиозных встречах и при личных контактах советские церковные деятели стремятся убедить своих партнеров в том, что высказываемые взгляды отражают их собственное, независимое мнение, и что их общественное положение вполне сравнимо с положением их западных коллег.

Советский религиозно-пропагандистский аппарат

Международный отдел (МО) ЦК КПСС - ведущая инстанция по разработке и проведению советской внешней политики. Один из секторов МО курирует "массовые организации" и их международную деятельность. По всей видимости, именно МО дает руководящие указания в области религиозной пропаганды и Активные мероприятий Совету по делам религий при Совете министров СССР, контролирующему отношения между церковью и государством.

Контроль за деятельностью и публичными выступлениями церковников на местах осуществляют руководители областных и других местных комитетов по делам религий. Система контроля включает и другие звенья советского внешнеполитического аппарата, а также КГБ.
 
Например, в 1983 г. сотрудник Института США и Канады АН СССР профессор Павел Подлесный сопровождал советскую церковную делегацию на Международной конференции религиозных деятелей в Канаде, а в конце того же года он был "главным экспертом" на сессии рабочей группы Христианской конференции мира в Москве. Таким образом, Подлесный выступает и как куратор, и как советник по внешнеполитическим вопросам для Христианской конференции мира и для Русской Православной церкви.

В ноябре 1984 г. на пост председателя Совета по делам религий вместо партийного пропагандиста был назначен профессиональный дипломат из Министерства иностранных дел. Это, несомненно, способствовало распространению церковными деятелями советских внешнеполитических установок.

Советская церковь как выразитель внешней политики

Церковь платит Кремлю за разрешение функционировать в СССР помощью в распространении советских внешнеполитических установок среди иностранцев. Например, церковные деятели выступают в качестве неофициальных представителей государства, принимая коллег из западных и развивающихся стран. Они стремятся убедить посещающих Советский Союз иностранных церковников в том, что веротерпимость и уважение "прав верующих" соответствуют государственной политике.

Многие западные церковные деятели рассматривают религиозные конференции в Советском Союзе - на которых хозяевами, как правило, выступают представители Русской Православной церкви, - как инсценированные властями пропагандистские мероприятия. Тем не менее, по разным причинам иностранные делегации продолжают приезжать. Многие отдают себе отчет в том, что ими манипулируют, но считают, что главным является поддержание связей с единоверцами в странах Восточного блока; другие не прочь воспользоваться возможностью даровой поездки в Советский Союз и стать объектом внимания международных средств массовой информации.

2
 
Кремль не впервые использует церковь для внешнеполитической пропаганды. Официальный характер это приняло в 1958 г., когда была создана Христианская конференция мира, ныне являющейся ведущей советской подставной группой; затем в 1961 г. Русской Православной церкви разрешили вступить во Всемирный совет церквей.

Государственный контроль над деятельностью церкви поистине тотален. Поскольку под пристальным оком органов госбезопасности находится весь административный аппарат Русской Православной церкви, высоких позиций в церковной иерархии и заметного общественного положения могут достичь лишь те церковнослужители, на которые Кремль может полностью положиться. Инакомыслие сперва рассматривается как неподчинение внутри церковной иерархии, однако, если церковь оказывается не в силах справится с инакомыслящим священником, его передают властям для возбуждения против него уголовного дела. В результате церковные иерархи и другие деятели развили в себе острое чутье на то что можно, а что нельзя.

Лояльность и преданность Русской Православной иерархии часто вознаграждается благосклонным отношением и благоприятной рекламой. Председатель Комитета по делам религий при Совете Министров СССР Владимир Куроедов писал в журнале "Коммунист" в апреле 1980 года:

"Нужно сказать, что подавляющее большинство служителей культа в нашей стране правильно понимает и соблюдает законы о религиозных культах; они проявляют лояльность по отношению к политике советского государства".
 
С течением времени взаимоотношения между советским государством и Русской Православной иерархией постепенно переросли из политики кнута в отношения - по крайней мере для высшего духовенства - главным образом пряника и лишь негласного намека на кнут.
 
Куроедов заканчивает упомянутую статью в "Коммунисте" словами, в полной мере воздающими должное пропагандистской ценности Русской Православной церкви: "Действующие в СССР церкви принимают активное участие в борьбе за укрепление всеобщего мира, предотвращение угрозы новой мировой войны, прекращение гонки вооружений, установление справедливых отношений между народами. Эта благородная деятельность встречает одобрение граждан и общества в целом и высоко оценивается советским правительством" (ТАСС, 28 марта 1980).

3
 
Русская Православная церковь является частью советского внешнеполитического пропагандистского аппарата как в финансовом, так и в структурном отношении. Регулярные крупные взносы церкви в Советский фонд мира являются частью давней негласной договоренности между церковью и государством. Фонд контролируется Советским комитетом защиты мира, который координирует деятельность многочисленных советских подставных организаций.

Церковь, в свою очередь, извлекает пользу от тесных связей с государством. Так, в 1946 году связанная с Римом Украинская Униятская (католическая) церковь была насильственно объединена с Русской Православной церковью. 19 мая 1986 г., по случаю 40 годовщины Львовского собора, на котором это слияние было оформлено, ТАСС выступил с пространным хвалебным заявлением по этому поводу.

С другой стороны, при принятии политически спорных решений советское правительство имеет возможность укрыться за юридической формулировкой отделения церкви от государства. Например, когда Ватикан просит согласия советских властей на назначения или визиты, официальные лица переадресовывают Ватикан в Московскую Патриархию, тем самым фактически отказывая в просьбе. Когда же Ватикан обращается в Патриархию, последняя имеет возможность косвенно отразить в своем ответе советские внешнеполитические цели.

4
 
В настоящее время Русская Православная церковь активно используется для поддержки советской политики по вопросам обороны и разоружения. Патриарх Пимен, давно известный проводник партийно-правительственной линии, играет видную роль в кампаниях против Стратегической оборонной инициативы и в поддержку моратория на испытания ядерного оружия.
 
В июне 1986 г. на первой странице "Известий" было опубликовано пространное открытое письмо президенту Рейгану, якобы написанное Патриархом Пименом. Текст письма был затем передан по всему миру агентством ТАСС. Как открытое письмо, так и пасхальная проповедь Патриарха того же года, повторяют советские пропагандистские установки по вопросам контроля над вооружениями.

Следует специально отметить, что советское духовенство не просто выступает в поддержку мира и разоружения в качестве достойных целей как таковых. Его поддержка неизменно увязывается с конкретными советскими внешнеполитическими акциями. Людям на Западе, привыкшим к независимым позициям, занимаемыми их церквями, трудно понять, до какой степени советские церкви функционируют как представители советского государства.

Тысячелетие крещения Руси (988-1988)

Советские власти предпринимают меры к тому, чтобы воспользоваться празднованием Тысячелетия крещения Руси в целях международной пропаганды; предполагается использовать юбилейный год для воздействия на религиозные круги вне советского блока с тем, чтобы склонить религиозных деятелей к поддержке советских инициатив в области разоружения. Основной целью этой кампании является создание впечатления, что христианские организации как Востока, так и Запада едины в своей оппозиции к СОИ и в поддержке советских инициатив в области разоружения.

Внутри страны власти тщательно контролируют праздничные мероприятия. В различных советских городах создаются своего рода религиозные "витрины" для проведения официальных мероприятий. В этих местах проводят капитальные ремонтные работы для приема заграничных церковных деятелей, приезд которых ожидается в 1988 году. Древний Данилов монастырь в Москве восстанавливается и передается Патриархии для размещения своих административных учреждений, до последнего времени находившихся за пределами Москвы в г. Загорске.

Помимо предоставления Патриархии помещения в центре Москвы, правительственные организации строят на территории Данилова монастыря гостиницы, где смогут остановиться приезжающие церковные деятели. Все это придает юбилейным торжествам по случаю Тысячелетия крещения Руси характер потемкинской деревни.

2
 
В порядке подготовки к празднествам Русская Православная церковь организовала две конференции. Первая, темой которой были исторические аспекты крещения Руси в 988 году, состоялась в июне 1986 в Киеве. Вторая, посвященная религиозной догматике, состоялась в Москве в июне 1987 г. На обеих конференциях присутствовали иностранные церковные представители и другие деятели. Как водится, собравшиеся духовные деятели одобрили различного рода заявления за мир.

Помимо празднования Тысячелетия крещения Руси используются и другие возможности для приукрашивания позиции Москвы в вопросах веротерпимости. Так, в последнее время религиозным деятелям уделяется больше внимания в средствах массовой информации. Например, в 1986 г. в журнале "Советский Союз" - советском аналоге американского иллюстрированного журнала "Лайф" для распространения за границей - появились две статьи, посвященные Русской Православной церкви. При чтении их создается впечатление, будто русское православное духовенство, - а по аналогии и все религиозные деятели -являются вполне уважаемыми членами советского общества.

Другим аспектом кампании последнего времени является недавнее снятие некоторых ограничений с церковной деятельности. Сообщение об этом, опубликованное в январском номере "Журнала Московской патриархии" за 1986 г., указывает на значительное расширение масштабов разрешаемой религиозной деятельности, включая, например, разрешение священникам навещать верующих в больницах и тюрьмах. (Тем не менее, религиозное обучение молодежи и религиозная пропаганда остаются под запретом.) Кроме того, религиозным организациям теперь предоставлены права юридических лиц в отношениях с советским государством. Теоретически это означает, что Московская Патриархия и другие религиозные организации могли бы, например, возбуждать иски в советских судах против правительства или КПСС.

Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов

Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) - официально признанная организация, координирующая и контролирующая деятельность всех зарегистрированных протестантских церквей в Советском Союзе. Хотя ВСЕХБ значительно меньше, чем Русская Православная церковь, функции их аналогичны. Неизменными представителями этой организации на одобренных советским правительством религиозных встречах являются ее генеральный секретарь А. М. Бычков и председатель Совета В. Е. Логвиненко.

Как и Русская Православная церковь, ВСЕХБ неизменно приводит свои политические позиции в соответствие с официальной советской линией. Например, в апреле 1986 в Москве состоялось пленарное заседание ВСЕХБ на котором была принята резолюция, призывающая "христиан всего мира особо осудить" разработку СОИ.

Поскольку многие западные религиозные организации - такие как, например. Всемирный совет церквей и его национальные отделения - являются в основном протестантскими, участие ВСЕХБ в "обменах Восток-Запад" и "диалогах" представляются Москве особенно полезными. В начале 1986 г. делегация ВСЕХБ нанесла братский визит баптистской церкви в Никарагуа по случаю ее 50-ой ежегодной ассамблеи. Визит этот предоставил трибуну для сформулирования советско-никарагуанских внешнеполитических позиций в "церковном контексте". к оглавлению

Католики в Советском Союзе

Католическая церковь в Советском Союзе, помимо того, что она относительно мала, еще и разделена на два течения: традиционные римские католики ("латинского обряда") в Прибалтийских республиках (в основном в Литве) и Белоруссии, и украинские католики ("византийского или униятского обряда"). Хотя ни та, ни другая религиозная община не представляет значительного пропагандистского интереса, различие в подходе государства к этим двум католическим общинам имеет важное пропагандистское значение.

Со времени включения в 1946 г. украинской униятской церкви в состав Русской Православной церкви ни советское государство, ни Русская Православная церковь не признают наличия украинского католичества. Официально никаких украинских католиков в СССР нет и утверждения украинских эмигрантских групп о том, что это не соответствует действительности отметаются как злостная антисоветская клевета. Любой разговор на эту тему сводится советским правительственными и религиозными представителями к полному отрицанию существования такой проблемы.

В то же время наличие традиционно католических слоев населения в Прибалтийских республиках и в Белоруссии признается официально. По словам Игоря Трояновского в книжке "Католическая церковь в СССР" (издательство АПН, Москва 1984) "...права католиков полностью гарантированы советским законодательством и им обеспечена полная свобода совести и вероисповедания". Поскольку эти официально признаваемые католические общины состоят в основном из более националистически настроенных литовцев и поляков, Кремлю остается мало возможностей для использования их в своих интересах.

Советские власти болезненно реагируют на зарубежную критику того, как они относятся к своим католикам и отвечают на это изданием книг - в основном на испанском, португальском и итальянском языках, - описывающих счастливую жизнь католиков в СССР. А Ленинградская киностудия даже создала фильм на эту тему, Правда, посвященный лишь католикам "латинского обряда" и показывающий главным образом финансируемые государством восстановительные работы в церквах Прибалтийских республик и Белоруссии.
к оглавлению

Антисионистский комитет

Евреи в СССР официально считаются не религиозной общиной, а национальностью. Подобно христианским организациям, евреи используются властями в пропагандистских целях. Так, в апреле 1983 года был создан Антисионистский комитет советской общественности; состоящий в основном из евреев, он призван проводить политику Кремля и распространять его пропаганду.

Во главе Антисионистского комитета стоит отставной генерал-полковник Давид Драгунский, еврей по национальности. Помимо прочего. Комитет призван проводить советскую линию в области обороны. В своем первом "обращении" Комитет обвинил США в "использовании международного сионизма в качестве основного оружия в целях изменения существующего военного равновесия посредством подстегивания гонки вооружений и ведения психологической войны".

Мусульмане Средней Азии

Советский Союз особо чувствителен к обвинениям в нетерпимости по отношению к исламу. Это приобрело особую актуальность со времени вторжения в Афганистан. Советский Союз как в официальных заявлениях, так и в пропагандистских выступлениях стремится нарисовать картину полной веротерпимости по отношению к исламу в Средней Азии, где проживает большая часть 50 миллионов советских мусульман. Как писал один советский автор в публикации на английском языке, "эти люди верят в Аллаха и в течении пяти-шести десятилетий отправляют свои обряды при советской власти.

...По советскому законодательству мусульманские общины могут строить мечети и арендовать молельные дома, им предоставлена полная возможность пользоваться этим правом." (Леон Эмин. "Мусульмане в СССР". Издательство АПН. Москва 1984).

Однако другая статья, появившаяся на менее доступном местном языке, рисует иную картину: "Борясь против коммунизма под знаменем ислама, - пишет Ж. Маммадова в статье "Мнимые „защитники" мусульманской культуры", - наши идеологические противники стремятся представить культурно-историческое наследие народов советского Востока в качестве наследия религиозного.
 
...Условия социализма делают для религии невозможным воздействие на национальные формы. Но национально-религиозные отношения еще сохраняются в культурном секторе, в обычаях части населения, в унаследованных от прошлого образе жизни и привычках. ... Прогресс социалистических наций постоянно ликвидирует религиозные влияния на народные традиции и обычаи" ("Коммунист" 5 февраля 1986. Подчеркнуто нами). Таким образом, делается различие между обычаями и традициями, с одной стороны, и действительно религиозными убеждениями, с другой.

2
 
Оставляя в стороне риторику, Москва остро ощущает необходимость уступок по отношению к своим мусульманам в качестве жеста по отношению к политически важному арабскому миру. В интервью издающемуся в Иерусалиме арабскому журналу "Аль-Авдах", опубликованном 15 сентября 1986 (стр. 46-68), советский муфтий Тальгат Таджуддин подчеркнул жизненную силу ислама в советской Средней Азии, отличное состояние мечетей, издания Корана на различных языках Средней Азии.
 
Выполняя свою роль неофициального глашатая советского правительства, Таджуддин перечислил стандартный список советских "мирных" предложений и мероприятий, призванных отметить 1986 год как Международный год мира, "борьбы" советского государства за установление и поддержание "всеобщего мира"

Советские мусульманские деятели совместно с Комитетом по делам религий организовали в Советском Союзе ряд конференций, посвященных различной мусульманской тематике. Выступления на этих конференциях и их заключительные документы неизменно проводят официальную партийную линию. Кремль начал использовать официально санкционированную мусульманскую иерархию для проведения своей политики с 1962 года, когда при Совете по делам религий был создан Отдел внешних сношений с мусульманами за границей.
 
Кроме того с благословения государства подобные отделы внешних сношений созданы при каждом из четырех мусульманских духовных управлений. Эти четыре духовных управления во все большей мере используются для создания среди иностранных делегаций благоприятного впечатления о положении дел с исламом в Советском Союзе. Первая "всемусульманская конференция" состоялась в 1970 г. в Ташкенте.

3
 
Вторжением в Афганистан Москва несколько подмочила свою репутацию "друга ислама". Мусульманская лига призвала все мусульманские государства бойкотировать созванную в 1980 г. в Ташкенте исламскую конференцию. Мусульманские делегаты, все же приехавшие на конференцию, публично критиковали хозяев за вторжение в Афганистан, а также за ограничения на исповедание ислама в СССР. Советская пресса ограничилась лишь несколькими краткими упоминаниями о конференции, из которых можно сделать вывод о выявившихся там раздорах. В течении последующих 6 лет подобные конференции больше не созывались.

Однако контакты с зарубежными мусульманами не прекращались. Четыре советских духовных управления мусульман продолжали посылать в разные страны приглашения делегациям посетить СССР. Во многих случаях по нескольку раз приезжали одни и те же давние друзья официальних советских мусульманских кругов.

К октябрю 1986 г. Советский Союз набрал достаточно самоуверенности для созыва новой исламской конференции. На встречу в столице Азербайджана Баку прибыли религиозные делегации из примерно 60 мусульманских стран (газета "Обсервер", 12 октября 1986). Некоторые из присутствующих, например Генеральный секретарь Мусульманской лиги Абдулла Омар Насиф, заявили, что прибыли исключительно для того, чтобы заявить протест против советской оккупации Афганистана. Тем не менее советские цели были достигнуты: несмотря на ряд устных протестов, подготовленные советской стороной резолюции были приняты.

4
 
Бакинская конференция 1986 года подготовила почву для визита в Москву в ноябре 1986 г. Генерального секретаря Организации Исламская конференции (ОИК) Пирэаде, который был принят министром иностранных дел Шеварднадзе и другими высокопоставленными сотрудниками МИДа.
 
Небезынтересно, что Пирзаде вновь посетил Москву в феврале 1987 г., якобы для участия в состоявшейся в феврале конференции в защиту мира. Первый визит предшествовал совещанию ОИК в верхах, состоявшемуся в январе 1987 в Кувейте, а второй последовал сразу же после него.

Одной из официальных акций Бакинской конференции было создание подготовительного комитета по организации других международных совещаний представителей арабских и других мусульманских государств. Председателем этого комитета предполагается назначить главу Духовного управления мусульман Закавказья Аллахшукура Паша-заде (Пашаева), канцелярия которого находится в Баку. Таким образом этим конференциям не только придается официальный статус, но и обеспечивается советский контроль.

Паша-заде является несколько необычным деятелем. Свой нынешний пост он занял в возрасте 29 лет, шокировав тем самым советскую мусульманскую общину, по традиции привыкшей отдавать дань старшинству. Он - весьма искусный представитель "официального" советского ислама, изъясняющийся на арабском, персидском, турецком, русском и английском языках.
 
5
 
Паша-заде - член президиума Советского комитета солидарности с народами Азии и Африки, а также член-корреспондент Королевской академии наук Иордании. Он учился под руководством аятоллы Хомейни в г. Коме (Иран) и является представителем шиитской секты ислама в СССР (около 10% всех советских мусульман). Назначение его главой одного из четырех духовных управлений мусульман СССР указывает на важность, которую Москва придает усилиям омолодить и обновить аппарат внешних сношений с зарубежными мусульманами.

Не менее многозначителен и тот факт, что Паша-заде является представителем шиитской общины в СССР. Соответственно, этим продиктован выбор Баку, где шииты составляют большинство, в качестве места проведения общемусульманской конференции 1986 года. Вполне вероятно, что Москва решила перенести центр тяжести своих отношений с зарубежными мусульманами именно на доселе игнорируемую шиитскую ветвь ислама.

В целом, во многих мусульманских странах шииты представляют собой неудовлетворенное меньшинство, которое, по мнению Москвы, вполне созрело для того, чтобы противопоставить его в основном консервативному руководству мусульман-суннитов. Кроме того Москва, возможно, делает ставку на то, что со смертью Хомейни Иран останется теократическим государством и доступ в Тегеран будет во многом зависеть от шиитских связей СССР.

Христианская конференция мира

Христианская конференция мира (ХКМ) - советская подставная организация, выполняющая волю Коммунистической партии Советского Союза. Она призвана в первую очередь быть проводником советской внешнеполитичкской линии и пропаганды среди религиозных кругов Запада. Деятельность Конференции более эффективна в развивающихся странах, где общественность менее осведомлена об ее близких связях с СССР. Созданная в 1958 году, ХКМ каждые 5-7 лет проводит "Общехристианские ассамблеи за мир" в Праге, где находится ее штаб-квартира.

В 1986 году ХКМ проводила активную деятельность в рамках общей тематики объявленного Организацией Объединенных наций Международного года мира. Повидимому, при ее финансовой помощи состоялись конференции различных отделений ХКМ (Африканская конференция христиан за мир. Латиноамериканская конференция христиан за мир. Азиатская конференция христиан за мир). Московская Патриархия часто предоставляет бесплатные билеты на самолеты Аэрофлота для гостей этих мероприятий.

Москва продолжает финансировать ХКМ, что указывает на то, что она довольна деятельностью Конференции, несмотря на явное снижение ее престижа среди общественности Запада. Тот факт, что за последние 10 лет в руководстве ХКМ не произошло практически никаких изменений, также подтверждает одобрение Москвой ее деятельности.

Всемирный совет церквей

Всемирный совет церквей (ВСЦ) объединяет более 300 церквей прихожанами которых являются более 400 миллионов христиан во всем мире. Во главе ВСЦ, штаб-квартира которого находится в Женеве, стоит Исполнительный комитет, формулирующий позиции Совета по политическим и международным проблемам.

В течение б0х-70х годов центр внимания ВСЦ перемещался от традиционого экуменического диалога к политической позиции по современным общественно-политическим вопросам, причем по некоторым из них позиции ВСЦ совпадали с советскими. Все- большую активность проявляют советские церковные деятели, стремящиеся заручиться поддержкой ВСЦ, а также использовать эту трибуну для проведения официальной линии Москвы. Нынешняя позиция ВСЦ в значительной мере обусловлена позицией его руководства: Генеральным секретарем ВСЦ является один из глашатаев "теологии освобождения" Эмилио Кастро, высланный в свое время из Уругвая за связи с левацкими организациями.

ВСЦ зачастую поддерживает мероприятия, в той или иной форме непосредственно связанные с советскими подставными организациями. Иногда ВСЦ сотрудничает с ХКМ и/или ее отделениями, добиваясь от иностранных правительств ликвидации американских военных баз.

2
 
Христианская конференция мира усиленно стремится оказать воздействие на заявления и деятельность ВСЦ. В апреле 1983 - в период подготовки к Генеральной ассамблее ВСЦ в Ванкувере (Канада) - в Киеве состоялась конференция женщин-христианок. Делегаткам разъясняли, как надлежит координировать работу в Ванкувере с деятельностью ХКМ и делегацией Русской Православной церкви.
 
В результате была отвергнута поставленная на голосование резолюция, требующая немедленного вывода советских войск из Афганистана. Представители Русской Православной церкви и ХКМ сумели убедить других делегатов, что если Генеральная ассамблея ВСЦ проголосует за осуждение вторжения, то женщинам из восточноевропкйских стран и советским религиозным деятелям не разрешат присутствовть в будущем на встречах ВСЦ.
 
По той же причине ВСЦ на этой встрече отказался принять к сведению и как либо реагировать на обращения по поводу преследований христиан в ряде восточноевропейских странах ("демократия под ударом". Институт общественных интересов, ] № З, июнь 1986).

Представители ВСЦ сотрудничали с ведущей советской подставной организацией - Всемирным советом мира, - предоставив помещения в своей женевской штаб-квартире для симпозиума неправительственных организаций на тему "Всеобщий мир и освобождение Южной Африки и Намибии".

Поддержка руководством ВСЦ радикальных левых групп и движений, проповедующих насилие, уже вызвала серьезные разногласия среди церквей-членов Совета, в частности по вопросу об открытом субсидировании Организации народа Юго-Западной Африки (СВАПО) в Намибии и Африканского национального конгресса.
к оглавлению

Совет буддистов Азии за мир

Совет буддистов Азии за мир (СБАМ) - советская подставная организация, ответственная за поддержание и укрепление связей с буддистами во всем мире. "Национальные центры" СБАМ имеются в Бангладеше, Кампучии, Северной Корее, Лаосе, Монголии, Непале, Таиланде, СССР, Вьетнаме. Единственной страной с крупным буддистским населением, не поддерживающей связей с СБАМ, является Бирма.

Внешне в организации ведущие позиции занимает Монголия: штаб-квартира находится в Улан-Баторе, а председатель, генеральный секретарь и его заместитель -монголы. Однако, как и во всех других советских подставных организациях, тон в конечном итоге задают советские члены-единоверцы из Бурятской АССР.

СБАМ также проводит международные конференции, руководимые и финансируемые советскими властями. На конференции в столице Лаоса, Вьентяне, в феврале 1986 в выступлениях и резолюциях осуждалась СОИ. В других воззваниях приветствовалась "политическая смелость СССР, продлившего мораторий на испытания ядерного оружия"; осуждались "страдания наших братьев во Вьетнаме, Лаосе и Кампучии, ставших жертвами химического геноцида"; поддерживалась советская мирная инициатива для Азиатско-Тихоокеанского региона. Среди не-будддистов, присутствовавших на конференции во Вьентяне, были представители Русской Православной церкви. Всемирного совета церквей. Всемирного совета мира.

СБАМ имеет, повидимому, больше представителеей в ВСМ, чем любая другая организация. Кроме того, и президент и генеральный секретарь СБАМ являются членами Президентского комитета ВСМ. Ни одна международная организация не имеет больше двух представителей в Президентском комитете и лишь еще 4 советских подставных организации имеют такое же число представителей. Неуклонный рост представительства СБАМ в ВСМ по-видимому указывает на повышенный интерес СССР к СБАМ и к буддистскому движению в целом.

2
 
СССР использует буддистов для того, чтобы добиться поддержки одной из главных целей советской внешней политики - объявление Индийского океана "зоной мира", - а на деле ликвидации американских военных баз на острове Диего-Гарсия. В Шри-Ланке несколько известных буддистских монахов организовали акции с целью добиться массовой поддержки предложения об объявлении Индийского океана зоной мира.
 
Эти монахи занимают ответственные посты в таких подставных советских организациях, как Цейлонский совет мира (являющийся национальным отделением ВСМ), Организация солидарности народов Азии и Африки, обществе дружбы Шри-Ланка-СССР. Все эти организации направляют свою деятельность на разжигание антиамериканских и антизападных настроений в Шри-Ланке.

Советское правительство финансирует обмен визитами между буддистскими монахами СССР и Шри-Ланки и предоставляет стипендии в университетах для монахов, желающих учиться в СССР. Председатель советско-шриланкийской буддистской ассоциации ездил в 1983 г. в СССР, а его советский коллега навещал Шри-Ланку в декабре 1986 г.

3
 
Шри-Ланка не единственное место, где мобилизуется деятельность буддистов в поддержку внешнеполитических целей Советского Союза. Так, на 15ой конференции Всемирной федерации буддистов, состоявшейся в ноябре-декабре 1986 в Катманду, была принята стандартная резолюция, призывающая к созданию зоны мира в Индийском океане. Однако Советский Союз не достиг всех своих целей на этой конференции.
 
Поддержанная СССР резолюция, призывающая к всеобщему ядерному разоружению, была принята лишь после изъятия из нее формулировок, направленных против американской программы СОИ, а резолюция, выражающая озабоченность преследованием буддистов во Вьетнаме, была принята несмотря на возражения советской и восточноевропейских делегаций.

Находящийся в ссылке тибетский Далай-Лама -духовный и светский глава ламаизма, - поддерживает дружественные отношения как с советским правительством, так и с СБАМ. Далай-Лама трижды посещал Советский Союз, последний раз в сентябре 1986 г., когда он присутствовал на двухнедельном мероприятии СБАМ в столице Бурятской АССР Улан-Уде.
 
Во время этого визита он был принят в Троицко-Сергиевской лавре в Загорске русским православным Патриархом Пименом. После приема религиозные лидеры дали пресс-конференцию на которой говорили о совместных усилиях христиан и буддистов в поддержку всеобщего мира.

Следует сказать, что Далай-Лама старается не создавать впечатления, будто он всецело поддерживает все советские религиозные мирные инициативы. Он скорее стремится использовать поддерживаемые СССР религиозные мероприятия в качестве удобной трибуны для привлечения внимания к судьбе тибетских беженцев.
 
Во время первого визита в Советский Союз в июне 1979 г. Далай-Лама, по сообщениям, лишь выразил удовлетворение тем, что советские буддисты имеют возможность заниматься религиозной деятельностью (ЮПИ, 3 августа 1979).
 
Во время второго визита в сентябре 1982 г., о котором сообщалось как о "частной остановке на пути в Монголию", западные корреспонденты обратили внимание на то, что Далай-Лама стремится привлекать как можно меньше внимания.

Оглавление

 
www.pseudology.org