Издательство "Наука", 1988
Илья Ильич Мечников
Этюды оптимизма
О некоторых этапах истории развития животных обществ
I

Вопрос вида в человеческом роде.-Потеря индивидуальности
\в колониях низших организмов.-Миксомицеты и сифонофоры.
-индивидуальность у сложных асцидий.- Прогресс в развитии
особей, живущих в обществе.

Эта часть нашей книги должна служить ответом на то возражение против "Этюдов о природе человека", которое упрекает меня в игнорировании интересов вида в человеческой жизни. Мои критики находят, что я слишком исключительно занялся личностью и упустил из виду то основное положение, что в общем ходе развития индивидуум должен стушеваться ввиду высших интересов общества. Мне ставят в упрек, что, проповедуя ортобиоз, т.е. наиболее полный цикл человеческой жизни, долженствующий повести к глубокой старости, я восхваляю поведение, которое может повредить человечеству в целом.

Указанное возражение основывается на недоразумении, которое следует выяснить. Я думаю, что полное развитие индивидуума должно не только не повредить обществу, но, наоборот, принести ему большую пользу. С другой же стороны, не следует упускать из виду, что и индивидуум имеет свои права, которые не должны быть нарушаемы.

Оспаривая моё мнение, критики ссылаются на многочисленные факты, доказывающие, что в мире животных и растений индивидуум постоянно приносится в жертву на пользу вида. Относительно этого сомнений быть не может. В прежних частях этой книги было сообщено достаточно фактов в доказательство этого положения. Мы упомянули растения, как агава и некоторые споровые, которые умирают тотчас же после того, как они размножились.

Мы ссылались также на самок круглых червей, безжалостно поедаемых их потомством. Трудно найти более красноречивые примеры принесения в жертву особи на пользу вида. Но это правило неприложимо к человеку, который занимает в этом отношении совершенно особое место. Человек уже пережил несколько видов животных*.

185

Он сильно содействовал истреблению моа (Aepyornis), этой крупнейшей птицы, жившей на Мадагаскаре. Человек истребил додо на острове Святого Маврикия и Rytina stelleri, мирное китообразное млекопитающее, жившее на берегах Алеутских островов. Человек истребляет в настоящее время несколько видов вредных хищников, каковы волки и медведи, и, быть может, не за горами то время, когда автомобили заменят повсюду лошадь, которая сделается редким предметом роскоши.

Но истребитель стольких видов животных - человек - достаточно обеспечил сохранение человеческого рода. Успехи, достигнутые цивилизацией, в значительной мере уменьшили смертность. Ежегодно множество детей раннего возраста выживает благодаря гигиеническим мерам и лечению детских болезней. Уменьшение войн и убийств в цивилизованных странах со своей стороны, содействует поддержанию человечества. Положение, занятое человеком в природе, скорее должно вызвать опасение, как бы люди не размножились чересчур обильно, и хотя теория Мальтуса и не подтвердилась во всех своих частях, тем не менее несомненно, что человек может слишком густо заселить земной шар. Некоторые явления заставляют думать, что, по мере того как человечество ограничит пролитие крови, оно заменит его истреблением другой жидкости, - той, которая служит для размножения.

Задача сохранения человеческого рода, будучи решенной, естественно поставит на первый план вопрос об индивидууме. В этом отношении данные биологии могут представить немалую пользу. Человек не единственное общественное существо на Земле. Значительно ранее его появления уже существовали организмы, соединенные в общества. На поверхности морей плавали изящные колонии сифонофор; в глубине океана жили бесконечно разнообразные колонии полипов, а на сухопутье копошились мириады насекомых, между которыми некоторые были уже соединены в высоко организованные общества. Такая общественная жизнь развилась без малейшего внешнего содействия, без малейшего свода законов, который регулировал бы поведение особей, соединившихся ради общей цели.

Интересно бросить общий взгляд на основные принципы подобных обществ. В настоящем очерке я имею намерение привлечь внимание лишь к одной из основных черт животных обществ, именно к отношению между особью и обществом.

Всем хорошо известно, что именно этот вопрос представляется одним из наиболее трудных в устроении человеческих обществ. Поскольку общество вправе нарушать интересы индивидуума, в какой мере последний может сохранить свою целостность и независимость?

186

Рис. 21. Особи миксомицетов в изолированном состоянии (по Цопфу).

187

Нет надобности ни напоминать здесь бесконечные прения на эту тему, ни распространяться о теориях, проповедующих, что человек должен быть более или менее принесен в жертву для блага общества, к которому он принадлежит. Мы займемся пока судьбой индивидуума в обществах существ, неизмеримо менее сложных, чем человек. Даже среди самых низкостоящих организмов, занимающих промежуточное звено между растениями и животными, немало примеров обществ, состоящих из соединения большого количества особей.

В лесах на опавших листьях, смоченных влагой, на гнилом дереве попадаются очень оригинальные организмы, напоминающие больше всего некоторые грибы. Это миксомицеты, мешочки, наполненные множеством шаровидных телец, или спор, микроскопической величины. Когда споры увлажняются росой или дождем, из них вылупляются крошечные живые существа, снабженные двигательной ресничкой, при помощи которой они могут очень быстро плавать.
 
Эти организмы рождаются сразу в большом числе, наполняя собой капельку воды, сохранившейся на опавшем листе или на кусочке гнилого дерева (рис. 21). Но независимое существование их очень непродолжительно. Соприкасаясь друг с другом, их тела сливаются в студенистую массу, достигающую нередко больших размеров (рис. 22).
 
Вследствие такого слияния получается то, что называется плазмодием, т.е. скопление живого вещества. Оно способно медленно передвигаться на поверхности листьев и дерева и представляет внутри потоки, напоминающие жидкую лаву, выброшенную из вулкана.

Эти плазмодии представляют общества, для образования которых индивидуальность составляющих их особей была целиком утрачена. идеал, проповедуемый некоторыми философами, состоящий в принесении человеком своей индивидуальности в жертву обществу и в полном слиянии с ним, был уже осуществлен на противоположном полюсе лестницы существ в эпоху, значительно более раннюю появления человека на Земле.

В животном мире, даже у самых низших его представителей, мы уже не встречаем обществ, члены которых были бы так всецело поглощены на пользу общую. И индивидуальность сохраняется у них в большей или меньшей степени. Возьмем, например, полипов, этих беспозвоночных, которые иногда скопляются в таком количестве, что образуют коралловые рифы, способные превратиться в настоящие острова. Эти животные соединяются в большие общества, члены которых не могут вести независимой индивидуальной жизни. Соединенные друг с другом живыми частями тела, полипы напоминают двойных уродов, вроде маленьких индусок Додики и Радики, о которых много писали в газетах несколько лет назад по поводу операции, сделанной им Дойеном.

188

Рис. 22. Миксомицеты, соединенные в плазмодий (по Цопфу).

Брюшные полости обеих девочек сообщались между собою, и их кровеносные сосуды были соединены таким образом, что кровь Додики поступала в организм Радики, и наоборот. В другом случае двойного уродства, у чешских девушек Розы и Юзефы, ныне живущих, толстые кишки сообщались при входе в общую прямую кишку. Их брюшные полости тоже сообщаются, и у них существует лишь один мочеиспускательный канал. У полипов соединение между особями, составляющими колонию, почти всегда гораздо более полно.

189

Рис. 23. Целая сифонофора (по Куну):
pn - воздушная камера;
clh - плавательные колокола:
stl - стержень.

Рис. 24. Eudoxia (по Куну).

Каждый член подобной колонии обладает собственным ртом и желудком, но многие другие органы до того перемешаны, что их нельзя приурочить к той или другой особи. Это - органы, принадлежащие целой колонии.

Ещё более замечательный пример потери индивидуальности представляют нам плавающие полипы, или сифонофоры*. Это очень красивые прозрачные существа, иногда очень значительных размеров; некоторые нередко в больших количествах плавают на поверхности моря. Большею частью они являются в виде длинных нитей, снабженных множеством щупалец, желудков и плавательных колоколов (рис. 23). Не подлежит сомнению, что сифонофоры представляют один из типичнейших примеров колониальных животных. Затруднение встречается только в определении того, соответствует ли каждая часть колонии, каждый плавательный колокол, каждый желудок и пр. целой особи или отдельному органу.

190

Рис. 25. Колония ботриллусов.

Зоологи придерживаются на этот счет различных взглядов. По мнению одних общественная жизнь, в силу крайнего разделения труда между особями, низвела последние на степень простого органа. В то время как одни особи превратились в желудки свободно висящие на центральной нити, другие потеряли все органы кроме двигательного, сделавшегося плавательным колоколом колонии. Другие зоологи, в том числе и я, думают, что сифонофоры представляют собою колонию органов, в которой не существует почти вовсе отдельных особей. Плавающая цепь сифонофор, по этой теории, соответствует множеству органов, каковы плавательные колокола, щупальца, желудки и пр., соединенных на общем стволе.

191

Нам нет надобности входить здесь в разбор этих противоречивых взглядов, так как главный факт, который нас теперь интересует, состоит в том, что, несмотря на ничтожную степень индивидуальности у сифонофор, она никогда не уничтожается вполне, подобно тому, как мы это видели у миксомицет.

Для того чтобы ещё более подкрепить этот вывод, я обращаю внимание читателя на маленьких сифонофор под именем Eudoxia (рис. 24). Эти существа представляют собою отделившиеся от общего ствола отпрыски, свободно плавающие в море и обладающие замечательным устройством. Подвижность эудоксий обусловливается плавательным колоколом, снабженным сильными мускулами. Этот орган составляет часть особи, снабженной органами размножения, но совершенно лишенной средств для добывания и пищеварения пищи.
 
Эти два последние отправления совершаются, наоборот, другою особью, тесно связанною с первой. Эта питающая особь обладает длинным арканом, служащим для захватывания добычи и, кроме того, большим желудком, переваривающим пищу. Вещества, получающиеся вследствие этого процесса, переносятся посредством сосудов в размножающуюся и двигающуюся особь, которая пользуется готовой питательной жидкостью. Эудоксия представляет нам, таким образом, двойное существо, состоящее из одной неполной особи, неспособной к передвижению и размножению, но зато обеспечивающей питание, и из другой тоже неполной особи, обеспечивающей передвижение и размножение. В этом примере мы видим сообщество, напоминающее слепого и хромого в знаменитой басне Флориана.

Рассмотренные нами примеры общественного устройства животных показывают, что прогресс в нём несовместим с полной потерей индивидуальности. Чем более мы будем подыматься по лестнице существ, тем более увидим подтверждений этого правила. Так, например, у сложных асцидий все члены колоний сохраняют органы, необходимые для их жизни. Ботриллусы, одни из наиболее интересных представителей этой группы, образуют колонии в виде звезды (рис. 25).
 
Особи, соединяющиеся в сообщество, расположены вокруг общего центра, занятого клоакой. Каждый член колонии обладает своим ртом и вполне развитым кишечным каналом; но конечная часть последнего открывается в общую клоаку, получающую и выбрасывающую негодные остатки от пищеварения у всех особей. Всего оказывается только одно отверстие для опорожнения нечистот, подобно тому как у вышеупомянутых Розы и Юзефы.

192

II

Общественная жизнь у насекомых.-Развитие и
сохранение индивидуальности у этих животных.
-Разделение труда и принесение в жертву
индивидуальности у некоторых насекомых.

До сих пор мы изучали общества животных, члены которых были соединены друг с другом более или менее развитой механической связью. Мир насекомых довольно богат представителями, которые живут благоустроенными обществами. Но строение насекомых уже слишком сложно, чтобы допустить органическую связь между отдельными особями.

В начале развития общественной жизни у некоторых видов пчел особи, вполне развитые и во всем сходные между собою, соединяются в обществе ради обеспечения своего индивидуального существования. В одних случаях они соединяются для изгнания общего врага, в других они скопляются вместе с целью обогреться во время холодов. В таких первобытных общинах ещё вовсе нет речи об общественном выкармливании молоди. Только на дальнейших ступенях общественного устройства, какое мы встречаем у домашних пчел, у некоторых ос, а также у муравьев и у термитов, центром тяжести общественной жизни является забота о воспитании молодого поколения.
 
Но при этом усиленное развитие общественности совершается в ущерб интересам и целостности особей, живущих совместной жизнью. В этих случаях происходит очень значительное разделение труда, которое низводит самку до степени машины для кладки яиц. У домашних пчел царица, выполняющая это отправление, становится неспособной печься о благе общины, так как её умственные способности очень слабо развиты. Заключенная в улье, она пользуется необыкновенно тщательным уходом со стороны работниц, которые делают это в расчете на поддержание вида. Даже во время голодовки работницы, принося в жертву свою собственную жизнь, отдают последние остатки пищи царице, которая умирает позже всех. Трутни представляют собою не вполне развитые существа, терпимые лишь постольку, поскольку они полезны для общины; после исполнения своей роли работницы их беспощадно истребляют.

Работницы, столь много трудящиеся для блага общества, суть лишь не вполне развитые особи. Одаренные очень развитым мозгом и снабженные очень совершенными органами для производства воска и для собирания пищи, работницы обладают лишь зачаточными половыми органами, неспособными к нормальному отправлению.

Мы здесь снова встречаемся с потерей индивидуальных признаков, которая тем значительнее, чем совершеннее общественное устройство насекомых.

193

Рис. 26. Медоносный муравей (по Брему).

У муравьев и у термитов, общественная жизнь которых развилась совершенно независимо от пчел, мы встречаем те же основные черты. И у них высокая степень умственных способностей и большое искусство в исполнении работ составляют привилегию работниц, лишенных способности к размножению. Солдаты, обеспечивающие целость общины, обладают сильными челюстями, но снабжены лишь зачаточными органами размножения. Наоборот, самцы и самки, у которых эти органы развиты в высшей степени, неспособны ни к какой работе, умственно крайне ограничены и представляют собою не что иное, как мешки, наполненные половыми продуктами.

Говоря о муравьях, мы должны обратить внимание читателя на медоносных особей, которые встречаются у тропических видов, живущих по преимуществу в Мексике. Некоторые из этих насекомых насасываются по временам таким количеством меда, что все тело их обращается в мешок, наполненный этой сластью. Лапки теряют способность двигать разбухшее тело; поэтому медоносные муравьи остаются неподвижными в глубине муравейника. При таких условиях нормальное существование этих насекомых становится невозможным, что сокращает их жизнь на пользу общины. Как только обыкновенные работницы, самцы или самки начинают чувствовать голод, они подходят к медоносным особям и высасывают из их рта готовую питательную пищу. Таким образом, эти медоносные работницы (рис. 26) низводятся на степень живых горшков, наполненных медом

Термиты принадлежат к отряду насекомых, совершенно отличному от того, куда относятся пчелы и муравьи.

194

Тем не менее мы и у них встречаемся с тем же общим принципом, который состоит в принесении в жертву индивидуума в пользу государства. самки превращаются в неуклюжие мешки, наполненные громадным количеством яиц. Не будучи в состоянии двигаться, они остаются замурованными в подземных галереях, где они несут до 80 000 яиц в день. Солдаты обладают до того огромными челюстями, что им остается лишь одна роль - сражение с врагами.

Приведенные факты служат доказательством того, что индивидуальность у общественных насекомых никогда не утрачивается в такой степени, как у низших животных, о которых шла речь выше. Отсюда можно прийти к тому общему выводу, что усовершенствование организации влечет за собою все большее и большее сохранение особи среди общины, в которой она живёт.

Интересно узнать, применим ли этот закон и к человеческому роду.

III

Человеческие общества.- Обособление групп в человеческом роде.- учёные женщины.- Нравы пчелы Halictus quadricinctus.- Теория коллективизма.- критика Герберта Спенсера и Ницше.-Прогресс индивидуальности в обществах высших существ.

У позвоночных животных общественная жизнь вообще слабо развита. Рыбы и птицы, соединяющиеся в общества, далеко уступают насекомым в совершенстве общественного устройства. Прогресс последнего не особенно заметен и в классе млекопитающих, так что нужно возвыситься до человека, чтобы найти пример высокоорганизованной общественности. Человек оказывается первым представителем млекопитающих со значительно усовершенствованной общественной жизнью.
 
Но тогда как насекомые руководятся в своих общественных отношениях прирожденными и высокоразвитыми инстинктами, у человека такие инстинктивные действия играют лишь очень второстепенную роль. Индивидуальное чувство, т.е. эгоизм, очень могущественно в человеческом роде, и это объясняется, вероятно, тем фактом, что наши отдаленные предки ещё не вели общественной жизни.

Человекообразные обезьяны соединяются семьями или небольшими группами без сколько-нибудь правильного общественного устройства. любовь ближнего, или альтруизм, является у человека относительно недавним приобретением и нередко развита лишь в слабой степени.

195

Несмотря на высокую степень общественного устройства и на далеко зашедшее распределение труда, в человечестве не наблюдается никакого обособления индивидуумов, подобного тому, которое так обычно у общественных насекомых. Между тем как у животных, столь различных, как сифонофоры, пчелы, муравьи и термиты, общественная жизнь привела независимыми путями к атрофии органов размножения у многих особей, у человека мы не находим ничего подобного.

Хотя в организации половых органов у мужчин и женщин и встречаются нередко некоторые отступления от нормального типа, тем не менее эти аномалии далеко не могут быть поставлены в ряд с развитием бесполых особей у насекомых. Предположение, что обязательное безбрачие, вменяемое некоторыми религиями духовенству, составляет первый шаг на пути обособления, подобного рабочим пчелам, не может выдержать критики. Во всяком случае, этому явлению нельзя придавать большого значения, так как вместо того, чтобы распространяться, обязательное безбрачие, напротив, заметно уменьшается.

В последнее время в Европе и в Северо-Американских Соединенных Штатах обнаружилось значительное так называемое феминистское движение, причем многие женщины устремились к усвоению высшего образования и стали делаться врачами и адвокатами. Число особ женского пола, изучающих университетскую науку, стало все более и более увеличиваться, так что страны, закрывавшие раньше доступ женщинам в университеты, как Германия, должны были в конце концов уступить под давлением массы желающих учиться.

Можно ли на это движение смотреть, как на первые шаги к обособлению бесполых индивидуумов, подобных работницам общественных насекомых? Когда-то я думал, что это предположение соответствует действительности, но впоследствии, ближе ознакомившись с вопросом, я пришел к противоположному заключению. Не подлежит сомнению, что многие девушки, по какой-нибудь причине отказавшиеся от намерения выйти замуж, посвящают себя высшему образованию. Но в этих случаях безбрачие является не результатом усиленной умственной деятельности, а,наоборот, составляет причину её.
 
С другой стороны, не следует упускать из виду, что многие девушки, учащиеся в университетах, кончают тем, что выходят замуж. Я знал первых пионерок феминистского движения в России в шестидесятых годах, и они все сочетались браком, а некоторые сделались матерями. Обзаведясь семьей, немалое число их бросило медицину. На основании сведений, собранных о прежних женских медицинских курсах в Петербурге, из 1091 ученицы 80 поступили, уже будучи замужем, 19 были вдовы, а 922 незамужние. Из числа этих последних 436, т.е. приблизительно 44%, вышли замуж ещё ранее окончания курса. Многие из девиц, явившихся изучать бактериологию в Пастеровском институте, на наших глазах повыходили замуж.

196

Ближайшее наблюдение феминистского движения, продолжающегося уже около полустолетия, показывает, что в огромном большинстве случаев оно вовсе не стремится к образованию особей, подобных бесплодным работницам насекомых. Даже в тех случаях, когда может быть речь об отвращении девушек от физического супружества, у них замечается достаточное проявление материнского инстинкта. Большая часть учёных женщин обнаруживает несомненную склонность к супружеству и к семейной жизни вообще.
 
Даже женщины, наиболее отличившиеся как учёные, не составляют исключения из этого правила. Знаменитая г-жа Кюри - мать двух детей. Столь прославившаяся в математике Софья Васильевна Ковалевская особенно интересна с точки зрения вопроса, которому посвящены эти строки*. Я лично был с нею довольно близко знаком в течение более 20 лет, начиная от времени её фиктивного брака и до последних недель её жизни. В молодости, когда она так увлекалась математикой и театром и когда она сама была очень увлекательна, любовная сторона жизни была ей совершенно чужда.
 
Но она рано утратила физическую красоту и начала преждевременно стариться. Как раз около этого времени проявилась у неё сильная потребность любви. Она делала все, что могла, чтобы остановить наступавшую старость. Сообщения Броун-Секара о восстановлении сил посредством вытяжки из мужских половых органов крайне заинтересовали её, и она серьезно спрашивала, можно ли рассчитывать на это средство. Жертва дисгармонии человеческой природы, она чувствовала себя очень несчастной, и в день присуждения ей премии Парижской Академией наук она писала одному из друзей: "Со всех сторон я получаю поздравительные письма, но в силу непонятной иронии судьбы я ещё никогда не чувствовала себя столь несчастной".
 
Причину этого недовольства она выразила в словах, обращенных к её лучшему другу: "Отчего, отчего никто не может меня полюбить? - повторяла она. - Я бы могла дать больше, чем большинство женщин, а между тем самые ничтожные женщины любимы, тогда как меня никто не любит"1. С. В. Ковалевская, как известно, была Матерью.

В результате всего сказанного оказывается невозможным усмотреть в безбрачии духовенства и некоторых лиц, посвятивших себя высшему знанию, начальную стадию организации, подобной рабочим пчелам. Несмотря на это, однако же, весьма вероятно, что в человеческом роде происходит известное обособление в исполнении некоторых существенных отправлений.
-----------------------------
1 Souvenirs d'enfance de S. Kowalevsky, 1895, p. 301-311.

197

Рис. 27. Halictus quadricinctus.

He подлежит сомнению, что устройство человеческих обществ не последовало по тому пути, который у общественных насекомых привел к образованию бесполых особей. В человечестве замечается скорее другое направление, свойственное лишь некоторым исключениям в животном мире. Одиночная пчела, известная под именем Halictus quadricinctus (рис. 27), отличается тем, что самка после кладки последних яиц не умирает, как это обычно совершается у насекомых, а продолжает жить и ухаживать за потомством.
 
Так как этот старческий период жизни продолжается у неё недолго, то маленькая пчела не может постоянно служить воспитательницей в обществе насекомых, организованном на принципе обособления старых самок. В человеческом же роде, где индивидуальная жизнь несравненно дольше, разделение труда может совершиться по образцу Halictus quadricinctus.

Женщина обыкновенно становится бесплодной между сорока и пятьюдесятью годами, т.е. в такую пору, когда ей, на основании статистических данных, остается жить ещё в среднем двадцать лет. В продолжение этого длинного периода она может выполнить в высшей степени полезную роль в обществе. Эта роль должна походить на ту, которую исполняют старые самки Halictus quadricinctus, и состоять в воспитании и обучении детей. Кому же не известна неоцененная преданность бабушек и вообще старух, посвящающих себя заботам о внуках?
 
Притом же не следует упускать из виду, что в настоящее время старость наступает чересчур рано, что она далеко не есть то, чем она должна быть при нормальных условиях, и что человеческая жизнь вообще чересчур кратковременна сравнительно с идеальной продолжительностью нашего существования. Возможно предвидеть, что когда наука займет в человеческом обществе ту преобладающую роль, на которую она имеет право, и когда гигиенические познания достигнут большого совершенства, долговечность людей сделается более значительной и роль стариков и старух получит гораздо большее значение.

198

Члены человеческого общества не могут быть подразделяемы на половые особи и на бесполые, как у насекомых. Но деятельная жизнь каждого индивидуума должна быть разделена на два периода: на период размножения и на период бесплодный, причем последний должен быть посвящен труду, полезному для общества. Главное отличие между обществами животных и людей сводится к тому, что особи, входящие в состав обществ животных, неполны, тогда как в человечестве индивидуум достигает высшей степени полноты.

Мы приходим, таким образом, к выводу, что чем выше организовано общественное существо, тем более выражена в нём индивидуальность. Отсюда легко заключить, что из числа теорий, предлагающих упорядочить общественную жизнь, всего более заслуживают внимание те, которые оставляют достаточно свободное поле действия для развития индивидуального почина. идеал, который так часто проповедуют и по которому индивидуум должен быть, елико возможно, приносим в жертву обществу, не соответствует общему закону общественных организмов.
 
Могут существовать особые условия в общественной жизни, когда неизбежно большое количество жертв, но эти условия нельзя считать ни постоянными, ни всеобщими, ни нормальными. В военное время требуется много врачей и сестер милосердия, но в мирное время число их может быть ограничено. Возможно предвидеть, что по мере того, как человечество усовершенствует общественную жизнь, случаи, в которых понадобится приносить в жертву отдельные личности, станут все реже и реже.

С целью побороть эгоизм, столь глубоко укоренившийся в человеческой природе, часто проповедуют отречение от личного счастья и необходимость подчинить его общему благу. Очень нередко проповедь эта остается гласом вопиющего в пустыне, но иногда она приносит плоды, и притом в такой степени, что люди, в особенности молодые женщины, охотно приносят в жертву собственное благополучие и даже жизнь ради идеала, который, по их мнению, должен повести к общему благу.

Очень неравномерное распределение благ на земле вызвало разные учения, стремящиеся устранить такую несправедливость. Уже более 100 лет различные социалистические теории стараются облагодетельствовать все человечество. Действуя воедино, пока дело идет о критике существующих условий, они следуют по различным путям с той минуты, когда заходит речь об установлении правил для нового общества. При таких условиях даже самый смысл слова "социализм" получил столь различные толкования, что им почти невозможно пользоваться.

199

Несмотря на то что многие из теорий коллективизма перестали отстаивать свои прежние крайности, они всё же ещё далеки от признания достаточной независимости личности, живущей в обществе. Во время собраний и конгрессов социалистов ещё часто принимаются решения, громко провозглашающие принесение в жертву обществу прав личности. Некоторые партии запрещают своим членам сотрудничать в журналах, кроме тех, которые служат выразителями мнений партии, а также участвовать в правительстве, на которое наложен запрет. Во время стачек, устраиваемых социалистами, строго воспрещается работать тем, кто имеет самое большое желание трудиться. Недавно бывали случаи, когда типографщики отказывались печатать газеты, не разделяющие их мнений, и даже были примеры врачей, отказывавших в подаче помощи их политическим противникам.

Неоднократно по адресу коллективистов раздавались упреки в том, что они слишком попирают свободу личности. Защищаясь, они говорят, что "в будущем социал-демократическом обществе не будет и речи о тирании или о каком бы то ни было подавлении. Тайна единения индивидуумов заключается в их дисциплине, которая, однако же, должна быть понимаема не как безжизненное послушание в войсках, а только как подчинение личности общине, когда это требуется для общего блага"1. Но именно эта дисциплина и это подчинение заходят часто так далеко, что индивидуальное самосознание чувствует себя глубоко уязвленным. Ввиду этого среди коллективистов образовалась партия, которая не допускает поглощения личности обществом.
 
Это - группа анархистов, которая, стремясь к свободе личности, доходит нередко до покушения на свободу, имущество и даже жизнь людей. Более сорока лет назад я был близок с Бакуниным, жил с ним и был свидетелем его начинаний в деле анархизма*. При огромной энергии и очень недюжинном уме учение его сводилось главным образом на расчистку поля для будущей деятельности, т.е. на полное разрушение существующего общественного строя.
 
Несмотря на мою тогдашнюю молодость и на то, что один из моих старших братьев очень увлекался Бакуниным, мне было совершенно ясно, что теории этой титанической личности не содержат в себе ни единого зерна, способного действительно улучшить человеческое общежитие. Позже я часто беседовал с Элизе Реклю**, этим добрейшим теоретиком и идеальнейшим человеком. Но и его проповедь анархизма не могла поколебать моего отрицательного отношения к последнему. Сколько я могу судить, теория эта имеет мало приверженцев, и притом исключительно среди людей, не одаренных государственной мудростью.
--------------------
1 W. Herzberg. Sozialdemokratie u. Anarchismus, 1906, S. 17.

200

Вообще следует отметить, что в течение более столетия задача искоренения бедности стоит на очереди, и среди теорий коллективизма произошел значительный поворот в направлении к умеренности. В то время как прежде проповедовалось полное упразднение частной собственности и учреждение фаланстеров для совместной жизни, теперь требуют социализации средств производства, но уже допускают частную собственность жилищ и всего, что касается потребления.

Каутский1, один из наиболее видных представителей ортодоксальной социал-демократии, признает, что. социализация земли "ничуть не обязывает упразднение частной собственности на жилища. Обычное соединение жилища с сельскохозяйственной обработкой исчезнет, но не будет никакой надобности обращать жилище земледельца в общественную собственность". "Современный социализм не исключает личной собственности на предметы потребления. Из всех способов пользоваться человеческой жизнью и её удовольствиями один из самых главных, если даже не самый главный, состоит в обладании собственным жилищем. Общественная собственность на землю никоим образом не исключает его".
 
Но раз позволяется иметь отдельный дом, то трудно не разрешить иметь при нём небольшой сад, особенно ввиду того, что коллективисты принимают в расчет требование пользования жизнью. Дом или квартира могут оказаться обширнее, чем требуется (например, вследствие отсутствия детей или смерти кого-либо из домочадцев), а сад может служить местом для проявления личного почина и для усовершенствования способов культуры садовых растений. Вот уже два элемента, из которых может развиться частное пользование. Лишние комнаты могут быть уступлены за труд жильца, а усовершенствованные садовые продукты променены или проданы за что-либо соответственное.

Уступки, которые оказались вынужденными со стороны коллективизма, показывают самым ясным образом всю важность частной собственности. Несмотря, однако же, на большую умеренность коллективистов, многие голоса раздаются в виде протеста против социализации средств производства и против ограничения личного почина, из неё вытекающего.
 
Знаменитый английский философ Герберт Спенсер2, которого никак нельзя обвинить в узости взглядов и в консерватизме, с большим жаром восстал против учений коллективизма, стремящихся низвести человеческую личность на степень однообразия и посредственности. Рядом очень убедительных примеров он показывает зло, которое возникает в результате мер, задуманных с самыми лучшими намерениями ради уравнения состояний и устранения бедности.
-------------------
1 Земельная проблема, 1903, стр. 147. 2 The Coming Slavery. In: The Man Versus the State, 1888, p. 18.

201

Он предвидит рабство в результате слишком сильного вмешательства государства в такие отправления, которые должны выполняться частным почином. Ввиду этого Спенсер полагает, что учреждение коллективистского государства угрожает большой опасностью*.

Со свойственным ему преувеличением Ницше1 ** критикует социализм. "Социализм, - говорит он, - фанатический младший брат деспотизма, уже почти вымершего, от которого он стремится получить наследие: его усилия, следовательно, в самом глубоком смысле реакционны. Социализм стремится к столь полной власти государства, какой деспотизм никогда не обладал; он даже превосходит все, что существовало в прошедшие времена, так как он работает ради полнейшего уничтожения личности. Последняя представляется ему непозволительной роскошью природы и должна быть исправлена превращением её в орган, полезный для общины". И далее: "Социализм может служить глубоко поучительным примером всей опасности от сосредоточения власти государством, и поэтому он должен внушить недоверие к самому государству. Когда его грубый голос примешается к военному зову: как можно более [власти] государства, то этот возглас сначала зазвучит необычайно резко. Но вскоре послышится с не меньшей силой противоположное требование: как можно меньше власти государства".

Весьма вероятно, что коллективизм всевозможных оттенков окажется неспособным согласовать решение задачи общественной жизни с сохранением достаточной полноты личности. Тем не менее успехи человеческого знания должны будут привести к большему уравнению имуществ сравнительно с тем, что существует ныне. Умственная культура повлияет на устранение множества ненужных и даже вредных вещей, которые теперь признаются многими за совершенно необходимые.
 
Убеждение, что наибольшее счастье состоит в полном прохождении круга нормальной жизни и что эта цель может быть достигнута жизнью скромной и умеренной, устранит много роскоши, укорачивающей жизнь. В то время как более состоятельные люди найдут полезным упростить свой образ жизни, бедняки смогут лучше устроить своё существование. Но все-таки в результате этого прогресса не получится устранения частной собственности - ни благоприобретенной, ни унаследованной. Эволюция эта должна совершиться постепенно и потребует множества усилий и новых знаний. В этом отношении социология едва народившаяся, должна будет черпать сведения у своей старшей сестры, биологии.
-----------------------
1 Один немецкий критик упрекает меня в незнании работ  Ницше. Я читал многие из них. Но имеющаяся там смесь гениальности и сумасшествия делает их трудными для использования. См. по этому поводу очень интересную книгу Мобиуса: Uber das Pathologische bei Nietzsche, Wiesbaden, 1902.

202

Между тем эта последняя учит, что параллельно с прогрессом организации самосознание личности развилось в такой степени, что окажется невозможным принести её в жертву на пользу общества. У низших существ, как миксомицеты и сифонофоры, особи сливаются вполне или большей частью с общиной; но жертва эта невелика, так как у них чувство индивидуальности вовсе не развито.
 
Общественные насекомые представляют нам промежуточное звено между низшими животными и человеком. Только у последнего личность доходит до окончательного и полного самосознания, и поэтому-то хорошее общественное устройство не должно приносить её в жертву для общего блага. К этому главному выводу приводит изучение общественного развития живых существ.

Этот очерк ведёт к заключению, что полное изучение человеческой личности должно составить необходимую ступень при обсуждении планов устройства общественной жизни людей.

Содержание

Здоровье

 
www.pseudology.org