Эрекция
Эрекция - увеличение полового члена в объеме по сравнению с состоянием покоя (приблизительно в три раза) и приобретение им механической твердости, необходимой для введения во влагалище и обеспечивающей проведение полового акта.

Эрекция наряду с эякуляцией - один из самых характерных феноменов мужской сексуальности, который в силу приданной ему символичности положен в основу фаллического культа. Один из основных парадоксов эрекции в чрезвычайной ее чувствительности ко всякого рода функциональным психотравмирующим воздействиям вопреки тому факту, что из всех основных проявлений мужской сексуальности именно эрекции отличаются наибольшей защищенностью от повреждающих факторов органической природы и наибольшей стабильностью (например, в онтогенезе эрекции выявляются задолго до либидо, эякуляции и оргазма).

Эрекция - рефлекторно-сосудистый акт; сосудистая природа ее была доказана более 200 лет назад голландским анатомом и физиологом Пенье де Графом. Применив свою методику инъекции контрастной массой сосудов трупа, он доказал, что в основе эрекции лежит наполнение пещеристых тел полового члена кровью, а не скопление в них воздуха, как полагал Гален. Некоторые авторы, в частности Итапп (1883), отождествляли вазомоторный механизм эрекции с венозным застоем, полагая, что в основе эрекции лежит затруднение оттока крови по отводящим венам полового члена, сдавливаемым луковично-пещеристой и седалищно-пещеристыми мышцами, которые действуют наподобие рычага, сосудистый эффект усиливается чисто механическим приподниманием члена.
 
Подобному допущению, однако, противоречили и длительность эрекции, и отсутствие неприятных ощущений, сопутствующих пассивному застою при накладывании жгута на конечность, и наблюдаемое при эрекции местное повышение температуры вместо понижения, отмечаемого при застое. Применив эксперименте на собаках сфигмографию полового члена в сочетании с кимографической записью уровней внутрисосудистого давления на артериальном и венозном участках, Франсуа Франк доказал, что основной механизм эрекции составляет усиление артериального притока, а замедление оттока по венам играет лишь вспомогательную роль. Из анализируемых им кривых явствует, что давление возрастает сначала в артериях, и лишь после того в венах. И, наконец, Легро перевязкой вен у корня полового члена показал, что затруднение венозного оттока может вызвать лишь некоторое набухание пещеристых тел, очень далекое от настоящей эрекции.

По описанию сосудистого механизма эрекции, оставленному Л. Я. Якобзоном "Кровь при эрекции действует не как сплошная масса жидкости, находящаяся под большим давлением, а распределена по многочисленным щелям пещеристых тел; причина этого заключается, по видимому, в растягивающей и разрывающей силе, которая проявляется в оболочке всякого пузыря вследствие существующего внутри него давления... Этим обстоятельством можно, вероятно, объяснить то замечательное явление, что член может достигнуть твердости, наверное превышающей плотность аорты, хотя этой твердостью он обязан давлению крови, которое, однако, в аорте выше".
 
И действительно, как доказал Леван, артериальное давление внутри пещеристых тел при эрекции достигает давления в сонной артерии. При этом выявляется еще один парадокс механизма эрекции, который заключается в том, что предельная ригидность, придающая кавернозным телам на высоте эрекции деревянистую плотность, достигается снятием мышечного спазма

В дополнение к сказанному необходимо упомянуть описанные Экснером радиальные тяги, возникающие при эрекции, которые способствуют раскрытию просвета уретры.

2
 
Ряд существенных различий в архитектонике пещеристых тел полового члена с одной стороны и пещеристого тела уретры с другой (по относительному содержанию мышечных и эластических волокон, мощности белочной оболочки, расположению мышечных пучков и пещеристых лакун), заставили многих исследователей, в том числе Дикинсона и А. И. Тюкова , провести разграничение между собственно пещеристыми телами полового члена и губчатым парауретральным телом уретры.

Указанные различия проявляются в том, что кавернозное тело уретры, а следовательно, и головка полового члена даже на высоте эрекции оказываются менее напряженными, что создает более благоприятные условия для прохождения семени через уретру и придает головке полового члена роль буфера, смягчающего травматизацию женских гениталий: "Эректильная ткань головки члена всегда остается мягкой и податливой, хотя и увеличивается при эрекции в объеме;

Отмеченная эластичность головки облегчает ее проникновение во влагалище и предупреждает возможность повреждений. Она также предохраняет заостренные и ригидные концы кавернозных тел пениса как от получения разрушений (при случайном столкновении с твердыми телами), так и от причинения травм при их посредстве"

Кан назвал механизм эрекции триумфом биомеханики, превзойти который не может надеяться ни один инженер: мягкие ткани превращаются в отличающееся предельной твердостью тело; это состояние поддерживается в течение длительного времени, не вызывая тягостных ощущений; приток крови уравновешивается соответствующим оттоком ('при увеличении кровотока через пещеристые тела в 6-8 раз); шесть железистых образований взаимодействуют, выдерживая строго отрегулированный ритм и последовательность, и при этом в середине созданной повышенным давлением структуры остается незатрудненный проход для семенной жидкости.

Как отмечает Л. Я. Якобзон, переполнение члена кровью при эрекции распространяется и на перепончатую часть уретры, семенной бугорок и шейку мочевого пузыря. При этом отмечено, что сильная эрекция делает мочеиспускание невозможным или крайне его затрудняет. Weber объяснял это набуханием семенного бугорка, который якобы заполняет весь просвет предстательной части уретры и, таким образом, замыкает ее.. Однако, по справедливому замечанию Уокера, если бы это было так, то было бы непонятно, каким образом при полном закрытии мочеиспускательного канала в него проникают семя и секреты семенных пузырьков и предстательной железы. Далее Уокер показал, что семенной бугорок при налитии его сосудов не перекрывает просвет мочеиспускательного канала. В действительности, как это продемонстрировали рентгенологические исследования Цейсля и Хольцкнехта, мочеиспусканию при эрекции препятствует непроизвольное сокращение внутреннего сфинктера мочевого пузыря.

3
 
Рефлекторная природа эрекции была доказана в 1839 г. Браше, получившим периферическим раздражением члена у животного с перерезанным спинным мозгом как эрекцию, так и эякуляцию. Затем Экхард вызвал в эксперименте у собаки эрекцию прямым раздражением, а также продемонстрировал утрату возможности получения эрекции тактильным раздражением полового члена после перерезки. П. В. Никольский подтвердив данные своих предшественников, отметил активное сокращение сосудов полового члена после перерезки и наступление эрекции в результате раздражения их дистальных отрезков (скорость вытекания капель крови из перерезанных кавернозных тел при этом увеличивалась). Франк показал, что сосудодвигательные нервы полового члена берут начало не только от крестцовых корешков, как это было описано Экхардом, но и от веточек, идущих от них.
 
По его данным, сосудодвигательный иннерваторный аппарат полового члена происходит из крестцового и поясничного отделов. Гольтц сравнивал действие на половой член с действием на сердце: во время покоя, при отсутствии сексуального возбуждения, артерии полового члена находятся в состоянии среднего сокращения, поддерживаемого тонусом мелких нервных узлов, наличие которых доказал Левен ; в ситуациях, вызывающих сексуальное возбуждение, импульсы с церебральных уровней, воздействуя в конечном счете на парасимпатические волокна, приводят к тому, что тонически сокращенные артерии полового члена расширяются и обильная волна крови вливается в сосудистую сеть пещеристых тел, заполняя и растягивая последние.
 
В ситуациях, неблагоприятных для половых проявлений, а также по окончании полового акта, нервные импульсы, напротив, поступают на симпатический конечный путь и через подчревное сплетение воздействуют на вазоконстрикторы полового члена, подавляющие эрекцию. Таким образом, периферические ганглии, расположенные в пограничном симпатическом стволе, нижнем брыжеечном, подчревном и других сплетениях, являются "центрами" сосудистого тонуса, уровень активности которых в различных ситуациях то повышается, то понижается, подбно тому как изменяется влияние блуждающего нерва на деятельность сердечных узлов. Основываясь на своих экспериментальных данных, Гольтц пришел к выводу, что головной мозг представляет высшую инстанцию, интегрирующую посредством межцентральных нервных путей все "низшие механически-рефлекторные центры", выполняющие лишь "черную работу" сближения.

Здоровье

 
www.pseudology.org