Предыдущая страница

Памятники битвы на Дону

Хотите ли видеть, например, память
знаменитой сечи на полях Куликовских.
Ступайте в Старое Симоново

В.Белинский

От эпохи великого князя Дмитрия Ивановича сохранилось несколько построек. Мы отметим только те, которые связаны с Куликовской битвой или возведены в память о ней.

На берегу реки Яузы стоит древний Андроников монастырь. У его стен москвичи встречали воинов, возвращающихся с Куликова поля, где "Русь великая одолела рать татарскую". В церкви Спаса Нерукотворного этого монастыря отслужили молебен в честь одержанной победы, а в его ограде захоронили погибших на берегах Дона. В 1420 г. церковь разобрали и на ее месте возвели каменный Спасский собор, который является древнейшим и одним из красивейших храмов столицы. Помогал "создастса в обители своей церковь камену зело красну и подписанием чюдным своима рукама украсиша в память отец своих" Андрей Рублев, выдающийся древнерусский живописец, монах Спасо-Андрониковой обители.

Двух героев Куликовской битвы - монахов Троицкого монастыря Пересвета и Ослябу, захоронили у церкви Рождества Богородицы Симонова монастыря. Этих монахов послал на Дон игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский. Деревянная церковь Рождества Богородицы, у стен которой были захоронены Пересвет и Осляба, в 1509 г. разобрали и на ее месте возвели каменную. При этом могилы героев не потревожили, они только оказались внутри собора. Сейчас ведутся реставрационные работы и после их завершения в соборе Рождества Богородицы откроется "Мемориал героев Куликовской битвы".

По повелению Д.Донского в 1380 г. срубили в память всех убиенных на Куликовом поле в битве с татарским Мамаем деревянную церковь "Всех святых на Кулишках", и захоронили рядом с ней погибших участников битвы. Церковь поставили далеко за городом, на том месте, где собирались полки, отправлявшиеся на Дон. Тому, кто сейчас придет к этой церкви, находящейся в самом центре столицы, на Славянской площади, станет очевидным, каким маленьким городком была Москва во времена Д.Донского. Район нынешней площади тогда был низок, топок и в половодье заливался Москвой-рекой. Среди воды оставались сухими лишь небольшие возвышения, которые называли Кулишки. На одном из них и была поставлена церковь.

Реставраторы, изучавшие нынешнее кирпичное здание церкви, нашли под ее полом погребения в дубовых колодах и остатки деревянного храма Д.Донского. Сейчас ведутся работы по консервации сруба этого древнего храма с тем, чтобы его могли осмотреть посетители музея Куликовской битвы, который создают в церкви "Всех святых на Кулишках".

Памятником битвы на Дону, о которой не даром летописец записал, что "от начала миру сеча не была такова", можно считать также основанный за Покровской заставой на берегу Москвы-реки Ново-Угрешский монастырь.

Еще при жизни Дмитрия Ивановича в субботу перед днем Димитрия Солунского (26 октября) во всех церквях стали поминать павших на Куликовом поле. За прошедшие века обряд несколько изменился - в Дмитриевскую субботу служат панихиду по всем воинам, сложившим свои головы за свободу нашего Отечества. Этот день называют Дмитриевской родительской субботой.

 

Разорение Москвы ханом Тохтамышем

“И бяше дотоле прежде видети было
Москва град велик, град люден, град
много человечен ... и паки в едином
часе изменися видение его, егда взят
бысть и посечен, и попран, пожег,
трупья мертвы много лежаща ... от
поганых насильства церкви стоят
не имуще ли лепоты, ни красоты”

Летопись

Через 2 года (1382) после Куликовской битвы хан Тохтамыш предпринял поход на Москву. Этот хан заяицкой Орды, разгромив на реке Калке остатки армии Мамая, недобитые на Куликовом поле, захватил власть и захотел восстановить зависимость русских княжеств от Орды. Однако после поражения на Куликовом поле татары не смели в открытую идти на Русь, боялись сражения с русской ратью. Поэтому они "идяше безвестно, внезапу, с умением" напали на Москву неожиданно.

Узнав о приближении орд Тохтамыша, Дмитрий Донской хотел выйти ему навстречу с войском, но не смог быстро собрать армию, ибо после Куликовской битвы "оскуде бо отнюд вся земля Русская воеводами и слугами, и всеми воинствы". Победа на Куликовом поле, столь необходимая Руси, была одержана дорогой ценой - полегла половина русской рати. Поэтому некому было защищать Москву. Дмитрий Донской уехал в Кострому собирать полки. Его жена, митрополит и бояре тоже покинули город.

Народ, возмущенный поведением знати, собрался на вече и решил сам защищать город. Сказав "имеем бо град камен тверд и врата железны", жители Москвы укрылись за стенами Кремля и приготовились к обороне. Возглавил ее князь Остей — внук литовского князя Ольгерда, которого, вероятно, Дмитрий Донской оставил защищать город. По приказу Остея были сожжены посады вокруг Кремля, чтобы противник не смог заполнить бревнами ров и набросать их и хворост у стен, дабы потом по ним подняться наверх.

Москвичи между зубцами каменных стен поставили для защиты от стрел противника толстые щиты - заборола. Заборольники, т.е. воины, стоящие за заборолами, кипятили в больших котлах воду, обливали ею наступающего противника. Тут же лежали камни, каменные ядра, стрелы.

Три дня защитники Кремля успешно отбивали натиск ордынцев. Летописец подробно перечисляет, какое оружие применяли москвичи и это сообщение для нас очень важно, так как является первым упоминанием о применении огнестрельного оружия на Руси. Летопись упоминает о двух его видах — пушках и тюфяках. Из пушек стреляли, "пущаху" ядра, из тюфяков — картечь. Воины бросали камни камнеметами, которые называли пороки. Некоторые ратники кидали со стен камни —"камением шибаху на ни" (на них, на врагов). Полностью летописное сообщение о том, как защитники Кремля отбивали атаки ханских полчищ, гласит: "Овии (те или некоторые) стреляху с заборол, овии камением шибаху на ни, друзие же тюфяки пущающе на них, а иные самострелы начинающе пущаху, и пороки пущаху, а иные великии пушки пущаху".

Самоотверженное сопротивление москвичей и прочность Кремля сделали все атаки врага безуспешными. Тогда хан прибег к хитрости. Он пообещал уйти, если ему разрешат осмотреть Кремль и поднесут дары - обманул москвичей “и лживыми словами и лживым миром”. Нижегородские князья Василий и Семен Дмитриевичи, сопровождавшие хана в походе, клятвенно подтвердили, что хан исполнит обещание. Поверив князьям и хану, москвичи открыли ворота Кремля. Вражеские полчища ворвались в Кремль и убили князя Остея и защитников крепости от мала до велика. Собравшиеся в Кремле москвичи и жители посадов спасали самое дорогое, что у них было — детей и книги. Последних оказалось так много, что кремлевские храмы были заполнены до сводов. Но огонь, зажженный ордами Тохтамыша, не пощадил ни людей, ни храмы, ни книги:"... книги толико множество снесено со всего города и из загородиа и из сел, и в соборных церквах до тропа (свода) наметано, сохранения ради спроважено, - то все без вести створиша, все пропало, пожжено огнем". К этому нужно добавить, что вокруг Кремля горели дома. Многие из тех, кому удалось бежать из Кремля, погибли в огне или утонули в реке. Об этом страшном дне в летописи написано: "От огня бежачи, мечем помроша, а друзии, от меча бежачи, огнем згореша; и бысть им четверообразна пагуба: первое —- от меча, второе —- от огня, третие — от воды, четвертое —- в полон быша". ”Полона поведе в Орду множество безчисленное”.

По одним данным 12 тыс., а по другим 24 тысячи москвичей заплатили жизнью своей за упорное сопротивление свирепому врагу. "Сия многолюдная столица кипела прежде и богатством и славою. В один день погибла вся красота. Остались только дым, пепел, земля окровавленная, трупы и пустые обгорелые церкви". Так описывал Карамзин в "Истории государства Российского" Москву после нашествия Тохтамыша.

Вновь стала платить Русь дань хану, а сыну Дмитрия Донского пришлось отправиться на несколько лет в Орду заложником. Но столь полного подчинения русских князей, как это было до Куликовской битвы, уже не было. В своем завещании князь Дмитрий Иванович назначал своего сына Василия великим князем. До него этого не смел сделать никто — только хан решал, кому из русских князей дать ярлык на великое княжение.

Великий князь даже выразил надежду на полное освобождение русской земли: “А переменет бог Орду, — дети мои не имут давати выходу в Орду”. Его надежды быстро оправдались. Его сын Василий I, сославшись на оскудение Московской земли, дань, действительно, платить перестал. Насколько правдив был этот повод можно судить по тому, что в мае 1398 г. этот же князь нашел 20 тыс. рублей серебром, чтобы помочь греческому императору Мануилу.

Все знают, что сражение на Куликовом поле происходило 8 (20) сентября 1380 г. Давайте же запомним и 1382 г. - год страшного нашествия на Москву войск хана Тохтамыша. Нашествие Тохтамыша закончилось первым и единственным разорением Кремля с XII по XIV в. В следующий раз он пострадал через 2,5 века, в Смутное время.

19 мая 1389 г., 40 лет от роду великий князь Дмитрий Иванович скончался. О том, как на Руси оценивали его деяния можно судить по выписке из "Слова о житии", ,: "Сий убо великий князь Дмитрий... огради всю землю Русьскую. От востока до запада хвално бысть имя его, от моря и до моря, от рек и до конець вселенныя превознесеся честь его; ... окаанный же Мамай от лица его побеже... и бысть тишина в Русьской земли".

 

ПРАВЛЕНИЕ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ
ВАСИЛИЯ I
И ЕГО СЫНА ВАСИЛИЯ II
(с 1389 по 1462 гг.)

Нахождение части от числа

Стол Дмитрия Донского в 1389 г. унаследовал его шестнадцатилетний сын Василий I, который к тому времени уже много видел и пережил. В 12 лет он был послан отцом в Орду оспаривать у Михаила Тверского право на великокняжеский стол. Его оставили заложником в ханской ставке, пока московское княжество не выплатит Орде долг в 8000 руб. Решительный княжич “умысли крепко с верными своими доброхоты”, бежал в Молдавию, а оттуда в Пруссию, где виделся с литовским князем Витовтом и, высватав за себя его дочь Софью, в 1392 г. вернулся в Москву.

Cтав великим князем, Василий продолжил собирание земель. В 1392 г. он съездил в Орду, где купил у Тохтамыша ярлык на 3 удела — Муром, Нижний Новгород и Суздаль. С помощью местных бояр, поддерживавших московского князя, он завладел этими уделами. Позднее он присоединил черниговские уделы —Тарусу, Новосиль, Перемышль, Козельск. Хотя князь ладил с Ордой, московские земли дважды подвергались нападению кочевников. Сначала (1395) это был Тамерлан, о чем рассказано ниже. В 1408 г. Эдигей сжег Москву, но, убоявшись огненного боя кремлевских пушек, штурмовать крепость на Боровицком холме не стал. Получив от москвичей выкуп в 3 тыс. руб, он возвратился в Орду.

Опасным врагом Московского государства был умный и расчетливый литовский князь Витовт. Он стремился расширить свои владения за счет присоединения русских земель, в числе которых был захвачен и Смоленск. В 1408 г. между Василием I и его тестем был заключен мирный договор. По нему границей между княжествами устанавливалась река Угра (приток Оки). Смоленск при этом оставался за Витовтом, а Козельск — за Москвой.

Продолжая начатую Иваном Калитой перестройку Кремля, великий князь Василий I построил рядом со своим дворцом придворную церковь Благовещения, в которой венчались члены государевой семьи и крестили своих детей. Собор расписывали самые известные художники того времени — Прохор с Городца, Феофан Грек и Андрей Рублев. Храм перестраивали при Иване III и достраивали при Иване IV. Он стоит в Кремле и поныне. Рядом с церковью Благовещенья на башне великокняжеского дворца в 1404 г. появились первые часы с боем. (Подробнее см. главу I)

Во времена Василия I продолжало развиваться писание книг и были восполнены книжные богатства, утраченные в Тохтамышево разорение. книги писали и на пергаменте, но все чаще — на бумаге. Украшали их прекрасными миниатюрами, орнаментами, заглавными буквицами и заставками.

Великий князь Василий Данилович с супругой жили около 600 лет назад, но мы знаем, как они выглядели. В Оружейной палате хранится пошитый в 1414 - 1417 гг. “большой” саккос митрополита Фотия, на котором среди изображений святых, праздников, героев, вышиты портреты князя, Софьи Витовны, их дочери Анны с мужем, ставшем впоследствии византийским императором Иоанном Палеологом, и самого Фотия.

Портреты не только дают представление о мужественном облике князя и красоте княгини, но и достоверно показывают , как одевались в те времена наши предки.

Рядом с большим экспонируется малый саккос того же Фотия. На нем, вероятно, предназначенном для отправления служб, посвященных митрополиту Петру, вышит портрет этого митрополита.

138. Саккос митрополита Фотия на 0,2 м короче саккоса митрополита Петра. Саккос патриарха Никона на 0,01 м короче саккоса Фотия. Вычислите длину саккоса митрополита Петра, если известно, что суммарная длина трех одеяний 4,06 м. Ответ указать в сантиметрах.

ОТВЕТ. 1,37 [ Фот 1,35, Никона 1,34]

В 1425 г. московский стол перешел к сыну Василия I — Василию II.

Последнему пришлось вести многолетнюю войну за великокняжеский стол с дядей, звенигородским князем Юрием и его сыновьями — Василием Косым и Дмитрием Шемякой. Василий II престол сохранил, но недаром в истории остался Василием Темным: нравы в то время были жестоки и с проигравшими не церемонились — поочередно были ослеплены и он, и его противник Василий Косой.

В годы княжения Василия I и Василия II роль Москвы как центра русских земель настолько возросла, что последний венчался на царство не в Успенском соборе Владимира, как все предшественники, а в одноименном соборе Московского Кремля — том самом, который возвели митрополит Петр и Иван Калита.

139. Великие князья Василий I и Василий II княжили 73 года, причем сын на год дольше отца. 27/37 продолжительности княжения сына пришлось на междоусобную войну. Сколько лет она продолжалась?

ОТВЕТ. 27 (1425 -1452, В I - 36, В II - 37)

В Успенском же соборе 28 марта 1462 г. был венчан на царство и сын Василия II — Иван III, который первым (за 220 лет) из великих русских князей в Орду никогда не ездил, и носил свой титул, в ханском ярлыке не нуждаясь.

 

Для московских князей

Московские князья, завещая свои вотчины детям, делили земли и богатства не поровну. Наибольшую часть их получал старший сын, который наследовал и великокняжеский стол. Будучи значительно беднее престолонаследника его младшие братья имели мало шансов отвоевать у него княжеский стол. У первых московских князей наследство старшего сына не намного превосходило наследство остальных наследников — лишь на несколько городов и сел. Начиная с Дмитрия Донского этот порядок был изменен — разница в размерах завещаемых земель “на старейший путь” становилась все больше.

Василий Темный завещал старшему сыну Ивану III уже больше городов, чем остальным четырем сыновьям вместе. В свою очередь Иван III в духовной грамоте, составленной в 1504 г., разделил свою вотчину между детьми так, что старшему сыну — Василию III досталось вдвое больше городов с уездами, чем остальным братьям вместе.

140. Великий князь Василий II завещал старшему сыну Ивану III на 2 города с уездами больше, чем вместе взятым остальным сыновьям. По завещанию Ивана III его старший сын — Василий III получил на 52 города больше, чем он сам, вступая на престол. Остальные сыновья Ивана III получили в 2,5 раза больше городов, чем по духовной грамоте — сыновья Василия II. Сколько городов с уездами завещали Василий II и Иван III каждый своим старшим и младшим сыновьям, если известно, что Иван III завещал детям 96 городов?

ОТВЕТ. Вас 14 + 12; Иван 66+30

При Василии II Москва пережила еще одно важное для страны событие —изгнание из Успенского собора митрополита Исидора.

В начале XV в. Византия зашаталась под ударами турок и византийский император Иоанн Палеолог (1425 —1448) для ее спасения в 1439 г. во Флоренции подписал унию*, по которой греко-восточная церковь подчинялась папе, с тем, чтобы западноевропейские государства помогли разгромить турок. Решение флорентийского собора не признали многие епископы, да и император Иоанн IV Палеолог, не получив помощи против турок, не стал на ее выполнении настаивать.

После смерти митрополита Фотия константинопольский патриарх поставил московским митрополитом Исидора — одного их тех, кто подписал унию. Но когда приехавший начал в Успенском соборе вести богослужение по латинским канонам, Василий II тут же в соборе велел взять его под стражу и заключить в Чудов монастырь. В 1441 г. Исидор был осужден Собором Русских епископов, но бежал в Рим, где стал кардиналом. Он был последним на Руси митрополитом из греков.

На соборе епископов в 1448 г. митрополитом был избран Иона. Считаем нужным отметить, что митрополиты из греков — Феогност, Киприан, Фотий – много сделали для распространения на Руси греческих книг, греческой учености, укрепления православия. Киприан был не только знатоком литературы, но и писателем. Ему приписываются “Летопись от начала земли русской”, “Житие св. митрополита Петра”, “Сводная кормчея”. Он перевел много церковно-богослужебных книг на русский язык.

Много писал и митрополит Фотий, но, в основном, проповеди и послания.

* – соглашение об объединении

 

ЭПОХА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ И ГОСУДАРЯ ВСЕЯ РУСИ ИВАНА III
(1462-1505)

Решение задач

 

СВЕРЖЕНИЕ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ИГА.

Нахождение части от числа

Была власть та злогордая варваров
Над землею несчастною Русскою
От Батыева страшного времени
До последнего царства Ахматова,
До Ивана Васильича Третьего,
До великого князя Московского.

Сказание о царстве Казанском.
XVI в.

Главным событием эпохи княжения Ивана III было освобождение России от многовекового монголо-татарского ига и превращение ее в независимое государство.

К XV в ослабела власть ордынцев над Русью. Золотая Орда распалась на ряд ханств - Крымское, Сибирское, Большое и Малое Ногайское, Астраханское и Большую Орду, из которых последнее было самым могущественным. Его хан Ахмед, или, как его называли русские летописи, Ахмат, мечтал вернуть былую зависимость России от Орды. Его войска неоднократно совершали набеги на нашу землю.

Один из таких крупных походов был предпринят ордынцами в 1472 г. Но русские полки, предупрежденные сторожей о появлении кочевников, заблаговременно пришли из Москвы на берега Оки и “стояли в многих местах по дорогам, ждучи татар”. Хан изменил обычному маршруту, по которому татары двигались на Русь, и вышел к маленькому городку Алексину на правом берегу Оки, где “ни пушек, ни пищалей, ни самострелов” у русских не было.

Когда 29 июня1472 г. орды татар бросились на Алексин, “граждане же из граду крепко с ними бьяхуся”. Пришлось татарам на следующий день “примет примениша и зажигоша град”. “Граждане ж единаго не предашася в руки иноплеменников, но изгореша вси с женами и с детми в граде том, и множество татар избиша из града того”. Когда, спалив город, хан стал переправляться через Оку, оказалось , что брод уже успел занять Семен Беклемишев с “малыми зело людьми”, Ему на помощь сначала пришел небольшой отряд Петра Челядника, а к вечеру, когда истощились силы и стрелы, поспели полки Василия Верейского и Юрия Серпуховского. Они заняли укрепления “на полутораста верстах 100 и 80 тысящ князя великого силы русские". Когда “сам царь (хан Ахмат) приде на берег и видев многые полкы великого князя, аки море колеблющееся, ... и начат от брега отступати по малу в нощи той, страх и трепет нападе на нь, и побеже гоним гневом божиим”.

Победа под Алексиным позволила Руси уменьшить выплату дани Большой Орде.

141. В середине XV в. Русь платила Орде 7 тыс. рублей в год. После победы под Алексиным дань была сокращена на 0,4 этой величины. Вычислите, какую ежегодную дань после 1472 г. стало платить Московское государство.

ОТВЕТ. 4200 рублей.

Для XV в. сумма была огромной — в то время за 20 — 50 руб. можно было купить целую деревню с землей, постройками и скотом. Однако эту дань Орда получала недолго. По одним источникам — в 1474 г., по другим — в 1476 г. Русь перестала посылать хану "ордынский выход" и война с Большой Ордой стала неизбежной. Для ее ведения хан Ахмед начал искать союзников. Ему удалось договориться о совместных боевых действиях против Московии с польско-литовским королем Казимиром IV, мечтавшим захватить Новгородские земли. Ахмед и Казимир рассчитывали, что их поддержит Ливонский орден, претендовавший на Псковщину, а также братья Ивана III — Борис и Андрей, которые "отступиша от великого князя".

18 августа 1480 г. магистр Ливонского ордена Бернд фон дер Борх во главе многотысячного войска появился под Изборском. Обстреляв крепость и оставив часть армии осаждать ее, он, с основными силами двинулся к Пскову и стал лагерем в Завеличье — районе за рекой Великой. 25 августа немцы начали штурм города. При поддержке пушечного огня они, погрузившись по 100 человек на шнеки (парусно-гребные суда), попытались переправиться через реку. Используя благоприятный ветер, они пустили на город два брандера (судна, которые были наполнены облитыми смолой деревом и соломой, и подожжены).

Но нападение было отбито. В ночь после неудачного штурма магистр отвел свою армию от города и она занялась грабежами и бесчинствами по всей псковской земле. Псковичи обратились к князьям Андрею и Борису, которые с войском стояли в Великих Луках, “абы мстили поганым немцам крови христианские”. Младшие братья Ивана III не возражали прийти на помощь единоверцам, но при одном условии — за помощь в борьбе со старшим братом. “Не хощем, — ответили псковичи,— двема работати, но хощем единого осподаря держатися, великого князя”. Обозленные князья разрешили своим войскам грабить псковские волости и они вели себя “аки неверные”. Грабили церкви, издевались над населением, “а от скота не оставиша ни куряти”. Пришлось русским людям откупаться от русских князей. Только после этого они ушли с псковской земли.

О готовящемся нападении многочисленных противников в Москве знали. Еще в апреле 1480 г. в летописи записано: "Злоименитые царь Ахмат Большия Орды по совету братьи великого князя, князя Андрея и князя Бориса, поиде на православное христьяньство на Русь, похваляся разорити святыя церкви и все православие пленити, и самого великого князя, яко же при Батыи беше". Чтобы противостоять нашествию столь грозной коалиции, Московское государство тоже должно было иметь союзников. Российские дипломаты вели переговоры с крымским ханом Менгли-Гиреем, закончившиеся подписанием договора о дружбе и взаимопомощи, гласящим: "А пойдет на тебя Ахмат-царь, и мне, Менгли-Гирею-царю, на Ахмата-царя пойти... Также и на короля, на вопчего нашего недруга, быти нам с тобою заодин".

К войне с ордынцами готовилась не только дипломатическая служба, но и армия. Зимой 1480 г. русские рати собрались в столице и ранней весной выступили к Оке, где проходила граница между Московским государством и Диким Полем. Вдоль берега Оки существовали укрепления, которые называли "от берег". Их начали строить еще при Иване Калите, затем продолжали усовершенствовать и при Дмитрии Донском, и при Иване III. Основные силы русской армии под командованием “Ивана Ивановича меньшого”— сына Ивана III, а также "Ондрея Васильевича меньшого"—брата Ивана III стали в Серпухове и Тарусе, а резервный полк под командованием самого Ивана III — в Коломне. Такое размещение войск, объяснялось тем, что неизвестно было по какому пути устремятся ордынцы к Москве. Они могли пытаться прорваться к столице самой короткой дорогой, тогда им бы пришлось форсировать Оку в хорошо укрепленном районе. А могли обогнуть укрепления "от берег" с запада и форсировать реку Угру, но тогда их путь на Москву сильно удлинился бы. В зависимости от направления движения ханских войск русская рать должна была быстро двинуться из Тарусы и Серпухова навстречу ордынцам. Если бы Ахмедовы полки прорвали линию обороны русских войск, то на их пути к столице оказался бы резервный полк в Коломне.

Хан выбрал для переправы реку Угру, приток Оки. С самого ли с начала он решил вести свою армию по местам, близким к Литве, где думал соединиться с войсками Казимира IV, или прав московский летописец, утверждавший, что хан Ахмед повернул на запад, убедившись, что "на тех местах на всех, куда прити ему, стоят противу ему с великыми князи многыя люди, царь поиде в Литовскую землю хоте обойти чрез Угру". Узнав от сторожи, что Ахмедово войско повернуло на запад, русская армия тоже перешла к Угре и разбила лагерь там, где впоследствии ордынцы пытались форсировать реку. Российское командование, определяя место встречи ордынцев, руководствовались тем, что кочевники не могли перейти Угру в районе Юхнова, ибо тогда они попали бы в дремучие леса Медынского уезда и по дорогам, проложенным в этих лесах, вышли бы далеко на запад от Москвы. Не могли они форсировать реку и на участке от Юхнова до Калуги, так как Угра в этом месте была широка и глубока. Сохранились результаты ее промеров, сделанных в XIX в. Можно предположить, что в XV в. река была не уже и глубина ее не сильно изменилась.

142. Минимальная ширина Угры на участке от Калуги до Юхнова — 80 м. Максимальная — на 0,875 больше этой величины. Вычислите максимальную ширину реки в этом районе.

ОТВЕТ. Угра на участке от Юхнова до Калуги имела ширину от 80 до 150 м.

143. Минимальная глубина Угры на участке от Калуги до Юхнова 2,5 м, что составляло 0,5 максимальной глубины реки в этом районе. Глубина бродов в этой части реки составляла от 0,1 до 0,2 от максимальной глубины реки. Вычислите глубину воды в реке и в районе бродов.

ОТВЕТ. Угра на участке от Юхнова до Калуги была глубиною от 2,5 до 5 м, глубина в районе бродов колебалась от 0,5 до 1 м.

Река шириной от 80 до 150 м, учитывая ее глубину, была для ордынцев непреодолимой преградой. Не могли они воспользоваться и десятком бродов, которые существовали в этом районе, — высокие и обрывистые берега Угры не имели пологих подходов к бродам, и сами броды были узки и не годились для преодоления реки большими отрядами. На Угре существовало единственное место, удобное для переправы большой армии. Оно тянулось километров пять между Калугой и устьем реки Росвянки, имело пологий песчаный берег, не очень глубокую реку в этом районе и издавна называлось Перелаз. В районе Перелаза и ждали прихода Ахмедовых войск русские полки. Так как они пришли раньше кочевников, то сумели подготовиться к обороне.

Начали с того, что перекрыли все броды через Угру, поставив там засады с пищалями и тюфяками. Укрепили и район Перелаза. Вдоль берега Угры стали лучники и "огненные стрельцы" — пехотинцы, вооруженные ручным огнестрельным оружием; за ними — грозный "полевой наряд", состоявший из пушек, пищалей и тюфяков.

Обращаем внимание на то, что русская армия привезла на берег Угры орудия. Это было необычно, так как раньше орудия применяли лишь для защиты крепостей. За “нарядом” стояли пешие воины с копьями, рогатинами и топорами, а также дворянская конница в доспехах, имеющая холодное оружие и ручное огнестрельное.

Армия была готова встретить врага. Среди названного оружия интересны ручницы — ручное огнестрельное оружие, которое было новым для русской армии. Кавалеристы имели более легкие ручницы, "пешие вои" — более массивные, поэтому при стрельбе последние старались на что-то положить ствол, например, на бердыши.

144. Масса ручницы всадника, составляла 0,125 от массы ручницы пехотинца. Суммарная масса ручницы пехотинца и ручницы всадника составляла 4,5 кг. Вычислите массу каждой из них.

ОТВЕТ. Пехотинцы были вооружены "ручницами" массой в 4 кг,
а всадники - в 0,5 кг.

Ручница для конников предназначалась для стрельбы одной рукой, так как второй всадник держал повод. Пехотинец при стрельбе мог пользоваться двумя руками.

Пока воеводы расставляли войска по берегу Угры в районе Перелаза, Иван III съездил в Москву, дал указания подготовить столицу к обороне против ордынцев на случай, если те прорвутся к городу, помирился с братьями и договорился с ними о совместных действиях против хана Ахмеда. Выполнив эти неотложные дела, Иван III с войсками, сопровождавшими его, вернулся к армии и стал с резервным полком в г.Кременце, На основании летописи можно составить задачу, иллюстрирующую скорости передвижения войск в то время,

145. Из Москвы в Кременец пехота шла 7 дней, Конница — 4. Вычислите их среднесуточные скорости, если известно, что конница проходила в день на 16,1 км больше пехоты.

ОТВЕТ. Пехота -  21,4 км/ч, конница -  37,5 км/ч.

Из Кременца, расположенного в 50 км от действующей армии, которая охраняла Угру, князю было удобно руководить береговой обороной. Если бы враг сумел прорвать эту оборону и ринуться к Москве, резервный полк должен был прийти к месту прорыва и остановить неприятеля. Вся русская армия - и пехота, и артиллерия, и конница, были готовы к появлению Ахмедова войска.

Враг появился в начале октября и сразу, с ходу, попробовал форсировать реку. "Ста царь (Ахмед) на брезе на Угре со многою силою на другой стране (стороне) противу великого князя, хотя (хотел) перейти реку". Вражеская армия бросилась в воду, но ее встретил шквал ядер и картечи, и она вынуждена была повернуть обратно. Четыре дня все новые и новые ордынские отряды пробовали "перелезть" Угру, и всех их постигала та же участь — они или тонули, или возвращались на правый берег. Поддержать огнем своих атакующих кочевники не могли, их стрелы не достигали противоположного берега. Русские же ратники даже не пробовали поразить врага на правом берегу Угры. Они лишь ждали, пока ханские войска подойдут к их берегу. Медленно движущаяся в холодной октябрьской воде вражеская конница была хорошей мишенью для наших воинов. "Наши стрелами и пищалми многих побиша, а их стрелы меж наших падаху и никого же не уезвляху". Ордынцы не выдержали такого отпора российских ратей и отступили, поставив свой лагерь в Лузе.

С отступлением Ахмед-хана бои на Перелазе не прекратились. Ордынцы многократно пробовали пробиться на левый берег, но не смогли. Они множество раз пытались форсировать реку или в районе Перелаза, или по бродам, но путь им преграждали наши ратники.

Хан Ахмед так и не сумел преодолеть сопротивление русских полков, а Казимир не пришел ему на помощь. Это объясняется тем, что войну с Литвой начали войска союзника Москвы, крымского хана Менгли-Гирея, и тем, что внутри Литовского государства русские князья составили заговор против Казимира и ждали лишь вступления Литвы в войну, чтоб поднять восстание и перейти "под руку" Ивана III. Но главное — путь к Москве войскам Казимира преграждали стоящие в Кременце резервные войска великого князя Ивана III, усиленные подошедшими войсками его братьев — Андрея Большого и Бориса Волоцкого. 20 октября "приидоше же тогда братия великому князю на Кременец, князь Андрей Васильевич Большой и князь Борис Васильевич своими силами на помощь великому князю противу царя Ахмата, князь же великы с любовью прия их".

Князя Ахмеда ждало еще одно испытание — восстали "верховские княжества", т.е., русские княжества, расположенные в верховьях Оки и находившиеся в вассальной зависимости от Литвы. Ахмед подавил восстание, "всех градов плени 12, а волости все плени и полон вывел". Однако после этой победы осталось его войско без продовольствия и фуража, так как их уже невозможно было добыть в разоренных "верховских княжествах".

Пока Ахмед занимался карательными экспедициями на Оке, пришла ранняя зима. "З Дмитриева же дни (26 октября) стала зима, и реки все стали, и мразы (морозы) великыи". Иван III понимал, что по льду ордынцы могут перейти Угру в любом месте, и поэтому повелел "всем воеводам со всеми силами отступить от берега и прийти к себе на Кременец", а оттуда "поидоша к Боровьску, глаголюще, яко на тех полях с ними бои поставим". Однако хан Угру не перешел и бой не принял, а "побежи от Угры в ночи ноября в 6 день". Его бегство было вызвано и тем, что ханские войска осознали, что им не одолеть русское воинство, и тем, что у них пропала надежда на помощь союзников, и морозами, недостатком провианта и фуража. Но была еще одна причина, которая заставила бежать Ахмедово войско: 7 ноября хан получил сообщение о том, что русские войска напали на его кочевья на Волге. Сообщений об этих событиях в русских летописях нет. Однако известный историк России В.П.Татищев по каким-то не дошедшим до нас источникам сообщает, что Иван III послал вниз по Волге "судовую рать", т.е. рать на судах, с приказом разгромить кочевья Большой Орды. Сведения об этих же событиях есть в "Казанском летописце": "Они же Вольгою в лодиях пришедши на Орду... и хотеша юрты Батыевы разорити. И прибегоша вестницы ко царю Ахмату, яко Русь Орду его расплениша, и скоро, в том же часе, царь от реки Угры назад обретися бежати". Ордынцы бежали от Угры 7 (19) ноября, а днем победы над Большой Ордой считается 11 (23) ноября, когда, вероятно, в великокняжеской ставке стало известно о том, что неприятель отступил. На события, которые происходили в октябре и ноябре на Угре, существуют две различные точки зрения. Одни историки считают, что там две огромные армии мирно постояли одна против другой по разные стороны реки и вдруг побежали друг от друга в разные стороны по непонятной причине. Другие же утверждают, что никакого мирного "стояния на Угре" не было, и близ Калуги развернулись многодневные кровопролитные бои, в которых российское воинство одержало решительную победу.

Следует отметить, что великий князь Иван III сам войсками не командовал. Формально во главе армии стоял его 22-летний наследник Иван Молодой, при котором наставником был дядя — удельный князь Андрей Меньшой. Фактически же военными действиями руководили опытные воеводы, князья Даниил Холмский, Александр Оболенский, Семен Ряполовский, Даниил Щеня.

28 ноября 1480 г. победившая армия возвратилась в свой стольный град. “Приде,— пишет летописец, — князь великий Иван Васильевич на Москву, и с сыном своим, великим князем Иваном Ивановичем, и с всеми силами. И взрадовавшеся все людие радостью великою зело!”.

Бегство Ахмедовых войск означало освобождение Руси от многовекового монголо-татарского ига.

В память о событии столь важном, что о нем должен знать каждый гражданин страны, ежегодно в Москве свершалось два крестных хода - один 23 июля (5 августа) - в тот день, когда русские рати выступили из столицы к Оке защищать родную землю от ордынцев, второй - 11 (23) ноября, в тот день, который считался концом войны с ханом Ахматом. Эти крестные ходы были установлены еще при Иване III "в возблагодарение за избавление от нашествия Большой Золотой Орды хана Ахмата и освобождение отечества от ига Монголов". Организуя из года в год в одни и те же дни величественные и торжественные крестные ходы в память об исторических событиях, произошедших в нашей стране, православная церковь делала большое и нужное дело - она помогала народу сохранить историческую память.

Сохранилось обращение летописца к воинам, принявшим смертный бой с ордынцами у Калуги, которое является призывом и к нам, потомкам, сохранить завоеванную на Угре свободу Отечества нашего: "О, храбрии, мужественнии сынове Русьтии! Потщитеся сохранить свое отечество, Русьскую землю от поганых; не пощадите своих голов да не узрят очи ваши пленения и грабления святым церквем и домам вашим и убиения чад ваших, и поруганиа женам и дщерем вашим".

Следующая страница