Предыдущая страница

САККОСЫ МИТРОПОЛИТОВ В ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЕ

Раздробление и превращение мер

В 1844-1855 гг. по проекту архитектора К.А.Тона рядом с возводимым им Большим Кремлевским дворцом было сооружено двухэтажное здание Оружейной палаты. В нем разместили сокровища, собранные за несколько столетий Московскими Государями.

Для осмотра коллекции москвичами палата была открыта по будним дням 3 раза в неделю и раз в месяц на 2 часа в воскресенье. Так начинал работать первый общедоступный музей Москвы.

В Оружейной палате экспонируется много удивительных вещей, среди которых одной из старейших является саккос (верхняя одежда) митрополита Петра. Сшитое в 1329 г. одеяние из византийского светло-синего атласа заткано серебряными, золотыми крестами, расшит жемчугом и дробницами (кусочками серебра).

В Оружейной палате также хранится саккос митрополита (1354—1378) Киевского и Всея Руси Алексея. Его, как и митрополита Петра почитали чудотворцем и после смерти причислили к лику святых. Его саккос выткан из синей византийской ткани с вытканными крестами. Оплечье, заручье и подол вышиты жемчугом и золотыми нитями, а также дробницами — кусочками серебра, на которых вытеснены, нанесены чернением изображения Христа, Богородицы, апостолов Петра и Павла, архангелов Гавриила и Михаила. Дробницы саккоса, выполненные в технике перегородчатой эмали*, подтверждают тот факт, что это искусство за годы татаро-монгольского ига не исчезло полностью, и в 1364 г. при митрополичьем дворе в Москве были мастера этого редкого ремесла.

В истории русской православной церкви есть фигура, оставившая трагический след. Имя патриарха Никона связано с расколом церкви.

После смерти патриарха Никона осталось около 100 его облачений, роскошью не уступавших царским. Среди них выделяется (также экспонирующийся в Оружейной палате) саккос из итальянского аксамита — ткани, основой которой служит тонкий шелк, а поперечные нити — золотые. Он выполнен в 1654 г. в мастерских Московского Кремля. Расшили одеяние драгоценным жемчугом и золотыми пластинами. Если учесть, что помимо саккоса на патриархе было достаточно других, не менее впечатляющих одежд, то понятно, что ноша его была не легка.

65. Масса саккоса патриарха Никона 0,24 центнера. Выразите эту величину в килограммах.

Саккосы шили золотыми и серебряными волочеными** нитями.

66. Из одного грамма золота вытягивали тонкую, как волосок, нить длиной в 2,5 км, а из 1 г серебра — в 2000 м. На сколько золотая нить массой в 1 г длиннее серебряной нити той же массы?

* Перегородчатая эмаль — по контуру рисунка напаивали тончайшую золотую нить. В малюсенькие ячейки, образованные нитью, засыпали порошок из сплавов стекла, окрашенных окислами металлов. При обжиге стекло порошок плавился и, застывая, образовывал эмаль, после полировки сиявшую яркими красками. Детали рисунка подчеркивали нежные, паутинообразные штрихи золота.

** Их получали, протягивая (проволачивая) нагретый металл через ряд отверстий, каждое из которых было меньше предыдущего.

67. Резервный номер для задачи

 

СТОЛП ИВАНА ВЕЛИКОГО

Нахождение части от числа. Деление десятичных дробей

Живи, свети, Иван Кремлевский,
И, утешая слух московский,
Гуди во все колокола

А.И.Полежаев

Иван Калита поставил на самом высоком месте Боровицкого холма церковь в честь святого Ивана Лествичника, которого считал своим покровителем. Церковь имела форму столба, над ней располагалась колокольня.

При Иване III, когда перестраивался весь Кремль, была заново возведена и эта церковь. "Разобраша Иоанн святый иже под колоколы, созданную от великого же князя Иоана Даниловича (Калиты) в лето 6836 (1328 г.), заложища новую церковь Иоанн святый на старом месте". Новую церковь архитектор Бон Фрязин построил за три года (1505-1509гг.). Она состояла из 3 восьмериков*, поставленных один на другой, причем нижний восьмерик являлся перестроенной церковью Ивана Лествичника.

Через 100 лет, в 1600 г., при Б. Годунове колькольне достроили еще один восьмерик, круглый барабан, увенчанный золотым куполом и огромным семиметровым крестом. В народе колокольню стали называть столпом Ивана Великого.

Для возвеличения своего и сына имен, Борис Годунов приказал на головокружительной высоте написать: “Изволением святой Троицы, повелением великаго государя, царя и великаго князя Бориса Феодоровича, всея России самодержца, и сына его, благовернаго великаго государя царевича великаго князя Феодора Борисовича всея Россиии, храм совершен (достроен) и позлащен во второе лета государства их 108 (1600) года”

Недолго царствовал царь Борис, а красивая вязь славянских литер уже почти 400 лет украшает столп.

68. Сейчас столп Ивана Великого имеет высоту 81 м. Высота надстройки, выполненной по велению Б. Годунова, составляет 128/405 от высоты столпа. Какой высоты была церковь-колокольница до того, как ее надстроили?

Массивная колокольня Ивана Великого кажется стройной и летящей вверх. Этого впечатления зодчие добились, уменьшая высоту каждого последующего яруса, и чуть наклоняя стены всех ярусов к оси башни. Толщина стен верхних ярусов меньше, чем у нижних, что делает башню зрительно еще более легкой.

69. Стены первого яруса столпа Ивана Великого имели толщину 5 м, второго - 0,5 от этой величины. Толщина стен третьего яруса составляет 0,6 от толщины стен второго. Устно вычислите толщину стен третьего яруса.

Зрительно ощущение устремленности башни ввысь создается и использованием законов "золотого сечения", известных еще в античной Элладе.

70. Первый ярус “Ивана Великого” является восьмериком высотой 24,4 м., состоящим из двух частей — церкви и колокольни. Высота церкви составляет 0,612 м от высоты яруса. Вычислите высоты церкви и колокольни.

Приблизительно такое же отношение между высотой второго восьмерика и высотой нижней его части. Иначе говоря, высота каждого восьмерика делится на две части, из которых большая составляет приблизительно 0,6 от высоты всего яруса. Это соотношение размеров называется "золотым сечением". Оно придает зданию красоту, изящество и стройность.

Долгое время считали, что у столпа очень глубокий фундамент, доходящий почти до уровня Москвы-реки. В 1968-1979 гг. проводили реставрацию колокольни. У ее основания были заложены шурфы для изучения состояния фундамента здания. Ученые выяснили, что Иван Великий стоит на совсем небольшом фундаменте, сложенном из глыб белого камня в виде пирамиды, расширяющейся в глубину.

71. Колокольня Ивана Великого имеет высоту 81 м. Его фундамент в 13,5 раза короче здания. Вычислите глубину фундамента колокольни.

Каменный фундамент колокольни для прочности опирается на свайное основание, образованное большим количеством вбитых в землю бревен.

72. Глубина каменного фундамента “Ивана Великого” 6 м, а свайного основания — в 4 раза меньше. Вычислите длину свай.

73. При сооружении свайного основания использованы бревна длиной 1,5 м. Диаметр бревен составляют 0,18 от их длины. Вычислите диаметр свай.

Древесина свай, которые почти 500 лет поддерживают огромное здание, по заключению ученых, не потеряла своих свойств и полностью обеспечивает устойчивость древней постройки.

Декоративное оформление Ивана Великого очень простое. Гладкие, ровные стены украшены только лопатками* по углам, полосочкой арок между лопатками первого восьмерика, карнизами с мелким узором, выделяющим колокольни, а также щелевидными окнами, дающими почувствовать мощь стен.

Древнерусские зодчие возводили свои творения, в основном, используя кирпич и белый камень, создавая при этом удивительной красоты сооружения. Обычно сооружения были двухцветными. Изначально “Иван Великий” тоже имел красные стены и белые декоративные детали: лопатки, арочки и т.д. В ХVII в. его впервые весь сделали белым, а затем к этой окраске настолько привыкли, что, при реставрации первоначальную красно-белую окраску восстанавливать не стали. Простая побелка стен придает столпу чистоту и строгость, а золоченый купол с крестом и затейливая вязь славянской надписи - вид богатый и царственный.

Возвышающийся над землей на 81 м “Иван Великий” с его благородной строгостью и чистотой форм, величавой монументальностью является одним из выдающихся памятников нашей архитектуры.

*Здание, в плане являющееся восьмиугольником.

 

УСПЕНСКАЯ И ФИЛАРЕТОВА ЗВОННИЦЫ. КОЛОКОЛА КРЕМЛЕВСКИХ ЗВОННИЦ

Деление десятичных дробей

Кричит без языка,
Поет без горла,
Радует и бедует,
А сердце не чует.

Загадка

В 1543-—1552 гг. придворный архитектор великого князя Василия III Петрок Малый построил в Кремле небольшую изящную церковь Рождества Христова, в подклетах которой хранилась казна митрополита. В то время верили, что колокольный звон защищает сокровища от лихих людей, поэтому церковь возвели вплотную к столпу Ивана Великого.

Неизвестно, когда и каким архитектором этот храм был полностью перестроен и превратился в массивную церковь, которую венчает звонница для больших колоколов. На рисунках иностранцев изображение этой колокольни с главой на толстой шее, которую стали называть Успенской, появилось при первых царях династии Романовых. В 1624 г. по повелению патриарха Филарета в царствовании его сына - Михаила Романова к Успенской колокольне Бажен Огурцов пристроил еще одну звонницу, которую теперь называют Филаретовой.

74. Столп Ивана Великого имеет высоту 81 м.Успенская звонница в 1,3 раза, а Филаретова пристройка — в 1,8 раза ниже столпа. Вычислите с точностью до 1 м высоту Успенской звонницы и Филаретовой пристройки.

После того, как возвели звонницы, появился плавный переход от “Ивана Великого” к Успенской звонницы, от нее к Филаретовой, а затем — к Успенскому собору. Эти постройки перестали быть отдельными зданиями, а составили единый архитектурный ансамбль Соборной площади.

Отступая из Москвы, Наполен приказал взорвать целый ряд исторических памятников города, в том числе и Кремль. Под стены и башни крепости, под Успенский и Архангельский соборы и многие другие здания французы заложили бочки с порохом и подвели к ним фитили. В ночь с 10 на 11 октября 1812 г. оккупанты подожгли их и ускакали. Спасать Москву кинулись оставшиеся в городе жители. Они рубили горящие фитили, засыпали их землей. Москвичам помогал дождь, заливавший траншеи и гасивший пламя. Были спасены многие постройки на Боровицком холме, но все отстоять не сумели.

В ту страшную октябрьскую ночь пострадали Грановитая палата, Теремной Дворец, Арсенал, Боровицкая, Водовзводная, Петровская, Никольская и Арсенальная башни.

Не зная о том, что москвичи спасли свой Кремль, Наполеон напечатал в очередном своем Бюллетене: “Кремль, Арсенал, магазины, все уничтожено; эта древняя святыня ровесница начала монархии, этот древний дворец царей, подобно всей Москве, превращен в груду щебня, в грязную отвратительную клоаку, не имеющую ни политического, ни военного значения”. [117,100]

На самом же деле, от взрыва на Ивановской площади в столпе Ивана Великого появились лишь незначительные трещины, а Успенская звонница с Филаретовой пристройкой развалились до основания. Их сложили заново в 1814-1816 гг. из камней и кирпича, сохранившихся от прежней постройки.

При взрыве Успенской звонницы в 1812 г. упал и разбился отлитый мастером К.М.Слизовым в 1760г. Успенский колокол, второй по величине после Царь-колокола. Перелить его заново в 1817 г. доверили М.Г.Богданову, небольшая литейная мастерская которого славилась качеством работ. На колоколе, отлитом из осколков разбитого с добавлением меди захваченных французских пушек, написано: “Лит сей колокол на заводе московского 2-й гильдии купца Михаила Гаврилова Богданова Яковом Завьяловым и при С-Петербургского арсенала пушечным мастером 14 класса Русиновым под распоряжением преосвященного архиепископа Августина”. Известно, что мастеру Я.Завьялову было тогда 90 лет. За 57 лет до этого он под руководством К.М.Слизова участвовал в отливке первого Успенского колокола.

Другая надпись на колоколе гласит: "По счастливом и достославном окончании ужасных и кровопролитных браней и по утверждении прочного мира по всей Европе перелит сей колокол из старого..." Так что Успенский колокол, висящий в среднем, самом широком пролете Успенской звонницы, является памятником победы России в Отечественную войну 1812 г.

В 9 час 30 мин 23 февраля 1819 г. водруженный на сани новый колокол начал двигаться из мастерской на Большой Мещанской (пр.Мира) в Кремль. Необыкновенный груз тянули запряженные по 4 в ряд 40 могучих коней, а к обеим сторонам саней были привязаны канаты со 160 лямками, чтобы желающие могли поучаствовать в перевозке. На колоколе сверху восседал сам Богданов, командовавший движением. В 5 пополудни сани с колоколом, въехавшие в Кремль через Боровицкие ворота, прибыли к Успенской звоннице. В августе того же года М.Г.Богданов вновь сидел на гигантском колоколе. На этот раз он, поочередно взмахивая одной рукой с платком на палочке и другой - с колокольчиком, дирижировал подъемом колокола на колокольню. Купец сам соорудил леса, установил 10 воротов, обучил помощников и при огромном стечении народа успешно выполнил замысленное.

М.Г.Богданов отдал колоколу не только силы, талант и время, но и все свое состояние. В старости он жил очень бедно.

75 Масса отлитого Богдановым Успенского колокола 65,32 т, а Слизовского — в 1,15 раза меньше. На сколько нынешний Успенский колокол массивнее разбившегося?

ОТВЕТ. 8,52 т

Успенский колокол самый массивный колокол из действующих в России. У него сильный звон красивого тембра. Ударом этого колокола начинался перезвон московских колоколов в ночь перед Христовым Воскресеньем. С 1994 г. в особо торжественных случаях в Кремле звенят колокола. Чтобы Успенский колокол благовестил, его язык раскачивают 10 звонарей.

Самым древним из колоколов Успенской звонницы является колокол Реут. На нем сохранилась надпись: “Божиею милостию повелением великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича, Всея Руси Самодержца и по благославлению ... Святейшего Патриарха Филарета Никитича ... слит сей колокол ... лета 7130 (16 22), делал колокол пушечный мастер Андрей Чохов”.

При взрыве колокольни в 1812 г. колокол упал, но не разбился. Отвалившиеся уши удалось приделать, при этом тона колокола не изменился.

На Филаретовой звоннице висит еще несколько древних колоколов. В частности, Вседневный колокол, отлитый в 1652 г. Емельяном Даниловым и перелит при Екатерине II в 1782 г. Яковом Завьяловым. Воскресенский колокол был отлит в 1704 г. Иваном Моториным.

76. Масса Вседневного колокола составляет 0,5125 г от массы Реута. Масса Воскресенского колокола на 3,3 т меньше массы Вседневного. Вычислите массу каждого колокола, если масса всех трех — 61,5 т.

ОТВЕТ. Реут - 32 т, Вседневный -16,4 т, Воскресенский -13,1т.

В нижнем ярусе Ивана Великого тоже имеются древние колокола. Это - “Медведь”, отлитый в Новгороде в 1501 г. (и перелитый в 1775 г), “Лебедь” - произведение московских литейщиков, датируемый 1552 г. (перелит в 1775 г.), “Новгородский”, отлит в 1501 г. и перелит в 1775 г., а также “Широкий”- 1679 г. изготовления. Два последних колокола - из Новгорода.

Долгое время считалось, что “Новгородским” называется вечевой колокол Великого Новгорода, вывезенный Иваном III из потерявшего независимость города. В настоящее время установлено, что тот колокол висел в Набатной башне Кремля, близ Спасских ворот.

77. “Новгородский” колокол в 1,4 раза массивнее “Широкого”. Масса “Медведя” составляет 0,625 суммарной массы колоколов “Новгородского” и “Широкого”. Колокол “Лебедь” на 25 пудов массивнее колокола “Медведь”. Вычислите массу самого большого из них, если известно, что суммарная масса всех четырех — 1645 пудов.

ОТВЕТ. "Лебедь"-475 (Медв-450, Новг-420, Шир-300)

Таких массивных колоколов, как в России, в Западной Европе не отливали. Чтобы убедиться в этом, вычислим массу самых больших зарубежных колоколов - в Миланском соборе в Италии, в соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) - Франция, и в здании Английского парламента.

78. Масса самого большого колокола Англии в 1,3 раза больше массы наибольшего колокола Франции. Масса наибольшего колокола Италии на 2,32 т меньше массы наибольшего колокола Англии. Вычислите массу каждого колокола, если их суммарная масса — 35,12 т.

ОТВЕТ. В Италии -11,2 т,  во Франции - 10,4 т,   в Англии - 13,52 т.

Для сравнения укажем, что наибольший колокол России - Царь-колокол имеет массу 200 т.

Большие колокола России, называемые благовестниками, отливали значительно более массивными, чем на Западе. Объясняется это тем, что в городах Европы люди жили компактно и слышали звон даже небольшого колокола. Поэтому соборы в этих городах имели один, редко два или три небольших колокола. В нашей же стране, при ее необъятных просторах, чтобы колокольный звон был далеко слышен и оповещал народ о бедах или радостях, нужно было звонить сразу в несколько колоколов. Поэтому на колокольнях висело много колоколов. Так, на Кремлевской колокольне в одни годы их было 33, в другие - 50. Чтобы колокола создавали красивую мелодию, среди них должны быть быть колокола разной массы, в том числе и большие, басовые. Потребность в таких колоколах и привела к тому, что российские мастера изобрели способы их изготовления и стали отливать огромные по величине и совершенные по форме, благозвучные колокола, каких не умели делать в то время ни в одной стране Европы.

 

ЦАРЬ-КОЛОКОЛ

Нахождение части от числа и числа по величине его части

С художественной стороны, колокол замечателен красотой своей формы и скульптурных украшений.

О. Монферран о Царь-колоколе

В начале ХVII века по приказу Б. Годунова отлили очень большой колокол, который назвали Царь-колокол. Это был как бы прадед Царь-колокола, стоящего сейчас в Кремле. Для того, чтобы его повесить, срубили рядом с “Иваном Великим” башенку из дубовых бревен, где и поместили колокол на высоте 4 м от земли. Польский шляхтич Самуил Маскевич, который видел, как звонили в него, рассказывает, что к языку колокола были привязаны 2 каната, за которые брались по 12 человек и тянули язык попеременно то в одну, то в другую стороны. Раздавался низкий, торжественный гул.

В царствование Алексея Михайловича во время пожара колокол упал и разбился. В 1654 г. из его осколков решили отлить новый, еще больший колокол. Эту работу поручили Нюрнбергскому мастеру Иоганну Фальку, который после смерти Андрея Чохова стал главным пушечным и колокольным литцом Москвы. Однако Фальк посчитал, что отлить такой большой колокол, да еще в короткий срок, невозможно. Изготовить новый колокол предложили литцы Пушечного двора, сообщившие царю, "что их с такое большое колокольное дело против иноземца Ивана Фалька будет" (т.е. что они сумеют выполнить эту работу не в пример Фальку), и "слова и травы" на колоколе положат такие же, как кладет Иван Фальк.

За один год литец Пушечного двора Данила Данилов с сыном Емельяном, который за два года перед тем создал вышеупомянутый Вседневный колокол, отлили в Кремле на Ивановской площади второй гигантский колокол, как бы дедушку нынешнего царь-колокола.

79. Первый Царь-колокол имел массу 36 т. Это составляет 0,28125 от массы нового Царь-колокола, отлитого в 1654 г. Вычислите массу второго Царь-колокола.

ОТВЕТ. 128 т.

Отлитый Данилой Даниловым колокол просуществовал всего год и треснул от сильного удара языка по нему. Летопись сообщает: "... и как после литья из ямы вынят и тот колокол поставлен был на станках и был в него благовест в господние праздники и от того благовесту 162 (1654) году этот колокол разбили". Летом того же 1654 г. умер от чумы и литец колокола Данила Данилов. Отлить новый колокол взамен разбитого поручили Александру Григорьеву. Сирийский путешественник Павел Алеппский, видел литца и рассказывает, что был тот "человек малорослый, тщедушный, моложе 20 лет, совсем еще безбородый", который "пообещал отлить колокол лишь за год, а сделал скорее". П.Алеппский восторженно отзывался о колоколе. "Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной, единственной в мире, нет, не было и не будет; она превосходит силы человеческие". Звук этого колосса он сравнивает с ударами грома.

П. Алеппский оставил нам и описание того, как в яме на Ивановской площади отливали этот колокол. Сначала на дне ямы, выложенной кирпичем, из глины вылепили "болван", имеющий форму колокола. Затем его обжигали на костре до тех пор, пока он не стал тверже камня. Потом на "болван" положили слой глины такой толщины, какой хотели отлить колокол, хорошо ее высушили, но не обжигали. На засохшей глине укрепили вырезанные из дерева украшения колокола.

Затем сплели "кожух" из полос железа, обмазанных глиной, и надели его на "болван". На внутренней поверхности "кожуха" отпечатался рисунок колокола. "Кожух" тоже обожгли, затем блоками подняли вверх и, убрав слой глины между "кожухом" и "болваном", опустили его на место. Готовый "колокольный образец" состоящий из "болвана" и "кожуха", смазанных жиром, чтобы медь быстрее текла, плотно замуровали в яме кирпичом, дабы он не мог сдвинуться с места под тяжестью вливаемой в него меди.

На этом закончились подготовительные работы. Приступили к отливке. В пять печей стрельцы загрузили куски меди от старого колокола, причем каждый кусок тащило 40-50 человек. Трое суток плавилась в печах медь и затем сутки лилась по пяти канавкам в форму, пока не заполнила ее. Двое суток медь в форме остывала.

Этапы отливки колоколов в земляной яме составили предмет народной загадки:

“ Из земли взяли,
На огне грели,
Опять в землю положили;
А как вынули - стали бить,
Чтобы мог говорить”.

Кроме уникальных приемов, разработанных для изготовления колоколов, за века на Руси сложилось поверье: чтобы колокол получился звонким, нужно при его отливке распространить по городу нелепейший слух. Все знали об этом обычае и, когда хотели сказать, что сообщение ложно, говорили “колокол льют”, а мы о человеке, утверждающем нечто неправдоподобное, говорим, что он “заливает”.

Чтобы вынуть колокол из ямы, собрали огромную деревянную конструкцию с шестнадцатью блоками. Более 1000 стрельцов канатами, пропущенными через блоки, подняли колокол. Оказалось, что его масса еще больше, чем масса старого колокола.

80. Царь-колокол, отлитый в 1654 г., имел массу 128 т. а отлитый в 1655 г. - массу на 0,125 больше предыдущей. Вычислите массу колокола, отлитого в 1655 г.

ОТВЕТ. 144 т.

К этому колоколу выковали огромный железный язык. Павел Алеппский рассказывал, что ”толщина его была такова, что мы с трудом могли охватить его руками, длина же более полутора роста”. К языку были привязаны 4 каната, по 2 на каждую сторону. Звонари, стоявшие на площади по очереди осторожно, чтобы не завалить колокольню, тянули их.

81. Царь-колокол имел массу 144 т, а масса его языка составляла 0,03 массы колокола. Вычислите массу языка с точностью до 1 тонны.

ОТВЕТ.  4 т.

82. Чтобы заговорил первый Царь-колокол, его "язык" должны были раскачивать 24 человека, что составляет 0,24 от числа звонарей, необходимых, чтобы благовестил колокол, отлитый А.Григорьевым. Вычислите, сколько звонарей раскачивало 4-тонный язык колокола, отлитого в 1655 г.

ОТВЕТ. Язык первого Царь-колокола раскачивало 24 человека, третьего - 100 человек.

Колокол, отлитый Григорьевым, много лет висел на деревянных “подмостьях" около “Ивана Великого”. Его можно было хорошо рассмотреть и поэтому сохранилось много описаний этого гиганта. Известно, что на его поверхности были изображения царя Алексея Михайловича, царицы, патриарха Никона и херувимов. Только через 24 года после отливки нашелся умелец, который за 9 месяцев смог поднять этот колокол на Успенскую звонницу. Из приказа царя Федора Алексеева узнаем имя этого мастера. Приказ гласит "пожаловать подъемщика Ивашку Кузьмина за подъем и за устройку к благовесту Большого Успенского колокола". Итак, Царь-колокол, отлитый А. Григорьевым, благовестил с 1679 г. уже в Успенской звоннице, и его голос перекрывал голоса всех других колоколов столицы.

Однако, 19 июня 1701 г. во время пожара в Кремле, колокол упал и разбился. В 1730 г. императрица Анна повелела из сохранившихся кусков отлить новый, но еще большей массы. Изготовление его поручили Ивану Моторину с сыном Михаилом. Иван Федорович вычертил колокол, изготовил модель в 0,01 натуральной величины, потом сделал форму и приступил к отливке, пользуясь почти теми же приемами, что и А. Григорьев.

Во время отливки 28 ноября 1734 г. произошла авария. Медь из плавильных печей потекла не только в "колокольный образец", но и разлилась по литейной, что привело к пожару. Целый год потребовался Михаилу Моторину, которому работа была поручена в связи со смертью Ивана Моторина, с помощниками на ликвидацию последствий пожара. И только 25 ноября 1735 г. приступили к повторной отливке колокола. Чтобы предотвратить повторение пожара, 400 человек с пожарными трубами находились все время у литейной ямы. Металл, расплавленный в печах за 36 час., начали вливать в форму. На отливку огромного Царь-колокола потребовалось всего 1 час 12 минут .

Надпись на колоколе гласит, что отлил его в 1733 г. Иван Моторин, хотя на самом деле он был отлит в 1735 г. Михаилом Моториным. Неточность надписи свидетельствует о том, что Царь-колокол отлили по форме, изготовленной первоначально.

83. Масса третьего Царь-колокола была 144 т. Это составляет 0,72 массы Царь-колокола, который сейчас стоит в Кремле. Какова масса современного Царь-колокола?

ОТВЕТ. 200 т.

Вычисленная величина массы колокола приводится во многих справочниках, однако она не совсем верна.

84. При отливке в 1735 г Царь-колокола в плавильные печи загрузили 15312 пудов 24 фунта меди и олова. После отливки в печах осталось неиспользованными
2985 пудов 8 фунтов металла. Какова истинная масса колокола, если известно, что 1 пуд = 16,380 кг, а фунт = 0,4095 кг.
Округлите полученную величину с точностью до 10 т.

ОТВЕТ. Истинная масса - 12327 пудов 16 фунтов = 201 т 923 кг = 200 т.

После того, как колокол остыл, с него сняли "кожух", и в литейную яму спустились чеканщики. Они прорабатывали рисунки на поверхности колокола, так как после литья изображения получаются недостаточно четкими. Эта работа заняла полтора года и не была закончена в связи с пожаром в мае 1737 г. Москвичи, тушившие пожар, поливали колокол водой, опасаясь, что он расплавится. Но от неравномерного охлаждения колокол треснул во многих местах, а одна трещина оказалась такой глубокой, что кусок колокола отвалился.

85. Царь-колокол имеет массу 200 т. Масса осколка составляет 0,0575 массы колокола. Какова масса осколка?

ОТВЕТ.  11,5 т.

Повреждения колокола были настолько серьезны, что работы по отделке его украшений были прекращены, и он около 100 лет пролежал в литейной яме. За эти годы неоднократно поднимался вопрос об его подъеме, но технического решения задачи не находилось до тех пор пока в первой половине XIX в. в Санкт-Петербурге инженер А.Бетанкур, возглавлявший Комитет по строительству и гидравлическим работам, не разработал приспособления, с помощью которых архитектор О.Монферран поднял и установил 48 колонн Исаакиевского собора, каждая весом в 114 т. Эти приспособления позволили ему же в 1834 г. поднять и водрузить на постамент Александровский столп.

Учитывая накопленный О.Монферраном опыт, Николай I поручил ему поднять колокол. 23 июля 1836 г. колокол подняли, а 26 - передвинули на гранитный пьедестал у Ивана Великого, где он находится и поныне.

86. Время подъема 1 колонны Исаакиевского собора, составляло 0,45 времени подъема Александровского столпа. Царь-колокол был поднят на 2,05 мин. быстрее, чем колонна собора. Сколько времени занял подъем колокола, если на поочередный подъем всех трех уникальных грузов ушло бы 187,55 мин?

ОТВЕТ.  42,55 мин = 42 мин 33 сек

87. Царь-колокол стоит на пьедестале, высота которого составляет 0,625 высоты колокола. Вычислите высоту последнего, если известно, что от его самой высокой точки до уровня земли, на которой стоит пьедестал - 10,4 м.

ОТВЕТ.  6,4м, пьедестал - 4м (действит: 6,28 + 4,09).

В 1979 г. во время реставрации Царь-колокола из его трещины взяли кусочек металла и произвели его химический анализ. Исследования показали, что колокол отлит из бронзы, т.е. сплава меди с оловом, и легирующих элементов, которые добавляют в сплав для придания ему определенных свойств.

88. Приняв для простоты вычислений, что масса Царь-колокола равна 200 т и зная, что масса меди, использованной при его изготовлении, составляет 0,82 массы колокола, а масса олова - 0,17, вычислите массу легирующих элементов и примесей, которые входят в сплав колокола.

После реставрации колокола стали отчетливо видны его рельефные украшения. Можно рассмотреть парадные портреты Анны Иоановны и Алексея Михайловича, изображения митрополитов Петра и Алексея, орнаменты, надписи.

Одну из надписей приведем полностью: “Благочестивейшая и Самодержавнейшая Великия Государыни Императрицы Анны Иоанновны, самодержицы всея России повелением во славу Бога в Троице славимаго Ея Успения, отлит колокол из меди прежняго осмь тысяч колокола пожаром поврежденнаго с прибавлением материи двух тысяч пуд, от создания мира в 7742 г, от Рождества же во плоти Бога Слова 1734, благополучнаго ея величества царствование в четвертое лето”.

Все эти украшения были вырезаны из дерева скульптором Федором Медведевым, а затем выдавлены на внутренней поверхности "кожуха". В работах по украшению колокола принимали участие Василий Кобелев, Петр Галкин, Петр Серебряков, Петр Кохтев, которые обучались, по приказу Петра 1, пьедестальному и формовочному делу за границей. Царь-колокол является памятником литейного искусства русских мастеров, о котором писано "что подобной величины колоколов и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире".

Следующая страница