Не стану убеждать, что каждый народ, даже
малочисленный, вносит свой вклад в картину мира. Это общеизвестно. Но чтобы
о народе знали, помнили, отдавали ему дань справедливого уважения, надо
сохранять его историю, говорить о его лучших представителях, олицетворяющих
облик народа, их вклад в культуру своего народа и многонациональную культуру
мира.
Крымские караимы (караи) - это древний народ, численность
которого сейчас на всей земле не превышает трех тысяч.
Караи - маленький осколок
большого тюркского племени хазар /1,
с.7/, давших начало народу, который впоследствии в законах Российской
империи был зафиксирован как "караимы".
Религия караимов признавалась государством самостоятельной, и в паспортах
указывалось "вероисповедания караимского".
В 1914 году в России было 14 тысяч караимов, в Крыму - 5
тысяч. Действовало 20 храмов - кенас, из них 11 в Крыму; 40 караимских общин,
9 - в Крыму; учебных заведений в Крыму было 13, включая Александровское
караимское духовное училище, названное в честь царя и с его согласия
/1,с.212/.
Полноправные граждане России караимы пользовались
неизменным покровительством монархов. У караимов древняя тысячелетняя
история, самостоятельная религия, самобытная культура, но многие не знают об
этом или принимают на веру утвердившиеся в советской исторической литературе
искаженные представления. Надеемся, что этот пробел в изучении истории
народов Крым будет устранен.
В последние годы, особенно в связи с объявленным ООН
десятилетием коренных народов, появились научные и популярные публикации,
освещающие проблемы этногенеза, обрядов, обычаев, языка, особенностей
вероисповедания Крымских караимов- тюрков. В этом заслуга прежде всего самих
носителей культуры и хранителей исторической памяти караев: С. Кушуль, Л.
Ефетова-Габай, Б. Леви, С. Мангуби, Я. Бараш, Г. Ялпачик, М. Хафуз, А. Фуки,
Ю. Полканов, М. Казас, М. Сарач и др.
В работах названных авторов освещается не только
этническая история народа, религия, но рассказывается и о наиболее известных
караимах, обогативших культуру своего народа и внесших значительный вклад в
многонациональную культуру России и Крым.
2
В культурной жизни России ХIХ - нач. ХХ вв. заметную роль
играли представители караимской интеллигенции. Известен был артист
Художественного театра, а затем директор Драматического театра И.
Дуван-Торцов, композитор С. Майкапар, московский архитектор Н. Арабаджи,
дипломат М. Казас, корифеи клоунады Бим и Бом, звезда русского балета Анна
Павлова (отец ее евпаторийский караим Шабетай Шамаш) и др.
Творческая деятельность караимов по данным Румянцевской
библиотеки, в начале ХХ века была очень интенсивной. Перечень авторов
публикаций насчитывал 1,208 человек, что довольно значительно для
малочисленного народа /8,с.20/. Интересы караимов охватывали почти все
направления человеческой деятельности.
Караимы играли довольно заметную роль в
торгово-промышленной жизни Крыма и России Х1Х - нач. ХХ вв. В Москве караимы
владели жилыми домами, машиностроительными заводами, заводом
электронагревателей, конезаводом. Конезаводчик М. Шапшал, старший брат
будущего Гахана караимов С. Шапшала, был воспитателем известного рысака
орловской породы Крепыша, признанного "Лошадью столетья" /8,с.34-35/.
3
Караимам принадлежала почти вся
табачная промышленность в Крыму, Москве, Петербурге и Киеве. В Москве
несколько семей караимов владели табачными фабриками "Дукат", "Ява".
Наладили получение лучших сортов табака из Крым, Турции,
с острова Ява. В Европе Россия занимала первое место по выпуску табачной
продукции, и в этом немалая заслуга караимов, организаторов табачного
производства /8,с.19-20/.
В начале ХХ века в России среди караимов насчитывалось 12
миллионеров (на каждую тысячу - один миллионер). Караим Арабаджи был избран
председателем купеческой гильдии в Москве /8,с.25/.
Особенно привлекала караимов во все времена - военная
карьера от профессиональной армии Хазарии до настоящих дней. Среди караимов
было немало казаков. Эльяш Караимович имел звание полковника реестровых
казаков Запорожской сечи, а затем - звание Гетмана, но был убит людьми
Богдана Хмельницкого в борьбе за власть.
Все российские цари, начиная с Екатерины Великой, которой
в Крыму спас жизнь караим И. Джигит, приезжая в Крым , личную охрану набирали
только из караимов. Прославились караимы в освободительной войне на Балканах
(1877-1878 гг.), в обороне Севастополя (1854-1855 гг.) за личное мужество
были награждены С. Кефели и А. Фуки и др.
Во время русско-японской войны прославились многие караимы
и крымские татары, но об этом в советской исторической науке не принято было
упоминать. В 1904 году во всей России и за границей было известно имя
караима поручика М. Тапсашара (1872-1904 гг.). Тапсашар геройски погиб в бою.
Японцы, потрясенные его мужеством, унесли тело героя с поля боя и передали
русским со всеми военными почестями. По приказу японского императора была
сделана копия с сабли героя и помещена в военный музей в Токио, а подлинная
возвращена русскому командованию /8,с.80-81/.
4
Последним слугой старой России называют генерала Якова
Кефели (1876-1962 гг.). Герой Порт-Артура, доктор медицины, генерал и
последний представитель царской России в международной организации (Международный
санитарный Совет для Ближнего Востока - распущен в 1923 году) в период
гражданской войны командовал военно-санитарной базой в Константинополе
/17,с.151-153/. В Париже Я. Кефели возглавлял собрание офицеров флота,
участвовал в жизни общины крымских караимов и издал ряд работ по истории
Российского флота, медицине, об октябрьском перевороте и др.
Достойным продолжателем боевых традиций караимов был
маршал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский (1889-1967 гг.). Он,
как и его отец, снискал славу на полях сражений. В 16-ти летнем возрасте,
участвуя в первой мировой войне, отличился в боях и был награжден
Георгиевским крестом 4 степени. В годы Отечественной войны дважды был
награжден званием Героя Советского Союза, высшим воинском орденом - Победы и
множеством орденов и медалей. Последние 10 лет жизни Я. Малиновский был
министром обороны СССР.
5
Выдающимся ученым, дипломатом, последним Гаханом -
духовным и светским главой караимов был Хаджи Серия Хан Шапшал (Сергей
Маркович, 1873-1961 гг.). Закончил факультет восточных языков Петербургского
университета. По представлению министра иностранных дел России, царь Николай
II рекомендовал С. Шапшала воспитателем наследника шахского престола
Каджарской династии, правившей тогда в Иране /6,с.23/.
С 1901 по 1908 год он был наставником Мухаммеда Али-Хана и
оказывал серьезные дипломатические услуги России. Первая работа С. Шапшала о
караимах "Караимы в Чуфут-Кале и Крыму" вышла в Санкт-Петербурге в 1896 году.
Все последующие годы жизни он отдал собиранию, изучению истории караимов. В
1915 году представители 20-ти караимских общин избирают С. Шапшала Гаханом
караимов Крым /6,с.23-24/. В 1919 году, во избежание ареста, он выехал в
Турцию и служил в библиотеке султанских дворцов.
Часто встречался с султаном Абдул-Гамидом. Султан подарил
С. Шапшалу ценнейшие рукописи и свитки, которые он позднее передал в Эрмитаж,
Петербургскую библиотеку им. Салтыкова- Щедрина. В 1927 году на съезде
караимов Литвы и Польши С. Шапшала избирают Гаханом и он переезжает в
Вильнюс. В 1930 году Львовский университет за работу "Тюрко-караимы Крым"
присуждает С. Шапшалу степень доктора философских наук /8,с.12-15/.
Он читал лекции в Краковском, Львовском, Варшавском
университетах, опубликовал всего более 100 работ. На основе собранных им
материальных и духовных ценностей караимского народа создал в г. Тракае
музей караимов. С. Шапшал был выдающимся в России ученым - тюркологом.
6
Среди выдающихся караимов надо назвать имя Семена Эзровича
Дувана (1870-1957гг.), одного из самых ярких представителей городского
самоуправления Таврической губернии. С 1906 года почти до самой революции он
был Евпаторийским городским головой. В памятной записке о С. Дуване,
составленной "в собственной Его Императорского Величества" канцелярии,
перечисляются его заслуги перед Отечеством: "Совершенно преобразовал город
Евпаторию новой планировкой, устройством мостов, электрического освещения и
трамвая, улучшением санитарного состояния его, благоустройством пляжей, дач
и вообще развитием курорта, сооружением городского театра, сквера, городской
библиотеки, созданием совершенно новой очень красивой и благоустроенной
части города и т.д.
Выстроил ряд образцовых школ, больниц... Много и с пользой
работал по землеустройству, сам ведет образцовое сельское хозяйство...
Устроил по всему Евпаторийскому уезду телефонную связь.../5, с.154-155/. С.
Дуван в Евпаторийском уезде был крупнейшим земельным собственником. Ему
принадлежало около пяти тысяч десятин земли. Занимаясь общественной
деятельностью, он служил не ради жалования, а из желания принести как можно
больше пользы родному городу и Родине. После революции С. Дуван выехал во
Францию.
Об этом периоде его жизни (19017-1958) мы знаем мало. Но
известно, что именно С. Дуван в сентябре 1938 г. предпринял поездку в Берлин
и обратился к министру внутренних дел по поводу определения этнического
происхождения и вероисповедания караимов. Ему оказали содействие русское
эмигрантское бюро и епископ Берлинский и Германский Серафим. 5 января 1939
года на имя С. Дуван из Государственного расового Бюро Германии пришло
разъяснение, в соответствии с которым караимский этнос
не отождествлялся с евреями ни по вероисповеданию, ни по расе.
В последние годы жизни он мечтал возвратиться на Родину.
"...Верю, что рано или поздно Россия избавится от большевиков и в этом
случае будет восстановлена как нормальное государство" /5, с.28/.
7
Выдающимся караимским просветителем, педагогом и поэтом
был Илья Ильич Казас (1833-1912). Он окончил Восточный факультет
Петербургского университета, получил степень кандидата наук и стал первым
караимом с высшим образованием и научной степенью. И. Казас был
высокообразованным человеком - знал 11 языков, из них 4 - древних /9, с.23/,
работал в течение восемнадцати лет в Симферопольской мужской гимназии,
основал несколько караимских школ в Симферополе, редактировал выходивший в
Одессе караимский журнал "Давул" (Барабан) и Симферопольскую газету
"Таврида".
Известным общественным и государственным деятелем был
караим Соломон Самойлович Крым (1867-1936). Ученый-агроном, благотворитель и
патриот, он много сделал для развития экономики и культуры Крым. С. Крым
был членом Государственного Совета и Государственной Думы Российской империи,
возглавлял Таврическое губернское земство.
С. Крым был инициатором создания и фактическим основателем
Таврического университета. В советской истории о С. Крыме упоминается только
как о главе Краевого правительства в период гражданской войны,
соответственно негативно, кратко и извращенно.
Его роль в создании Таврического университета была
отражена в очерке А.М. Маркевича в 1919 г. /10, с.11-42/. Затем об этом как
бы забыли, и только в 1993 г. в "Очерках истории Симферопольского
государственного университета" впервые в разделе "Создание Таврического
университета" профессор П.И. Гарчев привел фактические материалы, освещающие
деятельность С. Крым по созданию университета /11, с.10-37/. Других
сведений о деятельности С. Крым в советской литературе не было, пришло
время напомнить о нем, особенно в связи с предстоящей 80-й годовщиной
Симферопольского университета.
8
С. Крым окончил Московский университет и Петро-Разумовскую
сельскохозяйственную академию, получив профессию ученого-агронома.
Возглавляя сельскохозяйственное общество в Крыму, он много сделал для
развития садоводства и виноградарства края. Его современники отзывались о
нем как о чрезвычайно умном, даровитом и самом блестящем человеке /14,
с.248/.
Он участвовал во многих благотворительных фондах,
основывал стипендии, финансировал деятельность Карадагской научной станции,
археологические раскопки на полуострове, издательскую деятельность. Но
главным делом своей жизни он считал создание университета в Крыму.
Реализации этой идеи в 1916-1918 гг. он отдал массу труда, энергии и личных
средств.
Разработанный им в августе 1916 г. законопроект об
открытии в Крыму университета поддержали и подписали около 30 членов
Государственного Совета: князь Е. Трубецкой, граф А. Толстой, академики В.
Вернадский и С. Ольденбург и др. В июле 1918 г. С. Крым Губернским земством
был избран председателем и постоянным членом Попечительского совета
университета. 14 октября 1918 г. в Дворянском театре Симферополя состоялось
торжественное открытие университета.
Все присутствовавшие встретили появление на трибуне С.
Крым стоя, аплодисментами в знак признания его заслуг в открытии
университета. Позже, оказавшись в вынужденной эмиграции, он не оставлял
вниманием университет - помогал приборами, пособиями, литературой.
Поддерживал и другие научные учреждения Крым. В 1928 г. в Париже была
опубликована генеалогия рода Крым, но на его Родине - в Крыму о нем как
бы забыли.
Пора бы отдать ему должное, ведь все, что он делал,
преследовало не узко национальные интересы, а отвечало интересам всего
населения Крым, без различия национальностей и вероисповедания. В этом,
очевидно, одна из самых лучших и удивительных черт маленького караимского
народа.
9
И сегодня среди караимов есть выдающиеся ученые, врачи,
деятели искусства, просвещения. В Крыму хорошо известны фамилии врачей
Синани, Казас, многочисленной врачебной династии Ефетовых. Основатель
династии - известный в Крыму врач-терапевт М.С. Ефетов (1887-1967) заведовал
отделением областной больницы, преподавал в медицинском институте. В.М.
Ефетов - доктор медицинских наук, профессор и заведующий основанной им
кафедры онкологии Крымского медицинского института.
В семье Ефетовых - 9 врачей: два доктора наук, два
кандидата, два заслуженных врача Украины, но главное в оценке их
деятельности - многочисленные благодарные отзывы пациентов. Известен также
профессор К.А. Ефетов - энтомолог, открывший пятнадцать новых видов
насекомых, автор замечательной книги "Бабочки Крым".
Есть среди караимов и деятели искусства. Популярным
актером крымско-татарского драматического театра был Е.Д. Пандул
(1903-1972гг.), одновременно он являлся художественным руководителем и
режиссером драматического кружка при крымском объединении караимских общин в
20-е годы. После войны он участвовал в актерской труппе Севастопольского
театра Черноморского флота /19,с.4/.
Последние годы жизни - режиссер-постановщик Драматического
коллектива Ялтинского дома учителей. В его семье три кандидата наук:
медицинских, географических и исторических. Можно назвать и еще имена:
геолог профессор И. Танатар (1880-1961), офтальмолог профессор С.
Кальфа(1893-1979), агрохимик И. Пастак (1894-1965), кинорежиссер, герой
соцтруда С. Юткевич(1904-1985) и др.
Судьба народа в его лучших представителях. Чем больше их
вклад в многонациональную культуру страны, тем дольше живет народ, даже
такой малочисленный, как крымские караимы.
Литература
1. Полканов А.И. Крымские
караимы-караи коренной малочисленный тюркский народ Крыма. Париж, 1995.
245 с.
2. Ялпачик Г.С.
Русско-караимский разговорник. Симф.,1993. 112 с.
3. Полканов Ю.А. Караи -
крымские караимы тюрки. Симф., 1997. 149 с.
4. Полканов Ю.А. Крымские
караимы. Бахчисарай,1994. 89 с.
5. Дуван С.Э. "Я люблю
Евпаторию"...Слово и дело Городского Головы. Под общ. редакцией М.В.
Кутайсовой, В.А. Кутайсова. Евпатория: Южногородские ведомости,1996. 178
с.
6. Караимская народная
энциклопедия. Под общ. редакцией М.С. Сарач. Т.1. М.: "Карайлар", 1995.
246 с.
7. Караимская народная
энциклопедия. Под общ. редакцией М.С. Сарач. Т.2. Париж, 1996. 169
с.
8. Караимы и Москва.
Издание посвящено 850-летию Москвы. Под общ. Редакцией М.С. Сарач. М.:
Госатомнадзор России, 1997. √ 88 с.
9. Бараш Я. Педагог,
просветитель, поэт Илья Ильич Казас /1833-1912/. // История в лицах. Симф.:
"АНООНК",1997. С.23-25.
10. Известия Таврического
Университета. Кн.1 Симф., 1919. 70 с.
11. Очерки истории
Симферопольского государственного университета (1918-1939). Под общ.
редакцией проф. В.Г. Сидякина. Симф.: Таврида, 1993. 414 с.
12. Симиренко А.П.
Крымское промышленное плодоводство. М.: И.Н. Кушнарев и К., 1912. 250 с.
13. Краткие биографии
членов Государственной думы. СПБ.: "Слово и жизнь", 1906. 400 с.
14. Оболенский В.А. Моя
жизнь, мои воспоминания. Париж,1988. 260 с.
15. Вернадский Г.
Крым.
Воспоминания. //Новый журнал. Нью-Йорк, 1971. Кн. 105. √ С.203-224.
16. Дроздов Д., Полканов
Д. Возвращение героя. //Крымские известия. 1998. √ 2 апреля.
17. Полканова А.,
Полканов Ю. Последний слуга старой России генерал Яков Кефели.// Брега
Тавриды. Симф.: Союз писателей, 1997.2-3. с.251-253.
18. Кутайсова М.В.,
Кутайсов В.А. Городской Голова Семен Эзрович Дуван. // История в лицах.
Симф.:"АНООНК", 1997. 103 с.
19. Марета А. Спектакль
"Чертова
мельница" в театре Черноморского флота. //Флаг Родины. 1963. 10 января
Евреи
www.pseudology.org
|