Издательство "Просвещение", 1979
Василий Александрович Сухомлинский
Письма к сыну
гипертекстовая версия
25. Добрый день, дорогой сын!

Молодцы, ребята, я очень рад, что вы поступили так, как велели ваши убеждения. Меня удивляет, как мог у молодого агронома повернуться язык, чтобы дать такое бессмысленное, просто глупое и бесхозяйственное распоряжение - прекрасные подсолнечники случайно выросшие н созревшие в массиве кукурузы (из опавших зерен), свалить, затоптать в землю, чтобы они не мешали комбайну, убирающему кукурузу. Ваша совесть восстала против этой - не только бессмысленной, но и вредной - показухи. Это и есть комсомольская совесть, истинные убеждения. Просто замечательно вы поступили, отказавшись выполнить глупое распоряжение, поработав несколько часов сверх нормы, срезав все созревшие корзинки подсолнечника, - ведь вы спасли несколько десятков центнеров зерна, его можно использовать на семена.

Вы приобрели нечто несравненно большее, чем эта материальная ценность для коллектива. Вы приобрели большое духовное богатство - то, что Ромен Роллан назвал честностью ума.
Духовная красота человека - прежде всего в верности благородным, истинным, правильным убеждениям. Я уже писал тебе об этом в прошлом году, но об убеждениях можно написать целую поэму. чувство правды, помноженное на уважение к самому себе, - вот что такое горячая убежденность, заставляющая человека действовать только так, как подсказывает ему совесть. Недавно у нас произошел поучительный случай. В VII классе учится 13-летняя девочка (ты её не знаешь) Марина Д. Родители у неё - сектанты. Несколько месяцев назад они стали усиленно убеждать свою единственную дочь в том, что без веры в "истинного бога" нельзя прожить на свете. Они несколько раз водили Маринку на моленья. А в сознании девочки с малых лет были заронены зерна веры в подлинную правду - в величие человеческого разума. После одного из молений девочка спросила у проповедника:

- Вы говорите, что бог создал все живое на земле... Утверждаете, что бог делает только благо для человека. Но почему тогда бог создал тысячи смертоносных микроорганизмов, которые принесли смерть миллионам людей? Какое же это благо?

Проповедник ответил:

- Истинный бог требует веры сердцем, чувством, а не разумом. Не надо мудрствовать, не надо доискиваться до всего. Надо верить, и бог воздаст тебе.
- Нет, не могу я верить неправде, - сказала Марина и оставила молитвенный дом. Отец и мать стали угрожать ей: проклянем тебя, не дочь ты нам и т.д.

Девочка сказала:

- Если я не дочь вам - уйду от вас

И ушла к подругам. Вот уже месяц живет у подруг, весь коллектив школы помогает ей. А родители скоро - я уверен в этом - придут к дочери, станут просить прощения. Стойкость Марины потрясла их, заставила над многим задуматься. Стали и они прислушиваться к тому, о чем говорит проповедник. Уже два раза поставил отец Марины "крамольные" вопросы...

Вот это настоящая идейная убежденность. Почему же это так - 13-летняя девочка проявляет подлинное идеологическое мужество, а 30-летний агроном поступает сам против своей совести? Ведь он-то - вне всякого сомнения - убежден, что лучше убрать, бережливо сохранить подсолнечник, чем погубить его. Почему же он так делает?

Опять же надо говорить о душе. Такие люди, как этот агроном, знают словесную оболочку идей, но идеи не слились со всем существом их души, не овладели их помыслами, не волнуют чувств. В. И. Ленин о таких людях говорил, что у них "убеждения сидят не глубже, чем на кончике языка"19.
 
Таким людям нельзя поручать никакого серьезного дела. По деловым качествам они - болтуны, краснобаи. Я помню такой случай. Был у нас в колхозе молодой зоотехник. Приехал представитель из района и говорит. "Надо переходить на бесстойловое содержание коров", то есть не привязывать их к "рабочему месту", пусть себе ходят по загону. Зоотехник сразу же выполнил этот совет и стал расхваливать бесстойловое содержание скота. Но вот возвратился председатель из отпуска и сразу же прекратил этот эксперимент - коровы были опять поставлены к стойлам. А о зоотехнике тем временем написали в районной газете как о новаторе, стали расхваливать его на все лады. Молодой работник оказался в затруднительном положении. И вот какой выход он нашел: на одном небольшом участке фермы, куда часто наведывались приезжие из района, он продолжал бесстойловое содержание коров, а на остальных фермах выполнялось указание председателя колхоза. Вот до чего может дойти человек, не имеющий убеждений.

Помни, что от угодничества и беспринципности до предательства - один шаг. "Убеждение должно быть дорого потому только, что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше"20. Умей утверждаться в убеждениях. истина - далеко не всегда то, что бросается в глаза с первого взгляда. истина часто лежит где-то в глубине вещей и явлений. Можно подыскать множество примеров, свидетельствующих о том, что культура труда в животноводстве в наших колхозах стоит на очень высоком уровне. Но можно подыскать такое же множество фактов, из которых вытекает вывод о том, что труд в животноводстве очень примитивен и находится на уровне феодального хозяйства... И то и другое можно доказать, но ни то ни другое не будет истиной, не будет правдой. Правда очень сложна и нередко противоречива; если ты не будешь понимать этого, то часто жизнь будет ставить перед тобой необъяснимые загадки и непреодолимые трудности Анализируя факты, надо уметь видеть в них диалектику развития, тенденцию развития - и тогда все станет понятным. Если разобраться в культуре труда на животноводческих фермах, то станет ясно, что ферм, на которых господствует "ручной труд, с каждым годом становится меньше, но процесс этот совершается не по мановению чьей-то руки, - вот в чем диалектика развития, вот в чем правда, истина.

Часто можно услышать утверждения: преступность у нас растет, что делать, хулиганов становится слишком много... Это неправда, как неправдой является и взгляд на мир через розовые очки: все у нас благополучно, количество преступлений неуклонно уменьшается. Правда, истина заключается в том, что народ наш к может больше мириться с нарушителями общественного порядка, преступниками, тунеядцами. Если уж слишком часто говорится о хулиганах, пьяницах, преступниках, то это значит, что на фоне того прекрасного, что есть в нашем обществе, эта грязь становится нетерпимой.
Прошу тебя, как только возвратишься из колхоза, посмотри в книжных магазинах, нет ли I тома "Избранных сочинений" Эйнштейна. Купи и пришли, если найдешь.
 
Желаю тебе добра, здоровья, бодрого духа, успехов в учении.
Обнимаю и целую тебя.
Твой отец.

 
26. Добрый день, дорогой сын!

Твое письмо пробудило большую тревогу. Оно заставило задуматься над теми тайниками человеческой души, которые трудно поддаются воспитанию, о которых воспитатели нередко забывают... Ты пишешь с возмущением: к студенту приехала мать, колхозница из далекого села, и он, стыдясь того, что у него мама-простой сельский человек, трусливо спрятался от неё, передав через товарища, что он в отъезде..., не забыв между тем сказать, чтобы корзинку с курицей, салом и калачами мать оставила...

Ты возмущаешься, а я размышляю. Мне кажется, что самая сложная сфера коммунистического преобразования мира - отношения между людьми, утверждение в человеческом сердце подлинной человечности. До тех пор, пока не будет утверждено все самое лучшее, человечное в самом человеке, в его мыслях и чувствах, нечего и говорить о победе коммунистических производственных отношений

Один теоретик педагогики недавно сказал: настоящее идейное воспитание начинается с того момента, как ребенок надел красный пионерский галстук. Это большая ошибка. Идейное воспитание начинается с того момента, как ребенок произнес слово "мама". Каким станет существо, родившееся от человека и имеющее человеческий облик, - у огромной мере зависит от того, как это существо относится к матери, какие чувства переживает оно, произнося слово "мама". Сыновний долг - это испытание на человечность,

Есть старинная украинская легенда. Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе. Привел сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу. "Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях". Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза. Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: "Чтобы и духом матери не пахло в доме. Пересели её в сарай". Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать из темного сарая. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: "Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне". Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: "Пойдемте, мама, покупаемся в реке". Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: "Что ты, мама, спотыкаешься? Почему не смотришь под ноги? Так мы до вечера будем идти к реке".

Пришли, разделись, искупались. Сын убил мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый утес, окровавилось, встрепенулось и прошептало: "Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место".
Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.

И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем в степь и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов...

Такова легенда, созданная народной мудростью. Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских. "Если в сердце сыновьем загорелась искра, в тысячу раз меньше материнской любви, - говорит украинская народная мудрость, - то и тогда эта искра горела бы всю жизнь человеческую неугасимым пламенем".

Человечество существует потому, что существует материнская любовь. Нет ничего святее и бескорыстнее любви Матери: всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна по сравнению с нею, - я думаю, что в этих словах В. Г. Белинского нет ни капли преувеличения. Сыновняя благодарность... Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли о добре, сделанном для них матерью и отцом. И нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем радость, источником которой есть признательность детей за добро и благо, созданные родителями во имя добра и блага детей. Неблагодарный сын, неблагодарная дочь - в сокровищнице народной морали это, пожалуй, самое острое, самое глубокое осуждение человеческих пороков. Именно у трудового народа нам нужно учиться воспитанию чистого, благородного сердца, в неисчерпаемом источнике народной морали нам нужно черпать духовную энергию, без которой невозможны подлинная человечность, дружба и товарищество, братство свободных людей. Я расскажу тебе, как осудил народ в одном селе нашей области сыновнюю неблагодарность. Учись, сын, у народа, учись и на хорошем, и на плохом.

Мать воспитала двух сыновей. Один из них без вести пропал на войне, другой возвратился со службы живой и здоровый, привез с собой несколько чемоданов "трофейного" добра. Никогда не открывал он этих чемоданов при матери. Хата материнская пришла в ветхость, сын решил строить новую. Выбрал место на другом конце села. подальше от матери. Возвел кирпичный дом, покрыл цинком, женился. Зажила молодая семья безбедно. А у матери хата разваливалась. Попросила сына: прикрой соломой дырявую крышу. Сын ответил: у меня своих забот хватает, думай сама о своей хате. Заплакала мать...
Пришло к старой матери большое горе; заболела, не может с постели подняться. Парализовало руку и ногу. Пришли соседи матери к сыну, говорят: "Есть ли у тебя совесть, Андрей? Мать с постели не поднимается, за ней постоянный уход нужен". Пообещал сын прийти к матери - и не пришел. Стали соседи ухаживать за больной старухой.

Прошло полгода, год минул. Мать чувствовала себя все хуже. А сын ни разу не пришел к ней. Пошла молва по селу; сын от матери отказался. Назвали люди Андрея бессердечным, а потом и более выразительно - скотиной. Рядом с новым домом Андрея собирались было строить новые дома его четыре соседа. Но разве может жить честный колхозник рядом с бездушным скотом? Попросили колхозники себе участки в другом месте, построили дома, переселились. Остались четыре "пустки" с дырявыми соломенными крышами. Страшно стало ходить на улице, где жил Андрей. С вечера до утра раздавался на пустых дворах печальный голос сычей. А через год еще пять колхозников переселились в новые хаты, и на улице стало жутко. Просил Андрей председателя колхоза: дайте опустевшие участки кому-нибудь на застройку, но никто не захотел селиться рядом с ним.

В грозовую весеннюю ночь загорелась одна брошенная хата от молнии, подул ветер, сгорел весь брошенный куток, лишь дом Андрея, покрытый цинком, остался цел и невредим. В ту же ночь умерла мать Андрея. Пришел сын с женой на похороны, выдавил слезу, пытался делать то, что делают сыновья перед смертным одром матерей, но как-то так получилось, что все, что нужно было сделать, кто-то уже сделал. Сложили соседи оставшуюся материну одежду, связали в узел. Унес Андрей узел домой, и проводили его люди взглядом, в котором удивление смешалось с ненавистью.
На пожарище вырос бурьян. Видели люди, как к самой Андреевой хате подобрался ночью волк, стал на кучу золы, поднял морду и жалобно завыл.

Люди обходили Андрея десятой дорогой, не здоровались с ним. Ужас охватил душу этого бессердечного человека. Страшно стало ему выходить из хаты, ложился спать он с заходом солнца. На пепелищах никому не хотелось строить новые жилища, зарастали дворы чертополохом и осиной. Что-то случилось с Андреем, говорили люди, с ума сошел: днем стал бояться солнца и людей, а ночью бродил по пепелищам.
 
Не удивились люди, услышав весть: повесился Андрей на столбе, сохранившемся на одном пепелище. Пришли на пепелище бульдозеры, сравняли с землей руины, выкорчевали старые полусгнившие пни. Тракторы вспахали землю, посеяла полеводческая бригада подсолнечник. Зацвели цветы солнца, пришла радость на окраину села. А в хате Андрея поселились веселые механизаторы. Слышат люди по вечерам переливы баяна, слышат девичью песню, вспоминают невеселую историю, задумываются над печальной судьбой Андрея. Задумываются над судьбой своих детей, и не одно сердце в эти вечерние часы тревожит мысль: почему так бывает? Все силы своего сердца отдала мать любимому сыночку - Андрейчику, ночей недосыпала. Вспоминали люди детство и отрочество неблагодарного сына. Вспоминали, как, бывало, выезжала Христина с мужем на подводе в поле косить пшеницу.
 
Положит, бывало, на воз сена ароматного, застелет полотном белым, перенесет Андрейка с подушками, укроет от холода утреннего. Старший, двенадцатилетний сын Пилипко помогает отцу и матери, собирает в лесу дрова, разжигает костер, воду носит, а десятилетний Андрейко спит. Вырастал Андрейко здоровый и жизнерадостный, мать души в нем не чаяла и больше всего озабочена была тем, чтобы ничто тревожное не коснулось его сердца, чтобы ни одна жизненная невзгода не омрачала его безмятежного детства. Как-то осенью угостила мать Пилипка и Андрейка жареными грибами в сметане. Кушанье до того понравилось Андрейку, что каждый день он просил грибов со сметаной. А грибов вблизи все меньше и меньше оставалось, и приходилось Христине ходить ежедневно в лес верст за двенадцать. Однажды мать разрезала ногу, еле домой дошла.
 
Но скрепя сердце даже виду не подала, что несчастье случилось: разве можно, чтобы у Андрейки настроение омрачилось? Зачем ему знать, что в мире есть горе? - так всегда говорила Христина, когда хотела закрыть детские глаза на что-нибудь печальное. Так и на этот раз. Перевязала кое-как раненую ногу, попросила Андрейку позвать соседку. Ежедневно приносила соседка корзинку грибов, а мать давала ей за это свои вышитые сорочки. Так и не узнал Андрейко, что с матерью стряслась беда. Сердце его жило только своими радостями, ни одно желание не выходило за рамки собственных удовольствий. Поэтому он и вырос бессердечным человеком, равнодушным к горю и заботам, тревогам и волнениям других людей.

Я не знаю того студента, который постыдился своей матери - простой крестьянки-труженицы, но с уверенностью говорю, что это страшный человек. На него нельзя положиться в трудную минуту - он предаст. И тогда, когда он станет семьянином, отцом, мужем, - он ежедневно будет совершать десятки и сотни маленьких предательств, из которых слагается одно большое предательство - он будет калечить своих детей и тиранить жену, будет воспитывать в душах своих детей мелкий эгоизм, себялюбие, презрение и равнодушие к людям.

Желаю тебе крепкого здоровья и бодрого духа.
Твой отец


27. Добрый день, дорогой сын!

Меня удивили вот эти слова из твоего письма: "Вы пишите так, как будто бы знаете, что я завтра собираюсь жениться и через год воспитывать детей..." Человека надо учить всему заблаговременно. Трудиться по-настоящему человек начинает лет с восемнадцати, а учат трудиться его начиная с того времени, как он сделал первый шаг. Так и с подготовкой к продолжению рода человеческого. Учить воспитывать своих детей - это значит учить человечности. Не через год - так через пять лет у тебя будет семья, будут дети. Меня поражает вот что: подростка, юношу учат многому - обрабатывать землю н выращивать хлеб. управлять трактором и работать на токарном станке, но как воспитывать детей - этому никто и не думает учить. Учат иногда уже тогда, когда у человека есть дети... А между тем это самое главное.

Каждый день начинается для меня детской радостью. Я вижу в радостных детских глазах восхищение красотой раскрывшегося цветка розы, вижу изумление, удивление ребенка, созерцающего что-то необычное, новое - удивительной формы облачко в синем небе, пеструю бабочку среди листьев... С радостью показывают дети подарки мам и пап. Как хорошо, что и общество, и родители дают детям много радостей! Но при виде радостных, безмятежных детских лиц в моё сердце закрадывается тревога. Вспоминается маленький Андрейко - он тоже всегда был жизнерадостным, он не был никогда капризным, потому что любящее материнское сердце предотвращало капризы ублажением всех прихотей. Меня тревожит вопрос, над которым должен задуматься каждый будущий отец, и ты задумайся. Зажигает ли наш большой, поистине неугасимый факел любви к ребенку ответную искорку благодарности в его сердце? Чувствует ли ребенок, что радости и блага его жизни - это труд и пот родителей, забота многих и многих "неродных", но дорогих для него людей - дорогих потому, что без них он не мог бы жить, хотя часто бывает, ему и в голову это не приходит?

Продолжить самого себя, повторить себя в своем ребенке - это величайшее счастье родителей. Ты будешь смотреть на своего ребенка как на изумительное, неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать все, лишь бы сыну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть прежде всего человеком. А в человеке самое главное - это чувство долга перед теми, кто делает тебе добро, чувство признательности и благодарности. За добро, которое ты будешь давать ребенку, он переживет чувство признательности, благодарности лишь тогда, когда он сам будет делать добро для тебя - отца, для своей матери, вообще для людей старших поколений. За добро ребенок должен платить добром - это важнейший закон родительского воспитания.

Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданные для ребенка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. До тех пор, пока не почувствовал, не пережил на собственном опыте (а опыт сам к нему никогда не придет), что важнейший источник его личной радости - это труд и пот старших, он будет убежден, что мать и отец существуют лишь для того, чтобы приносить ему радости и счастье. С первого взгляда это кажется парадоксальным: в честной трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдавая им все силы своего сердца, дети иногда вырастают бессердечными. Но никакого парадокса здесь нет: ребенок вырастает лишь потребителем радостей, а это самое страшное, что может быть в воспитании, потому что величие и красоту добра переживает лишь тот, кто знает высшую человеческую радость - радость творения добра для людей. Только эта, поистине бескорыстная и поэтому подлинно человеческая радость является силой, облагораживающей юное сердце.

Как же добиться, чтобы золотые крупинки, которые мать и отец дарят сыну, дочери, превращались в золотые россыпи для других людей, для родителей? Самое главное - надо учить ребенка видеть и чувствовать, понимать и переживать всем сердцем, что он живет среди людей; для каждой искорки его радостей и благ кто-то сжигает свою силу, свой ум; каждый день его безмятежного и беззаботного детства кому-то прибавляет забот и седин.

Когда у тебя родится ребенок, учи его видеть и чувствовать людей - это, пожалуй, самое сложное в трудном деле воспитания человека, повторение себя в сыне, в дочери. Помни, что раннее детство - с тех пор, как ребенок осознал сам себя, - является школой сердечности. Создание, творение добра для людей начинается с заботы ребенка о красоте, о красивом. Все, что доставляет человеку эстетическое наслаждение, радость, имеет чудодейственную воспитательную силу.

Молодые отец и мать должны проектировать человека, думать над содержанием каждого урока школы сердечности; что должен делать ребенок, чтобы его сердце было чутким к окружающему миру, чтобы он сердцем чувствовал, что живет среди людей. Пусть в твоей семье будет свой семейный праздник, в день которого ребенок творит радость для родителей. Во многих семьях у нас - это Осенний Праздник Розы. Ты, конечно, помнишь, как в годы детства вместе с Олей сажал куст розы. Помнишь, как ухаживал за кустом, поливал его. Дети быстро загораются желанием выполнить этот несложный труд, но быстро и охладевают. Ребенку часто надо напоминать: полей, прикрой от холода, разрыхли землю. Его не очень радует этот однообразный труд. Результат труда - благоухающий цветок - в его представлении невообразимо далеко. Его надо учить терпеливости.

Но вот появились первые зеленые листочки на кустике - в детских глазах загораются огоньки радости, Наступает длительная полоса нового однообразного труда. Снова и снова ребенок доливает и рыхлит землю, собирает удобрения. Наконец, совершенно неожиданно для ребенка, появляется первый цветок, потом второй, третий... Огоньки радости, горящие в эти дни в детских глазах, ни с чем не сравнимы. Это не та радость, которую переживает ребенок, получивший что-нибудь в подарок от родителей. Это не радость досуга, отдыха, не предвкушение удовольствий поездки на экскурсию.
Это радость творения добра для самых дорогих людей - матери, отца, бабушки, дедушки. И это добро трогает, волнует, радует детское сердце как раз потому, что добро это - красота. Ребенок ждет не дождется, когда цветок раскроет свои лепестки. Он уже может быть терпеливым. И если случается, что кто-нибудь сорвал цветок, предназначенный для неожиданного подарка матери, - для ребенка это горе. И тот не настоящий человек, который никогда в жизни не пережил этого горя.

Нет для молодого родителя счастья больше, чем видеть сияющие детские глаза в те мгновения, когда ребенок срывает цветок розы и несет его матери. Глаза ребенка в эти мгновения одухотворены чистым сиянием человечности. Они озарены глубокой внутренней радостью - радостью творения добра для людей.

Это чистое сияние, это человеческое озарение как бы открывает ребенку глаза на мир - на людей, на их радости и заботы, на тревоги и невзгоды. Вот ребенок принес матери живой цветок и впервые увидел в материнских глазах изумление и радость. Сердце сказало ребенку в эти мгновения, что радостное изумление мать переживает редко, что у неё бывает немало горестных минут. чувство жалости к самому дорогому человеку, стремление принести матери еще и еще минуту радостного изумления - вот какими золотыми россыпями обогащается в эти мгновения детское сердце. Ребенку хочется еще и еще создавать красоту для родных, для матери и отца.

Это и есть начало настоящего, коммунистического воспитания человека. Ребенок, переживший первое чувство творения красоты, добра для людей, приобретает новое видение мира. В цветущих ветвях яблони, в созревающих гроздьях винограда, в задумчивых цветах хризантемы он видит воплощение труда, забот, тревог. У него не поднимается рука сломить ветку, сорвать цветок просто так, зазря.
Пройдет год, два... и в семье утвердится традиция - ко дню рождения матери, отца, бабушки, дедушки дети преподносят именинникам цветы. Если день рождения приходится на зиму - пусть выращивает ребенок цветок в теплице или дома у печки... сколько тревог переживет ребенок, как хорошо, что эти тревоги коснутся его сердца!

Пусть жизнь твоего маленького ребенка будет наполнена заботой, тревогой о живом и красивом, о цветущем и расцветающем. Пусть думает ребенок о маленькой яблоньке, которой холодно под порывами осеннего ветра; пусть в его сердце живет тревога: а не подкрадывается ли в эту холодную ночь к яблоньке серый зайчик, не грызет ли кору? Пусть на рассвете идет ребенок в сад, пробует на ощупь тоненький ствол яблоньки, окутывает его соломой. Пусть сердце ребенка болит и от того, что весенний заморозок повредил цветы персиковых деревьев, и от того, что во время бури маленький птенец выпал из гнезда.

Пусть у ребенка где-то в саду, в городе будет свой уголок красоты. Зимой в комнате, в теплом уютном местечке. Через год-два после начала обучения в школе пусть ребенок закладывает Сад Благодарности. Пусть сажает яблоню матери, яблоню отца. яблоню бабушки, яблоню дедушки: виноградные кусты матери, отца, бабушки, дедушки. Это будет одно из воплощений Детской заботы о родителях. Детей нелегко побуждать к уходу за плодовыми деревьями, как и к уходу за розами. Все зависит здесь от жизненной мудрости и настойчивости родителей. Ребенку надо постоянно внушать, во имя кого он трудится, кому он приносит радость своим трудом. Пройдет два-три года, на деревцах, посаженных, как это кажется ребенку, когда-то очень давно, завяжутся первые плоды. Ребенок переживает это как самые светлые дни своего детства. Теперь уже не надо напоминать ему, что надо трудиться, поливать, подкармливать деревья, - он и сам не забудет об этом. Он с нeтepпeниeм будет ждать, когда созреют яблоки и виноград, чтобы снять плоды и понести матери, увидеть в её глазах радостное изумление.

Эти мгновения оставят неизгладимый след в душе ребенка. Он как бы поднимается на первую в своей жизни вершину нравственного развития. Те духовные и физические силы, которые вложил ребенок в труд для дорогого человека, - это целый мир переживаний, чувств. Творение добра для людей станет его потребностью. Он будет чувствовать сердцем, что товарищу, другу, любому человеку, живущему рядом, надо помочь. Ребенок, испытывающий потребность делать добро, становится очень зорким, восприимчивым, чутким к окружающему миру, к людям, к поступкам, событиям, взаимоотношениям между людьми. Он чувствует, когда матери и отцу трудно, когда им надо помочь. Как чутки дети, пережившие радость творения добра, к огорчениям и невзгодам матери и отца!

Сердечный, отзывчивый ребенок чувствует зло там, где, казалось бы, с первого взгляда и нет дурного поступка. "Мне надо учиться хорошо по всем предметам, - сказал мне недавно Коля Б., ученик IV класса. - у мамы больное сердце"... Ребенок чувствует, что, если в табеле появятся плохие отметки, сердце матери будет огорчено. Ему хочется, чтобы мать была спокойной... Стремление детей хорошо учиться имеет своим источником прежде всего желание принести матери и отцу радость, а это желание пробуждается в детском сердце лишь тогда, когда ребенок уже пережил, испытал радость творения добра для матери и отца. Я твердо убежден, что заставить ребенка хорошо учиться можно, пробудив его к добрым поступкам для родителей.

Помни, что нравственное воспитание - это прежде всего разумное, мудрое ограничение. Ребенок с первых шагов своей сознательной жизни должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя и надо. Большую, иногда роковую ошибку допускают те воспитатели, которые, образно говоря, не умеют правильно чередовать эти три блюда: можно, нельзя и надо. Лет до 12, иногда до 13 - 14, а бывает и до 15 - 16 кормят одним блюдом: можно. Ребенку, а потом и подростку все можно, все разрешается. Ему вдалбливается в голову мысль, что он чуть ли не центр Вселенной, вокруг него все вращается. Потом, когда вдруг оказывается, что ребенок, как говорят в народе, сел на шею родителей, мать и отец в пожарном порядке меняют блюдо: начинают усиленно кормить его блюдом нельзя. Вдруг перед маленьким человеком открывается совершенно новая, неизвестная ему доселе сторона окружающего мира: это запрещается, это не разрешается Маленький человек чувствует себя связанным по рукам и ногам, оскорбленным. У него извращенное представление о добре и зле, справедливости и несправедливости.
 
До сих пор он каждой клеточкой своего существа чувствовал, что он приносит родителям только радость: что бы он ни делал - мать и отец только хвалят (даже если бабушке пригрозил маленьким кулачком - и за это хвалят вот какой у нас сын - самостоятельный человек). И тут вдруг оказывается, что он приносит родителям не радости, а одни беды и огорчения, он уже не "золотко" и не "ненаглядный сыночек", а "божье наказание". Вместо ласкового пустословия появляется подзатыльник, а то и ремень. У ребенка разыгрывается болезненное самолюбие. Каждое новое резкое слово родителей - это мелкая соль, посыпающая кровоточащие ранки его самолюбия.
 
Жалость к самому себе - вот душевное состояние, которое я без преувеличения называю неисчерпаемым источником эгоизма. Не допускай, чтобы у детей зародилось это состояние, оно породит ожесточенность. Пусть человек умеет жалеть себя лишь поскольку, поскольку он умеет быть добрым и жалостливым к другим. Умей жалеть и любить. любовь отцовская должна быть мудрой, а не инстинктивной. Пусть эти поучения будут для тебя крупинками того опыта, который старшие поколения передают младшему.
 
Желаю тебе крепкого здоровья и бодрого духа.
Обнимаю и целую тебя.
Твой отец


28. Добрый день, дорогой сын!

Ты просишь посоветовать, как экономно и умно (это совершенно правильно - умно) использовать время. Жалуешься, что "одна работа подхлестывает другую, не успеешь оглянуться - день окончился, осталось невыполненным то, что собирался было сделать". Из твоего письма мне ясно также то, что на тебя сваливается, как ты говоришь, "груда книг", tie успеваешь прочитать все рекомендованное,
Я дам тебе несколько советов, исходя из собственного опыта.

1. Первое и самое главное - об этом я писал тебе еще в прошлом году - это умение создавать резерв времени в процессе слушания лекций. Неумение слушать лекции приводит к тому, что у студента создаются "авральные" периоды умственного труда: в течение нескольких дней до зачетов (или экзаменов) он сидит над конспектами лекций, а во время зачетов спит 2 - 3 часа в сутки. Вся работа, которая должна выполняться повседневно, изо дня в день, - на эти "пожарные дни" откладывается. По моим подсчетам, таких "пожарных", "авральных" дней набирается в году не меньше пятидесяти, то есть почти четвертая часть всего рабочего времени. Здесь кроется один из самых главных корней нехватки времени. Надо предотвращать "пожарные" круглосуточные бдения над конспектами. Надо учиться думать над конспектом уже на лекции и работать над записями ежедневно хотя бы в течение двух часов. Я советую конспект делить как бы на две рубрики (графы): в первую записывать кратко изложение лекции, во вторую - то, над чем надо подумать; сюда следует заносить узловые, главные вопросы. Это тот каркас, к которому как бы привязывается все здание знаний по данной дисциплине. Вот над этими каркасными вопросами надо думать повседневно, связывая с этим думанием то повседневное чтение, о котором я говорил. Если ты будешь придерживаться этого требования по всем предметам, у тебя не будет "авральных" дней. Не будет надобности перечитывать и заучивать весь конспект при подготовке к экзамену или зачету. Каркас предмета будет своеобразной программой, на основе которой припоминается весь материал по данному предмету.

2. Если хочешь, чтобы у тебя было достаточно времени, ежедневно читай. Читай каждый день и основательно штудируй несколько (4 - 6) страниц научной литературы, в той или иной мере связанной с учебными дисциплинами. Кроме того, читай внимательно и вдумчиво, но не штудируй (то есть не записывай), ежедневно не меньше 10 - 15 страниц научной и научно-популярной литературы. (Сюда входит чтение научных и научно-популярных журналов.) Все, что ты читаешь, - это интеллектуальный фон твоего учения, Чем богаче этот фон, тем легче учиться. Чем больше читаешь ежедневно, тем больше у тебя будет резерва времени. Потому что во всем, что ты читаешь, - тысячи точек соприкосновения с материалом, изучаемым на лекциях. Эти точки являются, я бы назвал так, якорями памяти. Они привязывают обязательные знания к тому океану знаний, который окружает человека. Умей заставлять себя читать ежедневно. Не откладывай этой работы на завтра. То, что упущено сегодня, никогда не возместишь завтра.

3. Начинай рабочий день рано утром, часов в 6. Вставай в 5 часов 30 минут, сделай зарядку, выпей стакан молока с булочкой (не привыкай к чаю, успеешь еще привыкнуть в зрелые годы), начинай работу. Если ты привыкнешь к началу своего рабочего дня в 6 часов, то старайся приступить к работе на 15 - 20 минут раньше шести. Это хороший внутренний стимул, задающий тон всему рабочему дню. Полтора часа утреннего умственного труда перед лекциями - это золотое время. Все, что мне удалось сделать, я сделал утром. В течение тридцати лет я начинаю свой рабочий день в пять часов утра, работаю до восьми часов. Тридцать книг по педагогике и свыше трехсот других научных трудов - все это написано от пяти до восьми утра. У меня уже выработался ритм умственного труда: если бы я даже захотел в эти утренние часы спать - это мне не удается, все во мне настроено в это время только на умственный труд. Я советую тебе выполнять в утренние полтора часа самый сложный творческий умственный труд. Думай над узловыми вопросами теории, штудируй трудные теоретические статьи, работай над рефератами. Если у тебя есть работа с элементами исследования - выполняй её только в утреннее время. Следовательно, ты не будешь засиживаться до полуночи. Составь свой дневной режим так, чтобы не меньше полутора (а то и двух) часов заснуть до двенадцати. Это снимает усталость.

4. Умей определить систему своего умственного труда. Это исключительно важная закономерность, от которой многое зависит. Я имею в виду понимание соотношения главного и второстепенного. Главное надо уметь распределять во времени так, чтобы оно не отодвигалось на задний план второстепенным. Главным надо заниматься ежедневно. Определи самые важные научные проблемы, от понимания которых зависит становление в тебе инженера. Ряд этих проблем являются сквозными, они пронизывают многие дисциплины. Главные научные проблемы должны быть у тебя на первом месте в утреннем умственном труде Умей найти по главным научным проблемам фундаментальные книги, научные труды, над которыми работай в течение продолжительного времени.

5. Умей создавать себе внутренние стимулы. Многое в умственном труде не настолько интересно, чтобы выполнять с большим желанием. Часто единственным движущим стимулом является лишь надо. Начинай умственный труд как раз с этого. Умей сосредоточиться на тонкостях теории по этим вопросам, сосредоточиться настолько, что надо постепенно превращать в хочу. Самое интересное всегда оставляй на конец работы.

6. Тебя окружает море книг и журналов. В студенческие годы надо быть очень строгим в выборе книг и журналов для чтения. Пытливому и любознательному хочется прочитать все. Но это неосуществимо. Умей ограничивать круг чтения, исключать из него то, что может нарушить режим труда. Но в то же время надо помнить, что в любую минуту может возникнуть необходимость прочитать новую книгу - то, что не предусмотрено было твоими планами. Для этого необходим резерв времени. Он создается, как я уже пнсал тебе, умственным трудом на лекциях и над конспектами, предотвращением "авральных" дней

7. Умей самому себе сказать: нет. Тебя окружает множество занятий. Есть и научные кружки, и кружки художественной самодеятельности, и спортивные секции, и вечера танцев, и множество клубов, где можно провести время. Умей проявить решительность: во многих из этих видов деятельности заключены соблазны, которые могут принести тебе большой вред. Надо и развлечься, и отдохнуть, но нельзя забывать главного: ты труженик, государство тратит на тебя большие деньги, и на первом месте должны стоять не танцы и отдых, а труд. Для отдыха я советую шахматную игру. чтение художественной литературы. Шахматная игра в абсолютной тишине, при полной сосредоточенности - замечательное средство, тонизирующее нервную систему, дисциплинирующее мысль.

8. Не трать времени на пустяки. Имею в виду пустую болтовню, пустое времяпрепровождение. Бывает так: сядут несколько человек в комнате и начинают, как говорят по-украински, "разводить теревени". Пройдет час, два, ничего не сделано, никакая умная мысль не родилась в этом разговоре, а время потеряно безвозвратно. Умей и разговор с товарищами сделать источником своего духовного обогащения.

9. Учись облегчать свой умственный труд в будущем, Речь идет о том, чтобы уметь создавать резерв времени в будущем. Для этого надо привыкнуть к системе записных книжек. У меня их сейчас около 40. Каждая предназначена для записи ярких, как бы мимолетных мыслей (которые имеют "привычку" приходить в голову раз и больше не возвращаться) по одной из проблем педагогики. Сюда же я записываю самое интересное и яркое из прочитанного по этой же проблеме. Все это нужно в будущем, и все это очень облегчает умственный труд. У тебя, я знаю, есть записные книжки, но нет системы. Создавай четкую систему записей. Облегчай свой умственный труд.

10. Для каждой работы ищи наиболее рациональные приемы умственного труда. Избегай трафарета и шаблона. Не жалей времени на то, чтобы глубоко осмыслить сущность фактов, явлений, закономерностей, с которыми ты имеешь дело. Чем глубже ты вдумался, тем прочнее отложится в памяти. До тех пор, пока не осмыслено, не старайся запомнить - это будет напрасная трата времени. Умей не читать, а только просматривать то, что тебе хорошо известно. Но вместе с тем опасайся поверхностного просматривания того, что еще не осмыслено. Всякая поверхность обернется тем, что ты вынужден будешь к отдельным фактам, закономерностям возвращаться много раз.

11. Умственный труд одного человека не может быть успешным, если все живущие в одной комнате не договорятся о строгом соблюдении отдельных требований. Прежде всего надо договориться, чтобы в строго определенные часы категорически запрещалось говорить, спорить, заниматься делами, нарушающими покой. В часы сосредоточенного умственного труда каждый должен работать совершенно самостоятельно. Если есть возможность работать в читальне, максимально используй эту возможность.

12. Умственный труд требует чередования математического и художественного мышления. Чередуй чтение научной литературы с чтением беллетристики

13. Умей избавиться от дурных привычек. Я имею в виду вот какие: перед началом работы сидеть без дела пятнадцать, двадцать минут; без какой бы то ни было надобности перелистывать книгу, которую заведомо не будешь читать; проснувшись, лежать в постели минут пятнадцать и др.

14. "Завтра" - самый опасный враг трудолюбия, Никогда не откладывай какую-то часть работы, которую надо выполнить сегодня, на завтра. Сделай привычкой то, чтобы часть завтрашней работы была выполнена сегодня. Это будет прекрасным внутренним стимулом, задающим тон всему завтрашнему дню.

15. Не прекращай умственного труда никогда, ни на один день. Летом не расставайся с книгой. Каждый день должен тебя обогащать интеллектуальными ценностями - в этом один из источников времени, необходимого для умственного труда в будущем

Вот пятнадцать заповедей, которых, мне кажется, должен придерживаться каждый студент.
 
Желаю тебе крепкого здоровья, бодрого духа, хорошего настроения.
Твой отец


29. Добрый день, дорогой сын!

Я получил твое мрачное письмо. Меня не удивили мысли, которые ты пережил накануне нового года, Я тоже когда-то переживал это. Итак, для чего человек живет на свете, в чем смысл жизни?
Вопрос о смысле жизни - основной вопрос этики. Я даже рад, что душа твоя испытала тревогу, связанную с этими мыслями. Радость жизни была бы недоступна, если бы сердце человеческое никогда, ни на одну минуту не было захвачено грустью...

Мне пришлось недавно побывать в одном музее - бывшем фашистском лагере смерти возле Варшавы. Среди многих изобретений, придуманных дьявольским сознанием убийц и насильников, мне бросилось в глаза одно, казалось бы, самое примитивное изобретение: большая телега, на которую обреченные на смерть узники грузили тонн десять огромных камней, перевозили их по разбитой дороге километра за два, разгружали, снова нагружали и снова перевозили - и все это беспрерывно, изо дня в день, в течение многих недель и месяцев. За кажущейся простотой этого "изобретения" кроется дьявольски тонкий замысел: обречь человека на самые страшные муки, физические и духовные, - на муки бессмысленного, бесцельного каторжного труда. В человеке капля за каплей убивалось все человеческое - таков был замысел фашистских тиранов - не только ужасно изнуряющим физическим трудом, но и духовными страданиями. Человек испытывает моральные муки, если его заставляют делать бессмысленную работу, не нужную ни для чего и никому. Вспомни античный миф о сизифовом труде, вспомни круги ада у Данте в "Божественной комедии".
Для чего жить, если и добрые и злые дела кончаются смертью? Как раз на этом мучительном для человека вопросе и паразитировала религия, обещая бессмертие в загробном мире. Но уже в древнем мире были люди, которые понимали, что нет и не может быть никакой загробной жизни, никакого личного бессмертия. Древнееврейский мыслитель Эклезиаст утверждал, что, раз все берется из праха и в прах возвращается, смысла жизни вообще нет и "все суета сует и томление духа". Но уже в древнем мире были люди, понимающие, что бессмертие связано со стремлением человека оставить своей жизнью какой-то значительный след для новых поколений.

У каждого советского человека есть цель (или несколько целей) жизни. Один мечтает стать инженером - конструктором новых машин, другому хочется подарить людям такой сорт пшеницы, чтобы она давала два колоса там, где произрастает один. Третий хочет стать учителем, четвертый - врачом, пятый - высококвалифицированным рабочим. Можно ли сказать, что каждая из этих целей является смыслом жизни? Нет, смысл жизни - это, по-моему, нечто более глубокое и всеобъемлющее. И у того, кто поставил своей целью создать космический корабль, который полетит на Марс, и у того, кто счастье своей личной жизни видит в том, чтобы выращивать высокие урожаи пшеницы, смысл жизни, по существу, один и тот же: служить людям, принести добро Человеку, возвысить человеческое стремление к совершенству, творчеству, красоте. Смысл жизни - это не конкретная цель каждого человека, а жизненные принципы, линия жизни. Во имя чего человек работает, преодолевает трудности, радуется достигнутыми успехами - вот в чем выражается смысл жизни.

Я расскажу тебе о двух рабочих, которые живут в маленьком городке над Днепром. Они примерно одного возраста - до 50 лет. Лет по двадцать пять работают на заводе. У каждого из них есть свой домик, возле домика - приусадебный участок, виноградник. Даже количество кустов винограда почти одинаковое - у каждого свыше ста кустов. Оба они - и Семен Лаврентьевич, и Алексей Демидович - до самозабвения влюблены в труд на винограднике. С ранней весны до поздней осени все свободное время проводят они среди своих любимых кустов. Каждый получает килограммов по тридцать с одного куста, а всего тонны по три солнечных гроздьев. Но... по-разному относятся к ним люди. Семена Лаврентьевича любят, хотя и считают чудаком, а Алексея Демидовича ненавидят. Почему это так? А вот почему.

Как только начинает созревать виноград, на приусадебном участке Семена Лаврентьевича с утра до ночи слышен детский смех. У него несколько десятков юных друзей. Семен Лаврентьевич построил на винограднике шалаш, как на баштане, - здесь собираются его друзья. Он раздает им почти все гроздья. Они лакомятся сами, несут бабушкам и дедушкам. А поздней осенью, когда на винограднике разноцветный ковер листьев покрывает землю и ветви становятся оголенными, Семен Лаврентьевич собирает всех своих юных друзей и каждому дает несколько саженцев: посади дома, создай свой виноградник, приноси радость людям. Приходят в эту пору к Семену Лаврентьевичу не "только дети, но и взрослые, особенно отцы его маленьких друзей.

Считая Семена Лаврентьевича чудаком, многие спрашивают у него: "Что же дает вам труд на винограднике? Ведь вы работаете с весны до осени и не получаете ничего, ни копейки. Три тонны винограда - ведь за это можно уже давно построить большой дом".

Семен Лаврентьевич задумчиво улыбается и говорит:

- Получаю я от своего труда очень много. Чувствую себя богачом. Богаче любого живущего на земле человека. А дом у меня есть. Достаточно с меня этого маленького домика.

Семена Лаврентьевича горячо любят дети. Они готовы ему свою душу отдать. В те часы, когда он на работе и они ожидают его в шалаше, никто из них не сорвет ни одной ягоды. Они сами уши нарвут тому, кто попытался бы это сделать. Я твердо убежден, что человечность, сердечность, доброта любого человека измеряются тем, как относятся к нему дети. Тот, кого любят дети, - настоящий человек. Детей никогда не обманешь, ничем не закроешь перед ними своего настоящего лица. Они чувствуют и распознают фальш, ненавидят притворство.
Недалеко от Семена Лаврентьевича живет Алексей Демидович. На производстве его знают как опытного. трудолюбивого рабочего, но никто его не любит. Что-то в нем настораживает, люди говорят, что нет у этого человека души... Как и Семен Лаврентьевич, с ранней весны до поздней осени он на винограднике, Но здесь никогда не слышно детских голосов. Его виноградник окружен высоким забором. На верхушках тесин - колючая проволока. На столбах - кусочки битого стекла. К столбам привязаны два злых пса. Для них Алексей Демидович построил прочные будки. Если кто-нибудь придет купить саженец (у него только покупают), то Алексей Демидович выходит за ворота, показывает свой товар, как он говорит, стремится побыстрее выпроводить покупателя. В пору созревания винограда он день и ночь находится на винограднике. У него такой же шалаш, как и у Семена Лаврентьевича, только никто, кроме хозяина, никогда в этом шалаше не бывает. Весь виноград, до последней ягоды, он продает на рынке. Говорят, накопил уже не одну тысячу.

Вот тебе два человека, два смысла жизни. Учись, думай, как огня избегай плохого и стремись к хорошему. Смысл жизни - в служении людям. Такие, как Алексей Демидович, окружены презрением соотечественников. Они могут чувствовать себя счастливыми, но их счастье - это счастье Плюшкина.

Хочу окончить это письмо старинным девизом врачей: "Светя другим, сгорай". Вдумайся в эти слова, сын. Если бы не многочисленные примеры самопожертвования во имя блага людей, не было бы истории человечества и вся наша жизнь превратилась бы в мрачную темницу. От Муция Сцеволы до Михаила Паникако, до Зои Космодемьянской и Александра Матросова - небосвод человеческой истории усеян вечно горящими звездами служения людям, мечты о прекрасном будущем людей. Пусть сияние этих звезд озаряет тебе путь, сын. Светя другим, сгорай.
 
Желаю тебе крепкого здоровья и бодрого духа.
Обнимаю и целую тебя.
Твой отец


30. Добрый день, дорогой сын!

Ты просишь дать ответ на три вопроса:

1. Каким будет человек при коммунизме? Какую черту я считаю самой важной в человеке будущего?
2 Какой моральный порок я считаю ныне наиболее опасным, наиболее нетерпимым?
3. Какой, на мой взгляд, наиболее серьезный недостаток допускается в воспитании молодого поколения?

Первый вопрос. Человек, который будет при коммунизме, уже живет среди нас. Нельзя представлять себе дело так, что наступит торжественный момент и звон колоколов возвестит о рождении нового человека. Семен Лаврентьевич, о котором я рассказывал тебе, это уже человек будущего. Обыватели называют таких людей чудаками. Я знаю больше тридцати таких людей (кстати, у меня есть мечта - написать книгу о них - "Мир чудаков"). Живет один такой человек у "нас в селе, недалеко от школы, ты, наверное, догадываешься, что речь идет об Иване Прокофьевиче. У него - сад для людей. Он - воспитатель полутора десятков детей, живущих на его улице. Целое лето он возится с ними в саду: дети конструируют радиоприемники, играют, поют песни, учатся играть на скрипке...
Есть такой человек в соседнем селе - это ушедший в- отставку офицер. Он получает солидную пенсию. Можно было бы человеку отдыхать спокойно. Но он трудится с утра до ночи - для людей. Он пропагандист идей коммунизма. Ежедневно он отправляется в поле, на бригады и фермы, к животноводам и хлеборобам. Рассказывает им о том, что делается в мире. Читает художественную литературу. Работает с людьми непосредственно на производстве - два-три дня, потом идет в другую бригаду или на другую ферму.

Человек при коммунизме будет, по-моему, прежде всего добрым. Чувствование человека, духовная потребность в другом человеке - вот, на мой взгляд, самая главная черта человека будущего. Глубоко личная заинтересованность в том, чтобы каждый человек, каждый соотечественник был духовно богатым, морально красивым, умным, трудолюбивым, Умение ценить, уважать, любить самое бесцепное в нашей жизни - человека. Все это я называю добротой, человечностью.

По-настоящему добрый, человечный человек умеет глубоко ненавидеть - ненавидеть зло, ненавидеть наших врагов - поджигателей войны, растлителей душ молодого поколения. Ненависти же нам нужно учить так же, как и доброте.

У В. Кожевникова в романе "Знакомьтесь, Балуев!" есть замечательные слова: "Мне кажется, если человек умеет работать для собственного удовольствия, испытывая самозабвенное наслаждение от своего труда, то можно считать, что он уже стоит одной ногой в коммунизме". Влюбленность в труд, самовыражение человека в труде - это коммунистические идеалы в живой реальности нашей повседневной жизни Коммунизм в человеческой душе мы утвердим тогда, когда не будет в нашей стране ни одного человека, равнодушного к труду, считающего труд лишь средством добывания хлеба насущного. "Если есть на свете божество, - это труд и чудеса его" (И. Сельвинский). В эти слова я вкладываю смысл между строчек: в труде перед человеком открывается безграничное поле самовоспитания, самопознания, самосовершенствования. Благодаря неисчерпаемости труда человек сам будет неисчерпаемым, и совершенствованию его не будет предела.

Второй вопрос. Наиболее опасным, наиболее нетерпимым пороком я считаю бесчеловечность, равнодушие к человеку, жестокость. Этого "добра" еще сколько хочешь хватает у нас в обществе. Расскажу об одном происшествии, свидетелем которого мне недавно пришлось быть. В одном большом надднепрянском селе умерла 92-летняя .женщина - мать четырех сыновей, бабушка одиннадцати внуков, прабабушка двадцати двух правнуков. Трудной была её жизнь. В шести могилах - и в Восточной Пруссии, и в мазурских болотах, и в Карпатах, и под Берлином - её кровь, на шести солдатских памятниках - её фамилия, в каждой букве - её бессонные ночи, радости и надежды.

Самый младший, 50-летний сын пошел со своим горем и заботами к людям: помогите проводить мать в последний путь. На лесоскладе не нашлось готовых досок для гроба, но нашлись добрые люди: сняли шапки, постояли минуту в молчанли, распилили большой сосновый ствол. Бери, сын, строй последний дом матери. Доски надо перевезти. Нет машины, все на работе. Нашелся и здесь добрый человек. Остановил сын первую встречную машину, поделился горем. Водитель отложил на полчаса свою поездку, нагрузили доски, выехали со двора лесосклада. И здесь произошло странное и дикое. Начальник автоколонны, увидев свою автомашину с досками, увидев водителя, помогавшего за воротами привязывать доски веревкой, закричал: Это что такое? Почему ты не едешь по своему делу?

Водитель и сын умершей сказали начальнику: не кричите, опомнитесь - умер человек. Не опомнился, не извинился. Еще больше рассвирепел, затопал ногами, замахал кулаком перед глазами побледневшего водителя, полез на кузов автомашины, сбросил доски... Поехал водитель, а сын стоял возле досок и плакал. За слезами не заметил, как подъехал к нему на подводе незнакомый человек - возвращался с маслозавода, услышал ругань, остановился, понял все... Сложил доски на воз, прикоснулся к плечу убитого горем и оскорбленного сына, тихо спросил: "Куда везти?"
Bот это и есть самый страшный, самый нетерпимый моральный порок. Снова и снова спрашиваешь себя: на какой почве вырастают у нас те, кого трудно назвать людьми? Где причины, рождающие бессердечность? Социальных условий, рождающих жестокое ь, человеконенавистничество, у нас нет. Значит, есть какие-то другие причины. Это один из самых острых ц больных вопросов, которые жизнь ставит перед нами в период развернутого строительства коммунизма. До тех пор, пока в нашем обществе будут такие люди, как этот начальник автоколонны, о коммунизме можно только мечтать, но построить его мы не построим. Перевоспитывать таких людей очень трудно. Это зло надо предотвращать - правильным воспитанием в годы детства и отрочества.
Я с малых лет знаю этого начальника автоколонны. Был Иванко таким же мальчишкой, как и тысячи других. ходил в школу, любил после летнего дождя побродить босиком в лужах, лазил через забор в сад к соседям - украдкой сорванное яблоко казалось вкуснее яблок в своем саду.

Но было и другое. Были вещи, о которых соседи говорили с возмущением. Вместе с родителями Иванка жила бабушка - мать отца. Невзлюбила её почему-то невестка. Поселилась старушка в чуланчике, сама себе варила пищу. Часто слышал мальчик от матери. бабушка злая. нехорошая. . Как-то на праздник приготовила мать холодное. "Отнеси, сынок, и бабушке, - сказала она мальчику, - вон ту маленькую мисочку, в которую мы косточки обчищали...". Посылает мать за хворостом для печи: "Набери, Иванко, сухого хвороста, а мокрый бабушке пусть останется, она не любит, чтобы в хате было жарко". Так понял ребенок, что бабушку считают человеком каким-то отверженным...

Летом бабушка просит Иванка: пойди, внучек, на луг, сорви мне щавеля на борщ... Не хочется мальчику идти на луг, бежит он в огород, рвет свекловичную ботву, приносит бабушке. Она плохо видит, крошит ботву, варит борщ. А Иванко рассказывает товарищам, как он бабушку обманул. Слушают хлопцы рассказ Иванка и удивляются: что сказали бы им отцы и матери, если бы сделали они вот такое. Рассказывают об этом дома, идет по селу слух о злой невестке и недобром внуке...

Прошли годы. Вырос Иванко, пошел в армию. Такова уж, наверно, судьба: целым и невредимым прошел через все военное лихолетье. Но не возвратился в родительский дом. Недалеко-от села начала строиться большая электростанция. Устроился Иванко в какой-то конторе - все время ездил, возил строительные материалы. Быстро пошел вверх - стал диспетчером, потом начальником автоколонны. Понравился кое-кому; с полуслова угадывает желания начальства, все из-под земли достанет.

Умер отец, умерла бабушка, осталась старая мать. Поселил её сын в маленьком чуланчике в своем большом каменном доме, поставил печку: готовь, мать, себе пищу, живи себе тихонько; не мешай.
Наверное, в эти минуты вспоминает мать о своих наказах Иванку, когда она посылала бабушке холодное... Может быть, вспоминает и о той народной мудрости, которая учит: о душе человеческой заботься тогда, когда ребенок лежит не вдоль, а поперек кроватки.

Таких людей, как начальник автоколонны, народ считает уродами. Не за ними будущее. Будущее за теми, кто уже сейчас поднялся на высшую ступеньку коммунистической человечности. Живет в далеком Узбекистане колхозный кузнец Шамахмуд Шаахметов. Он и его жена в трудные годы войны усыновили и воспитали, вывели в люди шестнадцать сирот. Живет у нас на Украине Герой Социалистического Труда Надежда Заглада. В трудное, голодное время она усыновила и воспитала двадцать двух сирот. Вот подлинный героизм, подлинная человечность.

Третий вопрос. Наиболее серьезный недостаток в воспитании молодежи - это, по моему убеждению, забвение того, что сегодняшний ребенок завтра станет взрослым человеком. У многих родителей, да и у педагогов, такой подход к детям, как будто они вечно останутся детьми. Потом хватаются за голову: не заметили, как ребенок стал подростком, подросток - юношей, а юноша ошеломляет отца и мать своим неожиданным намерением жениться... Видеть в маленьком ребенке завтрашнего взрослого человека - вот в этом, мне кажется, и заключается жизненная мудрость отца, матери, педагога - всех, кто воспитывает детей. Другими словами - надо уметь любить детей. "Дети святы и чисты, - писал А. П. Чехов. - Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу приличную их чину... Нельзя делать их игрушкой своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами. Лучше не любить, чем любить деспотической любовью"21.

Деспотическая любовь - это та страшная сила, которая калечит ребенка. Деспотизм родительской любви .заключается в том, что "порции любви" отпускаются. по настроению: если у отца хорошее настроение - в семье царит всепрощение, ребенку все можно, все разрешается, .вплоть до того, что маленький отпрыск бьет .кулачком бабушку или показывает ей кукиш. Если же настроение плохое - отец издевается над ребенком. А в школах самый главный недостаток воспитательной работы - это, мне кажется, слабость или полное отсутствие гражданского элемента, гражданской струи воспитания. На первом месте должно стоять воспитание гражданина - об этом надо много говорить, много писать.

Желаю тебе крепкого здоровья и бодрого духа.
Обнимаю и целую тебя.
Твой отец


Примечания

01 Гоголь Н. В, Собр. соч., т. 5. М., 1953, с. 133.
02 Горький. Собр. сочинений
03 Слова Андрея Находки из романа М. Горького "Мать".
03 Отрывок взят из книги X. Рузбеха "Сердце, врученное бурям".
04 Маркс К. Коммунизм и аугсбургская "Allgemeine Zeitung", - Маркс К-, Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 118.
05 Таланов А, В. К. С. Станиславский. М., 1965. с. 172.
06 Известия, 20 июля 1964 г.
07 Бэкон Ф. Новая Атлантида. Опыты. М., 1954,
08 Энгельс Ф, Анти-Дюринг. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч... т. 20, с. 116.
09 См.: Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. - Полн. собр. соч., т. 12, с. 104.
10 Строки кз стихотворения Л. Мартынова "Свобода".
11Гёте И. Статьи и мысли об искусстве. М., 1936. с. 17.
12 См.: Воспоминания о В. И. Ленине. М., 1970, т. 5, с. 45.
13 См.: Воспоминания о В. И. Ленине. М., 1970, т. 5, с. 46.
14 Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 587.
15 Белинский В. Г. Статьи о Пушкине. - Поли. собр. соч., т. VII, с. 322.
16 Толстой Л. Н. Круг чтения - Полн. собр. соч. М., 1957, т. 41, с. 43 - 44.
17 Роллан Р. Собр. соч. М., 1956, т. 13, с. 126.
18 Горький М. Собр. соч. М., 1949, т. 2. с. 428.
19 Ленин В. И. Заметки публициста. - Полн. собр. соч., т. 16, с. 65.
20 Белинский В. Г. Речь о критике. - Полн. собр. соч., т. VI, с. 276.
21 Чехов А. П. Собр. соч. М., 1963, т. 11, с. 314.

Оглавление

Чтиво

 
www.pseudology.org