2000
Владимир Михайлович Разин
В лабиринтах детектива
Часть 3. Советский детектив
Глава 6. Весь мир под одной обложкой. Международная тема в отечественном детективе и боевике

Каково общество - такова и его литература. Который раз мы повторяем это нехитрое. В этом смысле политический роман, международный триллер, а также книги о шпионах и разведчиках особенно показательны. Последнее десятилетие многое изменило в развитии того вида литературы, которое мы именуем детективом. Мы уже писали о сворачивании (а потом - разворачивании) милицейского романа, появлении книг, повествующих о работе частных сыщиков, появлении такого экзотического вида литературы, как женский детектив. Писали мы и о том, что наша современная действительность привела к постепенному вымыванию детектива в его классическом понимании. На смену инспектору, шаг за шагом ведущему кропотливое расследование преступления, пришел мощный суперрэмбо, решающий все проблемы при помощи смертоносного удара кулаком.

Изменился, и существенно, и международный политический роман. На смену “политическим хроникам” Ю.Семенова, где события разворачивались по законам логического мышления в точном соответствии с правилами жанра, пришли те же боевики, где действие не всегда согласуется с логикой и даже - с целесообразностью...

Падение железного занавеса, резкое увеличение международного обмена, вступление России в Интерпол, наконец, мощный выход российских преступных группировок на международную арену - все это не может не замечать современная литература. Напротив, достаточно спокойное отношение к деятельности зарубежных разведок тоже не могло не отразиться на состоянии некогда многочисленного и процветающего шпионского романа. И ещё. Состояние общества сейчас таково, что считать себя патриотом и публично заявлять об этом, считается признаком дурного тома. Забегая вперед, приведем свидетельство неплохо владеющего ситуацией автора многочисленных “шпионских романов” Чингиза Абдуллаева: “В современных криминальных и шпионских романах можно достаточно часто прочитать о мужестве отважных разведчиков, смело проникающих на закрытые базы и добывающих необходимые документы. Все это на сто процентов обычная ложь. Практически во всех случаях агенты-нелегалы действуют через своих зарубежных людей, добиваясь нужного результата либо шантажом, либо деньгами... Эпоха героев давно закончилась - наступила эпоха проходимцев и подлецов...”

Жутковатое признание, но оно реально. Видимо, бездуховность нашего современного общества и приводит к тому, что имеют спрос книги таких людей, как... Впрочем, это особый разговор.
Попробуем классифицировать современный международный роман, исходя из его содержательной части.

Исходя из того, что сказано выше, мы бы выделили в этом подвиде литературы, состоящей в основном из триллеров, следующие разновидности:

1. Наше время породило такой хитроумный гибрид, как смешанный роман, где часть действия происходит в России, а часть - за рубежом. Пожалуй, он самый многочисленный;
2. Романы, в которых рассказывается о деятельности российских диаспор за рубежом.
3. Романы наших авторов о “их” жизни “там”.
4. И, наконец, шпионский роман, повествующий о противоборстве разведок.

Как уже отмечалось, открытость нашего общества, возможность зачастую быстрее попасть за рубеж привели к тому, что авторы, иной раз сами подолгу (а то и постоянно) живущие за пределами отечества постоянно вводят в свои повествования эпизоды, связанные с работой за рубежом. Лев Гуров, герой Николая Леонова, лихо раскручивает убийство соотечественника в Германии. Новый роман Георгия Вайнера “Умножающий печаль”, основное действие которого протекает на родных столичных просторах, все же начинается с главы “Экстрадиция”, в которой французские власти выдают России российского же преступника Смаглия. Кстати, и следующий роман Г.Вайнера “Райский сад дьявола” снова начинается с зарубежных сценок - со встречи отечественных уголовников в американском аэропорту Дж.Ф.Кеннеди.

Иной раз наши соотечественники вынуждены “на минутку” слетать куда-нибудь за границу
 
Постоянная героиня Льва Дворецкого “гроза мафии Ия”, которой поручено вместе с друзьями “выполнить одну общую российско-американскую задачу: вести борьбу с русской мафией, пустившей корни не только в России, но и в США”, успешно выполняет эту задачу. Так же, как и герой Виктора Доценко Савелий Говорков по прозвищу Бешеный, который успешно срывает грандиозную сделку международных наркодельцов по доставке нескольких тонн наркотиков в Европу (“Любовь Бешеного”). Герои романа Владимира Марфина “Смертельный бросок” действуют в другой точке земного шара, в Таджикистане, где также хватает наркодельцов. А на Кубе работает Михаил, “российский агент высочайшей квалификации” - ему поручено вывезти затопленный у берегов острова Свободы транспорт с ракетами “Земля-Воздух”. А так, как отношения между нашими странами давно уже не дружественные, Михайло приходится вступить в борьбу со спецслужбами, из которых, само собой, агент выходит победителем...

Наконец, типичный русский Рэмбо, герой трилогии “Русский транзит” В.Барковского и А.Измайлова Александр Бояров, против которого объединились все: и преступники, и милиция, и госбезопасность, работает в самом эпицентре преступности, где скрестились интересы и КГБ, и ФБР, и колумбийской мафии, раскрывает преступные планы и в разгар августовского путча доставляет на Родину груз русского золота...

Тяга к зарубежному у отечественного писателя поистине непреодолима. Даже если выехать за рубеж никак не удается - можно придумать зарубежный сюжет на Родине. Так ещё один российский Рэмбо - герой А.Бушкова капитан Кирилл Мазур с очаровательным агентом ФБР Джен ищет в сибирской тайге компромат на будущего вице-президента США (“След пираньи”). ...Несть числа подобным произведениям. Схема написания их достаточно проста. Некий российский спецназовец, хорошо подготовленный и прошедший Афган, реже (пока) Чечню, то ли по указанию начальства, то ли по собственной инициативе борется с преступниками (чаще - с наркомафией), корни которой ведут за пределы отечества.
 
Если надо, он перемещается в США, Германию, Израиль или ещё куда либо, и совместно с ФБР или другими спецслужбами, одерживает блестящую Победу. По ходу приключений встречаются “платиновые блондинки”, возникает внезапная любовь (постоянная или временная - неизвестно). Все заканчивается счастливым уик-эндом. Все довольны - читатели, писатели и, конечно, издатели... Однако, все это весьма далеко от настоящего детектива. Правда, и авторы сами этого не отрицают: “...Это - триллер. Потому что вся повседневная жизнь в стране, до недавнего времени именуемой СССР, это триллер”, - пишут в послесловии к “Русскому транзиту” В.Барковский и А.Измайлов. И с этим, пожалуй, можно согласиться.

Книжная полка с триллерами подобного типа достаточно велика. Повести и романы, где, словно на борцовском ковре, герои и антигерои тесно переплелись в схватке и перекатываются из одной страны в другую, имеет своего читателя и, естественно, - успех в издательских кругах. Для полноты картины назовем ещё повествование Л.Волкова “Атлантическая премьера”, в которой десятник советской группы войск в Германии Николай Коротков в силу чрезвычайных обстоятельств, оказавшись “на той стороне”, вступает в многочисленные схватки с противником. Кто только не попадается ему на пути (и пираты, и каннибалы, и биороботы, и зомби...) Из всех чрезвычайных ситуаций Коротков выходит победителем.

Интересно понаблюдать за эволюцией позиции авторов и героев произведений подобного типа. В начале десятилетия кровожадная американская разведка не на жизнь, а на смерть схлестнулась с доблестными чекистами. Американские спецслужбы рыскают по всему миру в поисках идей и средств по развалу СССР. В “игре против всех” А.Молчанова опытнейший агент американской разведки охотится за людьми, взявшими на себя смелость противостоять планам операции по развалу страны. В романе “Синдикат” А.Караева тема находит продолжение. Правда, враг здесь не США конкретно, а некий международный синдикат, основанный на грязных деньгах, интригам которого противостоят спецслужбы России.

Выше мы уже писали о том, что международная тема - своеобразный антураж для того, чтобы интереснее раскрыть тему внутреннюю. Однако существуют книги, в которых и Россия, и “та сторона” имеют равноценное и вполне самостоятельное значение. Прежде всего, это романы одного из наиболее интересных авторов российского детектива, а ныне - жителя Израиля Л.Словина. Его последние книги “война крыш”, “Отстрел”, “Победителям не светит ничего” переносят читателя из криминальной России в не менее криминальный Израиль. Причём и российская и израильская темы связаны сюжетом, но вполне могут существовать и самостоятельно. В “войне крыш” расследуются два убийства, произошедших почти одновременно. В центре Москвы убита молодая женщина, в центре Иерусалима - профессиональный нищий. Опытный профессионал-автор подробно и методично показывает, как русская милиция и израильская полиция расследует эти убийства. Причём, вольно или невольно, но сравнение оборачивается не в пользу России. Думается, наш розыск не стал бы расходовать столько сил и средств на какого-то нищего, как это делают израильтяне.
 
В конце концов, оба убийства находят общую основу: убитая женщина - дочь израильского нищего. А за фактом убийства автор показывает нам то, чего так недостает многим писателям - явление - главари мафии начали передел сфер влияния. В “Отстреле” - снова за фактом скрывается явление: финансовые воротилы решили помериться силами со столичной мафией. “Перетягивание каната” идет под автоматные очереди и сопровождается трупами. Органы правопорядка наблюдают бой “со стороны”. И лишь детектив охранно-сыскного агентства по прозвищу Рэмбо (опять!) ищет кукловода этого действа... Видимо, тем и отличается большой мастер, что в его произведениях не только рефлекторно мельтешат кулаками основные герои, но и находят объяснение те глубинные явления, которые стоят за этими поверхностными стычками. Уместно заметить, что и последний роман Георгия Вайнера “Умножающий печаль” полон пророческих предсказаний, касающихся роли олигархов в управлении страной.
Следующая группа книг, рассказывающая о проделках отечественной оргпреступности за пределами отечества, тесно связана с предыдущей. В самом деле, в романах Л.Словина тоже рассказывается, как обустраивается мафия за рубежом. Но там действие перемещается из родной страны и обратно.
 
А цикл романов Г.Миронова, в которых действуют весьма могущественные Командир и Координатор, поражает своим криминальным размахом. В “Русских бригадах” Командир занимается чисткой в рядах своих соратников во Франции. Ведет он себя, словно в родной стране. Вот как Командир подводит итоги своего пребывания во Франции: “Пять миллиардов от империи Луиджи Бергамо. Пошли “налоги” со всей Франции, это ещё в год три миллиарда “накапает”. Замок с островом. Коллекция - одна из лучших в Европе - это моему будущему сыну..” А в “криминальной коллекции” Командир занимается сбором художественных ценностей. Делается это легко и непринужденно: “...Из машины перезвонил своему представителю на Балканах, - тот занимался странами бывшей Югославии, Греции, Болгарией, Румынией, Венгрией и Австрией... Хорошо знал ситуацию, владел несколькими языками, имел разветвленную сеть осведомителей и ликвидаторов, рэкетиров и похитителей...” В итоге - подлинные шедевры изымались, а на рынок выбрасывалось огромное количество подделок... Все это очень похоже на фантастику. Но читателю нет-нет, а приходит в голову мысль: “А в самом деле - в каком мире мы живем...”

Отметим, что в большинстве романов, связанных с международной тематикой, российская организованная преступность достаточно легко подавляет местную и без особых проблем обводит вокруг пальца, а то и просто покупает полицию... Надо сказать, что их авторы неплохо знают дело... Как сказал один из правильных героев одного из романов, “...За рубежом у меня хорошие контакты с правоохранительными органами, Интерполом...” Пару раз выдадут сбежавших бандитов, разок-другой счет в зарубежном банке заморозят, одного другого должника отстреляют в Дели, Лондоне, Париже и станут, станут сговорчивее кто наших противников на выборах поддерживает...”

В контексте этого высказывания многое становится ясным в раскладе нашей политической жизни... Чтобы все было понятнее, ещё одна цитата: “Они не потеряли власти, а обменяли власть... Они поменяли призрачное величие кабинетов на несомненное извечное могущество денег...” Так известный писатель-международник В.Черняк предваряет свой роман “Золото красных”. Книга - типичный пинок вдогонку, когда топчут дохлого осла, который уже не может лягаться, однако тема выбрана весьма актуальная. О золоте партии, золоте красных уже написано немало и будут писать ещё долгие годы с разной долей фантазии. У Черняка золото ищут в Швейцарии. А Александр Бояров, герой В.Барковского и А.Измайловой (“Русский транзит”) уже приволок золотой запас из США обратно домой...

Тема бандитской жизни российской мафии в зарубежном раю, на наш взгляд, очень перспективная и ещё долго будет пользоваться читательским спросом. Следовательно, можно ожидать и дальнейшего развития этой темы в новых художественных произведениях. И, наоборот, очередная полка с романами, полностью посвященными описанию нашими авторами “их преступной жизни”, вряд ли будет уж сильно востребована читателями: издательства уже успели выпустить целые горы художественных произведений, в которых “они сами рассказывают о себе”. Свидетельство очевидца, живущего в данной среде, наверное, все же убедительнее?

Правда, наши писатели, когда их упрекают, что пишут они о том, что не очень хорошо знают, научились ссылаться на классика детектива Дж.Чейза, который всю жизнь прожив в Европе, создал десятки романов о преступной жизни в США и всего лишь дважды (по собственному признанию) не сумел избежать ошибок. Аргумент, конечно, убийственный, но не очень доказательный. Тем не менее, на нашей книжной полке много книг, написанных нами об “их” жизни.

Мы не имеем в виду боевики, в которых действуют российские мафиози и их преследователи: об этом шел разговор выше, не имеем мы в виду те шпионско-разведочные триллеры, где в силу обстоятельств “их” шпионы и “наши” разведчики вынуждены перемещаться их одной страны в другую.
 
Об этом разговор ниже

А сейчас речь идет о детективах и триллерах в большей степени посвященных жизни за рубежом бандитов и разведчиков и где больше идет речь о Западе, нежели о России. Одно из первых произведений подобного плана - роман В.Корнеева “Убийство в отеле “Континенталь”. Видимо, поэтому он и был удостоен довольно ядовитой рецензии известного литературного критика Р.Арбитмана в газете “Сегодня” (15 марта 1994 г.) Наблюдательный рецензент датирует написание романа не позднее 1991 года: уже действуют в романе положительные агенты ЦРУ и КГБ, уже разоблачаются руководители высоких рангов (аферы с оружием, наркотиками, золотом), но не звучат громкие имена нынешних политических деятелей, что в более поздних произведениях на данную тему (см. Незнанского и Тополя) хоть отбавляй. На общем фоне всяческих событий и рассуждений автора отходит в тень и само убийство и есть подозрение, что появилась она ради броского заголовка (кому не хочется прочитать книгу об убийстве?).

Зато в романе достаточно различных деклараций на любые темы (о профессионализме мозга, о безрадостном прошлом с двойным дном, о том, сбудутся ли надежды на молодежь и т.д.)
В отличие от “Убийства..” в романах В.Таганцева “Клинок для Цезаря”, “Париж, до востребования...” “русского следа” нет. Речь идет о Франции 70-х, где разворачиваются действия особой бригады парижской полиции, комиссар которой Пьер Воллан вместе с сотрудниками ведет расследование жестоких преступлений. К чести автора, он хорошо (на наш взгляд) разбирается в деталях и специфике работы зарубежных полицейских. К сожалению, и здесь время определило дидактическое направление романов. Автор не может не размышлять, как сказано в аннотации, “о возможным путях развития современного буржуазного общества”. В “Клинке для Цезаря” идет рассказ о расследовании убийства крупного ученого-египтолога и похищении одного из достояний Франции - “Гимна Солнцу” фараона Эхнатона. Как нам показалось, автору изменило чувство меры и он чересчур ударился в технологии. По крайней мере, три главы книги, названные по дням расследования (“День первый”...) имеют ещё подзаголовки: “Состав преступления”, “Заблуждение”, “Разоблачение”.

Ростовское издательство “Феникс” охотно издает “Зарубежный детектив” некоего Р.Смейза, представленного как “известного автора детективов”. Р.Смейз, скорее всего, псевдоним с претензией на зарубежную принадлежность, хотя с какого языка переведены романы, в выходных данных, конечно, не обозначено. Скорее всего, с русского. Судя по содержанию, здесь наблюдается попытка стилизоваться под одного из крутых западных детективистов, Чейза, к примеру. В “Человеке, которого не было” герой берется расследовать загадочное убийство родного брата-журналиста. На этом пути ему приходится пройти через множество препятствий - обманов, измен, убийств...

“Помоги!... Я не убивала его!.. - с надрывом звучал в трубке телефона давно знакомый мне голос” - так начинается очередной роман Р.Смейза “Ставка на дурака”. Чем не Чейз? Только, как говорится, здесь трубы ниже и дым пожиже. Как и у всех русских, пытающихся стилизоваться под Запад, в книгах Р.Смейза слишком много всего: мелькают имена американизированных героев - все эти “старики Джорджи”, “Пренды Уинтерс”, “Диланы Кларки” суетятся, выглядывают из всех щелей. Читатель не в всегда даже в состоянии понять даже их функции в книге... Добавим к этому всевозможные бытовые детали: “...Все они носили поношенные джинсы, яркие майки с короткими рукавами и поверх них кожаные безрукавки с множеством металлических заклепок...” и т.д. и т.п.
 
Западному автору вряд ли захочется насытить свою книгу живописным описанием “давно немытых волос”, для него важно действие, динамика, оригинальный ход. Отечественного же, пишущего “про них”, почему-то привлекают бытовые детали. Для достоверности, видимо. Ну, а как быть по другому, если А.Серба, автор “произведений, проникнутых глубоким патриотизмом” и последовательно освещающим историко-приключенческую, военно-патриотическую тему, захотелось ещё осветить и детективную.
 
Вот и появляется роман-загадка “Кольт 11-го года”, в котором действуют лейтенант Стерлинг, старец Флинт, капитан Коллинз и другие полицейские, быстро и эффективно разоблачающие серийного убийцу из своих же рядов - сержанта Фишера, участника вьетнамской войны. Автора-патриота волнует прежде всего падение престижа армии США, связанное с делом Фишера. Видимо, поэтому он устами начальника отдела пригвождает к позорному столбу адвоката Голдкремера, вознамерившегося строить защиту своего подопечного на недостатках армейского воспитателя: “...обвиняя армию в том, что Фишер стал бандитом и убийцей, вы забываете, что он пришел к нам не из родильного дома, а воспитывался до этого семьей и школой, церковью и улицей, испытав на себе воздействие всех наших общественных институтов и политической системы в целом. Мы все сидим в одной лодке. Думая, что бросаете камень только в нас, военных, вы ошибаетесь - вы бросаете его заодно в себя и ваших друзей...”

Скорее всего, только из-за этих слов и написан “роман-загадка”
 
Устами американского полковника автор сказал то, что, видимо, в конце 80-х, когда была написана книга, или не мог, или не хотел вложить в уста российского полковника (майора, капитана). Можно заметить, что на современной почве литературы выросло немало произведений, который в какой-то мере политически ангажированы, что, впрочем, на наш взгляд не является каким-либо преступлением.
Впрочем, мы уже имели возможности высказаться на эту тему. В ряду книг, повествующих об “их” жизни нельзя не упомянуть повести П.Кузьменко “Прошу вас умереть” и “Вилла Толедо”, где полицейские воюют с японскими гангстерами и с бандитами, похищающими детей.

И, наконец, перейдем к ещё одной книжной полке - литературе, повествующей о подвигах разведчиках и провалах шпионов. Читатель, надеемся, уже обратил внимание, что, рассказывая о деяниях секретных агентов в более ранний период - в советское время - мы выделяли шпионско-разведочную литературу в специальные главы: она была многочисленной и имела иной раз определяющее значение для характеристики состояния не только приключенческой, а вообще - всей советской литературы. Книги о разведчиках и контрразведчиках были важной составляющей нашей жизни. В иных произведениях писатели поднимались до глубокого обобщения нашей жизни, создавали целую галерею ярких образов и характеров. Достаточно вспомнить “Тревожный месяц вересень” В.Смирнова, “В августе сорок четвертого” В.Богомолова, другие произведения.

Конец 90-х годов, начало 2000-го в корне поменяли подход и восприятие книг на тему разведочной деятельности. Практически это другая литература, что можно объяснить следующими факторами:
1. Если книги по данной тематике в 30-е - 40-е годы учили граждан подозрительности и мнительности: время было такое - страна лихорадочно боролась со шпионами и человеку достаточно было побывать с деловым визитом за рубежом, как его тут же могли причислить к “агентам немецкой, английской, японской и всех других возможных разведок”, - в 50-е и более поздние годы подобная литература дышала патриотизмом и гражданской бдительностью в благородном понимании этих слов, то сегодняшняя литература “про шпионов” начисто лишена этих черт.

2. Разведчик (наш), шпион (их) делают свое дело обыденно, буднично, не проявляя особых геройств и отваги. Как отмечает уже цитировавшийся нами Ч.Абдуллаев, “Цивилизованные формы разведки, принятые ныне во всем мире - это возможность просто подкупить нужного человека”. Не Правда ли, эта фраза точно характеризует современное состояние работы “бойцов невидимого фронта”?
3. Исходя из вышеуказанного обобщения, отечественная литература на данную тему лишена дидактичности, оттенков романтизма, в значительной мере того флера таинственности, который ранее придавал книгам о работе разведчиков какое-то очарование.

4. Изменился и предмет описания, сюжет содержательной части произведений. В двадцатые годы это - противостояние советской и империалистических разведок, в сороковые-пятидесятые это - борьба фашистских и советских разведок, позднее - противостояние советских и американских спецслужб, то сегодня эти службы и примкнувшие к ним некоторые другие сообща выявляют темные планы террористов, наркобаронов, международных торговцев оружием, иной раз отвлекаясь на козни друг против друга. Один из наиболее опытных авторов, занимающихся западной тематикой - Ч. Абдуллаев. Его многочисленные романы и повести - в числе лидеров по совокупному тиражу. Уже более десяти лет боевики Ч.Абдуллаева несколько раз в год регулярно появляются на лотках и прилавках.
 
В его произведениях международным террористам, наркобаронам и кровавым преступникам всемирного масштаба противостоит постоянный герой - аналитик Дронго, герой многочисленных романов. Сюжеты Ч.Абдуллаева планетарны и всеобъемлющи. В ранних романах “Голубые ангелы” и “Почти невероятное убийство” рассказывается о деятельности спецотряда экспертов ООН, сотрудников Интерпола. Здесь - и борьба с распространением наркотиков и расследование загадочного происшествия в одном из комитетов ООН, приведшее к установлению связи “Коза Ностра” с чиновниками администрации ООН.

В более поздних книгах - “Пройти чистилище”, “Тень ирода”, “Обретение ада” Абдуллаев вновь касается самых жгучих тем - деятельности советских спецслужб после развала СССР. В “Обретении ада” вернувшийся домой советский разведчик после долгих лет успешной работы за рубежом, обнаруживает, что он никому не нужен. Более того, в республике, ставшей после развала страны независимой, его считают предателем и врагом... В одном из последних романов “Гран-при для убийцы” Ч.Абдуллаев вновь проявляет острое чувство современности - речь идет о международном исламском движении, опасности, исходящей от исламского экстремизма. На наш взгляд, сегодня это - одна из актуальнейших тем в реальном мире, особенно после событий на Северном Кавказе, в Афганистане и в других точках земного шара.

Говоря о достоинствах произведений этого автора, позволим себе цитату из “Книжного обозрения”: “Аналитик Дронго по-прежнему хорош - вот только почему-то новые произведения детективщика-международника Абдуллаева раз от раза все скучней. Дронго, хоть и обладает всеми мыслимыми достоинствами, какие автор сумеет перечислить на письме, как-то необаятелен. Он напоминает не живого человека, а плоскую мишень в тире, которой неизменно удается целой пробежать под выстрелами и завалиться в механическую щель. Из такого рода “масштабных” триллеров как-то уходит частная человеческая жизнь, бывшая в советском детективе...”

Отечественный читатель уже имел дело с книгами подобного типа. Достаточно вспомнить триллеры 30-х годов “Заговорщики” и “Поджигатели” Н.Шпанова. Там тоже за масштабным описанием грандиозных событий отступает на второй, даже - на третий план частная жизнь, детали личного плана. Вообще-то, в книгах, в которых повествуется о том, как рождаются тайны, принимаются серьезные решения, от которых зависят судьбы мира, раскрываются механизмы приведения этих решений в жизнь, есть что-то притягательное и волнующее. Но... когда книга за книгой повествует все о том же, и действуют в них “не живые люди, а раскрашенные марионетки”, как писалось когда-то в рецензии 40-х годов, - становится грустно. Впрочем, и у книг такого плана есть свой читатель.

Сам Ч.Абдуллаев - личность малоизвестная. Судя по месту издания его первых романов, он из Баку. Судя по постраничным ссылкам и комментариям, он имеет (или имел) прямое отношение ко внешней разведке... Как бы то ни было, Ч.Абдуллаев, как и Д.Корецкий и А.Маринина долгое время входил в тройку лидеров отечественного книгоиздания.

Другой широко известный автор шпионских триллеров - П.Обухов - в своих книгах не столь масштабен, хотя сюжеты его романов тоже достаточно остры. В “Несостоявшемся шантаже” русский детектив Олег Смирнов решает сложную задачу, которую именно ему поручает ЦРУ и находит ядерные боеголовки, украденные в Израиле террористами. В “Охоте на канцлера” этот же герой - Олег Смирнов - вновь успешно противостоит, на этот раз - польским террористам, которым мешает канцлер Германии. “В объятьях паука” международная мафия оплела своими щупальцами весь мир, накрыла паутиной Москву, Женеву, подбирается к Сибири... Что станет с миром, если не славные российские разведчики?! П.Обухов хорошо знает предмет разговора и в его книгах напрасно искать серьезные ошибки. Сын известного дипломата, сам - дипломат, к тому же - разведчик. Пикантность добавляет то обстоятельство, что, как сообщалось в печати, Платон Обухов сам обвиняется в шпионаже в пользу зарубежной разведки.

Завершая “шпионскую” тему, хотим ещё раз повторить, что современный боевик на эту тему лишен романтизма и почти начисто лишен признаков патриотизма: изображается обычная работа, трудная, может быть, со смертельным риском для жизни, но работа, в которой выигрывает наиболее удачливый, сильный - в зависимости от позиции автора. В жизни все происходит несколько по иному. Как сообщают спецслужбы США, российская внешняя разведка - наиболее реальный и активно работающий противник. Так что жизнь продолжается... И стоит ждать новые произведения на такую вечную и всегда интересную тему, как внешняя разведка.

Глава 7. Секретов больше нет... Остросюжетная документальная проза в отечественной литературе

Анализ документальной литературы, которая в столь обильном количестве свалилась на бедного читателя за последнее десятилетие, изначально не входил в планы нашего исследования. Но нам представляется, что работа по изучению отечественных детективов и боевиков, которые в определенной мере основываются на документалистике, без хотя бы краткого рассказа о документальной литературе, был бы неполным. Между тем, многие демократические преобразования последних лет, в частности, отмена цензуры, возможность в какой-то мере приобщиться к материалам отечественных архивных учреждений (не ко всем!), передача из спецхранов в публичные библиотеки книг, прочитать которые ранее, общественность не могла и мечтать, переиздание этих книг большими тиражами, появление заметок и воспоминаний бывших работников спецслужб, которые много лет в силу известных обстоятельств не могли говорить - все это быстро вызвало волну жгучего читательского интереса к некогда закрытым страницам отечественной истории. Подобная литература не залеживалась на прилавках. И издательства в жесткой конкурентной борьбе, выбрасывали на книжный рынок все новые и новые документальные серии и отдельные книги, в которых люди, имеющие хоть какое-то отношение к “секретным материалам”, пытались вспомнить нечто, ещё широкому читателю неизвестное... Позднее эти воспоминания легли в основу ряда произведений художественной литературы...

Попытаемся навести какой-то порядок на полках, где пылятся многочисленные произведения документальной литературы.

1. Прежде всего, стоит отметить книги, изданные за рубежом в годы советской власти, людьми, бывшими по тем или иным причинам её противниками, и пришедшими к нашему читателю в последнее десятилетие. Мы имеем в виду воспоминания белых эмигрантов - царских сановников и белогвардейских военачальников - В.Шульгина, В.Савинкова, П.Краснова и ряд других. В их записках есть немало данных о секретных операциях и т.д.
В 90-е годы в России были изданы воспоминания И.Путилина и книги, рассказывающие о его многолетней сыскной деятельности. Изданы написанные в эмиграции воспоминания начальника сыска Российской империи Кошко.
В наше время эти и некоторые другие переиздания вызвали ряд романов и повестей, которые продолжили тему рассказов о сыскном деле в старой России. Смысл задержки с публикацией на первый взгляд безобидных полицейских сочинений в СССР вполне ясен: полицейские сыщики помимо сыска в уголовном мире выполняли ещё и жандармские функции - охотились за революционерами.
Следует отметить и постепенно издаваемые в России в наши дни труды представителей старой эмиграции - исследования А.Авторханова, уголовные повествования Р.Гуля, романы М.Алданова...

2. К следующей группе следует отнести книги, разоблачающие сталинский режим, которые чаще всего написаны бывшими разведчиками, покинувшими СССР и ставшие невозвращенцами. Судьба многих из них трагична - чекисты не оставляли в покое свои жертвы и за пределами страны. Объективности ради скажем, что и судьбы тех, о ком повествовали в своих книгах невозвращенцы, также были не менее трагичны. После выхода в свет книги Г.Агабекова “Секретный террор” иранские власти арестовали более 400 человек, из них 4 были расстреляны. Отношения СССР и Ирана были на долгое время испорчены: Агабеков проработал десять лет резидентом ЧК-ОГПУ на Востоке и дело свое хорошо знал.
В той же серии “Жестокий век. разведчики и шпионы”, которую издает сохранившееся до наших дней издательство “Современник”, вышла книга В.Кривицкого - своеобразная исповедь нелегала советской разведки в Европе “Я был агентом Сталина”, ставшего невозвращенцем. А Э.Порецки, жена и единомышленница резидента советской разведки в странах Европы Игнасия Рейсса написала книгу “Тайный агент Дзержинского”, где дана широкая панорама трагедии советских разведчиков в конце 30-х годов. Эти и другие книги невозвращенцев, долгое время были недоступны широкому читателю и хранились в спецхранах. Большинство из них сегодня переиздано...

3. Следующая большая группа книг - мемуары, записки, воспоминания бывших разведчиков, организаторов спецслужб, работников органов внутренних дел и т.д. и т.п. Воспоминания “бывших” чаще всего эмоциональны, далеко не всегда объективны в силу то ли позиции автора, то ли - незнания автором ситуации в целом... Это сейчас любой рядовой пехотного полка Великой Отечественной войны свободно оперирует терминами из лексикона командующего фронтом тех лет. Мемуары Жукова, Василевского, Штеменко и других военачальников читали, наверное, все фронтовики...
В зарубежной разведке вряд ли будет такая открытость. Там порой резидент не знал в лицо своих агентов. Поэтому от рядовых разведчиков много откровений ждать не приходится. Но были и руководители, и организаторы наших побед на невидимом фронте. Генерал-лейтенант П.Судоплатов сначала на Западе, а потом у нас издал бестселлер “разведка и Кремль”, вышедший в серии “Засекреченные жизни” в изд. “Гея”. А уж П.Судоплатову есть о чем рассказать! Организация убийств Троцкого и других диссидентов, закрытые операции чекистов в странах восточной Европы, борьба с бандеровским подпольем на западной Украине...

Одна за другой выходят в свет книги бывших разведчиков, резидентов и их начальников. Издательства как бы соревнуются в быстроте. Сотрудник внешней разведки в Финляндии Е.Синицын издает “Резидент свидетельствует”. Его коллега В.Павлов рассказывает о том, как он общался с руководителями Польши в самые трудные для страны годы. Ещё один резидент И.Прелин выпустил сразу несколько книг: “Год рождения”, “Автограф Президента”, “Последняя вербовка”...

Зарубежные разведчики, работавшие на нашу страну, тоже “отметились” в числе писателей. На полках мемуаров - книги Дж.Блейка “Суперагент КГБ”, К.Филби “Я шел своим путем”. Корреспондент “Известий” в Италии, а по сути - полковник советской внешней разведки Л.Колосов дал знать о себе книгой “13 новелл о советских разведчиках”. Бывший разведчик М.Любимов, живущий ныне в США, создал “Записки непутевого резидента”, “Декамерон шпионов”, “шпионы, которых я люблю и ненавижу” и другие. Детская писательница З.Воскресенская оказалась известной в спецкругах “Под псевдонимом Ирина”... Кажется, каждый, кто имел хоть какое-то отношение к внешней разведке, отметился или собрался отметиться в отечественной мемуаристике.

В последние годы на книжных прилавках появились книги, написанные руководителями разведки последних лет, о чем ещё лет десять назад нельзя было и мечтать. Бывший руководитель КГБ В.Крючков издал книгу - “Личное дело”, его заместитель Ф.Бобков - “КГБ и власть”. И, наконец, бывший руководитель внешней разведки Л.Шебаршин написал честные и правдивые книги “Из жизни начальника разведки”, “Рука Москвы”...

Следует отметить, что на наши прилавки пробились книги тех, кто по разным причинам оказался “по ту сторону”. Издательства выпустили книгу Виктора Суворова (В.Резуна) об отечественной внешней разведке. Кое-что в его книгах, в частности, “Ледоколе”, не воспринимается многими читателями. Так, к примеру, утверждение о том, что вторую мировую войну развязала Россия. Об этом пишет, к примеру, Городецкий в книге “Мир “Ледокола”. Опубликованы в нашей стране воспоминания живущего ныне в Великобритании бывшего разведчика-двойника О.Гордиевского, который выведен под именем Мокрилевского в книге полковника внешней разведки Б.Кондакова в художественно-документальном повествовании “Иуда из Ясенева”.

Думается, что все это - издержки демократических перемен. Когда дозволено печатать все, как раз и появляются книги, в которых шпионы гордятся своей удачливостью, а предатели - безнаказанностью.
Если бойцы и офицеры невидимого фронта охотно оголяются перед читающей публикой, то от наших милицейских чиновников сего не дождешься. Единственное, что они делают - создают художественные и художественно-документальные произведения на тему милицейских расследований. Пожалуй, лишь известный криминалист и общественный деятель Л.Гуров отметился на фронте документалистики. Его книги “Красная ртуть” и другие нашли своего читателя. Можно назвать ещё достаточно скандальную книгу Ю.Федосеева “Записки начальника МУРа”, в которой автор не скрывает своих симпатий и антипатий. Чего стоит только оценка столь любимого Ю.Лужковым недавнего начальника УВД столицы Н.Куликова, который по мнению автора книги готов “бить фашистов, коммунистов, демократов - только прикажи”.

Видимо, не случайно один из шефов московской милиции предупредил подчиненных: кто купит книгу Федосеева, будет уволен... Впрочем, эта книга - одна из весьма немногих мемуарных работ, написанных сотрудниками органов внутренних дел. Как-то удивительно: весьма засекреченные работники спецслужб как бы соревнуются между собой: кто больше напишет и скажет. Более открытые милицейские деятели писать о своих делах не хотят. Думается, здесь есть несколько причин. Во-первых, труды г-на В.Бакатина и прочих по развалу КГБ увенчались успехом: страна получила несколько плохо управляемых спецслужб, сотрудники которых, кажется, освободились от обязательств перед КГБ. Во-вторых, интеллектуальный уровень сотрудников спецслужб выше (пусть не обижаются труженики МВД), нежели чем у сотрудников милиции. И, наконец, совершенно закрытые от глаз общества дела и делишки наших чекистов, видимо, интереснее, чем наружное наблюдение, задержание и распутывание преступлений на уголовном уровне...

Хотя сегодня нельзя не отметить появление в конце 90-х годов под общей рубрикой “криминальная Россия” полутора десятков книг с документальными повестями, очерками, рассказами о наиболее громких делах последних лет. В общем, описанные причины не мешают лицам, мало связанным или вообще не связанным с “органами”, создавать целые энциклопедии, справочники, сборники очерков на тему “что есть преступность в России и с чем её едят”. Впрочем, об этом ниже.

4. Значительной частью документально-криминальной литературы, в какой-то мере новой для российского читателя, являются книги, написанные не непосредственными участниками или очевидцами описываемых событий, а лицами, которые с этими очевидцами общались, что видели, слышали, имели возможность пользоваться закрытой (в свое время) литературой и периодикой, архивными материалами. К этой группе можно отнести, скорее всего, книги Ф.Чуева, Э.Радзинского, недавно скончавшегося А.Волкогонова и ряда других авторов. Конечно, в рассказах В.Молотова, Л.Кагановича, других деятелей советского государства весьма мало воспоминаний о работе секретных служб, но они дают возможность лучше понять эпоху, международную и внутреннюю ситуацию в стране и вокруг нее...

5. На наш взгляд, более интересными, да и полезными стали книги с полки, условно называемой “Справочная литература”. Оказывается, есть (да и были!) люди, которые активно работали с газетами и журналами разных лет, по крупицам собирали те довольно скудные данные из архивов, к которым удавалось пробиться. Сегодня эта литература нашла своего издателя и, - добавим, - читателя. Некоторые книги из этого ряда попали даже в ряды бестселлеров, если судить по оценке газеты “Книжное обозрение”, публиковавшей в последнее время рейтинг продаж.

Здесь, кстати, безусловно лидирует литература внутреннего содержания - о преступности и преступлениях, о жизни уголовного мира и т.д. И меньше справочной литературы о работе спецслужб. Здесь, скорее всего, сказывается то обстоятельство, что архивы спецслужб были (да и сейчас остаются) сверхзакрытыми. А те, кто имел непосредственное отношение к спецоперации, в основном, занят мемуарами... Тем не менее, можно назвать несколько серий и книг, в которых развернута достаточно широкая панорама деятельности нашей разведки. Можно назвать серии “Досье”, которую выпускает изд. “Олма-Пресс”. В ряду книг этой серии привлекает внимание книги И.Дамаскина о шпионах (шпионках) и разведчиках (разведчицах). Автор представляет достаточно развернутую сцену деятельности спецслужб, начиная с Киевской Руси и заканчивая нашими днями. Как сообщается в предисловии автора, книга состоит из “собственных исследований и материалов, собранных по крупицам в архивах, воспоминаниях, газетных сообщениях, письменных свидетельствах и путем личного общения со здравствующими героями...” Добавим к этому, что, как сообщает И.Дамаскин, в его картотеке “содержится около 600 имен и псевдонимов женщин - разведчиц, представляющих самые разные страны: Англию, Германию, Израиль, Индонезию, Россию, СССР, США, Францию, Японию и другие, и самые разные исторические эпохи - от средневековья до наших дней...”

По примерно по такой же схеме работают и другие авторы справочно-обзорной документальной литературы. В той же серии “Досье” вышли книги уже упоминавшегося нами одного из руководителей советской госбезопасности П.Судоплатова “Спецоперации: Лубянка и Кремль 1930-1950 гг.” Помимо личных воспоминаний здесь собран большой фактографический материал о деятельности спецслужб за рубежом. В “Досье” изданы также книги Н.Зеньковича “Вожди и Сподвижники. Слежка. Оговоры. Травля”, К.Столярова “Палачи и жертвы”, где рассказывается о Л.Берии, начальнике СМЕРШа Д.Абакумове, “деле Солженицына” и других малоизвестных широкому читателю событиях. Среди книг, претендующих на охват широкой панорамы событий и некоторую справочность, можно также назвать “Путеводитель КГБ по странам мира”, в котором с совершенно неожиданной стороны предстают перед читателями широко известные многим столицы крупнейших стран, “КГБ в смокинге” - двухтомное художественно-документальное произведение писательницы, живущей в Израиле - В.Мальцевой.

Гораздо полнее представлена в современной отечественной документалистике справочники и энциклопедии о нынешней уголовной жизни в России. Причём здесь наблюдается определенная эволюция. От самых первых общих публикаций, рассказывающих обо всем понемногу до книг, касающихся конкретных явлений в российской преступности. Хронология литературы подобного типа ведется с недавних времен. Пальму первенства, на наш взгляд, следует присудить Ф.Раззакову, автору четырехтомной, изданной в “Эксмо” истории преступности ХХ века: “Бандиты времен социализма”, “Бандиты времен капитализма”, “Бандиты Запада”, “Век террора”. На основе изучения газетных и журнальных выступлений (источники аккуратно обозначены в конце каждой книги), автор воссоздал широкую картину уголовной жизни России в ХХ веке. Автор пишет в предисловии к “Бандитам времен капитализма”: “Читая второй том “Хроники российской преступности”, читатель убедится, что сегодняшний криминал в сравнении с прошлым куда как умнее и изощреннее. А чтобы бороться с ним, нужно его знать и понимать.
 
Хочется верить, что с выходом подобных книг мы хоть чуть-чуть продвинемся вперед в понимании того, что было вчера и происходит с нами сегодня...” Кстати, сам автор убедительно доказал, что с нами происходит сегодня: том, посвященный событиям четырехлетнего современного периода значительно объемнее, нежели повествование о 70-летней бандитской жизни в СССР при советской власти. Практически одновременно с книгами Ф.Раззакова в Минске начала печататься многотомная “Энциклопедия преступлений и катастроф”. О её содержании можно судить по названиям томов: “Заказные преступления”, “женские преступления”, “Серийные преступления”, “следователи и частные детективы” и т.д. Изданное носит компилятивный характер и состоит из перепечаток из периодики. Кстати, оно охватывает как отечественную, так и зарубежную преступность. В последние годы на российском рынке появилось много книг, если так можно выразиться, “бандитского” содержания. Их авторы, словно соревнуясь друг с другом, стремятся поведать читателю, насколько бандитский их город.
 
Вслед за двухтомником Н.Модестова “Москва бандитская”, в котором рассказывается о криминальном беспределе в столице в 80-90-х годах, появилась книга А.Константинова “Петербург бандитский”, а так как этого показалось мало - выпустили ещё и “Петербург коррумпированный” этого же автора. Поветрие перекинулось и на провинцию. В Саратове, к примеру, быстро разошелся двухтомник известного здесь автора С.Михайлова “Саратов бандитский”. Затем наступила очередь более глобальных замыслов. На книжных развалах сначала - за рубежом, а затем и у нас появилась книга А.Константинова и М.Диксемуса “Бандитская Россия”.

Вообще-то разные авторы, неплохо знающие нашу подпольную жизнь, иной раз расходятся в оценке того, какая же Россия сегодня. То ли “Россия уголовная” (С.Дышев), то ли “Россия ментовская” (А.Хабаров). В первой - автор, полковник милиции, творец многих криминальных романов, знакомит нас с эволюцией криминальной жизни - от “воров в законе” до “обморочников”, во второй - речь идет о вопиющих преступлениях, которые совершают люди, призванные с этими преступлениями бороться. Нельзя не сказать и о таких серьезных, насыщенных фактами изданиях, как “Российская преступность. Кто есть кто?”, автор которой, журналист А.Максимов, пытается осмыслить и подвести итоги Великой криминальной революции в России, “Цветная масть” В.Разникина и А.Тарабрина, в которой читатель сможет лучше разобраться со структурой и организацией преступного мира. “женщины и преступность” того же А.Тарабрина поднимают проблемы роста преступности в женской среде.
 
Историю московских тюрем исследуют в “Москве тюремной” В.Карышев и Ф.Бутырский. Можно также назвать книгу, основанную на газетных репортажах “Заказные убийства в России” (составитель А.Плахов), С.Романов “Мошенничество в России. Как уберечься от аферистов”, Н.Непомнящий “Короли диверсий” и целый ряд других книг, изданных разными издательствами с той или иной степенью глубины, достоверности и полноты фактов, раскрывающих закрытые до последней поры некоторые стороны жизни России. На наш взгляд, подарком для читателя стала книга Ю.Безелянского и В.Черняка “Терра детектива” - хронологическое изложение наиболее ярких событий, биографий видных авторов детективного жанра и всего другого, связанного с нашей темой.

Достоинством этих книг является в первую очередь знакомство нашего читателя с малоизвестными фактами и явлениями. Добавим, что эта литература в значительной мере и подспорье для писателей, работающих в жанре криминального романа, триллера. Недостатком на наш взгляд является практически полное отсутствие какого-либо эмоционального заряда. Право же, иной раз создается впечатление, что авторы как бы любуются криминальными подвигами героев, их силой, находчивостью, неуязвимостью. Если в 50-е годы многие молодые люди строили свою жизнь, прочитав “Дело пестрых” А.Адамова и “Эру милосердия” А. и Г.Вайнеров, то сегодня, право слово, кажется, что люберецкая и прочие группировки пополняются молодежью после выхода новых книг с названием “Бандитская”... Автор далек от мысли вульгаризировать идею издания книг, на фактической основе рассказывающих об образе жизни современной России. Но все же давайте подумаем и о воспитательной функции нашей литературы.

В заключение хочется назвать серии, в которых ныне издается документальная литература. Думается, многое в этом направлении делает изд. “Терра”, выпускающее крупную серию “Секретные миссии”, где издаются и переиздаются зарубежные и отечественные авторы. В серии издательства “Гея” “Рассекреченные жизни” изданы книги Б.Кондакова, Л.Млечина. Изд. “Олма-пресс” выпустило в серии “Досье” книги Н.Зенькевича “Тайны уходящего века” и “Тайны уходящего века - 2”, Ф.Чуева “Солдаты империи”, Ю.Модина “Судьбы разведчиков” и другие не менее любопытные книги. К продолжающимся изданиям можно отнести и многотомное издание “международных отношений” “Очерки истории Российской внешней разведки”. Вспомним ещё издательство “Современник”, которое во второй половине 90-х выпускало серию “Жестокий век. разведчики и шпионы”, довольно быстро захлебнувшуюся, думается, из-за финанасовых затруднений. Старых переизданий не так уж много: Г.Агабеков, В.Кривицкий и др. - издание новой литературы - дело дорогое.

Издательская война продолжается. Так что нам ещё предстоит увидеть и прочитать и другие интересные серийные (а также - не серийные) документальные книги.

Глава 8. Исторический детектив: ретроспективы и перспективы

На фоне лихих погонь и кровавых разборок, на фоне “русских Рэмбо”, всех этих Бешеных, Меченых и Лютых, как-то незаметно, чисто по-английски незаметно покинул массовую литературу исторический детектив. Конечно, он ещё существует и даже делает попытки вновь завладеть сердцами читателей, но, увы: 90-е годы XX века - не лучшее время для российского исторического детектива. Впрочем, как и для всей исторической беллетристики в целом.

Попробуем разобраться в этом явлении. На наш взгляд, существует несколько причин для падения престижа подобного вида литературы. Во-первых, заметное снижение читательского интереса в связи с множеством попыток переписать историю России, как новейшую, так и более отдаленную. Читатель негодует: тот, кто вчера ходил в героях, сегодня - предатель. И наоборот. Десятки книг излагают противоречащие друг другу вещи. Во-вторых, вал мемуаристики, захлестнувший книжные прилавки, снял многие вопросы. Зачем читать Семенова, когда можно прочитать Судоплатова? Замечено, что мир сегодня больше интересуется документалистикой, нежели художественной литературой на эту же тему. Отсюда - и популярность мемуаров шпионов и документальных фильмов, посвященных этой теме...
Подобную тенденцию хорошо уловили издатели, на 70-80 процентов определяющие, что читать и что не читать. Именно благодаря их вниманию стал столь популярным женский детектив, о котором мы писали в предыдущей главе. Именно благодаря заботам издателей появились такие документальные серии, как “Секретные миссии”, “Рассекреченные жизни”, “Жестокий век” и др. Но, увы, мы не видим пока книг из серий “Русский исторический детектив” или “детектив глазами историка” или что-нибудь подобное. Таких серий попросту нет.

Ну, а писать “в стол”, увы, в наш меркантильный век - таких героев тоже что-то не видно. А может они как раз и пишут “в стол”, ожидая лучших времен. Значит ли это, что сегодня детектив на исторические темы скончался? Разумеется, нет. Продолжают писать и авторы, которые работали активно и раньше. Появляются и новые имена. Некоторые из них очень громко и, скажем прямо, не очень адекватно заявили о себе с первых же книжек. В этой ветви детективной литературы 90-х годов можно увидеть и определенные особенности.

1. Приказал долго жить советский исторический детектив. Что-то незаметно доблестных чекистов, даже храбрых милиционеров 20-40-х годов. Даже в год, когда страна широко отмечала 55-летие Победы, мы не заметили каких-либо новых произведений, посвященных военным подвигам бойцов невидимого фронта. Не были переизданы даже лучшие произведения о подвигах разведчиков прошлых лет. Видимо, в отсутствие агитпропа издатели решили, что эти книги будут плохо продаваться.

2. Почти все авторы, работающие в жанре исторического детектива, эксплуатируют одну и ту же тему - действительные и мнимые похождения сыщиков в старой России, хотя большая, сложная и трагическая история нашей страны дает писателю куда больше возможностей. Практически все авторы, занимающиеся историей в сочетании с детективами, “копают” пласт не более чем 30-50-летней мощности в дореволюционной России. Причём, когда не хватает реальных героев, придумываются вымышленные. Надеемся, нам ещё предстоит познакомиться с авторами, которые возьмут на себя смелость копать глубже, копать шире, копать интереснее...

Ну, а пока стоит познакомиться с тем, что имеется в наличии. Для авторов исторического детектива первой половины 90-х, по нашему мнению, характерна некоторая растерянность и неопределенность. Помните: “Немого кино уже нет, звукового кино ещё нет... Примерно так и здесь: “Социализма уже нет, капитализма ещё нет. Есть переходный период...” В переходный период и появились детективы, которые с одной стороны освещали события давних лет, с другой стороны - современность. Характерным примером является небольшая повесть В.Гладкого “Архивных сведений не имеется”. У автора с завидной ритмичностью перемежаются события первых послереволюционных лет, Колыма, куда попал отряд белогвардейцев, золотой клад, Великая Отечественная война, наши дни, в которые милиция разбирается с полусгнившими трупами тех старых времен...

“Тайна длиной в полвека... Человеческие судьбы. Кипение страстей. Радость, боль, надежда, горе..” уместились в 130 страницах наскоро написанного текста, где, увы, очень слабо прослеживается “кипение страстей”, а лишь обозначены “этапы большого пути” поиска золота. Тему поиска, на этот раз, сокровищ царской семьи, продолжает боевик М.Рогожина “Наезд на Амстердам”. Здесь тоже - постреволюционный Петербург, современная Москва, Амстердам... Правда, на наш взгляд, автора не очень интересует детективная линия. В романе то и дело избивают одну и ту же старушку, взрываются автомашины... В конце концов клад из Амстердама достают. Но в Шереметьево вновь звучат автоматные очереди. Коррумпированный милицейский офицер посылает убийц. Однако ребята из ФСБ хороших людей в обиду не дают. Ясно, на чьей стороне симпатии автора? Зато в другом романе другой писатель скажет: “ребята из Угро хороших людей в обиду не дадут...” В современных детективах нам ещё не приходилось читать о дружной работе спецслужб. Примерно в том же ключе написан роман Г.Миронова “Красный закат”. Здесь так же перемежаются белые офицеры и исполнители приговоров ЧК, банды “зеленых” и американские авантюристы. Погони, схватки, эротика - все, чем богат триллер - все это есть в “Красном закате”.

Помимо не очень удачных книг, где перемежается сегодняшний день с историей, существует ещё солидная полка книг, в которых действуют сыщики дореволюционной России, как выдуманные, так и истинные. Многие десятилетия они не были задействованы в российской криминальной литературе. По мнению известного автора Л.Юзефовича, “Ещё относительно недавно исторический детектив не существовал в нашей литературе по единственной, в общем-то, причине: полицейский, который заодно с уголовниками ловил и революционеров, никак не мог выступить в роли положительного персонажа...” С этим утверждением можно согласиться. Правда, заметим при этом, что уважаемый писатель резко сокращает рамки исторического детектива: с высоты нашего времени события гражданской и даже Великой Отечественной войны тоже уже являются историей. И, естественно, книги, в том числе и детективные, посвященные этим событиям, тоже являются историческими.
Но вернемся к той эпохе, которую так успешно разрабатывают сегодня наши писатели.
 
Появление на книжном рынке записок начальника Санкт-Петербургской сыскной полиции И.Д.Путилина, воспоминаний бывшего начальника Московской сыскной полиции А.Ф.Кошко, рассказов о Путилине его современников Р.Доброго (Р.Л.Антропова), М.В.Шелкова и других познакомили современную читающую публику с состоянием криминальных дел в Российской империи, с подвигами (иногда настоящими, иногда - вымышленными) российских сыщиков. И, естественно, это обстоятельство не могло не вызвать у некоторых авторов желания продолжить разработку этой богатой литературной жилы. Так появились современные книги об истории и сыщиках, без устали расследующих преступления. Одни авторы взяли на себя труд глубоко исследовать эпоху, о которой пишут, попытаться осмыслить причины возникновения преступлений в том далеком периоде, разобраться в деталях быта, лексике и других деталях жизни, другие же - брали за основу мелкие незначительные детали, лежащие на поверхности, поэтому от их книг очень уж отдает современностью. Безусловно, одним из ведущих писателей, занимающихся исторической тематикой, остается Л.Юзефович. Разрабатываемый им уже много лет образ сыщика Ивана Путилина за это время заметно обогатился, стал гораздо глубже. Об этом невольно задумываешься при чтении нового романа Л.Юзефовича “Князь ветра”. Л.Юзефович, взяв за основу один из эпизодов из жизни Ивана Дмитриевича Путилина, совершенно неизвестных широкой публике - расследование причин смерти одного из Чингизидов, члена китайского посольства в Петербурге Намсарай-гуна. преступление - загадочное, впрочем, как и все повествование. Автор использует всю палитру писательского наблюдения. Здесь и “записки” некоего Солодовника, и записки самого Путилина, и тетрадь литератора Сафонова, готовившегося к публикации рассказы о деяниях великого сыщика, и различные историко-этнографические сведения о жизни воинственных монголов. Не обошлось и без мистики. Как заметил один из героев, “Что ни персонаж, то духовидец...”

Критика пока не отозвалась на новый роман Л.Юзефовича. Но на наш взгляд, это серьезное продвижение вперед. И пока смеем заметить, это наиболее серьезное произведение, свидетельствующее о весьма больших возможностях данного подвида детективной литературы.

Продолжает жить своей удачливой жизнью гений сыска граф Анатолий Соколов, любимый герой Валентина Лаврова. Граф, как вышел из гвардии, так и пришел в сыск, где весело и со смешком раскрывает самые запутанные преступления. Автор продолжает разрабатывать тему, о чем свидетельствует выход в свет очередной книги “Тайны двора государева” из серии “Гений сыска Соколов”...
Автор многих приключенческих книг, в том числе и тетралогии о работе московской милиции в годы Великой Отечественной войны Э.Хруцкий, видимо, тоже решил вступить на тропу истории. По крайней мере, опубликована его повесть “Архив сыскной полиции”, в которой главный герой - сыщик Александр Бахтин, несмотря на происки врагов, раскрывает самые запутанные преступления. При этом... не берет взяток. Он решительно выдворяет адвоката, предложившего 150 тысяч рублей за то, чтобы Бахтин “чуть-чуть подправил показания”...

Что подвигает писателей, никогда не занимавшихся историей, начинать писать книги об этой эпохе? Может быть, ностальгия по временам, когда розыскник мог позволить себе оставаться честным...
Безусловно, главу об историческом детективе нашего времени нельзя не закончить заметками о загадочном авторе, метеором ворвавшемся в нашу литературу, книги которого печатаются большими по нашим временам тиражами и мгновенно расходятся. Речь идет о Борисе Акунине, личности которого (или которых) посвятили специальную статью даже “Известия”, совсем не балующие авторов детективов. “Акунин Матата” - название материала. А подзаголовок - “Неопознанный литературный объект издает новую книжку”. Автор статьи Л.Данилкин называет шесть объектов, могущих быть “Акуниным” и приходит к выводу, что почти стопроцентна вероятность авторства за группой младших научных сотрудников Института русского литературного языка, т.к. по мнению автора статьи “Слишком обширный словарный запас, принадлежащий одной эпохе, непосильный для освоения одним человеком”

Как пишет автор статьи, “Акунин - стопроцентно коммерческий автор с репутацией русского Дюма и Конан Дойля”. То, что писатель коммерческий видно из самого факта появления статьи в “Известиях”. А вот насчет “русского Конан Дойля” стоит задуматься. У Конан Дойля не было таких заковыристых обозначений детективов, как “конспирологический” - “Азазель”, “герметичный” - “Левиафан”, “великосветский” - “Коронация”, “декадентский” - “Любовники смерти” и т.д. и т.п. Поневоле начинаешь гордиться родным языком.

Как гласит реклама, “если вы любите не чтиво, а литературу, если вам неинтересно читать про паханов, киллеров и путан, про войну компроматов и кремлевские разборки, если вы истосковались по добротному стильному детективу, тогда Борис Акунин - ваш писатель. Он вводит вас в уютный мир XX столетия, где преступления и совершаются, и раскрываются с изяществом и вкусом. Познакомившись с обаятельным, непредсказуемым сыщиком Эрастом Фандориным, вы не захотите с ним расставаться...”

Обаятельный сыщик Фандорин ещё и вездесущ. Он - и за границей, и на русско-турецкой войне, и на коронации российского императора, и на русско-японской войне. Словом, везде. Вышло уже семь из обещаемых двенадцати книг о похождениях Эраста Фандорина. То, что удалось прочитать - лишний раз говорит о том невеселом состоянии, в котором находится наша детективистика, в том числе и историческая: только на весьма заурядном фоне могли ворваться в литературу подобные книги. Неспециалисту трудно судить о блестящем стиле, в коем написаны произведения, что же касается детективной интриги, сюжета, образов героев, г-ну Акунину стоит ещё много работать. Впрочем, а нужно ли это? Небывалая для книг подобного рода реклама, высокие отзывы печати делают свое дело. Разве устоишь перед такими высказываниями: “Книга Б.Акунина “Азазель” знаменует новое направление в развитии отечественного детективного жанра. Это нечто совсем иное, чем распространенный ныне тип приблатненного, написанного на “фене” текста” (Ex libris); “детектив, сочетающий остроумную парадоксальность сюжета с блестящей стилизаторской манерой (“Известия”); “Круто сваренный сюжет детектива: милый герой, очаровательное, утешительное время действия - конец прошлого века, отличная стилизация текста и прекрасное знание реалий” (“Коммерсант-daily”); “Роман Б.Акунина - преддверие “нового детектива”, в котором крупное жанровое начало продуктивно сочетается с авторским...” (“культ личности”).

После таких блестящих супероценок от органов печати, отнюдь не замеченных в любви к детективу, любой критик умоет руки. Мы же рискнем только заметить ещё раз, что подобные оценки напоминают о печальном состоянии отечественного исторического детектива. В остальном же остается уповать на время, которое все расставит на свои места. Возможно, и Эраст Фандорин останется лучшим сыщиком всех времен и народов. Поживем - увидим.

Особняком в этом списке произведений, чем-то связанных с историей, видимо, следует поставить роман В.Веденеева “Дикое поле”. Автор коснулся тех сторон тайной жизни России, которой, по нашему мнению, ещё не касались писатели. XVII век. Тайная разведшкола в отдаленном монастыре. Секретная миссия российского дипломата Головина в Стамбул. Переплетение тайных интересов венецианской, турецкой, польской, российской разведок... Даже это краткое перечисление сюжетов романа говорит о том, что можно написать, если чуть-чуть погрузиться в столь богатую тайными интригами и противоборством российскую историю. Нам представляется, что даже чтение старых русских историков, начиная с Н.Карамзина, дает столько тем, сюжетов и вдохновения, что их хватит не на одну книгу - на цикл произведений.

В последнее время понимание того, что российская история в её широком понимании - это не только конец XIX в. и начало XX-го, все-таки становится достоянием российского писателя. И, как пример, видимо, стоит привести недавно вышедший роман А.Бородыни “Крепостной шпион”, в котором автор исследует смутное время краткого правления Павла I. Не исключено, что появится и на нашей земле автор, способный повторить подвиг Агаты Кристи, детективная интрига в романе которой “смерть приходит в конце” развивается за несколько тысячелетий (!) до нашей эры (!).
А сколько таинственных детективных или даже мистических эпизодов может дать многовековая история государства Российского?!

Оглавление

 
www.pseudology.org