Москва, Терра, 1991
Николай Владиславович Вольский-Валентинов
Наследники Ленина
От редактора составителя
Николай Владиславович Вольский, писавший под псевдонимами В. Валентинов и Е. Юрьевский, родился в 1879 г. в Моршанске. Там же закончил в 1896 г. реальное училище, поступил в Горный институт, затем перевелся в Технологический. В 1897-98 годах жил в Петербурге, начал заниматься там революционной социал-демократической деятельностью, за что был арестован и сослан в Уфу, где прожил до 1900 года, работая в железнодорожных мастерских. В 1900-01 годах продолжил учебу в Киевском политехническом институте. Но уже в следующем году снова был арестован на полгода за участие в демонстрации. Срок отсидел в Бутырской тюрьме. По освобождении вернулся в Киев и в 1902-03 годах работал в "Киевской газете". Снова арестован, выпущен под Новый 1904-й год, 31 декабря.
 
Уехал в Женеву. Вскоре вернулся. В 1904-05 годах жил нелегально в Харькове, затем нелегально же в Москве, до 1908 г. С 1908 по 1911 работал в "Киевской мысли" (в 1909-м на короткое время вновь арестовывался). С 1911 по 1928 годы жил в Москве. Эмигрировал. С 1929 года до своей смерти в 1964 году жил во Франции. Первые статьи опубликовал в 1899 году в "Уральском вестнике", в 1903 году печатался в "Киевской газете", а в 1905 году - в левой московской газете "Вечерняя почта". В том же году вместе с П.П. Масловым был редактором первой легальной социал-демократической газеты "Московская газета". В 1905-06 годах публиковался в журнале В.А. Кожевникова "Правда".
 
В 1906-07 годах работал в редакциях социал-демократических журналов "Наше дело" и "Дело жизни", был членом редакции и автором статей в социал-демократических сборниках "Вопросы момента", "Политическое положение и тактические проблемы", "Крестьянство и социал-демократия", "В помощь рабочему", "В помощь избирателю" и пр. В 1906 году опубликовал первую свою книжку: "Крестьянство и земельная политика социал-демократии"; в 1908 году: "Философское построение марксизма", "Э. Мах и Марксизм", "Мы еще придем".
 
Продолжал работать в газетах. В 1907 году печатался в газете "Столичное утро", в 1909-10 - один из активных сотрудников "Киевской мысли", в 1911-13 был фактическим редактором (формально - помощником редактора) одной из больших российских газет - "Русского слова".

В 1914-16 годах работал над книгой "Россия и русская культура", рукопись которой была в 1919 году сожжена в печи вместо топлива какой-то пожилой женщиной. В 1917 году издал книгу "Революция и аграрная программа социалистов-революционеров". В 1917-18 годах работал в газете "Власть народа". При советской власти, в 1922-28 годах, был заместителем ответственного редактора органа ВСНХ "Торгово-промышленной газеты". В 1928 г. Валентинов был командирован в Париж и до 1930 года был редактором органа советского торгпредства в Париже "Экономическая жизнь Советов" (на французском).

Формально став эмигрантом в 1930 году, Валентинов с 1931 года активно сотрудничает в многочисленных русских эмигрантских и западных журналах. В их числе парижские "Современные записки", "Новая Россия" Керенского, "Русские записки" Милюкова и М.В. Вишняка, в милюковской газете "Последние новости", в журналах "Народная правда", "На рубеже", "Новом журнале", "Социалистическом вестнике", "Новой России", "Мосты", в газетах "Возрождение", "Русская мысль" и "Новое русское слово".

Наиболее известные книги Валентинова:
 
Встречи с Лениным,
Среди московских символистов,
Малознакомый Ленин (в переводе с французского) и
Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина.

В настоящий сборник объединены несколько статей Валентинова-Вольского.Три основные статьи книги ("Левая оппозиция и борьба с нею", "О социализме в одной стране" и "доктрина правого коммунизма") написаны Валентиновым в 1958-59 годах, незадолго до потери работоспособности. В 1960 году статья "доктрина правого коммунизма" была выпущена автором в виде брошюры1. В настоящем издании она публикуется по архивной рукописи.

Все три статьи находятся в неразрывной связи с книгой воспоминаний Валентинова "Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина" и должны рассматриваться как ее дополнение и продолжение. В виде приложений даются несколько небольших статей Валентинова; выдержки из его переписки с историком Б.И. Николаевским, редактором "Социалистического вестника"
Р. Абрамовичем; письмо Н.И. Седовой-Троцкой, относящееся к 11-му пункту пятого приложения, а также выдержки из двух писем Троцкого.

Рукописи публикуемых в этом сборнике материалов хранятся в архиве Гуверовского института Станфордского университета (США), в коллекции Б.И. Николаевского и публикуются с любезного разрешения администрации архива. Архивные номера используемых материалов следующие:
 
ящик 224, папки 4, 5 и 8;
ящик 508, папка 1 и 27;
ящик 600, папка 9;
ящик 223, папки 8 и 9;
ящик 39, папка 9;
ящик 134, папка 6;
ящик 614, папка 2;
ящик 591, папка 14;
ящик 609, папка 16.

Описываемые Валентиновым события 20-х годов настолько сложны, что оставляют место для различных интерпретаций
 
Не во всем можно согласиться с автором, хотя в целом его оценки следует признать правильными. Ряд принципиально важных вопросов нуждается, однако, в уточнениях. Так, утверждение Валентинова будто Троцкий на Тринадцатом партийном съезде голосовал за оставление Сталина на посту генсека, не может быть подтверждено документально. Валентинов опирается лишь на устное свидетельство Бориса Суварина, тогда одного из руководителей французской компартии, выступавшего на Тринадцатом съезде с речью в защиту Троцкого (речь Суварина переводил Луначарский)

1. Н. Валентинов. доктрина правого коммунизма. 1924-26 годы в истории советского государства. Издательство Центрального объединения политических эмигрантов из СССР, Мюнхен, 1960.
2. Против версии Валентинова свидетельствуют мемуары Б. Бажанова "Записки секретаря Сталина" (к которым в целом нужно относиться с большой осторожностью). Вопрос о передаче текста "Завещания" Ленина на Запад и связанное с этим известное опровержение Троцкого также требуют уточнений. Как указывает один из источников 3, Троцкий в перерыве между заседаниями Тринадцатого съезда, прогуливаясь по коридору, пересказал гостю съезда американскому коммунисту Максу Истману текст ленинского Завещания. Троцкий говорил осторожно, чтобы другие не услышали, но обещания молчать с Истмана не взял.
 
Тем временем один меньшевик, работавший в секретариате А. Сольца, выкрал текст "Завещания" Ленина и передал за границу для публикации в меньшевистском "Социалистическом вестнике". Меньшевистский орган опубликовал документ 4, но информатор был раскрыт, и (в 1924 году) расстрелян 5.
 
Есть основания предполагать, что текст ленинского Завещания мог быть вывезен за границу еще и X. Раковским 6. И когда Макс Истман в выпущенной им летом 1925 года на английском книге "С тех пор как умер Ленин" цитировал из "Завещания", это не должно было вызвать никакой сенсации. Тем не менее сенсация произошла. Рассказ о Завещании Ленина из книги Истмана перепечатал журнал "Тайм". И если на публикацию "Социалистического вестника" советское правительство решило не реагировать, на статью "Тайма" отреагировал сам Троцкий: по поручению Политбюро он выступил с опровержением того факта, что документ, называемый "Завещанием Ленина" существует и обвинил Истмана во лжи.
 
С аналогичным заявлением выступила в печати Крупская. Несколько позже Истман через Суварина получил полный текст "Завещания". И тогда пристыженный было Троцким и Крупской "Тайм" в октябре 1926 года опубликовал полный текст документа7. Такова вкратце история публикации Завещания Ленина за границей.

Со времени написания Валентиновым его статей в научный оборот было введено много документов, которых не могло быть в распоряжении автора этого сборника8. Некоторые из них, такие, как Заявление 46-ти, опубликованы были в те годы лишь в переводах. В тех случаях, когда это было уместно, редактором-составителем давались соответствующие сноски, а цитаты выверялись по архивным или недавно опубликованным материалам. Незнакомство Валентинова с рядом материалов, введенных в научный оборот лишь после его смерти, иногда приводило автора к не совсем правильным выводам.
 
Так, в целом справедливо называя дискуссию, начатую вокруг статьи Троцкого "Уроки Октября" игрой в одни ворота, удивляясь молчанию Троцкого, Валентинов, конечно же не знал, что в архиве Троцкого в Гарвардском университете лежит написанная (но не опубликованная) статья Троцкого "Наши разногласия" - ответ на ту критику, которой он был подвергнут 9.

Эти немногочисленные примеры спорных фактических моментов в целом никак не умаляют значения книги Валентинова и той злободневности, которую она приобретает сегодня в связи с событиями в СССР и странах Восточной Европы.
Юрий Фельштинский
--------------------------
См. Архив Гуверовского института, кол. Николаевского, ящик 591, папка 14.
Письмо Н. В. Валентинова-Вольского Р. Абрамовичу от 16 ноября 1959 г. 1 лист.
АГИ, кол. Николаевского, ящик 591, папка 14. Письмо Р. Абрамовича 11. В. Валентинову-Вольскому. Январь 1959 г. 2 листа.
Так, в архиве Троцкого в Гарвадском университете текст Завещания Ленина имеется именно в перепечатке из "Социалистического вестника". Текст этот перепечатал для Троцкого сам Б.И. Николаевский.
См. ЛГИ, кол. Николаевского, ящик 628, папка 13. Письмо Б.И. Николаевского Н.И. Седовой-Троцкой от 23 декабря 1950 г. Это следует из письма Л. Троцкого Истману от 21 мая 1931 года (Архив Макса Истмана в библиотеке Лилли Индианского университета, США). См. также Л. Троцкий. Портреты революционеров. Сост. Ю. Фельштинский. Изд. Чалидзе, 1988, стр. 123.

Известный американский историк Э. Карр ошибочно считал, что именно эту вторую публикацию журнала опровергали Троцкий и Крупская.
См., например, кн. Коммунистическая оппозиция в СССР, 1923- 1927. Из архива Льва Троцкого, в четырех томах. Том 1 (1923-1926). Сост. 10. Фельштинский. Изд. Чалидзе, 1988.
 
Ряд используемых Валентиновым документов включен в это издание и на русском языке был опубликован впервые. См. там же, стр. 110-142.

Оглавление

 
www.pseudology.org