Владлен Георгиевич Сироткин

Золото и недвижимость России за рубежом
Глава V. Неожиданные союзники
§ 3. Куда шли эти огромные средства?

1. На дотации паломникам (главным образом, крестьянам) для поездки из России к "святым местам" (Палестина и Св. Гора Афон в Греции)
 
С 1884 г. ИППО начало создавать по всей России свои местные отделения. В них начали продавать т.н. "паломнические книжки" (путевки - по современному) со значительной, до 35 %, скидкой на проезд по железной дороге и на пароходе. Так, для малоимущего паломника дорога из Москвы до Одессы по железной дороге в III классе (трюм) до Яффы и пешком в Иерусалим стоила в 1887 г. всего 46 руб. 50 коп. без питания (продовольствие брали с собой). Для сравнения: тот же путь (без питания) в 1 классе стоил 230 руб., во 2-ом - 160 руб. (49)

В иерусалимских подворьях за место на нарах (койку), обед из двух блюд и вечерний чай (со своими припасами) с крестьянина до 1914 г. брали 13 коп. в сутки - в самой России такой ночлег на постоялом дворе стоил бы в три - четыре раза дороже.

И неудивительно, что к концу XIX - первом десятилетии ХХ в. паломничество приняло массовый характер - до 10-12 тыс. чел. в год, особенно на православную Пасху (до начала сельскохозяйственных работ в деревне).

Нетрудно установить, что за время довоенного существования ИППО (1882-1914 гг.) десятки тысяч простых русских паломников побывали в "святых землях", причем 72 % из них составляли крестьяне (50). Напомним для сравнения, что аналогичное частное светское общество заграничного туризма графини В.Н. Бобринской для земских учителей в 1909-1911 гг. сумело отправить на схожих льготных условиях всего 4 тыс. "экскурсантов" (51).

Специального социологического исследования состава паломников ни до революции, ни, тем более, в советское время, никто не проводил (некоторые элементы такого анализа содержаться лишь в статье В.Н. Хитрово "Откуда идут в Святую Землю русские паломники?", 1900, да в работе одного из основателей ИППО и его активного деятеля профессора богословия А.А. Дмитриевского "Типы современных русских паломников в святую землю", 1912), поэтому мы воспользуемся анализом двух университетских исследователей из США - Г.Г. Ставроу и Питера Р. Вейсенсела "Русские путешественники на христианский Восток за период с XII по XX век" (аннотированная библиография, Огайо, 1986).

По их подсчетам только в 1883-1897 гг. из 22.238 паломников крестьяне составляли подавляющее большинство - 72,1 %, за ними шли с большим отрывом мещане-горожане (12,7 %), духовенство (3,5 %), мелкопоместное дворянство (3 %) и купцы (1,7 %) (52). Данные американских исследователей подтверждаются архивными материалами фонда "Палестинского общества" в АВПР МИД РФ, в частности, составленной управляющим подворьями ИППО в Палестине П.И. Ряжским таблицей "Распределения паломников и паломниц по сословиям за 1898/99 г.":
 
 
Сословия
мужчин
женщин
всего
1.
Крестьян
2,349
3,842
6,191
2.
Мещан
248
588
836
3.
Дворяне
26
39
65
4.
Казаков
197
402
599
5.
Духовного звания
19
140
159
6.
Почетных граждан
77
84
161
7.
Купцов
25
24
49
8.
Военного звания    
53
98*
151
9.
Иностранцев**
74
17
91
10.
Разночинцев
13
23
36
 
Управляющий (подпись) (53)
* Вдовы военных - Прим. авт.
** Преимущественно православные греки, сербы, болгары, румыны. - Прим. авт.

Управляющий (подпись) (53)
* Вдовы военных - Прим. авт.
** Преимущественно православные греки, сербы, болгары, румыны. - Прим. авт.

Распределение паломников по половому признаку в таблице П.И. Ряжского было отнюдь не случайным
 
За исключением графы "купцы" и "иностранцы", по всем другим сословиям (но особенно крестьян и казаков) женщины составляли подавляющее большинство. Можно даже сказать, что в 1882-1914 гг. русское паломничество в святую Палестину (на Афон в Грецию женщин не пускали и не пускают - там с XII и по сию пору была и есть чисто мужская православная община монахов) было по преимуществу женским. Некоторые из паломниц по возвращении на Родину опубликовали очень интересные наблюдения (например, паломница Капитолина Барсова) (54).

Зная традиции русских крестьянских семей, в этом "феминизме" паломничества не было ничего странного. Многие русские женщины, особенно на склоне лет, когда подрастали дети и в доме появлялись невестки-помощницы, ходили "на богомолье" и в самой России. Генерал П.П. Петров в своих мемуарах приводит пример своей матери: "Под старость… она отпрашивалась (у мужа. - авт.) сходить пешком на богомолье в монастырь Никандровский около 25 верст или в Псково-Печерский около 90 верст. Любила рассказывать по возвращении про путешествие и встречи" (55).

Но многие паломницы, как пожилые (вдовы), так и молодые, из путешествия в "Святую Землю" домой не возвращались. Оставались там навсегда. Этот феномен отмечал еще в 1859 г. "просвещенный паломник" М.Д. Волконский. Пожилые пристраивались уборщицами (за кров и пищу) в монастырях, подворьях, миссиях, молодые искали женихов или даже "шли на панель" (что с возмущением отмечал паломник из Житомира А. Коровицкий в 1891 г.). Многие промышляли продажей религиозных сувениров, шли "в услужение" к местным богатым арабам няньками, кухарками, горничными.

Разумеется, это не было осмысленное "религиозное диссидентство", скорее - бегство от отупляющего быта русской деревни, заграничная "свобода" без постоянного надзора (а часто и битья) мужа, свекрови, старших братьев, тем более что тогда по "книжке паломника" в Палестине довольно свободно можно было получить "паспорт" (вид на жительство) - достаточно было принести в турецкий околоток письменную рекомендацию местного "батюшки".

Этих русских "невозвращенок" с 60-х гг. прошлого века на Ближнем Востоке всех чохом называли "Наташами", и это собирательное имя всех женщин из России (СССР) сохранилось до сих пор. Как сохранилось и староарабское название русских - "московиты" (почти сродни Украинскому "москали"). В разговорном арабском в Израиле, Ливане, Сирии вы и сегодня услышите - "московитская (русская) литература", "московитская" политика, война, школа и т.д. (56).
 
До 1917 г. большинство "Наташ" - невозвращенок из крестьянок, обслуживая "святые места" за счет мелкой торговли или подаяния (тысячи паломников со всего света в год) могли, перебиваясь с хлеба на квас, существовать в Палестине годами. "Свободные от надзора со стороны своих родственников и старших, - писал проф. А.А. Дмитриевский, - они руководствовались только своими желаниями; в паломничестве они наконец-то обрели свободу" (57).

Революционные события 1917-1920 гг. навсегда отрезали "Наташ" от Родины. Более того - иссяк источник существования для православных "святых мест" в Палестине: ни субсидий, ни подаяний от паломников - приезжали лишь единицы из "белой" эмиграции. И все-таки большинство "Наташ" каким-то чудом выжило.

Мы встретили в январе 1994 г. одну из них совсем рядом с Храмом Гроба Господня в ее крохотной келье с небольшим садовым участком перед ней - мать Валентину, девчонкой приехавшей из тульской деревни еще до Первой мировой войны и в конце концов принявшей монашеский постриг. Вместе с обращенной в православие арабкой-служкой она большую часть своей почти столетней жизни прожила рядом с гробом Господним, где обе и состарились.
 
Сколько не пытал ее Лев Аннинский под камеру и микрофон, ни вздоха раскаяния "за бесцельно прожитую жизнь" он не услышал. Наоборот, силе духа этой женщины можно было только позавидовать… Когда два года спустя я пришел снова к той келье, меня встретила лишь арабка-послушница: "Умерла Наташа, - сказала она на чистом русском языке, утирая слезы, - Бог позвал ее к себе".

2. Учебно-образовательная деятельность ИППО - второе крупное направление расходов Общества

Об этой широкой просветительской деятельности "религиозных мракобесов" и "обскурантов" из ИППО (оценки А. Блока, большевиков) до 1990 г., года воссоздания Российского Палестинского Общества, в СССР не знал почти никто. Между тем с 80-х и до 1914 гг. ИППО открыло на Ближнем Востоке (Израиль, Сирия, Ливан, Иордания) более 100 двух (на селе) и четырехклассных (в городе) школ, две (мужскую и женскую) учительские семинарии, которые за 25 лет окончило более 10 тыс. учащихся.

"Русские школы и семинарии в Палестине, - отмечал в 1978 г. жур. "Палестинский писатель", - оказали влияние на арабское литературное движение, и много палестинских поэтов и писателей - выпускники этих школ. Это Насар Иса, Шафик Насар, Халиль Байднс" (58). Именно из числа учеников этих школ вышли первые переводчики Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого, Достоевского, Чехова, Гоголя на арабский язык (59).

Особенно заметный след оставила четырехклассная мужская педагогическая семинария-интернат в Назарете имени В.Н. Хитрово, построенная на средства ИППО и открытая в 1886 г. Фактически семинария в Назарете была не только педагогическим, но и медицинским (фельдшерским) училищем, ибо все семинаристы обязаны были дополнительно пройти медпрактику (санитары, помощники фельдшера) в русских медпунктах и больницах ИППО в Палестине.
 
В том ужасающем состоянии отсутствия элементарной медицинской помощи, в котором находилось население тогдашней Палестины, учитель обязан был быть еще и фельдшером как минимум. Душой Назаретской семинарии стал Искандер Кезма, обрусевший араб, окончивший Московскую духовную академию, которого ИППО по контракту отправило в "Святую Землю", где он проработал много лет.
 
Активный член правления ИППО, а затем - и бессменный, до 1951 г. президент его советского "осколка" - Русского палестинского общества - академик И.Ю. Крачковский, крупнейший ученый-арабист, посетив Назарет, писал еще в 1912 г.: "Хотя учащиеся не все свободно говорили по-русски, им всем был хорошо известен журнал "Нива"… У каждого в доме были сочинения Тургенева, Чехова… Более того, иногда у них оказывалась запрещенная в России литература" (60).

В отличие от французов и американцев, русские не успели создать в "Святой Земле" своего университета

Но способные выпускники школ и семинарий обеспечивались до 1914 г. стипендиями ИППО и направлялись на продолжение учебы в Россию. Типична в этом отношении биография первого (с 1898 г.) переводчика Пушкина и Льва Толстого Халилл Бейдаса (родился в 1875 г. в Назарете). Сначала он кончил двухгодичную русскую сельскую школу, затем - четырехгодичную. Был рекомендован в назаретскую семинарию. После успешного окончания сам стал директором сначала сельской (под Бейрутом), а затем и городской (в Хайфе) русской школы ИППО. Стал одним из духовных лидеров православных арабов, в 1908-1914 гг. издавал на арабском языке общественно-политический "толстый" журнал "Ценности".

Очень интересна судьба одной из выпускниц русской школы ИППО палестинки Кульсум Оде ( в СССР - Клавдии Викторовны Оде-Васильевой). Окончив школу, она поступила в женскую педагогическую семинарию в Бейт-Джале (семинария вначале была создана в 1858 г. в Иерусалиме, но греки из Иерусалимского Патриархата вытеснили ее из "святого града"), затем сама преподавала в русской женской школе в Назарете. Здесь познакомилась и вышла замуж за русского военно-морского офицера-врача И.К. Васильева.

Когда турки закрыли в 1914 г. все школы и семинарии ИППО в "Святой Земле" (Турция, как известно, воевала в Первую мировую войну на стороне Германии и Австро-Венгрии против Антанты), К.В. Оде-Васильева уехала с мужем в Россию и стала сначала в Ленинградском, а затем в Московском университетах преподавателем арабского языка и литературы. Не одно поколение советских арабистов за полвека преподавания в СССР прошло через ее руки

... В апреле 1996 г. по приглашению нынешнего председателя ИППО, посла РФ в Ливане проф. О.Г. Пересыпкина я побывал в Бейруте, совершил поездку по стране. С историей русских просветителей в "Святой Земле" встретился с первой минуты - Российское посольство размещается в… бывшем здании четырехклассной школы Императорского ППО. "Школа" - этот привычный термин может звучать здесь лишь условно - на деле это огромный особняк, выстроенный в арабском (мавританском) стиле, с большим парком и большим количеством хозяйственных построек.

Весь север Ливана и сегодня - арабско-православный

Не доезжая г. Триполи - большой православный частный университет "Баламанд" с семью факультетами. Там и сям на севере Ливана натыкаешься на русские православные церквушки и кладбища, где на плитах - русско-арабские имена.

Но самый большой сюрприз преподнес мне российский консул в Бейруте А.В. Игнатов. Он пригласил меня на встречу выпускников - нет, не русских школ ИППО (они, увы, все давно уже умерли), а школ советских - на собрание членов "Ассоциации выпускников вузов СССР". Их, оказывается, вместе с русскими женами и детьми, несколько тысяч, целая "колония" в Ливане, больше, чем в любой другой арабской стране. Многие стали у себя на родине видными адвокатами, врачами, учеными, мечтают о создании своего "Ливано-Российского Дома" (прежний культурный центр СССР в Бейруте из-за отсутствия финансирования дышит на ладан).

Все члены "Ассоциации" по пять - шесть лет отучились в СССР, свободно говорят по-русски и… очень гневаются, что преемники СССР в СНГ всех их начисто забросили - хохлы даже на письма не отвечают, требуют писать по-украински, а на весь Ливан нет даже одной пишущей машинки с Украинским шрифтом.

Вот как, спустя полвека, преломилась "московитская" просветительская традиция в "Святых Землях"!

3. Научно-издательская деятельность ИППО - третий канал расходования бюджета

Без преувеличения можно сказать, что с 1882 г. ИППО, находившееся под покровительством "мракобеса" К.П. Победоносцева, собрало вокруг себя все лучшие светские и церковные умы - крупнейших арабистов И.Ю. Крачковского и Н.А. Медникова, грузиноведа А.А. Цагарели, византолога И.И. Соколова археологов Н.П. Кондакова, А.А. Олесницкого, архимандрита Антонина (Капустина).

Последний был еще и главой Русской духовной миссии в Иерусалиме в конце XIX - начале ХХ в. и лично руководил раскопками в "Русском месте" (бывшая коптская "Деббота" на Елеонской горе), выкупленное еще в 1858 г. Палестинским комитетом. Общество делало крупные пожертвования на большие научные экспедиции.
 
В 1882 г. оно субсидировало экспедицию доцента Петербургского университета А.А. Цагарели на Синай (Египет), Афон (Греция) и в Иерусалим для изучения древних грузинских рукописей. Вышедший затем капитальный труд доцента - "Памятники грузинской старины в Святой Земле и на Синае" - и сегодня уникальный источник по древней истории Грузии.

В 1886 г. ИППО субсидировало сразу две экспедиции - археологическую проф. А.А. Олесницкого в Иерусалим для изучения и раскопок того места, где по преданию находился Соломонов храм (61), и этнографическую доктора А.В. Елисеева для изучения древних путей паломников, бредших в "Святую Землю" из Руси "посуху" - через Кавказ и Анатолию к Иерусалиму.

Много средств выделяло Общество на научные - светские и религиозные - издания
 
При его содействии известный арабист Н.А. Медников 15 лет работал над древнеарабскими источниками, результатом чего стала его всемирно известное четырехтомное исследование "Палестина от завоевания ее арабами и до крестовых походов". В порядке "общественной нагрузки" проф. Медников разрабатывал "учебные программы" для русских школ в "Святой Земле".

Учебное сообщество ИППО с 1886 г. издавало свой академический журнал - "Сообщения Православного Палестинского Общества", быстро превратившийся не только в русский, но и всемирный печатный орган востоковедов (в 1954 г. его издание возобновилось). Общество издавало также богословскую литературу, в частности, "Жития Святых". Одним из первых под редакцией М.А. Веневитова (в его память названо одно из русских подворий в Иерусалиме) было издано "житие" первого на Руси паломника - черниговского игумена Даниила (XI в.). В целом, в России конца XIX - начала XX вв. Не было второго такого сообщества, которое сочетало бы "народную пользу" (паломничество), академическую науки и религию.

Однако больше всего денег шло на содержание, как бы сказали сегодня, "паломнической инфраструктуры" в "святых землях": строительство соборов и церквей, монастырей, подворий, школ, больниц, детских садов и т.д. Особенно активно "паломническая стройка" началась с того времени, как в 90-х гг. XIX в. главой Русской духовной миссии в Иерусалиме был назначен архимандрит-ученый Антонин (Капустин).

При нем был сооружен Троицкий собор и больница рядом со зданием Русской духовной миссии, четыре подворья (гостиницы для паломников), в 1896 г. - еще один храм во имя Св. Александра невского и Александрийское подворье при нем.

В Назарете была построена мужская учительская семинария, подворье, женская школа, амбулатория и детский сад, и это не считая десятков других сооружений по всей "Святой Земле". В официальной справке русского консульства в Иерусалиме в МИД России сообщалось, что на 1903 г. только на территории нынешнего Израиля и Ливана находилось 114 объектов недвижимости (участков земли, церквей, приютов паломников, больниц, школ и т.д.), из них львиная доля (97) - в Иерусалиме и вокруг него.

По данным нынешнего председателя ИППО проф., О.Г. Пересыпкина (1992 г.), "к 1917 г. общество на правах собственности имело в Палестине, Сирии и Ливане земельные участки общей площадью более 270 га, часть которых была приобретена на собранные в России средства, а часть получена в дар от православных арабов" (62).
Спустя 46 лет в МИДе, но уже советском, была подготовлена вторая справка о "недвижимом имуществе" в Палестине, Сирии и Ливане, некогда принадлежавшем русскому правительству, царской семье, ИППО и РПЦ.

Похоже, И.В. Сталин в 1949 г. рассчитывал получить от Израиля некую компенсацию в обмен на то, что СССР как постоянный член Совета Безопасности ООН поддержал в 1948 г. резолюцию о создании в "святых местах" государства Израиль

Вот только небольшой отрывок из этой справки, составленной отделом загранимуществ управделами МИД СССР (03 февраля 1949 г.)
 
"8. Земельный участок "Старое подворье Московийе (московское)" или "Русские постройки" размером 71.678 кв. м, из которых 23.142 кв. м были подарены султаном Абу-уль-Меджид в 1855 г. вел. кн. Константину Николаевичу и 48.536 кв. м были приобретены… на приобретение участка и на подготовку его к постройке было израсходовано в 1855-1860 гг. 154.951 фр." (63).

В 1949 г. "русские постройки" образовывали 11 объектов недвижимости:
 
1. резиденция бывшего "царского" дипгенконсульства с садом и огородом (все вместе - 3.426 кв. м);
2. консульская тюрьма (КПЗ, по современному, для задержанных за нарушения соотечественников, которых местная полиция не имела права держать более двух суток);
3. домик для привратника (коменданта здания генконсульства);
4. дом для проживания прислуги генконсульства;
5. три подворья - Елизаветинское женское, Мариинское мужское и Николаевское смешанное - для паломников из крестьян на 300 койко-мест каждое и комнатами для служителей;
6. Собор во имя Св. Троицы;
7. Дом духовной миссии с домовой церковью;
8. здание общей "большой" русской больницы;
9. здание "малой" русской больницы для заразных больных;
10. здание-магазин религиозных сувениров ИППО;
11. большой бассейн.

… И вот мы ходим с телекамерой по этому большому "русскому поселку" и, кроме магазина и бассейна, находим из этой описи почти все - вся недвижимость на месте. Вот только эксплуатируются в интересах современных паломников только два здания - духовная миссия (половина, там, где домовая церковь), да еще разрешается (но не каждый день) отправлять священнику из находящейся рядом (10 м) Духовной миссии службы (нам не повезло - службы в тот день не было и во внутрь собора мы не попали).

Чувствуется, что израильтяне давно хотят "застолбить" это место: в половине духовной миссии - полицейский участок, напротив двух русских больниц - недавно построенное в стиле ультрамодерн здание муниципальной мэрии. Но остальные "русские постройки" эксплуатируются не очень. В одном - какой-то склад ржавой военной техники времен израильско-арабской войны 1948-1949 гг. в другом - временные арендаторы-шведы. Между тем, эти "русские постройки" - самая крупная бывшая российская недвижимость в Израиле, к тому же компактно расположенная на "русском пятачке"
 
Судя по справке МИД СССР, на строительство одиннадцати "объектов" (последний - церковь Св.. Троицы - закончили в 1897 г.) ушло 800 тыс. зол. руб. (или 2,7 млн. фр. фр.). Любопытно, что казна из этих 800 тыс. потратила 500, жертвователи из России дали 270 тыс., а одно РОПИТ - Российское общество пароходов и торговли, отвалило 30 тыс. зол. руб. В 1895 г. французы по просьбе ИППО проводили официальную кадастрацию участка "Москобойи" и оценку зданий (без собора) - все вместе "потянуло" на 4 млн. 250 тыс. фр.

Поскольку даже по тем временам (не говоря уже о наших) вся эта недвижимость представляла огромную ценность, учитывая тогдашний сюзеренитет Турции над "Святой Землей", ИППО через генконсульство в Иерусалиме и посольство в Константинополе добилось в 1897 г. от султана именного указа (фирмана) о передаче всей этой недвижимости в собственность российского правительства (подлинник фирмана хранится в АВПР в Москве, а все купчие - в архиве Священного синода в Петербурге).

Но не все подворья и сегодня находятся в заброшенном состоянии

Скажем, подворье при церкви Св. Александра Невского (именно там после 1896 г. останавливались все именитые попечители ИППО во время паломничества в "Святую Землю") - т.н. Александрийское, что неподалеку от Храма Гроба Господня, функционирует как гостиница-музей и сегодня.

Мы обнаружили там 11 апартаментов для высоких гостей, некое подобие музея русских паломников (под стеклом сложены тяжелые металлические вериги паломников, "дары" русских монахинь богу - вышитые жемчугом кошельки и т.д.). В подворье висят подлинные полотна И.Е. Репина, И.Н. Крамского, В.А. Серова и других великих русских художников на библейские темы или портреты Александра III, Николая II, великих князей.

Вообще, в уцелевших подворьях или монастырях в "Святой Земле" немало таких картин, подлинников которых нет ни в Русском музее в Петербурге, ни в Третьякове в Москве. Вернуть все это достояние на Родину или, по крайней мере, сделать доступным для обозрения через паломничество - задача весьма благородная, хотя и очень трудно выполнимая.

Ведь за без малого СТО лет, что прошли со времени создания всех этих - движимых и недвижимых - сокровищ, в "Святой Земле" трижды менялись режимы. Турок сменили англичане и французы, тех, в свою очередь, режимы независимых государств. Скажем, в одном из русских подворий для паломников в Иерусалиме англичане учредили… тюрьму, а в русской больнице организовали госпиталь для своих солдат. Израильтяне, создав свое государство, наоборот, создали в "тюремном подворье"… музей борьбы евреев с английскими колонизаторами.

Кстати, в период своего "мандата" (1919-1948 гг.) англичане вообще ничьих прав собственности не признавали (отказали в претензиях даже "белой" церкви в эмиграции), а создали в 1934 г. собственный Благотворительный фонд и забрали под его опеку всю "спорную" собственность. В итоге такой "благотворительности" в Александрийском подворье разместился верховный "подмандатный" британский комиссар, а в Николаевском - британская военная полиция.

Израильтяне тоже ведут осторожную политику

Юридически они признают сегодня обе духовные миссии в Иерусалиме - "белую" и "красную", но ни одной из них дореволюционную/церковную собственность "не отписывают". Разгорается большой международный скандал вокруг Сергиева подворья (или "Москобийе эль-Джедидэ"). В свое время оно было построено на личные пожертвования почетного председателя ИППО вел. кн. Сергея Александровича и его супруги Елизаветы Федоровны, основательницы Марфо-Марьинской обители в Москве, и записано на имя великого князя (хотя управлялось ИППО).

Супругов постигла трагическая участь - Сергея Александровича в 1905 г. разорвала бомба эсера-террориста Каляева, а Елизавету Федоровну (родную сестру царицы) в 1918 г. в Алапаевске зверски убили большевики (Русская Зарубежная Церковь приравняла ее к лику святых и еще до Второй мировой войны ее прах был перенесен в один из православных храмов Иерусалима)

Сегодня в Сергиевом подворье размещаются две израильские "конторы" - Министерство сельского хозяйства и Общество охраны природы. На Сергиево подворье претендует и "белая", и "красная" церковь, и воссозданное современное ИППО (оно ведь им до 1914 г. управляло).

Но два - три года назад появился еще один мощный конкурент - супруг британской королевы Елизаветы II герцог Эдинбургский, считающий себя "по крови" прямым родственником семьи Романовых (что, кстати, подтвердила и международная экспертиза останков Николая II) и на этом основании претендующий на недвижимость в виде Сергиева подворья. Пока дело до суда не дошло, но в Израиле очень взволновались - шутка ли, сам супруг британской королевы хочет судиться… (64)

1947 - 20 ноября. Великобритания. Принцесса Елизавета выходит замуж за лорда Маунтбеттена, ставшего герцогом Эдинбургским, - FV

Правда, член президентского совета "Ассоциации выпускников вузов СССР в Ливане" доктор Сухейль Фарах настроен оптимистически - он считает, что чем больше будет шума вокруг "русской недвижимости" на Ближнем Востоке, тем нам, россиянам, лучше.

Израиль уже в принципе признал, что отнятую у арабов-палестинцев недвижимость (а их в 1948-1973 гг. выгоняли из домов и с участков безе церемоний) он обязан вернуть - иначе в чем смысл палестинской автономии?
 
Судебная тяжба супруга королевы лишь увеличит шансы России - англичан, мягко говоря, не любят ни арабы, ни израильтяне за их межвоенную репрессивную "подмандатную" политику. В Ливане, - говорит д-р Фарах,- вы уже нашли союзников в нашем "Ливано-Российском Доме", думаю, что найдете и в Израиле.

… А мы, паломники образца 1994-го года, уезжали домой, переполненные впечатлениями и мысленно повторяя слова Ивана Бунина: "есть ли в мире другая земля, где бы сочеталось столько дорогих для человеческого сердца воспоминаний?" (65)
------------------------
1. Национальное объединение защиты интересов держателей русских ценных бумаг (с 1955 г. - франц. аббревиатура - GNDPTR); Французская ассоциация держателей русских займов (откололась от GNDPTR в 1994 г. - AFPER); Национальное объединение защиты потомков держателей русских займов (откололась от GNDPTR в 1993 г. - GNDTR); Объединение держателей старых ценных бумаг (откололась от GNDPTR в 1991 г. - GPTA); Национальная ассоциация французских держателей акций недвижимости (ANPEVM).
2. Joлl Freymond. Les emprents russes: de la ruine au remboursement. Paris, 1995.
3. G. Welter. Ce qu'il faut savaire de la Russie йconomique. Paris, Dunod, 1923. См. Также пресс-релиз: Dйjeuner de presse, lundi 27 mars 1995 (intervantion de M. Freymond, conseiller technoque de l'AFPER). - Текущий архив экспертного совета.
4. См, например, Юрий Коваленко, Будем ли мы платить царские долги? - "Известия", №316, 13 ноября 1990 г.
5. "Известия", №241, 3 ноября 1992 г.
6. В. Большаков. Платить, судя по всему, придется, и Россия должна об этом знать. - "Правда", №118, 6 июля 1994 г.
7. История США, т. 1 (1607-1877). М., 1983, с. 505-506; См также: Н.Н. Болховитинов. Русско-американские отношения и продажа Аляски (1834-1867). М., 1990.
8. Вяч. Прокофьев. Русское золото, или кто кому должен? (Интервью с председателем общественного международного экспертного совета по российскому золоту и недвижимости за рубежом проф. В.Г. Сироткиным). - "Труд", 16 июня 1995.
9. См., например, жур L'Expansion, № 499, 14-27 avril 1995; газ. "Le Quotidien de Paris", 12 avril 1995.
10. См. Также: "Известия", № 241, 3 ноября 1992 г. (краткое выборочное изложение Ю. Коваленко пресс-конференции Ж. Вержеса).
11. Справка к указу (распоряжению) Президента РФ по созданию Фонда "Возвращение" (российское золото и недвижимость за рубежом), 25 мая 1993 г. Состав. В.Г. Сироткин. - Текущий архив экспертного совета.
12. "О собственности РФ, находящейся за границей", ст. 15 (представлен на обсуждение Комитета по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности V Госдумы 13 декабря 1994 г. - Там же.
13. Любопытно, что создать нечто подобное этому агентству (но с противоположными целями) наш экспертный совет предлагал тогдашнему первому вице-премьеру правительства РФ В.Ф. Шумейко в мае 1993 г. В 1994 г. та же идея возродилась в законопроекте депутата В.А. Лисичкина в V Госдуме в виде Российского агентства федеральной собственности за рубежом. - Прим. Авт.
14. Распоряжение Б.Н. Ельцина 24 февраля о передаче особняка МИДу, его же "согласие" 3 ноября, наоборот, отдать дом частной "Ассоциации пользователей", его же проект указа от 1 декабря вновь вернуть дом в федеральную собственность, постановление Президиума ВС РФ от 1 июня за подписью Филатова фактически подчинить дом российскому парламенту, указ №889 от 14 августа отдать дом РАМСИРу Шохин, распоряжение Правительства 5 мая 1992 г. передать дом Моссовету и т.д. - вся переписка по "графскому особняку" в Париже сохранилась в Текущем архиве экспертного совета.
15. См. "О культурном центре России во Франции ("русский дом" в Париже)". Отчет о командировке в Париж с 29 ноября по 5 декабря 1992 г. эксперта Комитета проф. В.Г. Сироткина, 10 декабря 1992 г. - Там же.
16. Цит. По: "Ветка Палестины. Стихи русских поэтов об Иерусалиме и Палестине". Состав. Б.Н. Романов. М., 1993, с.8.
17. Ирина Граник. Семь дней в вечности. - "Коммерсантъ-Daily", №63, 13 апреля 1996, с. 16.
18. С.Д. Шереметьев. Путешествие на Восток кн. П.А. Вяземского. Спб., 1883.
19. И.А. Бунин. Собрание соч. В 9-ти томах, т.3. М., 1965, с. 365-384.
20. Государственная служба в России, т.2. Нижний Новгород, 1994, с. 108-116.
21. Н.С. Киняпина, М.М. Блиев, В.В. Дегоев. Кавказ и Средняя Азия во внешней политике России. МГУ, 1984, с. 128-130.
22. Н.С. Киняпина. Ункяр-Искелесский договор 1833 г. - "Научные доклады высшей школы", серия "Исторические науки", 1958, № 2. См. Также: "Восточный вопрос во внешней политике России (конец XVIII - начало XX в.). М., 1978.
23. Ср. Е. Адамов, Л. Кутаков. Из истории происков иностранной агентуры во время Кавказских войн (документы). - "Вопросы истории", 1950, № 11; "Шамиль - ставленник султанской Турции и английских колонизаторов". Сб. Док. и матер. Тбилиси, 1953, и А.М. Пикман. О борьбе кавказских горцев с царскими колонизаторами. - "Вопросы истории", 1956, №3; С.К. Бушуев. Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России (20-70 годы XIX в.) М., 1955.
24. Цит. По: Н.С. Киняпина, М.М. Блиев, В.В. Дегоев. Ук. Соч., с. 132.
25. "Шамиль - ставленник султанской Турции и английских колонизаторов", с. 174-179.
26. "Красный архив", 1940, т. 5 (102), с. 192.
27. В.Г. Сироткин, В.Т. Козлов. Традиции Бородина: память и памятники. М., 1989, с. 35-39.
28. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 11, с. 282.
29. А.Н. Муравьев. Путешествие по Святым местам в 1830 году. Спб., 1835.
30. А.Н. Муравьев. Мои воспоминания. М., 1913, с. 25-26.
31. А.С. Пушкин. Полн. собр. соч. в 9-ти томах, т. 7. М., 1964, с. 262.
32. "Пушкин в русской философской критике". М., 1990, с. 380.
33. А.Н. Муравьев. История святого града Иерусалима от времен апостольских и до наших дней, ч. 1-2. Спб., 1844; Он же. Письма с Востока в 1849-1850 гг., ч. 1-2. Спб, 1851.
34. А. Дебидур. Дипломатическая история Европы, т. 1. М., 1947, с. 389-390.
35. С.В. Коптилина (Н.-Новгород). Проблема святых мест во внешней политике России в конце XIX - начале XX в. - "Палестинский сборник", вып. 31 (94). М., 1992, с. 131; О.Г. Пересыпкин. Не прерывать добрых традиций. - "Дипежегодник. 1989". М., 1990, с. 193-194.
36. Перепеч. в сб. "Сирия, Ливан и Палестина в описаниях российских путешественников, консульских и военных обзорах первой половины XIX в.". М., 1991, с. 254-309.
37. М.Д. Волконский. Записки паломника. 1859 год. Спб., 1860, с. 118.
38. В.Н. Хитрово. Неделя в Палестине. Спб., 1871, с. 3-5.
39. Питер Вейсенсел (США). Сообщения русских крестьян-паломников о Палестине как отображение жизни русской сельской общины. - "Палестинский сборник", № 31 (94). М., 1992, с. 42 (таблица).
40. Список российских учреждений в Палестине и Сирии (1903 г.) - "Дипежегодник". М. 1992, с. 263; [Прохоров]. К вопросу приобретения недвижимого имущества в Палестине, Сирии И Ливане (справка МИД СССР, 3 фев. 1949). - Текущий архив экспертного совета.
41. В.Н. Хитрово. Православие в Святой Земле. - "Православный Палестинский Сборник", т. 1, вып. 1. Спб., 1881, с. 81-83.
42. Часть этой записки (историческое введение) впервые опубл. В "Дипломатическом ежегоднике". М., 1995, с. 124-133.
43. Прот. А. Кравченко. Взаимоотношения русской и иерусалимской православных церквей при иерусалимском патриархе Никодиме (1883-1890 гг.) - "Палестинский сборник", 1992, № 31 (94), с. 117.
44. М.И. Одинцов. Государство и церковь в России.
45. И.В. Полтавская. Русские православные духовные миссии на Дальнем, Среднем и Ближнем Востоке (обзор документов). - "Дипломатический ежегодник". М., 1995, с. 112-123.
46. Цит. По: К.П. Победоносцев, Великая ложь нашего времени. М., 1993, с. 9.
47. Анатолий Ланщиков. Предотвратить ли думаю грядущее? (Предисловие). - Там же, с.9.
48. О.Г. Пересыпкин. Палестина, близкая нам. - "Палестинский сборник", 1992, № 31 (94), с. 150-151.
49. Извещение ИППО: Тариф "До Яффы и обратно", (1887 г.). - "Дипломатический ежегодник", М., 1992, с. 240-241 (фотокопия).
50. В.Н. Хитрово. Какими путями идут русские паломники в Святую Землю? - Сб. ИППО, 1901, № 12, с.317.
51. С.С. Ольденбург. Царствование императора Николая II. М., 1992, с. 484
52. Питер Вейсенсел (США). Ук. статья, с. 42 (таблица).
53. АВПР, ф. Палестинское общество, оп. 873/2, д. 23, л. 24.
54. К. Барсова. Дневник иерусалимской поклонницы. - "Церковный вестник", 1885, №№ 5-8, 11/12.
55. П.П. Петров. Из крестьян - в генералы (воспоминания). - "Дипломатический ежегодник". М., 1995, с. 258.
56. Джихад Салех (Палестина). Просветительская деятельность России в Палестине. - "Палестинский сборник", 1992, № 31 (94), с. 146.
57. А.А. Дмитриевский. Типы современных русских паломников в Святую Землю. Спб., 1912, с.32.
58. Мухамир Омар Касаб (Израиль). Просветительская деятельность Палестинского общества на территории Палестины. - "Палестинский сборник", 1992, № 31 (94), с. 72.
59. См. "Пушкин в странах зарубежного Востока". Сб. статей. М., 1979, с.9.
60. И. Ю. Крачковский. Над арабскими рукописями. М., 1912, с. 118.
61. 22 марта 1915 г. Научный совет ИППО принял решение о создании в Иерусалиме Русского Археологического Института, но продолжавшаяся мировая война, а затем и захват власти в России большевиками, помешали реализации этого выдающегося проекта. - Прим. авт. 22 марта 1915 г. Научный совет ИППО принял решение о создании в Иерусалиме Русского Археологического Института, но продолжавшаяся мировая война, а затем и захват власти в России большевиками, помешали реализации этого выдающегося проекта. - Прим. авт.
62. "Палестинский сборник", 1992, № 31 (94), с. 151.
63. К вопросу приобретения недвижимого имущества в Палестине, Сирии и Ливане (справка МИД СССР, 1949), с. 7-8. - Текущий архив экспертного совета.
64. Семен Черток (Иерусалим). Русские паломники в Палестине. - "Русская мысль", №4108, 11-17 янв. 1996, с. 17.
65. И.А. Бунин. Ук. соч., т.3, с. 384

Оглавление

 
www.pseudology.org