Валентин Исаакович Рабинович
Реформаторы
Валенитин Исаакович Рабинович - Валентин Рич

На видимой поверхности советского общества во второй половине XX века были заметны три основные реформаторские силы: партийные либералы во главе с Хрущевым, прогрессивные писатели во главе с Твардовским и Солженицыным, диссиденты во главе с Сахаровым.

Эти три группы представляли собой выступавшие над поверхностью океана вершины трех айсбергов, которым дальнейшее сохранение существовавшего политического режима грозило, если не полным разрушением, то, во всяком случае, крайне опасными последствиями.

Первым таким айсбергом было только казавшееся всесильным советское чиновничество, благополучие которого всецело зависело от результатов деятельности народного хозяйства.

Между тем, к началу 60-х годов выявилась полная невозможность прежней экономической политики, ведущей к его быстрой деградации, в связи с чем правящая группа высших чиновников во главе с Хрущевым и Косыгиным предприняла попытку экономической реформы.

Вторым айсбергом было обескровленное непосильным трудом, массовыми ссылками, оттоком наиболее работоспособной молодежи в города крестьянство.
Третьим – творческая интеллигенция: писатели, художники, деятели театра и кино, верхушка ученых и инженеров, – для которых идеологическая и экономическая монополия советского государства делала саму возможность профессиональной деятельности редким исключением, а самостоятельное использование ее результатов почти полностью невозможным.

Ни одна из этих групп, однако, собственными силами реформировать общество не могла

Чиновничество – по той простой причине, что реформа и должна была бы заключаться в ликвидации или, по меньшей мере, в значительном урезании его экономической власти. Обескровленное и закрепощенное крестьянство в массе своей было неспособно к саморазвитию, представляя собой остаток средневековой структуры, исторически обреченной на вымирание. Творческая интеллигенция представляла собой сравнительно небольшую, крайне разобщенную конкуренцией и условиями труда группу населения.

Между тем. в СССР, как и во всем мире, спонтанное развитие производства привело к количественному росту и росту самосознания, в том числе и осознания своих политических целей, той группы населения, которая была связана с передовыми производственными технологиями.

Именно этот, во всех отношениях растущий слой, наиболее образованный, инициативный, динамичный, способный как к индивидуальному труду, так и к сотрудничеству с другими людьми, к освоению новых профессий, был кровно заинтересован в столь же способном к динамичному развитию устройстве общества, а следовательно, в реформировании сложившегося в СССР политико-экономического строя.

Именно этот слой сделал возможным те изменения,

которые произошли на территории бывшего Советского Союза за последние полтора десятилетия XX века. В первые годы перестройки именно выходцы из этого слоя создали и возглавили кооперативы и сперва малые частные предприятия, а затем и крупные, в том числе банки. Именно этот слой поддержал сначала Горбачева, затем Ельцина.

А когда на одиннадцатом году перестройки появилась возможность демократического волеизъявления, голос населения, связанного с передовыми технологиями – москвичей, петербуржцев, нижегородцев, жителей других крупнейших научно-производственных центров обеспечил возможность проведения реформ.

Кстати, ведь и первую попытку реформы возглавил не какой-нибудь партийный выдвиженец, приобретший «корочки» какого-нибудь вечернего или заочного вуза, а настоящий инженер-производственник Косыгин. А Горбачев окончил лучшее учебное заведение страны – Московский государственный университет.

А Ельцин, до того, как он сделал партийную карьеру, был настоящим инженером, прошагал по всем ступеням производственной лестницы – от прораба до управляющего строительным трестом.

Однако, не умаляя достоинств этих политиков, их политических соратников и последователей, надо отдавать себе отчет в том, что корабль реформ был создан повседневным, сравнимым с деятельностью муравьев и термитов, совокупным трудом десятков и сотен тысяч, даже миллионов ученых, инженеров, рабочих, работников культуры. Политикам оставалось поднять его паруса.

Источник

Оглавление

www.pseudology.org