Валентин Исаакович Рабинович
No passaran!
Они не пройдут!
Валенитин Исаакович Рабинович - Валентин Рич
No pasaran – Они не пройдут - лозунг испанских республиканцев и бойцов интернациональных бригад, сражавшихся против франкистских мятежников, которым помогали гитлеровская Германия и фашистская Италия.

Из-за почти полной невозможности борьбы за свободу и справедливость в своей собственной стране огромной популярностью в России всегда пользовалась борьба за справедливость и свободу народов других стран.
 
Выдвинутый большевиками лозунг мировой пролетарской революции явился как бы прямым продолжением и развитием любезных русскому сердцу лозунгов борьбы за свободу Греции (Ипсиланти), Болгарии (Инсаров и Скобелев), Трансвааля («Трансваль, Трансваль, страна моя, ты вся горишь в огне»).
 
Светловская «Гренада» –«Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать» – вполне укладывалась в этот ряд. Так что нет ничего удивительного в той волне сочувствия к защитникам Испанской республики, которая поднялась в Советском Союзе, когда в Испании разразился мятеж генерала Франко, поддержанного Гитлером и Муссолини.

Сочувствие это было особенно горячим, потому что в конце тридцатых годов уже явственно ощущалось приближение новой мировой бойни и неизбежность столкновения СССР с фашистскими державами.
 
Нападение на Испанскую республику воспринималось советскими людьми как пролог к нападению на их собственное отечество. Шапочки-испанки стали самым популярным головным убором детворы, а под названием пилотки они были введены в Красной Армии.
 
Кинофильм Истребители, посвященный сражавшимся в Испании советским «добровольцам», в котором совсем еще молоденький Марк Бернес спел свою знаменитую песню, начинавшуюся словами: «В далекий край товарищ улетает», – многие мои товарищи смотрели по три-четыре раза. Лозунг «No passaran» повторяла вся Москва. Как заклинание.

В этом не было ничего удивительного еще и потому, что на протяжении многих столетий историческая судьба россиян отличалась фундаментальным сходством с исторической судьбой испанцев.
 
Населявшие крайние фланги Европы народы, впитавшие в себя достижения греков и римлян, оказались главными защитниками континента от иноземных захватчиков. Отбившись от мавров и турок, испанцы создали великую империю на территории Старого и Нового света, распространив христианскую культуру на обширные заокеанские земли.
 
Отбившись от хазар, половцев, печенегов, татаро-монгол, тех же турок, русские создали свою великую империю, распространив христианскую культуру на обширные территории Восточной Европы, Средней Азии, Сибири, достигнув Нового света с противоположной стороны.

2
 
Говорят, что характер это судьба. Но можно сказать и так: судьба это характер. Особенно в тех случаях, когда речь идет о судьбах исторических, а характерах народных. Одна из самых замечательных сходных черт у русских и испанцев – их способность к народной войне, проявившаяся, как в защите своих собственных земель от посягательств на них, так и в захвате чужих территорий.
 
Почти все завоевания в Америке были совершены не вооруженными силами испанской короны, а отрядами авантюристов-конкистадоров. Точно так же почти вся Сибирь, Дальний Восток, Аляска были присоединены к России не царскими воеводами, а отрядами казаков. А во времена Наполеоновских войн только два народа – испанцы и русские разожгли пожар народной, партизанской войны против французских захватчиков.

Гражданская война в Испании действительно стала прологом к Второй Мировой войне. Потерпевшие поражение в сражениях на собственной земле испанские республиканцы и сражавшиеся плечом к плечу с ними интербригадовцы дали всем свободолюбивым народам мира бесценный опыт борьбы с фашизмом и время для подготовки к победе над ним. И тем, и другим в полной мере воспользовался Советский Союз.

3
 
На полях сражений под Уэской, Гвадалахарой, Мадридом выявилась отсталость советской военной техники от немецкой, особенно в области авиации. Наши самолеты-истребители И-15 («чайки») и И-16 («ишачки») уступали в скорости и маневренности немецкому Ме-109 («мессеру»), а пикирующих бомбардировщиков, таких, как немецкие «юнкерсы», способные поразить точечную цель, у нас не было вовсе.
 
Не с лучшей стороны показали себя и наши танки – из-за недостаточно прочной брони и легко воспламеняющихся бензиновых двигателей они оказались легко уязвимыми для вражеских пушек.

Поправить дело в советском танкостроении оказалось сравнительно просто. Уже в 1938 году наши конструкторы создали знаменитую «тридцатьчетверку», тяжелые танки ИС (Иосиф Сталин) и КВ (Клим Ворошилов), равных которым по крепости брони, мощности вооружения и качеству двигателей не было создано в других странах за все время Второй Мировой войны.
 
Требовалось лишь организовать их массовый выпуск. В 1939 году с этой целью в советском правительстве был образован новый народный комиссариат – танковой промышленности.
 
Во главе его Сталин, вообще-то недолюбливавший евреев, поставил талантливого танкостроителя инженера Зальцмана, который в первый же год войны, когда Красная Армия потеряла практически всю свою бронетехнику, когда немцы окружили Ленинград и захватили Харьков, в которых находились основные танковые заводы, сумел наладить выпуск новых танков в глубоком тылу страны – на Урале.

4
 
Сложней оказалось положение в авиастроении. Долгие годы, начиная с первых послевоенных лет, когда страна потеряла? самого талантливого российского самолетостроителя Сикорского, монопольное положение в авиастроении занимал Туполев. Свою монополию он ревностно охранял и не давал ходу конструкторской молодежи.
 
Только после многочисленных поражений сталинских соколов в испанском небе ей удалось вырваться из-под жесткой руки академика-монополиста и приступить к реализации своих конструкторских идей.
 
Имена Микояна, Гуревича, Лавочкина в первый раз я услышал за месяц до войны, когда наша зенитная батарея стояла возле одного из ленинградских военных аэродромов, с которого с невиданной скоростью взмывали в небо два невиданного экстерьера истребителя – один конструкции Микояна и Гуревича, другой конструкции Лавочкина. Это были опытные образцы, на них еще даже не поставили никакого вооружения.
 
Их прислали для ознакомления ленинградских летчиков с перспективной техникой. К великому сожалению, никому из тех летчиков повоевать на равных с немецкими асами не пришлось – все они были сожжены в ленинградском небе вместе со своими тихоходами в первые же месяцы войны.
 
Неравные бои, которые они вели с «мессерами», – одно из самых жутких зрелищ, виденных мною на той войне, – всегда кончались одним и тем же – превращением краснозвездного «истребка» в дымный факел.

5
 
Только в ноябре 1942 года, под Шлиссельбургом, я в первый раз увидел, как из небесной карусели, которую образовали одинаково остроносые, одинаково быстрые наши и немецкие истребители, выпал «мессер» с желтыми крестами на узких крыльях и с заунывным воем понесся к земле, тщетно пытаясь сбить пламя, охватившее его поджарое тело.

«МИГи», «Лавочкины», «Яковлевы», «Ильюшины», «Петляковы» в небе, «тридцатьчетверки», «катюши» и самоходки на земле обеспечили советским войскам решающий перевес в сражениях на Волге и на Курской дуге, в степях Украины и лесах Белоруссии, переломивших хребет фашистскому зверю.

No passaran. Они не пройдут. Они не прошли...
Источник

Оглавление

Пилотка была до 1943 года единственным полевым головным убором ВермахтаПилотка была до 1943 года единственным полевым головным убором Вермахта. Ее носили все военнослужащие во всех родах войск. Технологически пилотка изготовлялась из ткани цвета фельдграу. Задняя часть боковин колпака была несколько ниже передней части, что придавало пилотке своеобразную элегантность.
 
Отвороты были фигурно вырезаны, над их уголками были вентиляционные отверстия. Хлопчатобумажная подкладка пилотки была разных оттенков бежевого цвета. Спереди, на отвороте, на темно-зеленом квадратном клапане вышивалась традиционная трехцветная кокарда, диаметром 20 мм. Сверху темно-зеленый клапан огибал цветной сутаж войскового цвета. Над кокардой, на темно-зеленом клапане вышивался светло-серыми нитками имперский орел, с размахом крыльев 58 мм

www.pseudology.org