Валентин Исаакович Рабинович
КВЖД

Валенитин Исаакович Рабинович - Валентин Рич

Сегодня это слово вымерло. Но во времена моего детства вряд ли был в моей стране человек, который хотя бы раз в день не услышал, не прочитал в газете или даже сам не произнес это слово.

КВЖД – Китайская Восточная Железная Дорога была построена Царской Россией в 1895 году. Она соединяла Сибирь с Дальним Востоком по кратчайшей прямой. И не только со своим, российским, но и с китайскими городами Дайреном, Мукденом, Харбином, Порт-Артуром, которые были сданы китайскими властями в долгосрочную аренду России, подобно тому, как Гонконг на юге страны был сдан в аренду Англии.

Таким образом правящая в Китае маньчжурская династия богдыханов расплачивалась с иностранными державами за помощь в подавлении китайских пугачевщин – восстания тайпинов в середине девятнадцатого века и боксерского восстания в начале двадцатого.

Однако вскоре последовало новое восстание, которое смело императорскую власть. Во главе Китайской республики встал великий китайский демократ Сунь Ятсен. Но огромная крестьянская страна еще не созрела для демократии, ей предстоял столетний период борьбы на два фронта – против иностранных захватчиков и против местных феодалов и компрадоров.

Компрадорами в начале ХХ века называли местных капиталистов, которые, наживаясь на торговых и финансовых операциях с иностранными капиталистами, не инвестировали своих капиталов в отечественное хозяйство, предпочитая вывозить их за границу – подобно нынешним «новым русским».

2

Правительство Сунь Ятсена смогло укрепиться только на юге страны и в некоторых крупнейших городах центральных и восточных провинций, где к тому времени успел накопиться чернозем среднего класса. Весь север страны и почти вся ее центральная часть находились в руках китайских полевых командиров. В Манчжурии хозяйничал бывший хунхуз Чжан Цзолин и его сын Чжан Сюэлян. Сам Сунь Ятсен был человеком гражданским – вроде нашего Плеханова. Военным министром был у него молодой, способный, честолюбивый генерал Чан Кайши, который пытался как-то управиться с непокорными и продажными полевыми командирами, за спиной которых стояли иностранные державы – Япония, Англия, США.

Управиться было крайне трудно, и неизвестно, чем бы все это кончилось – скорей всего, не только фактическим, но и юридическим распадом страны, если бы по соседству, в России не произошли две революции подряд. В результате этих двух революций бывшая Российская империя оказалась сперва в положении бывшей Китайской империи. Ее центральному правительству тоже подчинилась лишь небольшая часть страны с крупнейшими городами – Москвой, Петроградом, Нижним Новгородом, Екатеринбургом.

На Украине хозяйничали Петлюра и Деникин, в Сибири – Колчак, отпали Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Молдавия, Армения, Грузия, Азербайджан. В Одессе высадились французы, в Архангельске англичане, во Владивостоке японцы. В Крыму окопался Врангель. Но постепенно новой Российской власти – Ленину, Троцкому, Свердлову, умело маневрируя, удалось привлечь на свою сторону основное, крестьянское, население страны и отвоевать многие прежние территории Российской империи.

3

Как только Советская власть установилась в Сибири и на Дальнем Востоке, ей пришлось заняться российским имуществом, находившимся на территории Китая. От захваченных Царской Россией под видом аренды китайских городов Советская Россия отказалась сразу же. Но от КВЖД отказываться не спешила.

Между тем, хунхузы (теперь сказали бы – боевики) Чжан Сюэляна (его отца Чжан Цзолина к тому времени убили) то и дело нападали на поезда, шедшие из Сибири во Владивосток и обратно, грабили и убивали пассажиров, потом начали захватывать станции, паровозы, вагоны и прочее железнодорожное имущество.

Освободив от японских войск Приморье, Советское правительство направило ОКДВА – Особую Краснознаменную Дальневосточную Армию под командованием героя Гражданской войны Василия Блюхера в Северный Китай, освобождать захваченную отрядами Чжан Сюэляна КВЖД.

Война длилась недолго, всего несколько месяцев

Прекрасно помню, как собравшаяся у нас в родительской комнате компания отцовских друзей – Семен Френкель с Шурой Ильиной, Жорж Доценко с Марусей, Геня Тауткайте весело пели только что появившуюся песню Демьяна Бедного – «Нас побить, побить хотели»:

Нас побить, побить хотели,
нас побить пыталися,
но мы тоже не сидели –
того дожидалися.

Так махнули, так тряхнули,
крепко так ответили,
что все Чжаны Сюэляны
быстро дело сметили.

Застрочили быстро ноты
мирные и точные.
Мастера своей работы
мы дальневосточные!

Мне было тогда четыре года. В детстве я любые стихи запоминал с первого раза, как слышал их или прочитывал. Но то, что эти, право же, далеко не первосортные вирши застряли у меня в памяти с 1926-го года, можно объяснить только совокупным впечатлением, которое произвели на меня, дошкольника, события на КВЖД – моя первая встреча с Китаем.

Конечно китайцев я встречал и раньше – они привозили к нам во двор замечательные игрушки: трещотки, пищики «уйди-уйди», ярко раскрашенные бумажные веера и «змеи», наполненные опилками шарики на резинке, воздушные шары и много чего еще. Но это были именно продавцы игрушек – с Китаем они у меня не ассоциировались, как не ассоциировался с ним и Коля Лянь Кунь, с которым я познакомился и подружился в восьмом классе артиллерийской спецшколы

С КВЖД ведет свое начало мой глубокий, никогда не прерывавшийся интерес к великому восточному соседу России. Что может быть естественней, чем объединение гигантской российской территории с гигантским населением Китая?

Нельзя ли считать Золотую Орду первым «опытным образцом» такого объединения? Не состоит ли истинная миссия России в том, чтобы обеспечить бескровное слияние народов Запада и Востока в единый народ землян

Источник

Оглавление

www.pseudology.org