Валентин Исаакович Рабинович
Библия
Валенитин Исаакович Рабинович - Валентин Рич
Хоть я и вырос в стране, принявшей христианство десять веков назад, прочесть Библию мне удалось лишь в пятидесятилетнем возрасте. В свободной продаже ее не было. В библиотеках ее не выдавали.
 
В 1972 году моя жена и мои дочери приобрели этот раритет на книжном толчке у букинистического магазина на Кузнецком мосту за бешеные по тому времени деньги – 100 рублей и подарили мне в мой день рождения.

Со многими библейскими сюжетами я свел знакомство, конечно, значительно раньше, любуясь копиями Микеланджеловских скульптур Давида и Моисея в Московском музее изящных искусств, гигантским полотном Иванова «Явление Христа народу», выставленном в Третьяковской галерее, разглядывая фрески и иконостасы киевской Софии, ленинградской Александро-Невской лавры, храмов Суздаля, Владимира, Новгорода, слушая «Аве Марию» Шуберта, читая Достоевского и Толстого.
 
Теперь же у меня в руках оказался первоисточник. Не в силах оторваться, я залпом проглотил Моисеево Пятикнижие, Песню Песней, Екклезиаста, все четыре версии евангелистов о жизни и смерти Христа, Апокалипсис.

2
 
И уже в первые часы этого запойного чтения у меня возник вопрос, который потом долго не давал мне покоя. Почему величайшую книгу древности сотворили не великие народы, создавшие первые очаги земной цивилизации в плодородных долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ, а маленькое племя, намного позже них осевшее на землю и, за исключением разве что последних ста лет, не обогатившее цивилизацию ни одним сколько-нибудь заметным достижением в области материальной культуры?
 
Египтяне изобрели химию, жители Месопотамии – астрономию, индийцы – десятеричную систему счисления, китайцы – компас, порох, ракету, шелк, бумагу, фарфор. А что изобрели евреи до того, как родились Альберт Эйнштейн и Энрико Ферми?

Прошло немало лет, пока до меня дошло, что ответа на мой вопрос не существует. Потому что ответы могут быть получены только на правильно поставленные вопросы, мой же был поставлен неправильно.

3
 
Прежде всего, вряд ли можно считать Библию величайшей книгой древности. Так считают только христиане и иудеи. Последователи ислама величайшей книгой считают Коран, индуисты – Ригведу, буддисты – Бхагавадгиту. А ведь есть еще Авеста, Труды и дни, Илиада с Одиссеей, сочинения Платона, Аристотеля, Лао-Цзы…
 
Но наиболее вероятно, что величайшая книга древности вообще не дошла до нас. Характерно в этом отношении, что самый знаменитый памятник древнерусской литературы Слово о полку Игореве дошел до девятнадцатого века в одном единственном экземпляре, далее не сохранившемся, сгоревшем во время пожара в занятой французами Москве.
 
В единственном экземпляре дошло до нас и замечательное сочинение римлянина Тита Лукреция Кара «О природе вещей», в котором была изложена античная теория молекулярного строения вещества.

Каждая война – а войны шли беспрестанно, каждая смена религии – а религии менялись много раз, – сопровождались массовым уничтожением книг. Остатки огромной библиотеки были найдены при раскопках на месте одного из первых шумерских городов – Ура.
 
Они сохранились только потому, что тогдашние шумерские книги не могли гореть, они были написаны на глиняных плитках. Кстати, среди прочих текстов там нашли тексты, представляющие собой отрывки из сказания о всемирном потопе – прототип библейского, записанный двумя тысячелетиями ранее.
 
А в пещерах Кумрана, неподалеку от Мертвого моря, в середине двадцатого столетия мальчишка-пастух случайно наткнулся на полуистлевшие кожаные свитки, принадлежавшие ессеям, членам коммунистических общин древней Палестины. Прочитав начертанные на этих свитках записи, ученые обнаружили среди них прототипы евангельских сказаний. Все это воистину крохи прежних книжных сокровищ.

До нас дошло свидетельство о том, как было уничтожено египетскими христианскими фанатиками величайшее хранилище древних книг – Александрийская библиотека. Книжные аутодафе гитлеровцев не оставляют сомнений в подобной же судьбе, уготованной книжным шедеврам последующих тысячелетий, если бы фашизм смог осуществить свои планы покорения мира.

4
 
В общем, нет никаких сомнений в том, что почти все книги, написанные мудрецами древности, ненадолго пережили своих создателей или же были уничтожены вместе с ними. Сохранившиеся представляют собой такое же случайное исключение, как гробница Тутанхамона (между прочим, одного из самых ничтожных фараонов), Венера Милосская (между прочим, с отломанными руками), Ника Самофракийская (между прочим, с отломанной головой).

И если уж задаваться какими-то вопросами в отношении Библии, то наиболее уместен, вероятно, вопрос о том, почему она не разделила судьбу подавляющего большинства древних книг, почему она сохранилась. Ответ, казалось бы, лежит на поверхности: Библия сохранилась, потому что сохранились евреи. Но на самом деле он лишь подменяет один вопрос другим – почему сохранились евреи?

Ответить на этот последний вопрос, как и на многие другие вопросы истории, помогает закономерность, которую я позволил себе назвать Правилом пыли, а также еще одна закономерность, которую можно было бы назвать Правилом голоса.

***

…А дольше всего сохраняется голос
Вот уж в морщинах лицо
Руки опутаны сетью вен узловатых
Обесцветились волосы

Потускнели глаза
Ломкими сделались кости и стенки артерий
Сердце устало стучать
И лишь голос, один только голос все так же по-юному звучен

Дольше всего сохраняется голос
Ветер времени сушит реки и рушит горы,
как пух, сдувает с лика Земли народы и государства
Где Микены и Фивы?

Где империя цезарей?
Где тимуриды?
А голос Гомера, голос Горация, голос Гафиза продолжает звучать
Дольше всего сохраняется голос
Источник

Оглавление

www.pseudology.org