Научный коммунизм: Словарь



Национализм —

психология, идеология, мировоззрение и политика предпочтения одних наций другим, возвеличения своей нации, разжигания национальной розни и расовой ненависти (см. Расизм).

Разновидностей национализма много, начиная с откровенно фашистского шовинизма и кончая национализмом утонченным, прикрытым марксистской фразеологией. Он выступает и как великодержавный шовинизм угнетающей нации, третирующей другие нации, и как местный национализм угнетаемой нации, выражающийся в стремлении к замкнутости и в недоверии к другим нациям. Оборотной стороной национализма является империалистический космополитизм, проповедующий растворение наций и народностей в «образцовых» (господствующих) нациях.

Национализм порождается отношениями частной собственности и эксплуатации. Носителями его являются буржуазия и мелкая буржуазия. Природе пролетариата как носителя интернационализма национализм чужд. Однако исторический опыт свидетельствует, что путем систематического и длительного внедрения национализма можно отравить его ядом довольно широкие массы, в том числе некоторые слои рабочих. Этого добивались, например, прусские милитаристы и нацисты в Германии.

Национальная рознь затрудняет, а порой и парализует классовую борьбу пролетариата. Под прикрытием разговоров об «общенациональных» интересах буржуазия разжигает национальную ненависть, развязывает захватнические войны. Монополистический капитал широко использует шовинизм и расизм для травли целых рас и национальностей.

Марксизм непримирим с национализмом. Вместе с тем бывают периоды в национально-освободительных движениях, когда национализм угнетенной нации выступает как программа национального возрождения, как идеология и политика борьбы против империализма, за политическую и экономическую независимость, за суверенитет и всестороннее развитие своей нации. Национализм с таким общедемократическим содержанием марксисты-ленинцы считают исторически оправданным и поддерживают его там и тогда, где и когда это содержание налицо, не забывая при этом о тех силах, которые лишь временно прикрываются общедемократической борьбой и готовы предать подлинные интересы нации.

Социализм, ликвидируя антагонистические классы, тем самым вырывает социальные корни национализма. Однако проявления национализма и национальной ограниченности не исчезают автоматически. «Националистические предрассудки и остатки былой национальной розни — это та область, где сопротивление социальному прогрессу может быть наиболее длительным и упорным, ожесточенным и изворотливым» (Программа КПСС). Причиной этого являются не национальные формы жизни сами по себе и якобы врожденность националистической психологии, как утверждают идеологи буржуазии, а реальные исторические условия, тяжелое наследие прошлой вражды и недоверия между народами, остатки былого неравенства уровней развития различных наций, постоянные попытки империалистов и их идеологов оживлять и подогревать националистические предрассудки, преувеличенное или извращенное проявление национальных чувств. Играет роль и отставание сознания от социалистического бытия, и отступление от норм социалистического образа жизни (см. Образ жизни социалистический) — нарушение равноправия народов в их экономическом и культурном развитии, в кадровой политике, игнорирование достижений, вклада той или иной нации в развитие общества, пренебрежение национальными чувствами, подмена социалистического патриотизма (см. Патриотизм социалистический) узконациональным псевдопатриотизмом, когда патриотизм, по существу, превращается в национальную ограниченность, и т. д. При всем разнообразии источников национализма его результатами являются национальная рознь, нарушение братства трудящихся. Сохраняясь в форме пережитков, национализм, местничество выступают часто не прямо, а замаскированно, например под флагом защиты национальных особенностей, традиций и обычаев, без различения того, что в них прогрессивно, а что реакционно. Вообще чрезмерные подчеркивания «самобытности» развития наций и их культур, свободных якобы от взаимовлияний, мешают здоровым взаимоотношениям и процессам взаимообогащения наций и народностей.

С образованием мировой системы социализма расширился круг наций, вступивших в отношения друг с другом на основе социалистического интернационализма (см. Социалистический интернационализм). Националистические тенденции в этих условиях противоречат не только интересам интернационального сотрудничества трудящихся, но и подлинно национальным интересам народов.

Национализм по своей природе враждебен социализму, марксистско-ленинскому мировоззрению, дружбе народов, противоречит объективному процессу развития и сближения социалистических наций. Буржуазный национализм в современную эпоху приобретает особенно изощренные формы. Острие его направлено прежде всего против первой страны социализма — СССР.

Национализм служит питательной почвой как «левого», так и правого оппортунизма, и это еще раз подтверждает тезис Ленина о том, что «идейно-политическое родство, связь, даже тождество оппортунизма и социал-национализма не подлежит никакому сомнению» (т. 26, с. 151). Национализм в сочетании с оппортунизмом в революционном движении особенно опасен, ибо нередко прикрывается марксистско-ленинской терминологией. Ни одна коммунистическая партия не может остаться подлинно марксистско-ленинской и выполнять роль авангарда в строительстве нового общества, если она не создаст атмосферу нетерпимости к национализму и не преодолеет его в первую очередь в своих собственных рядах.

КПСС придает первостепенное значение интернационалистскому воспитанию трудящихся, преодолению любых националистических проявлений. Согласно ст. 36 Конституции СССР, «граждане СССР различных рас и национальностей имеют равные права... всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения — наказывается по закону». Борьба против национализма является также важнейшим условием укрепления мировой системы социализма, обеспечения единства международного коммунистического и рабочего движения, успешной национально-освободительной борьбы угнетенных народов. Как указывал Ленин, борьба с националистическими предрассудками «тем более выдвигается на первый план, чем злободневнее становится задача превращения диктатуры пролетариата из национальной (т. е. существующей в одной стране и неспособной определять всемирную политику) в интернациональную (т. е. диктатуру пролетариата по крайней мере нескольких передовых стран, способную иметь решающее влияние на всю мировую политику)» (т. 41, с. 165).