Научный коммунизм: Словарь



Народнический социализм —

разновидность мелкобуржуазного утопического социализма, в России — идеология крестьянской демократии.

Специфической чертой Н. с. явилось переплетение идей аграрной демократии с социалистическими мечтами, надеждой миновать капитализм (идея некапиталистического пути развития). Социальный источник Н. с. — борьба народных, по преимуществу крестьянских, масс за землю, за уничтожение крепостнических форм эксплуатации. Первой классической, но не единственной формой такой демократической идеологии является русское народничество. Практика национально-освободительного движения в XX в. подтвердила прогноз Ленина о международном характере Н. с., о народнических чертах в идеологии крестьянской демократии на Востоке (суньятсенизм, гандизм и др.), хотя современные формы народнической идеологии значительно отличаются от русского народничества (см. «Национального социализма» теории). Следует отметить, что в современных условиях у народнической демократии имеются качественно иные, значительно более широкие возможности. Соотношение социальных сил внутри развивающихся стран и на международной арене позволяет ее передовым представителям (см. Революционная демократия) осуществлять программу глубоких общественных преобразований, направлять развитие этих стран по пути социалистической ориентации.

Важнейшее влияние на формирование идеологии Н. с. оказали июньские события 1848 г. во Франции и трагедия Парижской коммуны. Политическая борьба в России, развернувшаяся на почве крестьянской реформы 1861 г., показала тот же антидемократический характер либерализма, ту же необходимость самостоятельного движения масс для достижения освобождения, что и в странах Запада. В лице Герцена и Огарева, Чернышевского и революционеров 70‑х гг. русская крестьянская демократия приняла сторону социализма. Но так как объективные условия России второй половины XIX в. поставили перед освободительным движением не социалистические, а буржуазно-демократические задачи и выдвинули в качестве главной революционной силы крестьянство, из субъективно-социалистических чаяний и программ Н. с. на деле получилась программа крестьянской демократии. Основы Н. с. сформулировал Герцен после революции 1848 г., придя к выводу, что крестьянская Россия вовсе не обязательно должна «пройти через все фазы европейского развития» и что ее развитие может пойти «самобытным» путем, минуя капитализм, при наличии такой предпосылки, как общинное поземельное устройство. Вслед за Герценом идею некапиталистического развития России и перехода к социализму через крестьянскую общину развивал Чернышевский, связывая возможность перехода страны к социализму через общину с решением таких задач, как уничтожение самодержавия и безвозмездная передача всей земли крестьянству.

После крестьянской реформы 1861 г. Н. с. становится преобладающим направлением в русском демократическом движении, приобретает новые черты, обусловленные превращением народнической теории в программу непосредственной практической деятельности разночинной интеллигенции («действенное народничество»).

В понимании форм и способов революционной деятельности идеологами Н. с. 70‑х гг. не было единства. Преобладающую роль играло в нем бунтарское направление (бакунизм) (см. Анархизм). Идеолог пропагандистского направления Лавров утверждал, что ни интеллигенция, ни народ не готовы к социальному перевороту и что революции должна предшествовать длительная систематическая пропаганда социалистических идей. Несколько позже оформляется третье направление Н. с. — бланкистское. Его основатель Ткачев считал «наиболее целесообразным средством политического переворота» политический заговор революционной партии, сопровождаемый народным бунтом. Специфической ограниченностью Н. с. 70‑х гг. явилось непонимание значения политической революции и борьбы за политические права и свободы. Противопоставляя «социализм» «политике», многие народники под влиянием анархических взглядов Бакунина считали такую борьбу делом, выгодным лишь буржуазии. Только в самом конце 70‑х гг. часть народников признала необходимой борьбу за политические свободы, однако вне рамок классовой борьбы и по преимуществу в форме индивидуального террора. Противоречивость положения мелкого производителя в условиях буржуазного общества выразилась в двух тенденциях Н. с. — демократической и либеральной. Для первой характерны утопия крестьянской социалистической революции и стремление поднять на борьбу против крепостнических пережитков широкие массы; для второй — приспособление идеалов социализма к интересам «хозяйственного мужика», боязнь крутых общественных поворотов, стремление к сделке с господствующими классами. Соотношение этих тенденций в Н. с. было различным на разных этапах освободительного движения.

С середины 80‑х гг. XIX в. Н. с. вступает в период глубокого кризиса, обусловленного, с одной стороны, крахом народнической социалистической пропаганды в деревне, с другой — социально-экономическими сдвигами в стране: развитием капитализма, ростом пролетариата и усилением его борьбы. Часть революционеров (Плеханов и др.) порвала с Н. с. и перешла на позиции марксизма. В народничестве возобладало либеральное течение (Михайловский, Воронцов и др.). Специфической его чертой был отказ от борьбы за революционное низвержение существующего строя и надежда перейти к социализму путем реформ. Утратив сильные стороны старого Н. с., они восприняли и углубили одну из его самых крупных ошибок — непонимание классового антагонизма внутри крестьянства. Под напором фактов часть народников была вынуждена признать капиталистическую эволюцию страны и расслоение крестьянства. Однако это признание сопровождалось всякого рода утопическими и реакционными прожектами насчет помощи «народному производству». Представители либерального народничества вели ожесточенную борьбу с марксизмом и были в этой борьбе идейно разгромлены.

В начале XX в. народнические взгляды были восприняты социалистами-революционерами — эсерами, социалистическая фразеология которых служила идейным облачением мелкобуржуазной революционности. Эсеровская партия постоянно колебалась между подчинением гегемонии либералов и решительной борьбой против помещичьего землевладения и крепостнического государства. Мелкобуржуазная, соглашательская сущность эсеров особенно ярко проявилась в 1917 г., когда после свержения царской монархии они (вместе с меньшевиками и кадетами) стали правительственной партией, продемонстрировав своей политикой союза с буржуазией окончательный разрыв с социализмом и демократией, превратившись в партию кулацкой верхушки. Исторический опыт показал, что требования крестьянских масс могут быть осуществлены только в борьбе против буржуазии, в союзе с пролетариатом и под его руководством.