Научный коммунизм: Словарь



Анархизм

(греч. anarchia — безначалие, безвластие) — социально-политическое течение, основным принципом которого является отрицание государства, всякой политической власти вообще, рассматриваемой исключительно как орган насилия. Характерные черты современного анархизма — отказ от политической борьбы на почве демократии буржуазной, отрицание необходимости диктатуры пролетариата. «...Анархизм, — писал Ленин, — есть отрицание необходимости государства и государственной власти для эпохи перехода от господства буржуазии к господству пролетариата» (т. 31, с. 138).

Анархизм возник как своеобразное отражение — с точки зрения мелкобуржуазных общественных слоев и близкой им по духу интеллигенции — непомерного возрастания, особенно после буржуазных революций XVII—XVIII вв., роли государственного начала в жизни общества, роста различных средств политического, правового, морального и прочего угнетения трудящихся со стороны экономически господствующего правящего буржуазного класса и как протест против этого усиления машины политического насилия. Вскрывая формальный характер равенства при капитализме, критикуя буржуазную демократию, буржуазное государство прежде всего за тенденцию к развитию авторитаризма, ведущего к подавлению личности, анархизм сближается тем самым с утопическим социализмом. Однако, являясь формой социального утопизма, он доводил идею безгосударственного образа жизни до абсурда, до отрицания каких-либо переходных форм от общества буржуазного угнетения к строю подлинной свободы человека.

Принципиальное различие взглядов марксистов и анархистов Ленин видел прежде всего в том, что «первые, ставя своей целью полное уничтожение государства, признают эту цель осуществимой лишь после уничтожения классов социалистической революцией, как результат установления социализма, ведущего к отмиранию государства; вторые хотят полного уничтожения государства с сегодня на завтра, не понимая условий осуществимости такого уничтожения» (т. 33, с. 112—113). Поэтому, отстаивая разрушение государственной машины, анархисты представляют себе совершенно неясно, чем ее пролетариат заменит и как он будет пользоваться революционной властью; они отрицают использование государственной власти революционным пролетариатом, необходимость подготовки пролетариата к революции путем использования современного государства (см. там же).

В чрезвычайно обнаженном виде идеи анархизма были сформулированы немецким мелкобуржуазным радикалом 40‑х гг. XIX в. Штирнером («Единственный и его собственность»). Штирнер полагал, что строй свободы может быть осуществлен лишь как строй, основанный на эгоизме, поскольку общество и личность находятся в непримиримом противоречии. С этих индивидуалистских позиций Штирнер отрицал и государство и борьбу за социалистическое преобразование общества.

Примерно в это же время идеи анархизма проповедуются французом Прудоном («Что такое собственность», «Общая идея революции XIX в.» и др.). Подобно Штирнеру, Прудон обрушивается не только на всякое государство как орудие классового угнетения, но и на социалистические учения, признающие роль и значение централизации в строительстве нового общества. Вместе с тем, в отличие от Штирнера, Прудон рассматривает будущее общество не как общежитие «единственных», эгоистов, а как своего рода общество обмена услуг, соглашения мелких собственников. Отсюда особая форма мелкобуржуазного утопизма Прудона — так называемый мютюэлизм, т. е. система взаимности. Этот «синтез общности и собственности» — лишь идеализированное представление мелкого буржуа о равной у всех собственности и справедливом обмене продуктов труда частных собственников.

В 60‑х гг. XIX в. идеи анархизма находят дальнейшую разработку у Бакунина — русского революционера, действовавшего главным образом на западноевропейской политической арене. Маркс и Энгельс дали резкую критику бакунизма и анархизма вообще. «У Бакунина, — писал Энгельс, — своеобразная теория — смесь прудонизма с коммунизмом, причем самым существенным является прежде всего то, что главным злом, которое следует устранить, он считает не капитал и, следовательно, не возникшую в результате общественного развития классовую противоположность между капиталистами и наемными рабочими, а государство» (т. 33, с. 327—328). Деятельность Бакунина и его последователей ясно обнаружила несостоятельность анархизма как идеологии социального освободительного движения. На словах — проповедь полной анархии, установка на разгул народной стихии, отрицание необходимости организации революционеров в политическую партию, на деле — создание собственной партии, руководство из определенного центра, диктаторство. Анархизм превращался, таким образом, в антидемократический авторитаризм и даже в «прекрасный образчик казарменного коммунизма» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 18, с. 414).

В начале XX в. в Западной Европе находит широкое распространение анархо-синдикализм, отрицающий руководящую роль политической партии в рабочем движении и придающий самодовлеющее значение в деле организации и освобождения пролетариата не политической борьбе, а деятельности профсоюзов.

В русском освободительном движении идеи анархизма не получили значительного распространения, хотя и нанесли ему определенный ущерб; в целом народничество (см. Народнический социализм), как писал Ленин, никогда не могло отмежеваться от анархизма. Некоторое возрождение идей анархизма имело место в период Октябрьской революции и гражданской войны; в ходе последней анархизм в России выродился в контрреволюционное течение.

Борьба с анархизмом, являющимся зачастую, по выражению Ленина, «своего рода наказанием за оппортунистические грехи рабочего движения» (т. 41, с. 15), и сегодня выступает как необходимая сторона деятельности коммунистических и рабочих партий. Опыт современной классовой борьбы свидетельствует о том, что деятельность некоторых левацких групп может нанести большой вред организованному рабочему, демократическому движению. Требования и выступления современных анархистов, не останавливающихся перед клеветой на коммунистические партии, объективно играют провокационную роль, давая возможность правящим режимам обвинять все массовое движение за социальный прогресс в экстремизме и обращать против него репрессивные средства.

Идеи анархизма, как свидетельствуют, в частности, события в Польше 70 — начала 80‑х гг., могут использоваться антисоциалистическими силами как орудие борьбы против пролетарского государства, против реального социализма.