В марте 1889 г. в
Шлиссельбургскую крепость был доставлен новый узник - заключенный № 32. Это
был осужденный судом особого присутствия Сената член партии «Народная воля»
Борис Дмитриевич Оржих. Приговор к смертной казни был заменен ему по
высочайшему повелению бессрочной каторгой.
И вот
Шлиссельбург. Безысходная тюрьма, где к заключенным применялся утонченный
режим полнейшей тишины, абсолютного молчания и изоляция от внешнего мира.
Узники сходили с ума, умирали от истощения и болезней, страдали от
оскорблений.
После восьми лет
одиночного заключения, будучи тяжело больным, Б. Оржих подал прошение «о
даровании милости дозволением провести последние дни жизни на попечении
родных».
В 1898 году его
выслали в Приморскую область. Страницы биографии Б.Д. Оржиха, связанные с
его пребыванием в Приморье, последующей эмиграцией в Японию, а затем в Чили,
мало известны.
В Центргосархиве
РСФСР Дальнего Востока (г. Томск) обнаружены документы об Оржихе,
позволяющие внести коррективы в историческую литературу о нем и проследить
шаг за шагом судьбу известного народовольца-восьмидесятника, судьбу человека
остросюжетной биографии, посвятившего всю свою жизнь борьбе за освобождение
России от самодержавия.
2
Интересно то, что
революционная биография Б. Оржиха начиналась в Томске, когда он с группой
товарищей, преимущественно из ссыльных, принял активное участие в подготовке
неосуществившегося побега И. Н. Мышкина, П. И. Войнаральского, С. Ф.
Ковалика, Д. М. Рогачева и др., пересылавшихся летом 1881 года из
Харьковских централов на Кару.
В тот год было
Оржиху 16 лет, он только что окончил Томское реальное училище, и под
руководством старшего товарища В.С. Осипанова прочитал к тому времени
Чернышевского, Добролюбова, Писарева и др. Занимался в кружках
самообразования, сначала ученическом, затем в кружке высланного на родину
студента Казанского университета П. А. Орлова. Сошелся с группой товарищей,
постоянно собиравшихся на квартире Софьи Субботиной (сосланной в Томск по
процессу 193-х).
«Субботинцы» (П.А. Орлов, Н.П. Поспелов, Б. Шварц, И.А.
Юферов и др.) принимали деятельное участие в оказании помощи политическим
ссыльным, организации их побегов. Юный Оржих у себя в комнате устроил
«паспортный стол» для снабжения ссыльных документами, изучил
переплетное дело для заделывания в переплеты книг документов и денег;
комната его, имевшая отдельный вход, служила иногда убежищем для беглых
ссыльных.
3
В августе 1881
года, когда Оржих находился в Канске и Бирюсе по делу устройства с этапа
побега И. Мышкина с товарищами, в Томск приехал Ю. Н. Богданович - участник
«хождения в народ», член исполкома «Народной воли», участник покушений на
Александра II, организатор «Красного креста «Народной воли».
Встретив в Томске
деятельную революционную группу, отвечающую задачам его поездки в Сибирь, а
именно - созданию организации для систематических и в более широких
масштабах побегов революционеров с каторги и ссылки, Богданович объединил
томичей с красноярцами в организацию «Сибирский Красный крест».
Оржих познакомился
с Богдановичем в сентябре на пароходе, отплывающем из Томска до Тюмени. По
причине серьезной болезни отца Б. Оржиха - адвоката по профессии, его семья
возвращалась в Одессу - на родину Бориса (род. в 1864 г.).
Там, в Одессе
началась серьезная активная работа Оржиха в рядах народовольцев. Последовали
первые обыски и аресты, прерванная учеба в Одесском университете на
естественном отделении физико-математического факультета, переход на
нелегальное положение. Скрывался и работал в Харькове, Екатеринославе,
готовил с товарищами покушение на министра внутренних дел Д. А. Толстого во
время его поездки в Крым. Однако заготовленные бомбы не были использованы по
назначению в виду сведений о помешательстве министра.
4
Б. Оржих был
человеком больших организаторских способностей, неоглядной веры в раз и
навсегда выбранный путь, человеком активного действия. Не случайно поэтому
именно он, вслед за Г. Лопатиным, стал в 1885 году инициатором воссоздания
разбитой организации «Народной воли». После 01 марта 1881 года «Народная
воля» отступала и гибла под ударами царизма, но усилиями многочисленных
последователей вновь и вновь восстанавливала (в той или иной мере) свои силы
и связи.
Последовательно
побывав в разных городах юга России, познакомившись с местными
революционными силами и остатками разгромленных народовольческих
организаций, Оржих убедился, что эти силы можно сплотить и объединить их с
«севером». Эта идея встретила полное сочувствие среди местных народовольцев,
и вся организаторская работа была предоставлена Оржиху.
Задуманная
организация оформилась на съезде представителей народовольческих кружков
южнорусских городов в Екатеринославле в сентябре 1885 г., на съезде был
избран руководящий центр в составе Оржиха, В. Г. Богораза, Л. Я. Штернберга,
А. Н. Шехтера, Ф. И. Ясевича, А. Л. Гаусмана и др.
Поставлены задачи:
восстановление разгромленных кружков, формирование новых, восстановление
связи с заграничными деятелями «Народной воли», организация в Таганроге
типографии и подготовка к террору. Богораз впоследствии писал: «...Мы
задались целью воскресить русскую революцию и, в частности, партию «Народной
воли». Ибо она умирала. Сердце ее было вырезано и покоилось в каменной
банке, на острове Шлиссельбург. Пульс все-таки бился, слабый и нитевидный,
давая несколько капель свежей крови, и опять исчезал. Мы были частью этого
пульса» («Русское богатство», 1907, № 9, с. 108)
5
Из намеченных дел
Южно-русокой организации удалось выпустить программную брошюру «Борьба
общественных сил в России», написанную В. Богоразом и № 11-12 «Народной
воли», отпечатанные в Таганрогской и Новочеркасской типографиях. Оржих лично
работал в типографиях, собирал хронику, хлопотал о передовицах,
корреспонденциях. В декабре 1885 года с полным чемоданом отпечатанного
номера «Народной воли» отправился в Харьков, Екатеринослав, Курск, Орел,
Москву, Петербург и Дерпт.
В Петербурге
организовал центральную народовольческую группу из студенческой молодежи. В
Москве успел собрать материал для № 13 «Народной воли» и присоединил к
организации большую сплоченную группу молодых революционеров. Таким образом,
«юг» постепенно связывался с «севером».
Но окончательному
объединению помешали начавшиеся в январе 1886 года аресты, была разгромлена
и типография в Таганроге. Б. Д. Оржих был арестован 22 февраля 1886 г.,
оказав при аресте сопротивление. Среди материалов, взятых у него при
задержании, было письмо Лаврова из Парижа, рекомендательное письмо к
Короленко, рукописи корреспонденции о революционных выступлениях в Москве,
нелегальная литература, походный паспортный стол.
6
Опыт борьбы в
рядах «Народной воли» пригодился Борису Дмитриевичу в далекой ссылке.
Несмотря на тяжелую болезнь сердца, Оржих со свойственной ему страстностью,
неутомимостью, в основе которых лежала ненависть к царящему в России
деспотизму, включился в революционную жизнь Приморья.
В фондах архива
имеется статейный список на Оржиха, секретная переписка военного губернатора
Приморской области с МВД, Приамурским генерал-губернатором о водворении в
Приморскую область «государственного преступника» Б. Д. Оржиха, порядке
перевозки и доставки его к месту высылки, выборе места поселения, режиме
надзора для устранения возможного побега.
В многочисленных
прошениях ссыльнопоселенца Оржиха видится стремление вырваться на
оперативный простор. Сначала поселение в Никольск-Уссурийском, затем во
Владивостоке, где в 1901 году Оржих организует садовое заведение.
Под вывеской
«Садовое заведение. Б. Д. Оржих. Цветоводство, семенная торговля. Устройство
парков, садов, фигурных цветников и др.» появилась возможность разъездов по
разным городам, хотя на каждый выезд требовалось особое разрешение,
проходное свидетельство и унизительные регистрации по маршруту следования.
Документы
фиксируют неоднократные выезды Оржиха, начиная с 1901 года по сентябрь 1905,
в Хабаровск, Иркутск. Во время поездок устанавливаются связи с местными
революционными группами. Так, из воспоминаний Оржиха известно, что в
последнюю поездку в Иркутск в 1905 году он посетил там соратника по работе в
Таганрогской типографии З. Когана, а бывший народоволец Михалевич снабдил
его целым чемоданом нелегальной литературы для Владивостока.
7
В 1905—1906 гг.
Оржих, являясь членом партии социалистов-революционеров, был одним из
руководителей революционного движения во Владивостоке. Во время восстаний
солдат и матросов 1906 года он выступал на митингах, участвовал в издании
воззваний к населению. После разгрома восстаний бежал в конце февраля 1906
года в Японию.
В Нагасаки, где
поселился Оржих, был создан эсерами-эмигрантами «Восточный автономный
заграничный комитет партии С.-Р.», Оржих руководит издательством,
выпустившим с апреля 1906 по 1907 гг. 99 номеров газеты «Воля» и
значительное количество брошюр, прокламаций, распространявшихся в городах и
селах Дальневосточного региона и остальной России.
Среди адресов, по
которым рассылалась газета, значится и Томск: контрольная палата
Стротановичу, доктору Грацианову, управление Сибирской ж. д., С. С.
Синегубу, университет приват-доценту Бутягину и другим.
8
Несмотря на
шпионаж и преследования русские эмигранты в Японии продолжали активную
работу по подготовке новых революционных выступлений в дальневосточных
городах.
В архивных
материалах имеются донесения русского консула в Нагасаки 3. Поляновского,
имевшего официальное поручение по надзору за политэмигрантами. Поляновский
регулярно информирует военного губернатора Приморской области о деятельности
русских революционеров, среди которых Оржиха называет наиболее опасным и
серьезным революционером.
Много хлопот
доставил Оржих и его товарищи Владивостокской охранке. Однако к осени 1907
года в условиях столыпинской реакции дальневосточные организации
социалистов-революционеров терпят ряд поражений и провалов, руководство
революционным движением переходит к социал-демократам.
Русское
правительство ведет переговоры с японским правительством о выдаче
политэмигрантов. В 1910 г. Б. Д. Оржих уехал в Южную Америку. Поселился в
Сантьяго. Из мемуарной народовольческой литературы известно, что Оржих,
овладев испанским языком, издавал там журнал, в котором выступал защитником
Советской России, знакомил читателей с ее достижениями, выступал с лекциями
по истории революционного движения.
Умер Б. Д. Оржих
после 1934 года (точная дата смерти не известна), до конца оставаясь рыцарем
революционно-романтических идеалов юности.
Кан Г.И. В борьбе
за народную волю. //Политическая информация (издание Томского обкома КПСС).
1989, №5. С.28-31
Оржих
www.pseudology.org
|