«Стихотворения в прозе», «Реtits poemes en prose»,
«Senilia», «Gedichte in Prosa»
Последнее стихотворение в прозе в черновом автографе было помечено ноябрем 1879 г. С этого времени наступает перерыв в полтора года: следующая группа стихотворений появилась только в июне 1881 г. Однако писатель не перестает о них думать, - именно в это время он переписывает их набело.

В парижском архиве Тургенева ( Slave 96) сохранилась большая тетрадь, посвященная исключительно «Стихотворениям в прозе» (беловой автограф).

Она содержит в себе 83 стихотворения: 68, переписанных из чернового автографа, за 1877-79 годы и 15 новых, из которых семь написано в июне 1881 г., пять — в июне 1882 г., одно в октябре и два в ноябре 1882 г.

Эта большая тетрадь особенно ценна для исследователей творчества Тургенева, являясь единственным полным собранием « Стихотворений в прозе», составленным самим автором в том порядке, какой представлялся ему в то время наиболее совершенным.

По этой тетради, строго следуя композиции, определенной Тургеневым, «Стихотворения в прозе» впервые напечатал Шарль Саломон в переводе на французский язык в книге: Тоurguenev. Роemеsеnрrоsе. Рrеmier е traduction integrale publiee dans l'ordre du manuscrit original autographe avec notes par Charles Salomon. Gap . 1931. Там же в послесловии дано подробное описание de visu всей рукописи.

2

На первом листе тетради есть помета рукой Тургенева: «Эта книга куплена 12 фев./31 янв. 1878 в Париже»; тот же текст повторен и на французском языке. Вслед за ним, на другом листе, идет авторское обращение «К читателю».

Над обращением в качестве эпиграфа цитировалась строка из стихотворения Шиллера «Текла». Затем следуют 130 страниц текста стихотворений с авторской нумерацией «1-135», а в конце тетради — 23 чистых листа.

Заглавия еще нет, но рукопись представляет собой законченный цикл «Стихотворений в прозе»; возможно, уже в 1880 году Тургенев мыслил видеть эти стихотворения напечатанными отдельной книгой, так как в этом варианте обращения «К читателю» было: «не читай этой книжки (курсив ред.) сподряд...»

3

На обороте первого листа Тургенев составил перечень стихотворений под заглавием «Сюжеты». Этот интересный документ нельзя считать оглавлением к тетради беловых автографов, потому что стихотворения здесь записаны в иной последовательности; вместе с тем он не является и списком стихотворений, составленным по черновой тетради, так как здесь нарушен хронологический порядок их написания.

Впервые этот лист был воспроизведен фото­ типическим способом в указанной выше книге Ш. Саломона и к нему была дана расшифровка текста во французском переводе, не везде правильная.

Ниже приводится перечень стихотворений в порядке их авторской нумерации:

1. Черный дрозд, 1, 2
2. Без гнезда
3. Кубок
4. Чья вина?
5. На распутье (Гсрк<улес>)
6. Завидово
7.
Деревня (Стихотворения в прозе) Февраль 1878 1, 2
8. Разговор (две горы)
9. Памяти Ю. В.
10. 9 фев(раля) 1821
11. Два друга (Смерть, кот(орая) приходит примирить)
12. Умирающая мать
13. Нищий (руку пожал)
15. Черепья
16. [К Н. Н. (?)] Гад
16. Капля
17. Форум (с головой Цицерона)
18. Нимфы
19. Соперник
20. Мне жаль...
21. Собака
22. Враг и друг
23. Услышишь суд глупца...
24. Проклятие
25. Довольный человек.
26.
Близнецы
27. Извозчик («Маша» ночью).
28.
Роза
29. Воробей (защ(ищает) де т(ей)
30. Елисейские поля (беспечальная)
31. Фантазия (Серо-розовая летучая мышь)
32.
Порог
33. Дурак (рец(ензент))
34. Спла - [Право] - Свобода - Необходимость
35. Восточная легенда. Пир у Верховного Существа
36. Белоручка и Чернорабочий
37. Восточная легенда
38. [Двустишие] [Четверостишие] Два четверостишия
39. Щи
40. Писатель и критик
41. Два плода
42. Эгоизм и добродетель (Виар до)
43.
Русский язык
44. С кем спорить?
45. Корреспондент
46. Старик
47. Два богача
48. О моя молодость!!!
49. Vagitus
50. Любовь и голод
51. [Уходящая жизнь] Песоч ные часы
52. Сфинкс
53. Бедняк
54. Камень
55. Завтра, завтра!
56. Я встал ночью...
57. Природа
58. Повесить его!
59. Что я буду думать......
60. Как хороши, как свежи были розы…
61. Светляк
62. Стой!
63. Уистити
64.
Молитва
65. Двойник
66. Пришитые крылья (?)
67. Перепелка
68. Встреча близ сада, 18-й и 20-й в.

Сны

1. Старуха
2. Лазурное царство
3. Конец света
4. Женщина
5. Христос
6. Арабески

1. Дорога к солнцу
2. Планета
3. Насекомое

Пейзажи

1. Морское плавание (Переезд в Англию из Гамбурга)
2. Тучи и белый голубь (в Спасском)

В этом перечне записано 80 названий стихотворений (если считать, что названия «Дрозд. 1. 2» и «Деревня. 1.2» включают каждое по два стихотворения, что в «Арабесках» помечено два стихотворения под одним номером, что под № 66 написано два названия и что, вместе с тем, одно стихотворение повторяется дважды под разными наименованиями - «Морское плавание» и «Уистити»).

4

Тургенев перенес из чернового автографа в перечень прежде всего названия стихотворений 1877-1879 годов, но не в порядке их создания; не вошли сюда следующие шесть названий: Житейское правило («Хочешь быть...»); К*** («То не ласточка...»); «Я шел среди высоких гор...»; «Когда меня не будет...» - все 1878 года; Мы еще повоюем! и Монах.

Пропуск их в перечне трудно объяснить. Девять стихотворений записаны под названиями, которые в черновом автографе не встречаются, но легко угадываются.

Так, название: 11. Два друга (Смерть, кот(орая) приходит примирить) - соответствует содержанию стих. «Последнее свидание»; 27. Извозчик - стих. «Маша!»; 30. Елисейские поля (беспечальная) - вероятно, стих. «Н.Н.»; 42. Эгоизм и добродетель (Виардо) - стих. «Эгоист»; 49. Vagitus (Крик) - стих. «У-а... У -а!..»; 50. Любовь и Голод - стих. «Два брата»; 53. Бедняк - стих. Милостыня; 63. Уистити - стих. «Морское плавание»; Тучи и белый голубь... (Пейзажи, 2) - «Голуби». Кроме стихот­ворений 1877-1879 годов, в список вошли и три стихотворения 1881-1882 годов, которые впервые были записаны в тетради беловых автографов: 43. Русский язык; 49. Vagitus (У-а... У-а!); 64. Молитва.

5

Большой интерес представляют 14 названий стихотворений, рукописи которых не обнаружены и которые большей частью, по-видимому, говорят о неосуществленных замыслах писателя.

Это: 5. На распутье (Герк(улес)); 6. Завидово; 7. Деревня. 2. 10. 9 фев. 1821; 12. Умирающая мать; 16. Капля; 17. Форум (с головой Цицерона); 41. Два плода; 61. Светляк; 66. Пришитые крылья (?). Две птичьи смерти; 67. Перепелка; 68. Встреча близ сада, 18-й и 20-й в. Из раздела «Сны»: 6. Арабески. 1) Дорога к солнцу. 2) Пла­ нета.

В этом списке встречается знакомое заглавие - «Перепелка». «Рассказ об умирающей перепелке», упоминаемый Тургеневым в письме от 27 января (8 февраля) 1881 г. к С.А. Толстой, вероятно, сначала в замыслах Тургенева и в его устных рассказах существовал как стихотворение в прозе: во всяком случае он близко примыкает и по теме и по настроению к циклу, почему Тургенев и внес его в этот список (как рассказ он возник позднее — автограф датируется 23 сентября (5 октября) 1882 г.).

С замыслами под № 5 и 6 мы встречаемся еще в черновиках 1877—1878 годов. На полях страницы с записью «Сна 1-го» (Встреча) находится следующий список: «Черный дрозд. I . (Черный дрозд). II . Завидово (два лица). Геркулес».

6

Едва ли возможно будет раскрыть содержание всех этих замыслов,— известные до сих пор рукописные материалы и переписка Тургенева не содержат на этот счет каких-либо данных.

Однако упоминания о них или пересказ их содержания могут встретиться в мемуарах. Так, Я. П. Полонский в своих воспомина­ниях («И.С. Тургенев у себя, в его последний приезд на родину») передает устные рассказы Тургенева, - в частности, «Капля жизни» и о планете (ср. в перечне - «Капля» и «Планета»).

Заслуживает внимания и попытка писателя выделить некоторые из стихотворений в разделы: «Сны» и «Пейзажи». Списки под названием «Сны» мы встречаем дважды на полях его черновых рукописей.

В первый раз список из трех снов («Сон 1-й», «Лазурь» и «Конец света») дан на полях черновика «Сон 1-й»; второй раз - из четырех снов («Встреча», «Лазурное царство», Старуха, Насекомое - на полях черновика «Старуха». В перечне мы встречаемся уже со списком из восьми снов.

7

Названия большей части стихотворений в списке отмечены крестиками; Тургенев ставил их, видимо, около названий тех стихотворений, которые им были уже написаны или переписаны в тетрадь.

Крестиков нет прежде всего у тех стихотворений, которые так и остались для нас неизвестными: у № 5, 6, 10, 12, 16, 17, 41, 61, 66 (два названия), 67, 68.

Исключением являются два названия «Арабесок», замысел которых, вероятно, был реализован, но рукописи их до нас не дошли. Названия «Черный дрозд. 1. 2» отмечены двумя крестиками, - как два самостоятельных произведения, оба переписанные в тетрадь.

Напротив, около названия «Деревня. 1.2» стоит только один крестик, свидетельствующий о том, что второе стихотворение под тем же заглавием осталось неосуществленным замыслом автора.

Нет крестиков около двух стихотворений, существующих тут же, в беловой рукописи: 43. Рус­ ский язык (июнь 1882 г.) и 49. Vagitus (У-а... У-а!..) (ноябрь 1882 г.). Очевидно, когда создавался перечень, они еще не были записаны. Из трех стихотворений 1881-1882 годов только одно - 64. «Молитва» (июнь 1881 г.) - сопровождено крестиком - к этому времени оно было уже написано.

8

Перечень названий Тургенев начал составлять раньше переписывания стихотворений из черновой тетради в беловую, судя по тому, что некоторые стихотворения носят еще свои первоначаль­ ные названия. Список составлялся в несколько приемов.

Доведя его до 30-го, а потом до 38-го номера и записав в разделе «Сны» пять стихотворений, а в разделе «Пейзажи» - два, Тургенев в правом верхнем углу пометил: «6 апр. [45] 47 ст(ихотворений)». Это было, видимо, 6 апреля 1880 г.

Потом, разными почерками в три приема, записи велись уже на свободных местах листа. Перечень продолжался, судя по названиям более поздних стихотворений, и в 1881 году. Можно предположить, что переписка стихотворений набело также началась с первой половины 1880 года.

В беловом автографе стихотворения в прозе все перенумерованы и записаны в следующем порядке:

1. Деревня. 2. Старуха (Сон). 3. [Женщина] Встреча (Сон). 4. Нищий. 5. Соперник. 6. Мне жаль.., 7. Разговор. 8. Собака. 9. Враг и друг. 10. «Услышишь суд глупца и смех толпы холодной...» (Пушкин). 11. Довольный человек. 12. [Манфред] Проклятие. 13. Близнецы. 14. Дрозд. I . 15. Дрозд. II. 16. Без гнезда. 17. Кубок. 18. Чья вина? 19. Дурак. 20. Чернорабочий и Белоручка (Разговор). 21. Пир у Верховного Существа. 22. Черепья. 23. Восточная легенда. 24. Конец света (Сон). 25. Два четырехстишия. 26. Роза. 27. Маша! 28. Necessittas, Vis , Libertas ( Барельеф ). 29. Воробей. 30. Последнее свидание. 31. Житейское правило («Хочешь быть спокойным...»). 32. [Фантазия] Посещение. 33. Порог. 34. Насекомое. 35. Гад. 36. Щи. 37. Писатель и критик. 38. С кем спорить? 39. Корреспондент. 40. Старик. 41. «О моя молодость! О моя свежесть!» (Гоголь). 42. К***. 43. Два богача. 44. Два брата. 45. Памяти Ю. В. 46. «Я шел среди высоких гор...» 47. Когда меня не будет... 48. Христос (Сон). 49. Песочные часы. 50. Нимфы. 51. Эгоист. 52. Сфинкс. 53. Милостыня. 54. Камень. 55. Голуб[ь]и. 56. Завтра! Завтра! 57. Я встал ночью... 58. Лазурное царство (Сон). 59. Природа (Сон). 60. Повесить его! 61. «Как хороши, как свежи были розы...» 62. Что я буду думать... 63. Когда я один... (Двойник). 64. Н. Н. 65. Морское плавание (Пейзаж). 66. Монах. 67. Стой! 68. Мы еще повоюем! 69. Путь к любви. 70. Фраза. 71. Простота. 72. Брамин. 73. Ты заплакал. 74. Любовь. 75. Молитва. 76. Истина и Правда. 77. Куропатки. 78. [Sto?seufzer] Nessun maggior dolore. 79. Русский язык. 80. Попался под колесо. 81. Житейское правило («Если вы желаете...»). 82. У-а... У-а!.. 83. Мои деревья.

9

Переписывая свои стихотворения в прозе с черновиков в тетрадь беловых автографов и тем самым впервые создавая цикл, Тургенев не разместил их по разделам.

Стихотворения, значащиеся в Перечне под рубрикой «Сны», были включены в общий хронологический ряд с подзаголовком «Сон», так же как и «Морское плавание» с подзаголовком «Пейзаж».

Разрешение на заглавие «Стихотворения в прозе» Тургенев дал в своем письме к Стасюлевичу от 29 сентября (11 октября) 1882 г.: «Со всеми Вашими предложениями насчет заглавия и т.д. вполне согласен».

Во французском переводе, появившемся в де­кабре 1882 г., цикл был назван «Ре tits po e mes en prose ». Однако в письме к Л. Пичу от 13(25) декабря 1882 г. мы находим опять два названия.

«За последние четыре года,— пишет Тургенев, - не написав ничего более или менее значительного и длинного, я набросал целый ряд «Маленьких стихотворений в прозе» (так как, к сожалению, я совсем не поэт) на отдельных листках. О напечатании их я никогда не думал.

Но вот до моего русского издателя дошли какие-то слухи о них — и он уговорил меня дать ему около пятидесяти этих  «Senilia» (таково, собственно, было их название) для его журнала - конечно, строжайшим образом очистив их от всего автобиографического и личного (...) Собственно говоря, это не что иное, как последние тяжкие вздохи (вежливо выражаясь) старика».

В 1883 г. при жизни Тургенева в переводах существовали одновременно оба названия; например, сборник, изданный в Лейпциге, назывался «Senilia», а в Бреславле — « Gedichte in Prosa ». В настоящем издании сохранено двойное название, которое было дано самим Тургеневым в наборной рукописи.

Источник


www.pseudology.org