М:, "Флинта", 1988, ISBN 5-89349-049-5, "Наука", 2000, ISBN 5-02-011311-5
Андрей Борисович Есин
Принципы и приёмы анализа литературного произведения
Тематика произведения и её анализ
Тема как литературоведческая категория

В учебной, справочной и даже научной Литературе термин "Тема" толкуется по-разному. "Одни понимают под Темой жизненный материал, взятый для изображения. Другие — основную общественную Проблему, поставленную в Произведении"*, — пишет Г.Л. Абрамович, склоняясь ко второму толкованию, но не исключая и первого. В понятии Темы в этом случае объединяются два совершенно разных значения. Более чётко эти значения разграничены в
Литературном энциклопедическом словаре**, что исключает, по крайней мере, смешение понятий. Иногда Тема отождествляется даже с Идеей Произведения, причём начало подобной терминологической неоднозначности положил, очевидно, М. Горький: "Тема — это Идея, которая зародилась в опыте Автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его Впечатлений ещё неоформленно"***.
 
Разумеется, Горький как Писатель ощущал прежде всего неразделимую Целостность всех элементов Содержания, но для целей Анализа именно такой подход и непригоден. Нам необходимо чётко разграничить и сами термины "Тема", "Проблема", "Идея", и — главное — стоящие за ними структурные уровни художественного Содержания, избегая дублирования терминов. Такое разграничение было в своё Время проведено Г.Н. Поспеловым**** и в настоящее Время разделяется многими Литературоведами*****.
 
В соответствии с этой традицией под Темой Мы будем понимать объект художественного Отражения, те жизненные Характеры и ситуации (взаимоотношения Характеров, а также взаимодействия человека с обществом в целом, с природой, бытом и т.п)., которые как бы переходят из реальной Действительности в художественное Произведение и образуют объективную сторону его Содержания.
 
Тематика в таком понимании выступает как связующее звено между первичной Реальностью и Реальностью художественной, она как бы принадлежит сразу обоим мирам: реальному и художественному. При этом следует, разумеется, учитывать то обстоятельство, что действительные Характеры и взаимоотношения Характеров не копируются Писателем "один к одному", а уже на этом этапе творчески преломляются: Писатель выбирает из Действительности наиболее, с его точки зрения, характерное, усиливает эту характерность и одновременно воплощает её в единичном художественном Образе. Так создается литературный персонаж — вымышленная Писателем личность со своим Характером, то есть совокупностью индивидуальных устойчивых черт личности — социальных и психологических. На эту индивидуальную Целостность и должно быть прежде всего направлено внимание при Анализе тематики.
___________________
* Абрамович Г.Л. Введение в Литературоведение. М., 1970. С. 122-123.
** См.:
Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 437.
*** Горький М. Собрание сочинений в 30 т. М., 1963. Т. 27. С. 214.
**** Поспелов Г.Н. Целостно-системное понимание литературных Произведений // Вопросы Литературы. 1982. № 3.
***** См., например: Введение в Литературоведение. М., 1988. С. 89.

Следует заметить, что в практике школьного преподавания Литературы рассмотрению тематики и дальнейшему Анализу "Образов" (то есть Характеров литературных персонажей) уделяется неоправданно много внимания, как будто главное в художественном Произведении — это та Действительность, которая получила в нём Отражение, тогда как на самом деле центр тяжести содержательного Анализа должен лежать совсем в другой плоскости: не что Автор отразил, а как осмыслил отраженное. Преувеличенное внимание к тематике сплошь и рядом переводит разговор о Литературе в разговор об отраженной в художественном Произведении Действительности, а это далеко не всегда нужно и плодотворно.
 
Если рассматривать "Евгения Онегина" или "Мертвые души" лишь как иллюстрацию к жизни дворянства начала XIX в., то и вся Литература превращается в иллюстрацию к учебнику истории. Тем самым игнорируется эстетическая специфика художественных Произведений, своеобразие авторского взгляда на Действительность, особые содержательные задачи Литературы, а разговор о Произведении неизбежно получается скучноватым, "констатирующим" и малопроблемным. Теоретически также неверно уделять первостепенное внимание Анализу тематики, так как она, как Мы уже сказали, есть объективная сторона Содержания, а следовательно, авторская индивидуальность, его субъективный подход к Действительности не имеют возможности проявиться на этом уровне Содержания во всей полноте.
 
Авторская субъективность и индивидуальность на уровне тематики выражаются только в отборе жизненных явлений, что, конечно, не дает ещё возможности всерьез говорить о художественном своеобразии именно данного Произведения. Если несколько упростить, то можно сказать, что Тема Произведения определяется ответом на вопрос: "О чем это Произведение?".
 
Но из того, что это Произведение, положим, о Любви или о Войне, или о русском дворянство начала XIX в., Мы получаем ещё очень мало Информации о его индивидуальной неповторимости: о Любви пишут многие, Нам же важно понять, чем данное Произведение отличается от всех других.

Методика анализа тематики

Итак, Анализом тематики не следует увлекаться чрезмерно, ибо не в ней, как правило, "изюминка" Произведения. Но уметь анализировать этот структурный слой Содержания, разумеется, необходимо. И здесь можно указать определенные пути и предостеречь от некоторых Ошибок.

Во-первых, в конкретном художественном целом часто нелегко разграничить собственно объект Отражения (Тему) и объект изображения (конкретную изображенную ситуацию). Между тем делать это необходимо во избежание смешения Формы и Содержания и для точности Анализа: надо в каждый момент чётко отдавать себе отчёт в том, что именно анализируется. Рассмотрим типичную Ошибку этого рода. Тему комедии Грибоедова "Горе от ума" зачастую привычно определяют как "Конфликт Чацкого с фамусовским обществом", тогда как это не Тема, а лишь предмет изображения. И Чацкий, и фамусовское общество вымышлены Грибоедовым от начала до конца, а Тему полностью выдумать нельзя, она, как Мы помним, "приходит" в художественную Реальность из Реальности жизненной. Следовательно, в данном случае Мы определили не Тему, а лишь одну из особенностей Формы Произведения, а именно — Системы персонажей. Для того же, чтобы "выйти" непосредственно на Тему, надо раскрыть Характеры, воплощенные в персонажах. Тогда определение Темы будет звучать уже несколько иначе: Конфликт между прогрессивным, просвещенным и крепостническим, невежественным дворянством в России 10- 20-х годов XIX в.

Различие между объектом Отражения и предметом изображения очень отчётливо видно в Произведениях с условно-фантастической образностью: так, следуя той же Логике, согласно которой Мы ошибочно определяли Тему "Горя от ума" как Конфликт Чацкого с фамусовским обществом, Мы должны будем сказать, что в басне Крылова "Волк и ягненок" Темой является Конфликт Волка и Ягненка, то есть жизнь животных, что заведомо нелепо. В басне эту нелепость легко почувствовать, поэтому и Тема её определяется обычно правильно: это взаимоотношение сильного и беззащитного. Но от Характера образности структурные соотношения между Формой и Содержанием не меняются, поэтому и в жизнеподобных по своей Форме Произведениях необходимо, анализируя Тему, идти глубже
Изображенного мира, к особенностям воплощенных в персонажах Характеров и взаимоотношений между ними.

Во-вторых, при Анализе тематики необходимо различать Темы конкретно-исторические и вечные. Конкретно-исторические Темы — это Характеры и обстоятельства, рожденные и обусловленные определенной социально-исторической ситуацией в той или иной стране; они не повторяются за пределами данного Времени, более или менее локализованы. Таковы, например, Тема "лишнего человека" в русской Литературе XIX в., Тема пролетариата в Романе Горького "Мать", Тема Великой Отечественной Войны и др. Вечные Темы фиксируют повторяющиеся моменты в истории различных национальных обществ, они в разных модификациях повторяются в жизни разных поколений, в разные исторические эпохи. Таковы, например, Темы Любви и дружбы, взаимоотношения поколений, Тема человека труда и т.п. В Анализе тематики чрезвычайно важно определить, какой её аспект — конкретно-исторический или вечный — более существен, на чем, так сказать, держится тематическая основа Произведения.
 
Так, в "Путешествии из Петербурга в Москву" Радищева или в фадеевском "Разгроме" наиболее важными и определяющими представляются конкретно-исторические аспекты, а в пушкинском "Я вас любил..." или в "Сокровенном человеке" Платонова — вечные. Однако нередки ситуации, когда единая Тема органически объединяет в себе как конкретно-исторические, так и вечные аспекты, равно важные для понимания Произведения: так происходит, например, в "Евгении Онегине" Пушкина, "Бесах" Достоевского, "Мастере и Маргарите" Булгакова и многих других Произведениях.
 
В этих случаях чрезвычайно важно не упустить из виду вечные аспекты тематики, поскольку в практике школьного преподавания наблюдается очень мощная Тенденция сосредоточиваться исключительно на конкретно-исторических Темах, трактуя любого персонажа как "типичного представителя" того или иного социального слоя, — эта традиция восходит в Нашем Литературоведении к работам печально известной Школы "вульгарного социологизма"*.
 
Между тем внимание к вечным аспектам тематики очень важно в методологическом и методическом Смысле, ибо позволяет изменить угол зрения на предмет, дополнить традиционный социологический подход (вырождающийся, как правило, в унылый шаблон) пониманием универсального, общечеловеческого Содержания классических Произведений. Сейчас, когда во всех областях общественного Сознания актуализируются общечеловеческие, общегуманистические, вечные Ценности, эта задача становится чрезвычайно важной. Речь, по сути, идет о том, чтобы не ограничиваться в Анализе тематики Произведения его локально-историческим Смыслом, не сводить его Содержание к иллюстрации социально-исторических процессов, а выявлять в шедеврах классики их непреходящий Смысл, реально волнующий людей разных эпох, разных поколений и народов.
___________________
* См. об этом, напр.:
Литературный энциклопедический словарь. С. 71.

Прокомментируем сказанное двумя примерами, актуальными для школьного Литературоведения.

В Нашем Сознании довольно прочно укоренилось понимание заглавия тургеневского Романа "Отцы и дети" как столкновения двух общественных сил, представителей разных этапов русской общественной жизни XIX в. — дворянства и разночинцев. Это социологическая трактовка тематики как конкретно-исторической в общем верна и правомерна. Но при этом Недостаточна, причём принципиально Недостаточна, до полного Искажения Смысла Романа и обеднения его Содержания. Ведь словосочётание "отцы и дети" применительно к тургеневскому Роману можно и нужно понимать не только в переносном, но и в буквальном Смысле: как взаимоотношение родителей и детей, взаимоотношения поколений, разделенных не социальными, а возрастными барьерами.
 
Непростые, во многом конфликтные Отношения складываются не только между Базаровым и Павлом Петровичем, но и между Николаем Петровичем и Аркадием, который никогда не был по своей сути разночинцем-демократом, а, подражая "нигилизму", всё же оставался, по верной характеристике Базарова, "либеральным баричем". То же можно сказать и о взаимоотношениях Базарова с матерью и отцом: здесь нет места для идеологической и социальной конфронтации, но и здесь ситуацию не назовешь бесконфликтной, благополучной. И заметим, что именно возрастным Конфликтом вызваны такие понятные по-человечески Переживания Николая Петровича, отца и матери Базарова, отчасти Аркадия и даже самого Базарова. Перед Нами чрезвычайно важный в Романе универсальный, вечный аспект тематики, актуальный во все Времена: "сыновья", выбирающие свою дорогу, с безапелляционностью юности третируют Идеалы "родителей" как устаревшие, а "старики" теряют с ними контакт, постепенно переставая понимать, но не переставая горячо любить.

Учёт этого аспекта тематики тем более важен и необходим в преподавании, что практика показывает: школьнику нелегко воспринять живо и искренне заинтересованно конкретно-историческую Тему, хотя, конечно, понять её для уяснения Целостного Смысла Романа необходимо. Универсальная, вечная Тема, будучи акцентированной в Анализе, способна оживить Восприятие, ибо затрагивает те вопросы, с которыми юному Читателю приходится сталкиваться в практической жизни.

Аналогичную картину представляет собой изучение Романа Чернышевского "Что делать?". Сосредоточившись на Политическом Смысле Романа, обыкновенно определяют его тематику как конкретно-историческую (типы революционеров-демократов 60-х годов) и упускают из виду вечный аспект: Роман Чернышевского в значительной части посвящен Теме взаимоотношений мужчины и Женщины, "женскому вопросу", как выражались современники Писателя, которые, кстати, яснее видели этот аспект Содержания Романа. Тема взаимоотношения полов проходит, помимо занимающей центральное место в Сюжете истории Веры Павловны, ещё в ряде Характеров и положений: в истории Полозовой, в её взаимоотношениях с Бьомонтом, в историях Крюковой, Жюли, в снах Веры Павловны и т.д. И проблемная сторона Романа во многом строится именно на вечных аспектах тематики: в центр выдвигаются вопросы всесторонней свободы Женщины, её равенства с мужчиной, взаимоотношения с родителями, Проблема правильного выбора, нравственность, добрачные Отношения, бытовое устройство семейной жизни и т.п. Излишне говорить, что этот аспект способен вызвать гораздо более Эмоциональный отклик и гораздо более живое обсуждение, чем аспект конкретно-исторический (не умаляя, разумеется, и значения последнего для верного и всестороннего истолкования Романа).

В тех же случаях, когда анализируется конкретно-исторический аспект тематики, Анализ этот должен быть — прошу прощения за каламбур — максимально исторически конкретным. Дело в том, что в рассуждениях школьников о тематическом аспекте Произведения в основном господствуют абстрактные рассуждения о "борьбе нового со старым", о "луче света в темном царстве" и т.п. Часто невнимание к исторической конкретности Темы приводит и к прямым Ошибкам: для среднего выпускника средней Школы, как правило, нет никакой разницы между дворянством и буржуазией (обе силы "плохие", "темные", "старые" и т.п)., не говоря уже о более тонком отличии, скажем, служилого дворянства от поместного или дворянства начала XIX в. от дворянства предреволюционной эпохи. Для конкретизации тематики необходимо обращать внимание на три параметра: собственно социальный (класс, группа, общественное движение и т.п)., временной (при этом желательно, конечно, чтобы соответствующая эпоха воспринималась школьником хотя бы в её основных, определяющих Тенденциях) и национальный. Только точное обозначение всех трех параметров позволяет удовлетворительно Проонанизировать конкретно-историческую тематику.

Наконец, следует обратить внимание вот на какое обстоятельство: при Анализе конкретно-исторической Темы надо видеть не только социально-историческую, но и психологическую определенность Характера. Так, в комедии Грибоедова "Горе от ума", где конкретно-исторический аспект является, безусловно, ведущим в тематике, необходимо обозначить Характер Чацкого не только как передового просвещенного дворянина, но и обратить внимание на такие черты его психологического облика, как молодость и горячность, бескомпромиссность, острый и язвительный ум и т.п. Все эти черты важны и для более полного уяснения тематики Произведения, и — в дальнейшем — для правильного понимания разворачивающегося Сюжета, мотивировок его Перипетий.

В практике Анализа часто приходится сталкиваться с Произведениями, в которых не одна, а много тем. (Совокупность всех тем Произведения и называется обыкновенно тематикой). В этих случаях целесообразно выделить одну-две главные Темы, а остальные рассматривать как побочные. Побочные тематические линии обыкновенно "работают" на главную, обогащают её звучание, помогают лучше в ней разобраться. При этом возможны два пути выделения главной Темы. В одном случае главная Тема связана с Образом центрального Героя, с его социальной и психологической определенностью. Так, Тема незаурядной личности в среде русского дворянства 30-х годов, Тема, связанная с Образом Печорина, — главная в Романе Лермонтова "Герой нашего времени", она проходит через все пять повестей. Такие же Темы Романа, как Тема Любви, соперничества, жизни светского дворянского общества являются в данном случае побочными, помогающими раскрывать Характер главного Героя (то есть главную Тему) в различных жизненных ситуациях и положениях.
 
Во втором случае единая Тема как бы проходит через судьбы ряда персонажей — так, Тема взаимоотношений личности и народа, индивидуальности и "роевой" жизни организует сюжетные и тематические линии Романа Л. Толстого "Война и мир". Здесь даже такая важная Тема, как Тема Отечественной Войны, становится побочной, вспомогательной, "работающей" на главную. В этом последнем случае поиск главной Темы становится непростой задачей. Методически есть Смысл и здесь начинать с тематических линий главных Героев, выясняя, что именно их внутренне объединяет, — это объединяющее начало и будет главной Темой Произведения.

Для практического Анализа полезно также решить, на чем остановиться подробнее — собственно на Характерах или на взаимоотношениях между ними. Дело в том, что Автора может интересовать либо какой-то жизненный Характер сам по себе, и тогда обстоятельства, в которых он действует в Произведении, служат лишь целям раскрытия этого Характера ("Гамлет" Шекспира), либо та или иная жизненная ситуация, и тогда уже Характеры прочерчиваются Достаточно схематично и служат вспомогательным средством раскрытия Темы ("Ромео и Джульетта"). Разумеется, возможны и случаи, когда Автора интересует, так сказать, неразложимое единство Характеров и обстоятельств ("Макбет").

В заключение ещё раз напомним, что задерживаться на тематическом Анализе в практике преподавания не рекомендуется: дальше в художественном Произведении гораздо больше интересного.

Контрольные вопросы:

1. Какие терминологические сложности связаны с понятием Темы Произведения?
2. Что Мы имеем в виду, когда говорим о Теме как об объективной стороне художественного Содержания?
3. Как соотносятся между собой понятия "Тема", "персонаж", "Характер"?
4. В чем различие между Темами конкретно-историческими и "вечными"? Могут ли они сочётаться в одном Произведении?
5. Что важнее для Анализа и почему —Характеры или ситуации?

Упражнения

1. Определите, какая формулировка Темы является правильной для следующих Произведений:

а) А.С. Пушкин. Моцарт и Сальери

— взаимоотношения Моцарта и Сальери
Тема Музыки
— взаимоотношения таланта и гения

б) А.П. Чехов. Ионыч

— жизнь доктора Старцева
Проблема превращения доктора Старцева в Ионыча
— жизнь русской разночинной Интеллигенции на рубеже XIX-ХX вв.
Тема Искусства

2. Определите, какие аспекты тематики — конкретно-исторические или вечные — более важны для Анализа следующих Произведений:

М.Ю. Лермонтов. Мцыри
И.С. Тургенев. Муму
Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо
М.Е. Салтыков-Щедрин. История одного города
А.П.Чехов. Дама с собачкой
В.В. Маяковский. Хорошо!
С.А. Есенин. Черный человек

3. Нужно ли анализировать тематику в следующих Произведениях:

А.С. Пушкин. Домик в Коломне
М.Ю. Лермонтов. Демон
Н.В. Гоголь. Ночь перед Рождеством
Н.С. Лесков. Левша
Ф.М. Достоевский. Мальчик у Христа на елке
М.А. Булгаков. Дни Турбиных
А.Т. Твардовский. Страна Муравия

4. Что — Характеры или ситуации — следует анализировать прежде всего в следующих Произведениях:

М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени
Н.В. Гоголь. Старосветские помещики
И.С. Тургенев. Рудин
М.Е. Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух
Генералов прокормил
А.П. Чехов. Толстый и тонкий

Итоговое задание

Проанализируйте тематику приведенных ниже Произведений по следующему алгоритму:

Тексты для Анализа:

А.С. Пушкин. Борис Годунов
И.А. Крылов. Стрекоза и Муравей
Н.В. Гоголь. Заколдованное место
М.Ю. Лермонтов. Песня про купца Калашникова
Н.А. Некрасов. Железная дорога
Л.Н. Толстой. Казаки
А.А. Блок. О, весна без конца и без краю...

Оглавление

 
www.pseudology.org