М:, "Флинта", 1988, ISBN 5-89349-049-5, "Наука", 2000, ISBN 5-02-011311-5
Андрей Борисович Есин
Принципы и приёмы анализа литературного произведения
Содержание и форма литературного произведения
Художественное произведение как структура

Даже на первый взгляд ясно, что художественное Произведение состоит из некоторых сторон, элементов, аспектов и т.п. Иными Словами, оно имеет сложный внутренний состав. При этом отдельные части Произведения связаны и объединены друг с другом настолько тесно, что это дает основания метафорически уподоблять Произведение живому организму. Состав Произведения характеризуется, таким Образом, не только сложностью, но и упорядоченностью. Художественное Произведение — сложноорганизованное целое; из осознания этого очевидного факта вытекает необходимость познать внутреннюю Структуру Произведения, то есть выделить отдельные его составляющие и осознать Связи между ними. Отказ от такой установки неминуемо ведет к эмпиризму и бездоказательности Суждений о Произведении, к полной произвольности в его рассмотрении и в конечном счёте обедняет Наше Представление о художественном целом, оставляя его на уровне первичного Читательского Восприятия.

В современном Литературоведении существуют две основных Тенденции в установлении Структуры Произведения. Первая исходит из выделения в Произведении ряда слоев, или уровней, подобно тому, как в лингвистике в отдельном высказывании можно выделить уровень фонетический, морфологический, лексический, синтаксический. При этом разные исследователи неодинаково представляют себе как сам набор уровней, так и Характер их соотношений.
 
Так, М.М. Бахтин видит в Произведении в первую очередь два уровня — "Фабулу" и "Сюжет", Изображенный мир и мир самого изображения, Действительность Автора и Действительность Героя*. М.М. Гиршман предлагает более сложную, в основном трехуровневую Структуру: Ритм, Сюжет, Герой; кроме того, "по вертикали" эти уровни пронизывает субъектно-объектная организация Произведения, что создает в конечном итоге не линейную Структуру, а, скорее, сетку, которая накладывается на художественное Произведение**. Существуют и иные модели художественного Произведения, представляющие его в виде ряда уровней, срезов.
___________________
* Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 7-181.
** Гиршман М.М.
Стиль литературного Произведения // Теория литературных Стилей. Современные аспекты изучения. М., 1982. С. 257-300.

Общим недостатком этих концепций можно, очевидно, считать субъективность и произвольность выделения уровней. Кроме того, никем ещё не предпринята попытка обосновать деление на уровни какими-то общими соображениями и принципами. Вторая слабость вытекает из первой и состоит в том, что никакое разделение по уровням не покрывает всего богатства элементов Произведения, не дает исчерпывающего Представления даже о его составе.
 
Наконец, уровни должны мыслиться как принципиально равноправные — иначе теряет Смысл сам принцип структурирования, — а это легко приводит к потере Представления о некотором ядре художественного Произведения, связывающем его элементы в действительную Целостность; Связи между уровнями и элементами оказываются слабее, чем это есть на самом деле. Здесь же надо отметить ещё и то обстоятельство, что "уровневый" подход весьма слабо учитывает принципиальную разнокачественность ряда составляющих Произведения: так, ясно, что художественная Идея и художественная Деталь — явления принципиально разной природы.

Второй подход к Структуре художественного Произведения в качестве первичного разделения берет такие общие категории, как Содержание и Форма. В наиболее законченном и аргументированном виде этот подход представлен в трудах Г.Н. Поспелова*. Эта методологическая Тенденция имеет гораздо меньше минусов, чем рассмотренная выше, она гораздо больше отвечает реальной Структуре Произведения и гораздо более обоснована с точки зрения философии и методологии.
___________________
* См., напр.: Поспелов Г.Н. Проблемы литературного Стиля. М., 1970. С. 31-90.

Содержание и Форма

С философского обоснования выделения в художественном целом Содержания и Формы Мы и начнем. Категории Содержания и Формы, превосходно разработанные ещё в Системе Гегеля, стали важными категориями Диалектики и неоднократно успешно применялись в Анализе самых разных сложноорганизованных объектов. Давнюю и плодотворную традицию образует и применение этих категорий в Эстетике и Литературоведении. Ничто не мешает Нам, таким Образом, применить столь хорошо зарекомендовавшие себя философские понятия и к Анализу литературного Произведения, более того, с точки зрения методологии это будет только логично и естественно.
 
Но есть и особые основания начинать расчленение художественного Произведения с выделения в нём Содержания и Формы. Произведение Искусства есть явление не природное, а культурное, а это значит, что в основе его лежит духовное начало, которое, чтобы существовать и восприниматься, непременно должно обрести некоторое материальное воплощение, способ существования в Системе материальных знаков. Отсюда естественность определения границ Формы и Содержания в Произведении: духовное начало — это Содержание, а его материальное воплощение — Форма.

Содержание литературного Произведения Мы можем определить как его Сущность, духовное существо, а Форму — как способ существования этого Содержания. Содержание, иными Словами, — это "высказывание" Писателя о мире, определенная Эмоциональная и мыслительная реакция на те или иные явления Действительности. Форма — та Система средств и Приёмов, в которой эта реакция находит выражение, воплощение. Несколько упрощая, можно сказать, что Содержание — это то, что сказал Писатель своим Произведением, а Форма — как он это сделал.

Форма художественного Произведения имеет две основные функции. Первая осуществляется внутри художественного целого, поэтому её можно назвать внутренней: это функция выражения Содержания. Вторая функция обнаруживается в воздействии Произведения на Читателя, поэтому её можно назвать внешней (по Отношению к Произведению). Она состоит в том, что Форма оказывает на Читателя эстетическое воздействие, потому что именно Форма выступает носителем эстетических качеств художественного Произведения. Содержание само по себе не может быть в строгом, эстетическом Смысле прекрасным или безобразным — это Свойства, возникающие исключительно на уровне Формы.

Из сказанного о функциях Формы понятно, что вопрос об условности, столь важный для художественного Произведения, по-разному решается применительно к Содержанию и Форме. Если в первом разделе Мы говорили, что художественное Произведение вообще есть условность по Сравнению с первичной Реальностью, то мера этой условности у Формы и Содержания различна. В пределах художественного Произведения Содержание обладает безусловностью, в Отношении него нельзя поставить вопрос "зачем оно существует?" Как и явления первичной Реальности, в художественном мире Содержание существует без всяких условий, как непреложная данность.
 
Оно не может быть и условно-фантазийным, произвольным знаком, под которым ничто не подразумевается; в строгом Смысле, Содержание нельзя выдумать — оно непосредственно приходит в Произведение из первичной Реальности (из общественного Бытия людей или из Сознания Автора). Напротив, Форма может быть сколь угодно фантастична и условно-неправдоподобна, потому что под условностью Формы подразумевается нечто; она существует "для чего-то" — для воплощения Содержания. Так, щедринский город Глупов — создание чистой фантазии Автора, он условен, поскольку никогда не существовал в Реальности, но не условность и не вымысел самодержавная Россия, ставшая Темой "Истории одного города" и воплощенная в Образе города Глупова.

Заметим себе, что различие в мере условности между Содержанием и Формой дает чёткие Критерии для отнесения того или иного конкретного элемента Произведения к Форме или Содержанию — это замечание ещё не раз Нам пригодится.

Современная Наука исходит из первичности Содержания по Отношению к Форме. Применительно к художественному Произведению это справедливо как для творческого процесса (Писатель подыскивает соответствующую Форму пусть ещё для смутного, но уже существующего Содержания, но ни в коем случае не наоборот — не создает сначала "готовую Форму", а потом уже вливает в неё некоторое Содержание), так и для Произведения как такового (особенности Содержания определяют и объясняют Нам специфику Формы, но не наоборот). Однако в известном Смысле, а именно по Отношению к воспринимающему Сознанию, именно Форма выступает первичной, а Содержание вторичным. Поскольку чувственное Восприятие всегда опережает Эмоциональную реакцию и тем более рациональное Осмысление предмета, более того — служит для них базой и основой, Мы воспринимаем в Произведении сначала его Форму, а только потом и только через неё — соответствующее художественное Содержание.

Из этого, между прочим, следует, что движение Анализа Произведения — от Содержания к Форме или наоборот — не имеет принципиального значения. Любой подход имеет свои оправдания: первый — в определяющем Характере Содержания по Отношению к Форме, второй — в закономерностях Читательского Восприятия. Хорошо сказал об этом А.С. Бушмин: "Вовсе не обязательно ... начинать исследование с Содержания, руководствуясь лишь той одной мыслью, что Содержание определяет Форму, и не имея к тому других, более конкретных оснований. А между тем именно такая последовательность рассмотрения художественного Произведения превратилась в принудительную, избитую, всем надоевшую схему, получив широкое распространение и в школьном преподавании, и в учебных пособиях, и в научных Литературоведческих работах. Догматическое перенесение правильного общего положения литературной теории на методику конкретного изучения Произведений порождает унылый шаблон"*.
 
Добавим к этому, что, разумеется, ничуть не лучше был бы и противоположный шаблон — всегда в обязательном порядке начинать Анализ с Формы. Здесь все зависит от конкретной ситуации и конкретных задач.
___________________
* Бушмин А.С. Наука о Литературе. М., 1980. С. 123-124.

Из всего сказанного напрашивается ясный вывод о том, что в художественном Произведении равно важны и Форма, и Содержание. Опыт развития Литературы и Литературоведения также доказывает это положение. Умаление значения Содержания или вовсе его игнорирование ведет в Литературоведении к формализму, к бессодержательным абстрактным построениям, приводит к забвению общественной природы Искусства, а в художественной практике, ориентирующейся на подобного рода концепции, оборачивается эстетством и элитарностью. Однако не менее негативные последствия имеет и пренебрежение художественной Формой как чем-то второстепенным и, в Сущности, необязательным. Такой подход фактически уничтожает Произведение как явление Искусства, заставляет видеть в нём лишь то или иное идеологическое, а не идейно-эстетическое явление. В творческой практике, не желающей считаться с огромной важностью Формы в Искусстве, неизбежно появляется плоская иллюстративность, примитивность, создание "правильных", но не пережитых Эмоционально деклараций по поводу "актуальной", но художественно не освоенной Темы.

Выделяя в Произведении Форму и Содержание, Мы тем самым уподобляем его любому другому сложноорганизованному целому. Однако у соотношения Формы и Содержания в Произведении Искусства есть и своя специфика. Посмотрим, в чем же она состоит.
В первую очередь необходимо твердо уяснить себе, что соотношение Содержания и Формы — это соотношение не пространственное, а структурное. Форма — не скорлупа, которую можно снять, чтобы открыть ядро ореха — Содержание. Если Мы возьмем художественное Произведение, то Мы окажемся бессильны "указать пальцем": вот Форма, а вот Содержание.
 
Пространственно они слиты и неразличимы; эту слитность можно ощутить и показать в любой "точке" художественного Текста. Возьмем, например, тот эпизод из Романа Достоевского "Братья Карамазовы", где Алеша на вопрос Ивана, что делать с помещиком, затравившим ребенка псами, отвечает: "Расстрелять!". Что представляет собой это "расстрелять!" — Содержание или Форму? Разумеется, и то и другое в единстве, в слитности. С одной стороны, это часть речевой, словесной Формы Произведения; реплика Алеши занимает определенное место в композиционной Форме Произведения. Это формальные моменты. С другой стороны, это "расстрелять" есть компонент Характера Героя, то есть тематической основы Произведения; реплика выражает один из поворотов нравственно-философских исканий Героев и Автора, и конечно же, она есть существенный аспект идейно-Эмоционального мира Произведения — это моменты содержательные. Так в одном Слове, принципиально неделимом на пространственные составляющие, Мы увидели Содержание и Форму в их единстве. Аналогично обстоит дело и с художественным Произведением в его Целостности.

Второе, что следует отметить, это особая связанность Формы и Содержания в художественном целом. По выражению Ю.Н. Тынянова, между художественной Формой и художественным Содержанием устанавливаются Отношения, непохожие на Отношения "вина и стакана" (стакан как Форма, вино как Содержание), то есть Отношения свободной сочётаемости и столь же свободного разъединения. В художественном Произведении Содержание небезразлично к тому, в какой конкретно Форме оно воплощается, и наоборот. Вино останется вином, нальем ли Мы его в стакан, чашку, тарелку и т.п.; Содержание безразлично по Отношению к Форме. Равным Образом в стакан, где было вино, можно налить молоко, воду, керосин — Форма "безучастна" к наполняющему её Содержанию.
 
Не так в художественном Произведении. Там связанность формальных и содержательных начал достигает наивысшей степени. Лучше всего это, может быть, проявляется в такой закономерности: любое изменение Формы, даже, казалось бы, мелкое и частное, неминуемо и сразу же ведет к изменению Содержания. Пытаясь выяснить, например, Содержательность такого формального элемента, как стихотворный размер, стиховеды провели эксперимент: "превратили" первые строчки первой главы "Евгения Онегина" из ямбических в хореические. Получилось вот что:

Дядя самых честных правил,
Он не в шутку занемог,
Служанке так своей заправил,
Что дворник вытащить не мог

Семантический Смысл, как видим, остался практически прежним, изменения касались как будто бы только Формы. Но невооруженным глазом видно, что изменился один из важнейших компонентов СодержанияЭмоциональный тон, настрой отрывка. Из эпически-повествовательного он превратился в игриво-поверхностный. А если представить себе, что весь "Евгений Онегин" написан хореем? Но такого и представить себе невозможно, потому что в этом случае Произведение просто уничтожается.

Конечно, подобный эксперимент над Формой — случай уникальный. Однако в изучении Произведения Мы нередко, совершенно не подозревая об этом, проделываем аналогичные "эксперименты" — не изменяя впрямую Структуру Формы, а лишь не учитывая те или иные её особенности. Так, изучая в гоголевских "Мертвых душах" преимущественно Чичикова, помещиков, да "отдельных представителей" чиновничества и крестьянства, Мы изучаем едва ли десятую часть "народонаселения" поэмы, игнорируя массу тех "второстепенных" Героев, которые у Гоголя как раз не являются второстепенными, а интересны ему сами по себе в той же мере, как Чичиков или Манилов. В результате такого "эксперимента над Формой" существенно искажается Наше понимание Произведения, то есть его Содержание: Гоголя ведь интересовала не история отдельных людей, а уклад национальной жизни, он создавал не "галерею Образов", а Образ мира, "Образ жизни".

Другой пример того же рода. В изучении чеховского рассказа "Невеста" сложилась довольно прочная традиция рассматривать этот рассказ как безоговорочно оптимистический, даже "весенний и бравурный"*. В.Б. Катаев, анализируя эту Интерпретацию, отмечает, что она основывается на "прочтении не до конца" — не учи тывается последняя фраза рассказа во всем её объеме: "Надя ... веселая, счастливая, покинула город, как полагала, навсегда". "Толкование этого "как полагала", — пишет В.Б. Катаев, — весьма наглядно обнаруживает различие исследовательских подходов к творчеству Чехова. Одни исследователи предпочитают, интерпретируя Смысл "Невесты", считать это вводное предложение как бы несуществующим"**.
___________________
* Ермилов В.А. А.П. Чехов. М., 1959. С. 395.
** Катаев В.Б. Проза Чехова: Проблемы Интерпретации. М, 1979. С. 310.

Вот это и есть тот "бессознательный эксперимент", о котором речь шла выше. "Чуть-чуть" искажается Структура Формы — и последствия в области Содержания не заставляют себя ждать. Возникает "концепция безоговорочного оптимизма, "бравурности" творчества Чехова последних лет", тогда как на самом деле оно представляет собой "тонкое равновесие между действительно оптимистическими надеждами и сдержанной трезвостью в Отношении порывов тех самых людей, о которых Чехов знал и рассказал столько горьких Истин".

В соотношении Содержания и Формы, в строении Формы и Содержания в художественном Произведении обнаруживается определенный принцип, закономерность. О конкретном Характере этой закономерности Мы будем подробно говорить в разделе "Целостное рассмотрение художественного Произведения".

Пока же отметим лишь одно методическое правило: Для точного и полного уяснения Содержания Произведения совершенно необходимо как можно более пристальное внимание к его Форме, вплоть до мельчайших её особенностей. В Форме художественного Произведения нет "мелочей", безразличных к Содержанию; по известному выражению, "Искусство начинается там, где начинается "чуть-чуть".

Содержательная Форма

Специфика взаимоотношений Содержания и Формы в Произведении Искусства породила особый термин, специально призванный отражать неразрывность, слитность этих сторон единого художественного целого— термин "содержательная Форма". У данного понятия есть по меньшей мере два аспекта. Онтологический аспект утверждает невозможность существования бессодержательной Формы или неоформленного Содержания; в Логике подобные понятия называются соотносительными: Мы не можем мыслить одно из них, не мысля одновременно другого. Несколько упрощенной аналогией может служить соотношение понятий "право" и "лево" — если есть одно, то неминуемо существует и другое. Однако для Произведений Искусства более важным представляется другой, аксиологический (оценочный) аспект понятия "содержательная Форма": в данном случае имеется в виду закономерное соответствие Формы Содержанию.

Очень глубокая и во многом плодотворная концепция содержательной Формы была развита в работе Г.Д. Гачева и В.В. Кожинова "Содержательность литературных Форм". По мнению Авторов, "любая художественная Форма есть <…> не что иное, как отвердевшее, опредметившееся художественное Содержание. Любое Свойство, любой элемент литературного Произведения, который Мы воспринимаем теперь как "чисто формальный", был когда-то непосредственно содержательным". Эта Содержательность Формы никогда не исчезает, она реально воспринимается Читателем: "обращаясь к Произведению, Мы так или иначе впитываем в себя" Содержательность формальных элементов, их, так сказать, "прасодержание". "Дело идет именно о Содержательности, об определенном Смысле, а вовсе не о бессмысленной, ничего не значащей предметности Формы. Самые поверхностные Свойства Формы оказываются не чем иным, как особого рода Содержанием, превратившимся в Форму"*.
___________________
* Гачев Г.Д., Кожинов В.В. Содержательность литературных Форм // Теория Литературы. Основные Проблемы в историческом освещении. М., 1964. Кн. 2. С. 18-19.

Однако сколь бы содержателен ни был тот или иной формальный элемент, сколь бы тесной ни была Связь между Содержанием и Формой, эта Связь не переходит в Тождество. Содержание и Форма — не одно и то же, это разные, выделяемые в процессе абстрагирования и Анализа стороны художественного целого. У них разные задачи, разные функции, разная, как Мы видели, мера условности; между ними существуют определенные взаимоотношения. Поэтому недопустимо использовать понятие содержательной Формы, как и тезис о единстве Формы и Содержания, для того, чтобы смешать и свалить в одну кучу формальные и содержательные элементы. Напротив, подлинная Содержательность Формы открывается Нам только тогда, когда в Достаточной мере осознаны принципиальные различия этих двух сторон художественного Произведения, когда, следовательно, открывается возможность устанавливать между ними определенные соотношения и закономерные взаимодействия.

Говоря о Проблеме Формы и Содержания в художественном Произведении, нельзя не коснуться хотя бы в общих чертах ещё одной концепции, активно бытующей в современной Науке о Литературе. Речь идет о концепции "внутренней Формы". Этот термин реально предполагает наличие "между" Содержанием и Формой таких элементов художественного Произведения, которые являются "Формой в Отношении элементов более высокого уровня (Образ как Форма, выражающая идейное Содержание), и Содержанием — в Отношении ниже стоящих уровней Структуры (Образ как Содержание композиционной и речевой Формы)"*.
 
Подобный подход к Структуре художественного целого выглядит сомнительным прежде всего потому, что нарушает чёткость и строгость исходного деления на Форму и Содержание как, соответственно, материальное и духовное начало в Произведении. Если какой-то элемент художественного целого может быть одновременно и содержательным, и формальным, то это лишает Смысла саму дихотомию Содержания и Формы и — что немаловажно — создает существенные трудности при дальнейшем Анализе и Постижении структурных Связей между элементами художественного целого.
 
Следует, несомненно, прислушаться и к возражениям А.С. Бушмина против категории "внутренней Формы"; "Форма и Содержание являются предельно общими соотносительными категориями. Поэтому Введение двух понятий Формы потребовало бы соответственно и двух понятий Содержания. Наличие двух пар аналогичных категорий, в свою очередь, повлекло бы необходимость, согласно закону субординации категорий в материалистической Диалектике, установить объединяющее, третье, родовое понятие Формы и Содержания. Одним Словом, терминологическое дублирование в обозначении категорий ничего, кроме логической путаницы, не дает. И вообще определения внешнее и внутреннее, допускающие возможность пространственного разграничения Формы, вульгаризируют Представление о последней"**.
___________________
* Соколов А.Н. Теория Стиля. М., 1968. С. 67.
** Бушмин А.С. Наука о Литературе. С. 108.

Итак, плодотворным, на Наш взгляд, является чёткое Противопоставление Формы и Содержания в Структуре художественного целого. Другое дело, что сразу же необходимо предостеречь против опасности расчленять эти стороны механически, грубо. Существуют такие художественные элементы, в которых Форма и Содержание как бы соприкасаются, и нужны очень тонкие методы и очень пристальная наблюдательность, чтобы понять как принципиальную нетождественность, так и теснейшую взаимосвязь формального и содержательного начал. Анализ таких "точек" в художественном целом представляет, несомненно, наибольшую сложность, но одновременно — и наибольший интерес как в аспекте теории, так и в практическом изучении конкретного Произведения.

Контрольные вопросы:

1. Почему необходимо Познание Структуры Произведения?
2. Что такое Форма и Содержание художественного Произведения (дайте определения)?
3. Как взаимосвязаны между собой Содержание и Форма?
4. "Соотношение Содержания и Формы не пространственное, а структурное" — как вы это понимаете?
5. В чем состоит взаимосвязь Формы и Содержания? Что такое "содержательная Форма"?

Оглавление

 
www.pseudology.org