Научно-издательский центр "Ладомир". 103617, г. Москва, Зеленоград, кор. 1435
 
Девичья игрушка, или Сочинения господина Баркова
Обзор рукописных сборников Барковианы
КАЗАНСКИЙ СПИСОК (КАЗ).

Рукопись хранится в Отделе редких книг и рукописей Казанского университета, № 2383.
Сборник представляет собой рукопись в лист, 107 архивных листов; состоит из нескольких тетрадок со старой нумерацией; без переплета и титула, который, вероятно, утрачен. Бумага с филигранью "Pro patria", с эмблемой и девизом, на правой стороне — литеры "GR". Точно идентифицировать филигрань не удалось; возможно, соответствует № 341 в таблице Клепикова-Кукушкиной, т. е. бумага 1753 г. (см. Сборник статей и материалов БАН СССР по книговедению. Л., 1965), но может быть и более позднего производства. Рукопись является одной из наиболее ранних; вероятная датировка: 1760-е — начало 1770-х гг. Канцелярская скоропись нескольких почерков, одним из которых в тексты других писцов внесена правка, устраняющая искажения. Целый ряд текстов списан неисправно, со многими погрешностями.
В настоящее время первоначальный порядок рукописи нарушен, её листы расположены хаотично; начальная композиция может быть восстановлена по сохранившимся оглавлениям и на основании старой нумерации листов.
Сборник состоял из четырех частей; 1-2 и 3-4 имели сплошную нумерацию листов — видимо, сборник был разделен на два тома, по две части в каждом. Том первый насчитывал 90 листов, том второй —149; таким образом, всего было около 240 листов текста, т. е. в настоящее время сохранилось менее половины объема рукописи.
Сборник открывался "Приношением Белинде", затем следовало оглавление первой части (л. 2-58; оглавление сохранилось полностью, отсутствуют л. 14-30, 34-43); л. 60-90 составляли часть вторую (имеется оглавление; отсутствуют л. 83-90). Хуже сохранился второй том; оглавлений его частей нет. Имеется фрагмент начала третьей части со старой нумерацией л. 1-29 и два фрагмента из последней, четвертой, части, имеющие старую нумерацию л. 108-115 и л. 140-149. На обороте последнего листа запись: "Конец IV части и всей книге".
Часть 1-я имеет строгую жанровую композицию: последовательно расположены 13 од, 21 басня, 23 эпиграммы, 9 мадригалов, 16 надписей, 6 портретов, 4 эпитафии, 11 "заготовок", 14 песен.
Часть 2-я начинается циклом "о бороде" (6 текстов), затем следуют произведения средней формы (оды "Описание утренней зари", "Исповедь монаха"; "Торжествующая баханка", "Разговор Любожопа с Любо-пиздом", "Суд у Хуя с мудами" и т. д)., а также "Поэма на победу при-яповой дочери" ("Сражение между Хуем и Пиздою о первенстве"); на этом сохранившаяся часть текстов кончается; затем шел цикл стихотворений против подьячих: "Стансы на происхождение подьячего", "Покаяние подьячего" и "Надгробная надпись подьячему". Завершали эту часть четыре "лекарства" ("рецепты"), две "вывески" (в том числе и атрибутируемая обычно А. Нартову "Вывеска к Роленовой Истории"), "Надпись рыжему", "Объявление" и стихотворение "Зоил".
Часть 3-я начиналась "Речью Фомину понедельнику", затем шли две оды, 3 басни, "Сатира. Пойманной соловей", 4 эпистолы, 4 эклоги, элегия, 10 загадок, 5 надписей, 46 билетов, прозаическое "Писмо, принадлежащее к Гимну пьяной голове" В. К. Тредиаковского, 18 эпиграмм, стансы, 19 сонетов и три "рецепта порошку от угрей". Окончание этой и начало 4-й части неизвестно: между л. 29 и 108 (по Нашему предположению, второй пагинации) — лакуна почти в 80 листов. Вероятно, сюда входили произведения из цикла, посвященного Ивану Даниловичу (на л. 14 об. — начало "Писма от Ваньки" к А. В. и Е.А. Олсуфьевым) и, возможно, какие-то драматургические произведения.
Ряд произведений в сборнике имеет подписи; по числу подписанных текстов этот список представляет наибольший интерес из всех, изученных Нами. Так как целые фрагменты его не сохранились, то можно предполагать, что и там были атрибутирующие пометы (они даны только после текста произведения, а в оглавление не вынесены). Как правило, подписи представляют собой анаграмму фамилии, составленную из согласных. Подписи имеют произведения полемического цикла вокруг "Гимна бороде", открывающие вторую часть сборника (М. Лмнсв, В. Трткв, А. Смркв; "Гимн бороде над бородами" ("Не Парисов суд с богами…") подписан И. Бркв, т. е. Барков, но вопрос авторства остается не решенным; данный текст включен в "Полное собр. соч." Ломоносова как "приписывающийся" ему). Много подписей и в части 1, в разделе од: Ода I подписана Амнсв (м. б. Лмнсв? — Ломоносов), Ода II — Члкв (Чулков), Ода XI — Бракв; тексты ряда од отсутствуют. В ч. 2 поэма (см. у Нас "Сражение между…") подписана С.Г.Б. (Сочинение Господина Баркова), стихотворение "На актрису" Срквъ (Сумароков), "Стихи Целке" — Бр (Барков?), "Суд у Хуя с мудами" — А. Авв (?). Во фрагменте из ч. III имеются две подписи: под эпистолой "Приапу" Ф. Ммнв (Мамонов) и прозаическим "Письмом, принадлежащим к гимну пьяной голове" — В. Трдквск (Тредиаковский).

СПИСОК ГПБ-1

Рукопись хранится в ГПБ. Архивного шифра не имеет. Инвентарный номер 736/29. Поступила в библиотеку в 1929 г. Представляет собой книгу большого формата в ветхом и сильно испорченном переплете без нумерации листов. Имеет два титула. Один: "Своевольный Парнас, или Разные стихотворения". Другой: "Девичья игрушка, или Разные стихотворения, собранные для чтения от скуки". На первом титуле две владельческие записи разными почерками. Одна, тою же рукой, что заголовок: "Книга сия принадлежит Гвардии П.П.П.М.Г.". Три первые буквы, вероятно, должны быть расшифрованы как Преображенского Полка Поручику (Прапорщику, Полковнику). Две последние представляют собой инициалы, не поддающиеся идентификации. Другая позднейшая запись на той же странице: "Сия книга Устюского помещика Левонтья Яколича". Внизу второго титула "выходные данные": "В С. Петербурге в 1777 году". На внутренней стороне задней обложки и прилегающем листе многочисленные чернильные и карандашные пометы и рисунки, скорее всего, рукой Левонтия Яколича. Среди них рисунок бюста Анакреона, запись "Ефим Васильич Еремеев из мехового ряду имеет две лавки", денежные расчеты и др.
Рукопись выполнена на бумаге разных сортов. Часть её, вероятно, российского производства с воспроизведением иностранных филигра-ней: лев с мечом в короне, человек в шлеме с топориком в частоколе, надписей Pro Patria, Cz Honig, GR под короной, не поддается безусловной датировке. Другая — ярославской мануфактуры Саввы Яковлева с филигранями ЯМСЯ и медведем с топориком в руках в щите, скорее всего, сделана в конце 1760-х — начале 1770-х гг. Дата 1777 год, возможно, обозначает первичное оформление рукописи, переписка которой началась раньше. В этой связи обращает на себя внимание отсутствие имени Баркова в заглавии сборника и даже отсутствие обозначения "Девичья игрушка" на первом титуле. Первые тексты сборника переписаны каллиграфическим почерком и сопровождаются виньетами, рисованными теми же чернилами. Рукопись, по-видимому, сброшюрована отчасти беспорядочно, и между текстами, написанными одним почерком, оказывается значительное количество пустых листов и стихотворений, занесенных другой рукой, вероятней всего, рукой Левонтия Яколича, которому можно предположительно атрибутировать значительную часть текстов, не имеющих соответствия в других списках. Время заполнения этой части сборника определяется здесь записью тем же почерком "Avril 1789".
Важнейшей особенностью списка является проведенная по тексту, написанному каллиграфическим почерком, правка, сделанная скорописью XVIII в. Правка эта не столько устраняет описки, число которых в списке невелико, сколько дает иные варианты и чтения. При этом как нижний, так и верхний слои текста имеют соответствия в других списках. Безусловно, владелец рукописи сверял доставшуюся ему копию с другим списком, находившимся в его распоряжении. Вместе с тем однозначно соотнести нижний и верхний слои правки с другими известными Нам списками сегодня не представляется возможным. Тою же рукой, которой внесена правка, под рядом текстов обозначены авторы. Ода II подписана с < очинил > Чулков и тою же рукой на полях записаны стишки "Ручьями ты на Нас", адресованные здесь ему же, Ода III "Приапу" и поэма "На победу Приаповой дщери" ("Сражение… о первенстве") подписаны Сочинение Г<осподина> Б<аркова>, ода X "На день рождения" — сочинения А<дама> А<лсуфьева>, письмо Приапу — с<очинил> Ф. Мамо<нов> (Дмитриев-Мамонов). Имеют подписи и тексты, не вошедшие в настоящее издание. "Стансы на происхождение подьячего" и "На актрису Д." подписаны "Сочинения А<лексан-дра> С<умарокова>", а иной, сравнительно с публикуемым здесь, текст "Оды прошедшей молодости" сопровождается припиской: "Кажется не окончена и нет 6 стихов. Сочинена говорят Н. А. Замятиным". Одно из стихотворений, которое Мы приписываем Левонтию Яколичу, "Ода к мудам", содержит ряд авторских примечаний. В частности, сочинитель делает сноску к имени Пирон, указывая: "Пирон, стихотворец французский, сочинивший оду Приапу, мною переведенную". Перевод этот, кроме двух строк, приведенных здесь же, неизвестен. В этой же оде содержится и любопытное упоминание о Баркове (см. вступ. статью, с. 8).
Сборник открывается "Приношением Белинде". Затем следуют оды (кроме XII и XVI), басни (по тексту наст, издания), "разные пьесы", элегии (I-VI), эпистолы, рецепты, прозаические тексты: "Последнее завещание одного Ебаки", "Церемониал его погребения" и "Слово надгробное". Отметим здесь же не вошедшее в настоящее издание послание "К Другу на Тр. (?)", не встречающееся в других списках, связанное с "ива-но-даниловичевским циклом" и представляющее собой подражание сатирам А. Попа. Затем сюда вставлены двадцать два текста, часть из них предположительно почерком Левонтия Яколича. Из них в наст, издании публикуется только "Рондо на ебену мать", попадающееся и в других ранних списках. После них вновь идут стихотворения, переписанные тем же почерком, что и начало сборника: сонеты, эпиграммы, надписи, портреты, эпитафии, загадки и песни. К четырнадцати песням, переписанным одною рукой, подверстаны ещё четыре, записанные другим почерком и не встречающиеся в прочих списках. Завершается сборник написанным той же рукой, что и последние песни, фрагментом оды "К музам я не прибегаю…".
В целом сборник ГПБ-1 является наряду с Каз. наиболее ранним и важнейшим в текстологическом отношении. Здесь обнаруживаются все произведения, включенные в настоящее издание за исключением пьес, двух од и нескольких совсем мелких стихотворений. По-видимому, и композиция основной части сборника отражает раннюю стадию формирования ядра "Девичьей игрушки".

СПИСОК ГПБ-2

Рукопись хранится в ГПБ, шифр — Q XIV-14. Озаглавлена "Девичья игрушка, или Сочинения Баркова". Представляет собой книжку небольшого формата на 144 л. в зеленом переплете. Выполнена на иностранной бумаге с филигранями: "Sibille van Ketel" и "Wassenbergh", а также щитом с изображением рожка и буквами GR под щитом. На титульном листе сборника запись: "Сия книга принесена в дар Публичной Библиотеке помощником библиотекаря Поповым в 1814 г.". Даритель, несомненно, Дмитрий Прокофьевич Попов (1780-1864), сотрудник библиотеки и преподаватель греческого языка в Петербургском университете. По-видимому, подарок был приурочен к официальному открытию библиотеки в 1814 г. и, возможна, в то же время был изготовлен настоящий список, восходящий, однако, судя по его составу, к значительно более раннему источнику. Рукопись написана одним, весьма разборчивым, возможно, писарским, почерком, но содержит ряд искажений и пропусков, типичных для механической переписки.
Рукопись делится на три части. Первая открывается "Приношением к Белинде" и драмой "Ебихуд". Затем следуют тринадцать од (отсутствуют оды IX и XV, оды XI и XVI перемещены во вторую часть. При этом при нумерации од в списке № 8 пропущен. Вероятно, здесь должна была стоять ода "Кулашному бойцу", напечатанная в настоящем издании под № IX), девятнадцать загадок и 36 эпиграмм, из которых 14 (№ 1-9 и 17-21) не имеют отношения к Барковиане и принадлежат А. Сумарокову.
Во второй части помещены 2 рецепта, 13 басен и портреты, билеты, надписи и ряд стихотворений, не имеющих здесь жанрового обозначения, но входящие в других списках в разделы "Песни" ("Ай-ай-ау, о-хти-хти"), басни ("Покаяние", "Неудачное искушение"), оды ("Стихи отцу Галактиону", "На рождение Пизды"), эпиграммы ("Ссора", "Ебли-вая вдова" и др).. Здесь же помещены опыты прозаической Барковианы: своеобразный прозаич. акростих (текст, приобретающий непристойный смысл при чтении левой части страницы до вертикального сгиба) "наставления застарелого Хуя", не встречающийся в других списках, а также "Последнее завещание одного Ебаки" и "Церемониал его погребения", которые, напротив, пользуются в списках XVIII в. довольно широким распространением (Усп., ГПБ-1 и др).. Завершает вторую часть "Символ веры Ванюшки Данилыча".
Третья часть состоит из поэмы "Сражение…", стихотворения "Справедливый суд" ("Суд у Хуя с мудами"), элегий (IV-VII) и эпистол. Стоит отметить, что эпистолы "ивано-даниловичевского цикла" выделены в особую жанровую рубрику "Письма". Здесь помещена также не принадлежащая Барковиане эпистола "На разлучение с винною дешевизною" ("Мясистому волу"), которая в рукописных сборниках XVIII в. иногда атрибутируется Н. Н. Веревкину.
В целом сборник, невзирая на свое сравнительно позднее происхождение, представляет интерес продуманной, возможно, редакторской композицией и строго отобранным составом, восходящим почти исключительно к ранним образцам Барковианы. Существенно, что в отличие от большинства других списков он не был изготовлен для личного пользования составителя, но предназначался для чтения и хранения в библиотеке.

СПИСОК ГПБ

Рукопись хранится в ГПБ. Шифр — Q XIV-109. Изготовлен в середине XIX в. в Публичной библиотеке. Представляет собой книжку в красном переплете, на бумаге с золотым обрезом. Полностью повторяет ГПБ-2, включая ошибки и пропуски, с добавлением во вторую часть популярной в позднебарковианской традиции стихотворной комедии "Лестное желание", написанной, вероятно, в первой трети XIX в.

СПИСОК Б. А УСПЕНСКОГО (УСП).

Рукопись находится в собрании Б. А. Успенского.
Список представляет собой рукопись в позднейшем переплете, всего 189 листов; писана одним почерком, скорописью XVIII в., на бумаге 1784 г. Первые листы рукописи утрачены и восполнены машинописью. Отсутствуют титул, заглавие, оглавление. Разделения текста на части нет.
Список содержит весьма полный набор текстов раннего корпуса Барковианы; выдержана строгая жанровая композиция. Подписи или атрибутирующие пометы отсутствуют.
Первый раздел — оды (14 текстов), затем следуют "Еклоги" (5), "Елегии" (7), поэма, "Епистолы" (7), две идиллии, сатира, "Разговор"; потом идут 27 "притч", 15 "басен", 19 "загадок", 4 "дифирамба", 9 эпиграмм (распределение произведений между эпиграммами, баснями и притчами довольно условно); после этого— 12 "епитафий", 5 мадригалов и 5 "сонетов", столько же "рецептов", 14 "надписей", подборки "портретов" и "билетов", 10 песен. Завершают сборник разрозненные произведения: "Станс к Б.Е.М.", прозаическое "Последнее завещание", "Надгробная", "Слово надгробное", "Реэстр натуральным вещам", "Житие раскольника…" (известный памфлет на "Аввакумовского Скитника", приписывавшийся А. В. Олсуфьеву, Д. И. Фонвизину, М. Д. Чулкову), "Разговор в царстве мертвых" между Меркурием, Хароном, Миносом и Душою. Три последние прозаические текста к Барковиане никакого отношения не имеют. Завершает сборник "Трагедия" (т. е. "Дурносов и Фарнос", но заглавие тут отсутствует).

СПИСОК ЦГАЛИ-1

Рукопись хранится в ЦГАЛИ, ф. 74, оп. 1, ед. хр. 2.
Сборник представляет собой 85 разрозненных листов, ранее, вероятно, сплетенных в тетрадь. Края листов недавно реставрированы, на л. 1-5 текст с левого нижнего края листа частично поврежден. Рукопись одного почерка — скоропись XVIII в. Сохранилась старая сплошная нумерация листов: 2-86, т. е. утрачен л. 1; возможно, он содержал оглавление сборника; отсутствует также и титул. Часть листов с филигранью "ПХ", "1785", что дает возможность ориентировочно датировать рукопись второй половиной 1780-х гг.
Основное содержание сборника — тексты ранней Барковианы; жанровая композиция разрушена, подписей или иных указаний на авторство нет. Исправность списков хорошая.
Вначале идут оды № 3, 1, поэма "Сражение между Хуем и Пиздою…", "Разговор Любожопа с Любопиздом", затем 7 сказок и басен (№ 7, 9, 12-16 по Нашей нумерации), далее 6 эпиграмм, а через лист вписаны ещё 4 "пристойные" эпиграммы, после чего следуют "Послание к слугам…" Д. И. Фонвизина (под заглавием "Рассуждение о свете") и 3 текста полемического цикла "о бороде", между которыми помещено стихотворение "Справедливый суд". Далее —13 мелких текстов (эпитафии, загадки и т. п)., потом "Дурносов и Фарнос", затем 3 произведения "олсуфьевского цикла" об Иване Даниловиче (несколько далее помещен другой, расширенный, вариант "Символа веры"). В конце сборника находятся ода № 4, элегия № 4, "Письмо от Хуя к Пизде" и ответ на него и некоторые другие тексты, после чего — драма "Ебихуд", а за ней ода № 14 (неполный текст), без отступа переходящая в сатирическое послание А.С. Хвостова, обращенное к Фонвизину (44 строки), которым и заканчивается сборник; л. 85об. остался незаполненным. Из числа "небар-ковианских" текстов в сборник ещё входит "Величание", вариант известной сатиры на С. Г. Домашнева (см.: Русский архив, 1872, № 10).

СПИСОК ГБЛ-1

Рукопись хранится в ОР ГБЛ, ф. 218, № 502; поступила в 1954 г. от А.А. Кенеля.
Сборник в позднейшем переплете, II и 85 архивных листов. Начало утрачено, по сохранившейся старой нумерации сборник начинается с л. 50. Бумага Красносельской бумажной фабрики 1790 г., заполнен сборник в конце XVIII в. Основная часть сохранившегося текста (л. I — 82об). вписана двумя почерками, с л. 83 — позднейшие приписки.
На корешке переплета вытеснено золотом "Барков. Стихи". На л. 1 магазинный штамп "Редчайшая". К сборнику подклеено письмо со штампом книжного магазина В. Г. Готье (л. I-II), адресованное собирателю Г. В. Юдину: "Москва. 26 ноября 1884 г. Господину Юдину в Красноярске.
Милостивый государь! Честь имею уведомить Вас, что на днях Нам предлагали рукопись стихотворений Баркова. Цену назначают 150 руб. Мы просили её не продавать до получения Вашего ответа. Рукопись писана рукою прошлого столетия, начинается с 50-го листа <…> и оканчивается 131. Содержит следующие стихи <…> и множество других. Формат её 4° в переплете. Покорнейше прошу поторопиться ответом. Остаюсь <…> за В. Г. Готье Н. Капцов".
Основная часть текстов представляет собой произведения ранней Барковианы, объединявшихся в корпус "Девичьей игрушки". Строгая жанровая композиция нарушена, но остаточная циклизация сохранена. Тексты не очень исправны, но тем не менее дают ряд важных чтений и вариантов.
Начинается сохранившаяся рукопись окончанием прозаической сказки, представленной во фрагментарной записи в "Заветных сказках" А. Н. Афанасьева (№ 5) и в полном варианте известной по сборнику Д. С. Зеленина "Великорусские сказки Пермской губернии" (Пг., 1914, № 70, вариант, с. 568). Далее идет притча "Приключение Француза с монахом, или чернцем", ещё три текста басенно-новеллистической окраски (№ 9, 12, 15 по Нашей нумерации "басен и притч") помещены ближе к концу сборника (л. 49об.-53), основная часть басен (8 текстов) сгруппирована в середине под общим заголовком "Разные басни".
На л. 3-10 вписаны две оды "Бахусу" и "Тряхни мудами, Аполлон…", за ними следуют три "песни" (№ 11, 14 и "Прекрасна цель биль-дюг, краса неизреченна…"), после чего — ода № 4, затем эпиграмма, элегия № 3, поэма "Сражение между Хуем и Пиздой о первенстве" (полный текст с подписью "Сочинения Г. Баркова" и отсылкой: "К сему принадлежит поема "В дом Ебли собрались…" на 115 листу"; указанный текст по архивной нумерации занимает л. 66-71об., он не встречается в основных списках ранней Барковианы и, вероятно, написан в последнюю четверть XVIII в. в сборник вписан вторым из двух начальных почерков), "Разговор Любожопа с Любопиздом" (лишь 18 строк). Ещё две оды (№ 13 и 9) находятся соответственно перед баснями и в самом конце основного текста сборника. После басен под общим заголовком "Элегия. Разные приключения" помещены три элегии: № 4-6. Собраны в циклы семь эпитафий, из которых лишь одна — барковианская (№ 2), тринадцать эпиграмм и столько же надписей, шесть портретов, сорок "билетов". Включены в сборник пять произведений полемического цикла "о бороде", причем в один текст объединены не только "Пронесся слух…" и "Отрекся миров ты и мира", как в известных казанских списках, но и "Переодетая борода" В. К. Тредиаковского. За этим циклом следует подборка из четырех стихотворений, объединенных тематически и — есть все основания полагать — принадлежащих одному автору. По ряду признаков их можно приписать литератору А. М. Брянчанинову (ум. в 1786 г)., товарищу и родственнику М.Н. Муравьева. На л. 72-78 — поэма "олсуфьевского цикла" "Оскверненный Ванюшка Яблошник" (сокращенный текст с пропусками). На л. 83-85об. — позднейшие добавления: стихотворения "Фортуна", "Ебёна мать", "Кант", загадки; вписано, вероятно, в начале XIX в., в несколько приемов, разными почерками; последним из них в конце рукописи записано: "Писана < т. е. книга > Барковым. Цена 205 хуйов и пять Пизд".

СПИСОК С-С

Рукопись хранится в ОР ГБЛ, ф. 622, к. 2, ед. хр. 1; поступила в составе коллекции Н. П. Смирнова-Сокольского.
Сборник представляет собой тетрадку малого формата в бумажной обложке, 39 листов. На л. I — владельческая запись "Густав Мерлин", на обороте первого листа: "Девичья игрушка; принадлежит Г. М. 1792 года, ноября 10 чис<ла>". Кроме основного, владельческого, почерка в сборнике имеется ряд записей другого лица. Вся тетрадь заполнена примерно в одно время.
На обороте обложки — карандашная запись Смирнова-Сокольского: "Один из списков эротических сочинений И. Баркова. — Объединялись обычно под названием "Девичья игрушка". Этот список 1792 года. — В свое время расходились по рукам в огромном количестве (Словесность и коммерция. М., 1929)".
Первый владелец и переписчик сборника — обрусевший немец Густав Мерлин, был в военной службе.
Многие списки дают дефектные и искаженные варианты текстов; почерк небрежный, часты исправления (отдельные тексты можно принять за черновые, но это, вероятно, следствие исправления сделанной записи по другому списку, считавшемуся переписчиком "более точным", ср. л. 7 "Похвальные стихи Хую" и др)..
В сборник включены главным образом малые жанры Барковианы; строгой систематизации в порядке записей нет; атрибутирующие надписи отсутствуют.
Открывается сборник рядом небольших "приличных" текстов ("Апреля первое число", загадки (загадка вторая, л. Зоб. — похабная), эпиграммы, в том числе А.П. Сумарокова, "Стихи на Ломоносова"), затем, начиная со стихотворения "Неудачный отказ", идут тексты Барковианы. Наиболее крупные произведения: оды № 1, 4, 10 и три строфы более поздней оды "Директор полный над елдою…", озаглавленной тут "Ода Бузнику". Кроме оды № 10 из "олсуфьевского цикла" в сборник включены "Символ веры" и нечасто встречающаяся "Надпись к портрету Ивана Даниловича" (есть также в списке ГИМ). Ещё в сборник вошли две элегии (№ 5, 6), две басни, песня № 2, озаглавленная здесь "Триумф", стихотворение "Целка". Основную массу текстов составляют эпиграммы, эпитафии, надписи и прочие мелкие формы. Ряд их объединены в циклы: под названием "Похвальные оды" помещено 8 из числа традиционных "надписей", сгруппированы 6 портретов, три рецепта. По всему сборнику рассредоточены 10 эпиграмм, полдесятка эпитафий и надгробий. Есть трехстишие на французском языке (л. 32); "Письмо" на л. 15об.-17 написано рифмованной и отчасти ритмизованной прозой. Завершает сборник подборка текстов мелких "речевых" жанров: "сонетов" и т. п. В конце — запись: "Конец. Аминь".
В собрании Н. П. Смирнова-Сокольского (ОР ГБЛ, ф. 622, к. 1, ед. хр. 22) хранится сборник "Скромные сочинения", принадлежавший Г. Г. Кушелеву (1790-е гг)., содержащий разрозненные тексты Барковианы (в том числе 2 списка "Дурносова и Фарноса", с указанием авторства Баркова). Тетрадь 81 лл., списки Кушелева и разных лиц, есть черновые наброски.

СПИСОК ОС

Рукопись хранится в ЦГАЛИ, ф. 195, оп. 1, ед. хр. 5499.
Представляет собой "часть III" "Остафьевского сборника", составленного кн. А. И. Вяземским. Там же, ед. хр. 5498, частично сохранилась первая часть с более полным оглавлением, написанным внуком первого владельца П. П. Вяземским, из которого следует, что списки различных стихотворений, главным образом "политического содержания и похабного", А. И. Вяземский объединял в группы под литерами русского алфавита, и "под буквой О" находились "Сказки, Елегия и притчи все похабного содержания", "под буквой П поэма при письме в стихах такого же содержания, что и предыдущий №, "Поэма в четырех песнях Ванюшка Яблошник", ему же и посвящена <…>. Под буквой же П находятся кроме поэмы и другие стихотворения, относящиеся до Ваньки Данилыча". ОС (ед. хр. 5499) и представляет собой часть собрания "под буквой О". Это тетрадь, заполненная скорописью XVIII в. (явно не Вяземским), 21 лист; есть старая постраничная нумерация 1-45, на л. 1 теми же чернилами, что и старая нумерация, сверху проставлена буква "О". Тетрадь озаглавлена П. П. Вяземским "Остафьевс-кий сборник", ч. III, им же составлено оглавление, подклеенное к обороту обложки, в нем тексты имеют номера с 25 по 37. Список плохой исправности, много неверных прочтений.
В сборник вошли пять басен (№ 3, 12-16 по Нашей нумерации), четыре эпиграммы, эпитафия, рецепт, элегии № 1, 2. Завершающая подборку "притча" "Госпожа и волосочесатель" имеет подпись: "Сочинена господином Адалимовым". Тексты дают ряд вариантов, учтенных в Нашей работе.
Как указывает нумерация произведений, это лишь фрагмент некогда обширного комплекса Барковианы.

СПИСКИ ЦГАЛИ, ед. хр. 3-14

Сборники, собранные в ЦГАЛИ, ф. 74, оп. 1, ед. хр. 3-14, со стихотворениями и единичными прозаическими текстами "непристойного" содержания; начало XIX в. (1820-е гг). — середина XIX в. В часть сборников входят тексты ранней Барковианы.
ЦГАЛИ, ед. хр. 14 — тетрадь небольшого формата, в переплете с кожаным корешком, на котором вытиснено: "Творения Баркова. 2". 83 л., 158 стр. старой нумерации, на ненумерованной стр. 161 — содержание. Титул — "Творения Баркова. Часть вторая". Начало XIX в. Входят списки "Дурносова и Фарноса", "Ебихуда", Елегии V, Письма к Ивану Даниловичу, портретов, Оды XI и трех эпиграмм.
ЦГАЛИ, ед. хр. 11, 12, 13 — три тетради, заполненные одним почерком, в каждой по 22 л. На обложках: "Сочинения Баркова № 1 (№ 2, № 3)". Перед текстами — оглавления. Бумага 1812 г. Тетради включают произведения ранней Барковианы, расположенные без определенной композиции и дополненные рядом позднейших текстов (особенно их много в ед. хр. 13. Включают ряд од, элегий, разных "пиес", в ед. хр. 12 — два драматических произведения: "Ебихуд" и "трагедия в трех действиях" "Васта", относящаяся явно к началу XIX в.
ЦГАЛИ, ед. хр. 3-10 —восемь тетрадей, от 15 до 20 л., большого формата; каждая имеет заголовок: "Сочинения Баркова. Тетрадь 2-я (ед. хр. 4 — тоже "2-я", далее: 5-я, 6-я, 7-я, 9-я, 10-я, 11-я)". В конце ед. хр. 10 ("тетради 11-й") запись: "Конец Баркова". Это — собрание коммерческих списков, изготовлявшихся для продажи. Тетрадки включают массовую порно-эротическую поэзию, главным образом 1830-х — середины XIX в.; помещены и отдельные тексты ранней Барковианы, произведения Пушкина, Лермонтова, Языкова, обычно в довольно искаженном виде; для увеличения общего объема ряд текстов повторяется в разных "тетрадях".

СПИСОК ГИМ

Рукописи хранятся в Отделе письменных источников ГИМа. Шифр: ф. 17, оп. 2, ед. хр. 631-634. Они принадлежали известному археологу Алексею Сергеевичу Уварову (1828-1864), сыну министра просвещения С. С. Уварова. Представляют собой четыре книжки малого формата в одинаковых коричневых переплетах, озаглавленные "Сочинения Баркова", ч. I-IV. Списки изготовлены в начале XIX в. на бумаге без водяных знаков. В первую часть вошли "Приношение Белинде", 14 од, из которых две, "Утро" ("Латонин сын ещё с Фетидой забавлялся") и "На день рождения" ("Какое чудное явленье"), не зарегистрированы в других списках. Кроме того, здесь помещены элегия VI, "Письмо к Приапу", два сонета под заглавием "Стансы" и редко встречающиеся тексты: "Надпись на Ванькин портрет" и "Стихи к Хую и Пизде". "Письмо Приапу" и находящаяся рядом "Ода Приапу", последняя, вероятно по ошибке, подписана: Ф. Мамонов. Других указаний на авторство в сборниках нет. Главное место во второй части занимают трагедии "Дурносов и Фарнос" и "Ебихуд". Кроме них здесь помещены Элегия V, портреты, ода XI, одна эпистола А. Олсуфьева и три эпиграммы: одна барковианская и две пристойные эпиграммы, соответствующие № 8 и 9 в ГПБ-2. Третья часть включает в себя 5 эпитафий, 18 эпиграмм, надписи, рецепты, 10 басен, три эпистолы из "ивано-даниловичевского цикла", билеты, эпистолы I и II, а также прозаич. "Последнее завещание одного Ебаки" и "Церемониал его погребения". Последняя часть занята исключительно двумя драматическими произведениями: первая пьеса "Беседа нощная, или Русские в Риме", представляющая собой, как установил В.П. Степанов, пародию на пьесу П.С. Потемкина "Русские в Архипелаге", написанную в 1770-е гг., и вторая — комическая опера "Осмеянные Ебаки в двух действиях", датированная в списке 1 ноября 1790 г. Список ГИМ, несмотря на свое позднее происхождение, содержит ряд существенных чтений и вариантов, а кроме того, он представляет интерес, поскольку в нем отложились ряд произведений ранней Барковианы, оставшихся за пределами основного корпуса "Девичьей игрушки".

СПИСКИ ИРЛИ-1, ИРЛИ-2

К сожалению, рукописи, хранящиеся в ИРЛИ (шифры спец. фонд, оп. 2, ед. хр. 4 и спец. фонд, оп. 2, ед. хр. 5), остались для Нас недоступными. Мы получили возможность лишь бегло познакомиться с их оглавлениями. ИРЛИ-1 (ед. хр. 4) представляет собой книжку среднего формата в зеленом переплете на бумаге ярославской мануфактуры 1795-1798 гг. ИРЛИ-2 — два тома большого формата в переплетах, изготовленные в 1820-1830-х гг. Основное значение списков ИРЛИ состоит в том, что ими пользовались все исследователи Барковианы от С.А. Венгерова до Г.П. Макогоненко. Список ИРЛИ-1 носит заглавие "Девичья игрушка, или Сочинения Баркова", ИРЛИ-2 — "Девичья игрушка, или Полное собрание эротических, приапических и цинических стихотворений Ивана Семеновича Баркова, знаменитого русского песнопевца в сих родах пиитических произведений и бывшего переводчика при императорской Академии Наук". Оба сборника организованы по традиционным жанровым рубрикам. Так, список ИРЛИ-2 делится на четыре раздела. В первый — лирические стихотворения — входят оды и песни, во второй — эпические стихотворения — поэмы, притчи и сказки, в третий— драматические стихотворения — пьесы, разговоры и сцены, в четвертый— смешанные стихотворения — эпистолы, идиллии, билеты, эпиграммы, акростихи и рецепты, загадки, эпитафии и экспромты. Учитывая, что значительная часть текстов Барковианы обладает лишь жанровыми обозначениями, а заглавия других текстов крайне неустойчивы, по оглавлению достаточно трудно составить представление о реальном содержании сборников. Вместе с тем обращает на себя внимание их значительный объем и полнота. Здесь содержится большая часть текстов, составляющих основное ядро "Девичьей игрушки" и значительное число произведений, не встречающихся в других сборниках Барковианы. Среди последних отметим оды "На торжественный день пришествия Души подьячего во ад", которую активно цитирует Г. Макогоненко, и "Невским гарнизонным солдатам", текст, не имеющий Обсценного характера и фигурирующий в рукописных сборниках XVIII в., оперу "Дрочильщик" — пародию на "Точильщика" Н.И. Николева (1783) и многое друroe. Особый интерес представляет содержащееся в ИРЛИ-2 "Предисловие собирателя", ознакомиться с которым Нам не удалось. Составители выражают надежду, что в дальнейшей работе над материалом доступ к спискам ИРЛИ будет им предоставлен.
Составители были бы признательны за указания на любые не учтенные здесь списки Барковианы XVIII в. и помощь в ознакомлении с ними.

Сокращенные обозначения упоминаемых архивохранилищ

ААН — Архив Академии наук. Петербургское отделение (С.-Петербург).
ГБЛ — Гос. библиотека им. Ленина. Отдел рукописей (Москва).
ГИМ — Гос. Исторический музей. Отдел письменных источников (Москва).
ГПБ — Гос. Публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина. Рукописный отдел (С.-Петербург).
ИРЛИ — Институт русской Литературы Академии наук (Пушкинский Дом) (С.-Петербург).
ЦГАДА — Центральный гос. архив древних актов (Москва).
ЦГАЛИ — Центральный гос. архив Литературы и искусства (Москва).

Оглавление

 
www.pseudology.org