Игорь Семёнович Кон
Стрижка в трусах
Вопрос на американском студенческом форуме: "Мне 20 лет, я хочу выбрить или подстричь свои лобковые волосы, но меня смущает, что скажет по этому поводу врач, когда будет меня осматривать, и вообще... Кроме того я не знаю, как это сделать"

Когда-то в 1970-х годах знакомая супружеская пара попросила меня прочитать странные эротические рассказы своего 20-летнего сына. Один из них был о мужчине, который мог заниматься сексом только с партнершей, у которой был полностью выбрит лобок; когда мужчину обманули и у женщины в последний момент оказались густые лобковые волосы, он пришел в ярость и убил проститутку.
 
Хотя парень был явно небесталанным (эмигрировав в США, он стал автором многих эротических произведений), мне этот сюжет тоже показался экзотическим. Сегодня выбритый лобок никого не удивит.
На большом Интернет-опросе в Германии в 2008 году (опрошено 19,787 человек) ответы на вопрос "Сбриваете ли вы лобковые волосы?" в процентах распределились так:

 
Полностью
В основном
Немного
Нет
Мужчины
31,2
28.0
15,2
10,0
Женщины
55,7
30,8
8,0
1,4

Причем младшие (от 16 до 34 лет) респонденты делают это значительно чаще старших.

Подмышечные и лобковые волосы, расположенные в зоне, где сосредоточено много желез внутренней секреции, помогают распылять и переносить привлекающие представителей противоположного пола сексуальные запахи. Разные культуры относятся к этой растительности неодинаково. Ислам считает удаление волос на лобке, подстригание усов и выщипывание волос подмышками таким же обязательным, как обрезание крайней плоти и подстригание ногтей. Культурно-эстетические нормы могут быть разными для мужчин и женщин. У первых оволосение считается признаком маскулинности, вторым волосяной покров не нужен, но оголенные гениталии могут выглядеть вызывающе.

В последние десятилетия, начиная с 1980-х годов, удаление волос на лобке и гениталиях повсеместно становится все более распространенным, а то и обязательным. Почему?

Первое, что приходит в голову, - гигиенические соображения. Удаление или хотя бы уменьшение кущи лобковых волос облегчает соблюдение чистоты и способствует уничтожению лобковых вшей и других паразитов. Но в современных бытовых условиях, ежедневно принимая ванну и пользуясь хорошими моющими средствами, этого можно добиться и другим путем.

Второй, на мой взгляд, важнейший довод, одинаково существенный для обоих полов, - широкое распространение орального секса. В прошлом фелляция и особенно куннилингус в христианском мире считались маргинальными, экзотическими и даже греховными. В ХХ веке эти запреты исчезли. По данным цитированного выше немецкого опроса, по степени своей распространенности и приемлемости оральный секс занимает первое место среди сексуальных практик обоих полов, им занимаются 91 % опрошенных.
 
Но оральный секс предъявляет повышенные требования к эстетике, внешнему виду и запаху гениталий. Кроме того, ни мужчины, ни женщины никогда не получали удовольствия от глотания лобковых волос. Опрошенные сексологами американки сказали, что для них это – самая неприятная часть фелляции. мужчинам приходится с этим считаться.

Немаловажное значение имеет и ориентация на образы массовой культуры, включая порнографию. В этой сфере развитие шло противоречиво. До 1970-х годов женская и, тем более, мужская фронтальная нагота на телевидении и в кино были запрещены, это распространялось и на лобковые волосы. Проведенное Ванессой Шик сравнение опубликованных в "Плейбое" с 1953 по 2007 гг, 647 женских фотографий, плюс - 185 фотографий 2007 и 2008 гг., показало устойчивое преобладание образа лишенной лобковых волос, как у допубертатной девочки, "Куклы Барби".
 
Показать лобковые волосы первым решился "Пентхаус", которому пришлось выдержать за это несколько судебных процессов по обвинению в непристойности. Вопрос о допустимости или недопустимости изображения лобковых волос часто вызывал острую полемику. С одной стороны, безволосая женщина, как, впрочем, и мужчина, выглядит более молодой и менее сексуальной. С другой стороны, такие образы трудно отличить от детской порнографии. Каким же должен быть идеал красоты в повседневной жизни и насколько он зависит от массмедиа?
 
Специалисты, в том числе – в сфере рекламы и сексиндустрии, считают, что бытовые практики мужчин и женщин зависят от образов массмедиа значительно меньше, чем думают непрофессионалы, хотя между ними есть взаимозависимость.

До сих пор у нас речь шла о мотивах, являющихся общими для мужчин и женщин. Но между ними есть и существенные различия. женщины чаще мужчин удаляют волосы не только в Германии. Из 235 опрошенных австралийских студенток регулярно удаляют волосы на ногах и подмышками 96 %, 60 % так же поступают с частью лобковых волос, а 48 % удаляют их полностью.
 
По данным российских косметологов (выборка, время и степень достоверности опроса мне неизвестны), около 40% женщин ничего не делают с лобковыми волосами, 35% подбривают их по бокам и стригут ножницами до минимальной длины, 20% периодически сбривают лобковые волосы полностью и 5% делают эпиляцию (полное удаление навсегда) не только линии бикини и глубокого бикини, но и лобковых волос (http://www.beautynet.ru/cosmetology/1224.html)

Главный женский мотив – стремление выглядеть более женственно и привлекательно для мужчин. Некоторые теоретики видят в этом признак традиционной женской зависимости: вместо того, чтобы гордиться и чувствовать себя хозяйкой собственных гениталий, молодая женщина подстраивается под вкусы любого парня, с которым она спит! Однако эти опасения не кажутся особенно убедительными.
 
Многие девушки и молодые женщины еще до начала сексуальной жизни ощущают дискомфорт от наличия обильной и неухоженной растительности, удаление которой, по их словам, усиливает эротическую чувствительность их кожи. Кроме того, это дает женщинам дополнительное чувство телесной открытости, освобождая от свойственного традиционной культуре сознания "постыдности" генитальной сферы как таковой. Удаление или стрижка лобковых волос часто коррелирует у женщин с большей сексуальной раскованностью и свободой.

Мужская мотивация более противоречива. Хотя за удалением лобковых волос часто стоит желание понравиться женщинам, женские вкусы в этом, как и в других вопросах, неодинаковы, тем более, что волосатость воспринимается как общий признак маскулинности, высокой потенции и т.д. Одной женщине выбритые гениталии ее бой-френда нравятся, а другая воспринимает их как колючий кактус и предпочитает испытывать щекотку он "нормальных" длинных и мягких волос.

В пользу удаления волос у мужчин есть и другие соображения. Прежде всего, оно позволяет существенно увеличить видимый размер гениталий, которому мужчины придают очень большое значение, значительное большее, чем их подруги. Далее, у мужчин, как и у женщин, повышается эротическая чувствительность кожного покрова.
 
Есть и несексуальные доводы. В некоторых видах спорта удаление лобковых волос – более или менее общее правило. Независимо от образцов шоу-бизнеса, на поведение мужчин и мальчиков сильно влияет выросшая открытость и сексуальность нижнего белья, пляжной и купальной одежды. Если старые "семейные" трусы или современные "боксеры" может носить каждый мужчина, то "стринги" или "мини" требуют не только стройной фигуры, но и заботы о волосяном покрове.

Появление лобковых волос для мальчика – предмет гордости, важный показатель взросления. "Все, что было во мне от здорового зверя, прибавляло мне уверенности,- говорит юный герой романа Джона Апдайка "Кентавр".- Мне нравились появившиеся, наконец, волосы. Темно-рыжие, упругие, как пружинки, слишком редкие, чтобы образовать кустик, они курчавились в лимонно-желтом холоде. Пока их не было, меня грызла досада: я чувствовал себя беззащитным в раздевалке, когда... видел, что мои одноклассники уже надели меховые доспехи".

Удаление этих доспехов умаляет социально-возрастной статус мужчины, символически превращая его в допубертатного мальчика. Насильственное сбривание лобковых волос широко представлено в древних обрядах мужских инициаций и в современной дедовщине (хейзинг). Но для всех участников этой процедуры она чрезвычайно сексуальна и часто ассоциируется с гомосексуальностью. Хотя сравнение молодых гомо= и гетеросексуальных мужчин показывает, что их "волосяные" установки и телесные практики более или менее одинаковы, различия зависят не от сексуальной ориентации, а от индивидуальных черт, стереотипные представления на сей счет весьма живучи.
 
Когда несколько сотен американских студентов обоего пола спросили, что они думают о людях, полностью удаливших свои лобковые волосы, выяснилось, что поступившие так женщины воспринимаются как "горячие" и "сексуальные", а мужчины – как "геи" или "нахалы". Так что студент, вопросом которого открывается эта статья, вероятно, озабочен не столько мнением врача (тот ему ничего не скажет), сколько возможными насмешками товарищей в раздевалке.

Короче говоря, "интимная прическа", включая возможность частичного или полного, временного или постоянного удаления лобковой и вообще генитальной растительности, - важный аспект современной культуры тела. Некоторые сексологи даже рекомендуют гетеросексуальным парам делать это совместно, на началах взаимности, тем самым превращая достаточно сложную процедуру в увлекательную сексуальную игру.
 
Стоит ли это делать или лучше все-таки воспользоваться услугами профессионала, равно как плюсы и минусы разных методов, от простой стрижки до лазерной эпиляции, в мою компетенцию не входит.

Источники

Ramsey S, Sweeney C, Fraser M, and Oades G. Pubic hair and sexuality: A review // J Sex Med 2009, vol 6, pp. 2102-2110.
Drey N, Pastoetter J, Pryce A. Sex-Study 2008 - Sexual Behaviour in Germany. DGSS and City University London in Collaboration with ProSieben. Duesseldorf-London 2008.
Martins Y., Tiggemann M. & Churchett L. Hair today, gone tomorrow: A comparison of body hair removal practices in gay and heterosexual men. Body Image, 2008, vol. 5, N 3), pp.312-316.
Martins Y., Tiggemann M. & Churchett L. Beyond muscles: Unexplored parts of men's body image //Journal of Health Psychology, 2008, Vol. 13, No. 8, pp. 1163-1172
Tiggemann M and Hodgson S. The hairlessness norm extended: Reasons for and predictors of women’s body hair removal at different body sites// Sex Roles, 2008, Volume 59, Numbers 11-12, pp. 765-914
Schick VR, Rima BN, Calabrese SK. Evulvalution: The portrayal of women's external genitalia and physique across time and the current Barbie doll ideals // J Sex Res. 2009, Nov. vol. 11, pp.1-9.
http://www.beautynet.ru/cosmetology/1224.html
Сокращенный вариант статьи опубликован в журнале "Психология на каждый день", 2010, № 4, с.102-104.

Статьи и другие публикации

 
www.pseudology.org