Фатех Вергасов

Из истории писательских организаций
Предтечи

Союз писателейПролеткульт

Литературно-художественная и культурно-просветительная организация возникшая накануне Великой Октябрьской социалистической революции и развернувшая активную деятельность в 1917-20 годах.

Провозглашала задачу формирования пролетарской культуры путём развития творческой самодеятельности пролетариата, объединяла трудящихся, которые стремились к художественному творчеству и культуре. К 1920 организации П. насчитывали до 400 тыс. членов, 80 тыс. человек занимались в художественных студиях и клубах. Издавалось около 20 журналов П. ("Горн" в Москве, "Грядущее" в Петрограде, "Зарево заводов" в Самаре и др.).

Организации П. возникли в начале 20-х гг. в Великобритании, Германии,и др., но оказались нежизнеспособными, С П. связана деятельность поэтов: М. П. Герасимова, В. Д. Александровского, В. Т. Кириллова, С. А. Обрадовича, А. Маширова-Самобытника, Н. Г. Полетаева, В. В. Казина и др.

Их творчество, проникнутое революционно-романтическим пафосом, испытало воздействие символистской и народнической поэзии. В 1920 поэты Александровский, Казин, Обрадович, Полетаев ушли П. и образовали группу "Кузница".

Деятельность П. отмечена серьезными противоречиями. Теоретики П. пропагандировали эстетические принципы, чуждые ленинизму. Наиболее полно они изложены в работах А. А. Богданова, выступавшего в журнале "Пролетарская культура". Возникшая в дореволюционные годы, концепция "чистой" пролетарской культуры, создаваемой только самими пролетариями, практически вела к отрицанию связи между социалистической культурой и культурой прошлого, к обособлению пролетариата в области культурного строительства от крестьянства и интеллигенции.

Взгляды Богданова до известной степени разделялись др. руководителями П. И. Лебедевым-Полянским, П. М. Керженцевым, В. Ф. Плетнёвым, Ф. И. Калининым, П. К. Бессалько. Тенденции П. к сепаратизму и автономности противоречили ленинским принципам строительства социалистического общества. Вопрос о независимости П. от государства и партии был предметом серьёзных дискуссий в печати.

08 октября 1920 в связи со съездом П., на котором вновь подчёркивалась необходимость автономности П., В. И. Ленин подготовил проект резолюции "О пролетарской культуре". По предложению Политбюро ЦК РКП (б) съезд П. принял резолюцию, согласно которой П. входил в Наркомпросна положении его отдела, руководствующегося в работе направлением, диктуемым Наркомпросу РКП (б).

В опубликованном в "Правде" 01 декабря 1920 письме ЦК РКП (б) "О пролеткультах" разъяснялось отношение партии к П., критиковались теоретические взгляды его руководителей. Однако руководство П. стояло на прежних позициях, о чем свидетельствовала ст. В. Плетнева "На идеологическом фронте" ("Правда", 27 сентября 1922), вызвавшая резкую критику Ленина (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 54, с. 291).

Коммунистическая партия решительно осудила и отвергла нигилистическое отношение идеологов П. к прогрессивной культуре прошлого, что имело важнейшее значение для формирования новой, социалистической культуры.

В 20-е гг. П. занимался главным образом театральной и клубной работой. Наиболее заметное явление - 1-й Рабочий театр П., где работали, в частности, С. М. Эйзенштейн, В. С. Смышляев, И. А. Пырьев, М. М. Штраух, Э. П. Гарин, Ю. С. Глизер и др. В 1925 П. вошёл в профсоюзы, в 1932 прекратил существование.

Лит.: Ленин В. И., О литературе и искусстве. Сб. ст., М., 1969; Бугаенко П. А., А. В. Луначарский и литературное движение 20-х гг., Саратов, 1967; Смирнов И., Ленинская концепция культурной революции и критика Пролеткульта, в сб: Историческая наука и некоторые проблемы современности, М., 1969; Горбунов В., Ленин и социалистическая культура, M., 1972; его же, В. И. Ленин и Пролеткульт, М., 1974; Марголин С., Первый рабочий театр Пролеткульта, М., 1930

РАПП

Российская ассоциация пролетарских писателей, советская литературная организация. Оформилась в январе 1925 как основной отряд Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей (ВАПП), которая существовала с 1924 и теоретическим органом которой был журнал "На посту".

РАПП была наиболее массовой из литературных организаций 2-й половины 20-х гг., включавшей рабкоров и литкружковцев. Активную роль в руководстве и формировании идейно-эстетических позиций РАПП играли Д. А. Фурманов, Ю. Н. Либединский, В. М. Киршон, А. А. Фадеев, В. П. Ставский, критики Л. Л. Авербах, В. В. Ермилов, А. П. Селивановский и др.

Партия поддерживала пролетарские литературные организации, видя в них одно из орудий культурной революции, но уже в первые годы существования ВАПП критиковала их за сектантство, "комчванство", пережитки идей Пролеткульта, нетерпимость к советским писателям из среды интеллигенции, стремление добиться гегемонии пролетарской литературы административным путём. Все эти явления были подвергнуты критике в Резолюции ЦК РКП (б) от 18 июня 1925 "О политике партии в области художественной литературы".

РАПП приняла Резолюцию как программный документ: осудила нигилистическое отношение к культурному наследству, выдвинула лозунг "учёбы у классиков", собирала силы пролетарской литературы и критики.

В литературных дискуссиях конца 20-х гг. с группой "Перевал"; со школой В. Ф. Переверзева и др. рапповская критика (в журнале "На литературном посту" и др. изданиях) выступала против принижения роли мировоззрения в художественном творчестве, но при этом допускала упрощенчество, наклеивание политических ярлыков.

Вульгарный социологизм и догматизм рапповцев мешали верному пониманию задач и перспектив развития советской литературы, правильной оценке творчества М. Горького, В. В. Маяковского, А. Н. Толстого и др. советских писателей. Рапповское требование "диалектико-материалистического метода" в литературе, отождествлявшее философские и художественные методы, выражая упрощённое понимание творческого процесса, приводило к псевдофилософской схоластике в критике.

Ошибочными были лозунг "союзник или враг" (1931), отталкивавший писателей-"попутчиков", требование "одемьянивания" поэзии и "призыв ударников в литературу". Постановлением ЦК ВКП (б) "О перестройке литературно-художественных организаций" от 23 апреля 1932 РАПП и ВОАПП (Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей) были ликвидированы. Многие члены РАПП, как и др. литературных организаций, вошли в созданный тем же постановлением Союз писателей СССР.

Лит.: О партийной и советской печати. Сборник документов, М., 1954; Творческие пути пролетарской литературы, т. 1-2, М. - Л., 1928-29; Борьба за метод, М. - Л., 1931; Очерки истории русской советской журналистики, т. 1, М., 1966; Из истории советской эстетической мысли, М., 1967; Шешуков С., Неистовые ревнители. Из истории литературной борьбы 20-х годов, М., 1970.

ЛЕФ

(Левый фронт искусств), литературно-художественное объединение. Создано в Москве в конце 1922. Членами Л. были поэты (Н. Н. Асеев, В. В. Каменский, С. И. Кирсанов, П. В. Незнамов и др.; до 1927 - Б. Л. Пастернак), художники (А. М. Родченко, Б. Ф. Степанова, В. Е. Татлин и др.), критики и теоретики искусства, педагоги Вхутемаса-Вхутеина (Б. И. Арватов, О. М. Брик, Н. Ф. Чужак, В. Б. Шкловский, Б. А. Кушнер, А. М. Лавинский и др.).

Во главе объединения стоял В. В. Маяковский. Близки к Л. были деятели кино (С. М. Эйзенштейн, Дзига Вертов, Л. В. Кулешов, Э. М. Шуб). Теоретики Л. выдвинули теорию искусства как "жизнестроения", теорию "социального заказа" (художник - только "мастер", выполняющий задания своего класса), а также "революции формы" (отсюда - отрицание художественно-познавательных функций искусства, недооценка классического наследства, формалистические поиски). Л. призывал к созданию утилитарных произв., имеющих определённую функцию.

Выдвинутая Л. программа производственного искусства способствовала зарождению советского художественного конструирования. Лефовцы отрицали многие традиционные виды художественного творчества (в т. ч. станковую картину в изобразительном искусстве, художественный вымысел в литературе, что практически вступало в противоречие с творчеством поэтов Л., и прежде всего - Маяковского), противопоставляя им документ, т. н. "литературу факта".

Объединение издавало журналы "ЛЕФ" (1923-25) и "Новый ЛЕФ" (1927-28) под редакцией Маяковского. В середине 1928 Маяковский, осознав ошибки Л., вышел из объединения, которое существовало до 1929, когда по инициативе Маяковского было преобразовано в РЕФ (Революционный фронт искусств). Теории Л. оказали влияние на деятельность Вхутемаса и Инхука.

Лит.: ЛЕФ, в кн.: Советское искусство за 15 лет. Материалы и документация, М. - Л.,1933, с. 291 - 95; Перцов В. О., Маяковский в журнале "Леф", в его кн.: Маяковский. Жизнь и творчество, т. 2 (1917-1924), М., 1971; Сурма Ю., Слово в бою. Эстетика Маяковского и литературная борьба 20-х годов, Л., 1963; Метченко А., Маяковский. Очерк творчества, М., 1964; "ЛЕФ", "Новый ЛЕФ", в кн.: Очерки истории русской советской журналистики. 1917-1932, М., 1966.

«Перевал»

Литературная группа. Возникла в конце 1923 при первом советском «толстом» литературно-художественном и научно-публицистическом журнале «Красная новь» (выходил в Москве в 1921—42); ответственный редактор (до 1927) А.К. Воронский, первый редактор литературно-художественного отдела М. Горький; вокруг журнала группировались так называемые попутчики («сочувствующие» советской власти). Название, вероятно, связано со статьёй Воронского «На перевале», опубликованной в журнале «Красная новь» (1923, Ї 6). Первоначально немногочисленная группа «Перевал» объединяла молодых писателей из литературных групп «Октябрь» и «Молодая гвардия».

В сборниках «Перевал» (Ї 1—6, 1924—28) участвовали А. Весёлый, М. Голодный, М.А. Светлов, А. Ясный и др. Когда группа разрослась, в «Красной нови» (1927, Ї 2) был опубликован манифест «Перевала», подписанный 56 писателями (в том числе М.М. Пришвиным, Э.Г. Багрицким, Н. Огневым, И.И. Катаевым, А.А. Караваевой, Д. Кедриным, А.Г. Малышкиным, Дж. Алтаузеном и др.), выступившими против «бескрылого бытовизма» в литературе, за сохранение «преемственной связи с художественным мастерством русской и мировой классической литературы».

Эстетическая платформа «Перевала» выдвигала, в противовес рационализму ЛЕФа и конструктивистов, принципы «искренности» и интуитивизма — «моцартианства» творчества. В конце 20-х — начале 30-х гг. из «Перевала» вышли Багрицкий, Пришвин и др. РАППовская критика рассматривала «Перевал» как враждебную советской литературе группировку. «Перевал» прекратил существование в 1932

Союз писателей СССР

Создан постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 "О перестройке литературно-художественных организаций", 1-й Всесоюзный съезд советских писателей (август 1934) принял устав СП СССР, в котором дал определение социалистического реализма как основного метода советской литературы и критики
 
"...добровольная общественная творческая организация, объединяющая профессиональных литераторов Советского Союза, участвующих своим творчеством в борьбе за построение коммунизма, за социальный прогресс, за мир и дружбу между народами" [Устав Союза писателей СССР, см. "Информационный бюллетень секретариата правления СП СССР", 1971, Ї 7(55), с. 9]. До создания СП СССР сов. писатели входили в различные литературные организации:

РАПП, ЛЕФ, "Перевал", Союз крестьянских писателей и др. 23 апреля 1932 ЦК ВКП(б) постановил "...объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем" ("О партийной и советской печати". Сборник документов, 1954, с. 431). 1-й Всесоюзный съезд сов. писателей (август 1934) принял устав СП СССР, в котором дал определение социалистического peaлизма как основного метода сов. литературы и литературной критики.

2

На всех этапах истории Сов. страны СП СССР под руководством КПСС принимал активное участие в борьбе за создание нового общества. В годы Великой Отечественной войны сотни писателей добровольно ушли на фронт, сражались в рядах Сов. Армии и Флота, работали военными корреспондентами дивизионных, армейских, фронтовых и флотских газет; 962 писателя были награждены боевыми орденами и медалями, 417 пали смертью храбрых.

В 1934 в состав СП СССР входили 2500 писателей, ныне (на 1 марта 1976) - 7833, пишущих на 76 языках; среди них 1097 женщин. в том числе 2839 прозаиков, 2661 поэт, 425 драматургов и кинодраматургов, 1072 критика и литературоведа, 463 переводчика, 253 детских писателя, 104 очеркиста, 16 фольклористов.

Высший орган СП СССР - Всесоюзный съезд писателей (2-й съезд в 1954, 3-й в 1959, 4-й в 1967, 5-й в 1971) - избирает Правление, которое формирует секретариат, образующий для решения повседневных вопросов бюро секретариата.

3

Правление СП СССР в 1934-36 возглавлял М. Горький, сыгравший выдающуюся роль в его создании и идейно-организационном укреплении затем в разное время В. П. Ставский А. А. Фадеев, А. А. Сурков ныне - К. А. Федин (председатель правления, с 1971), Г. М. Марков (1-й секретарь, с 1971).

При правлении работают советы по литературам союзных республик, по литературной критике, по очерку и публицистике, по драматургии и театру, по детской и юношеской литературе, по художественному переводу, по международным писательским связям и др.

4

Аналогична структура Союзов писателей союзных и автономных республик; в РСФСР и некоторых др. союзных республиках работают краевые и областные писательские организации.

С 1963 Правление и Московское отделение Союза писателей РСФСР издают еженедельник "Литературная Россия". В 1974 в РСФСР выходило 4940 журналов, бюллетеней, учёных записок и других журнальных изданий на русском языке, 71 издание на других языках народов СССР и 142 издания на языках народов зарубежных стран. Издаются литературно-художественные и общественно-политические журналы "Москва" (с 1957), "Нева" (Ленинград, с 1955), "Дальний Восток" (Хабаровск, с 1946), "Дон" (Ростов-на-Дону, с 1957), "Подъём" (Воронеж, с 1957), "Волга" (Саратов, с 1966) и др.

5

В системе СП СССР издаётся 15 литературных газет на 14 языках народов СССР и 86 литературно-художественных и общественно-политических журналов на 45 языках народов СССР и 5 иностранных языках, в том числе органы СП СССР: "Литературная газета", журналы "Новый мир", "Знамя", "Дружба народов", "Вопросы литературы", "Литературное обозрение", "Детская литература", "Иностранная литература", "Юность", "Советская литература" (выходит на иностранных языках), "Театр", "Советская родина" (выходит на еврейском языке), "Звезда", "Костёр".

В ведении правления СП СССР находятся издательство "Советский писатель", Литературный институт им. М. Горького, Литературная консультация для начинающих авторов, Литературный фонд СССР, Всесоюзное бюро пропаганды художественной литературы, Центральный дом литераторов им. А. А. Фадеева в Москве и др.

6

Направляя деятельность писателей на создание произведений высокого идейно-художественного уровня, СП СССР оказывает им разностороннюю помощь: организует творческие командировки, обсуждения, семинары и пр., защищает экономические и правовые интересы писателей. СП СССР развивает и укрепляет творческие связи с зарубежными литераторами, представляет сов. литературу в международных писательских организациях. Награжден орденом Ленина (1967).

Лит.; Горький М., О литературе, М., 1961: Фадеев А., За тридцать лет, М., Творческие союзы в СССР . (Организационно-правовые вопросы), М., 1970

Материалы предоставлены проектом Рубрикон


1934 - 1936 - Председатель правления СП СССР  Горький
1934 - 1936 - 1-й секретарь СП СССР - Щербаков Александр Сергеевич
1934 - 1957 - секретарь СП СССР - Лахути
1934 - 1938 - член Правления СП СССР - Ойунский
1934 - 1969 - член Правления СП СССР Зарьян
1934 - 1984 - член Правления СП СССР Шолохов
1934 - 1937 - член Правления СП СССР Эйдеман
 
1936 - 1941 - Генеральный секретарь СП СССР - Ставский, погиб в 1943 году
1939 - 1944 - секретарь СП СССР Фадеев
1944 - 1979 - секретарь СП СССР - Тихонов
 
1946 - 1954 - Генеральный секретарь СП СССР Фадеев
1948 - 1953 - секретарь СП СССР - Софронов
1949 - секретарь СП СССР Кожевников
1950 - 1954 - секретарь СП СССР Твардовский
 
1953 - 1959 - 1-й секретарь СП СССР - Сурков 
1954 - 1956 - секретарь СП СССР Фадеев
1954 - 1959 - секретарь СП СССР Симонов
1954 - 1971 - секретарь СП СССР Смуул
1954 - 1959 - секретарь СП СССР Смирнов
 
1956 - 1977 - секретарь СП СССР Марков
 
1959 - 1977 - 1-й секретарь, Председатель СП СССР - Федин
1959 - 1991 - секретарь СП СССР Салынский 
1959 - 1971 - секретарь СП СССР Лукс
1959 - 1991 - секретарь СП СССР Межелайтис
1959 - 1991 - секретарь СП СССР Новиченко
1959 - 1977 - секретарь СП СССР Турсун-Заде
1959 - 1971 - секретарь СП СССР Твардовский
1959 - 1971 - секретарь СП СССР Гончар
1959 - 1971 - секретарь СП СССР Лупан
1959 - 1991 - секретарь СП СССР Грибачёв
1959 - 1991 - секретарь СП СССР Яшен
1959 - 1985 - секретарь СП СССР Мусрепов
 
1962 - 1991 - секретарь СП СССР Чаковский
 
1967 - 1981 - секретарь СП СССР Полевой
1967 - 1987 - секретарь СП СССР Боцу
1967 - 1983 - секретарь СП СССР Бажан
1967 - 1991 - секретарь СП СССР Баруздин
1967 - 1991 - секретарь СП СССР Сартаков
1967 - 1991 - секретарь СП СССР Озеров
1967 - 1979 - секретарь СП СССР Симонов
 
1971 - 1991 - секретарь правления СП СССР Кешоков
1971 - 1991 - член Правления СП СССР Панченко
1971 - 1991 - секретарь правления СП СССР Нури Заки  
1971 - 1991 - секретарь правления СП СССР Федоренко
1971 - 1976 - секретарь правления СП СССР Луконин
 
1975 - 1976 - секретарь СП СССР Смирнов
 
1977 - 1989 - 1-й секретарь СП СССР - Марков

www.pseudology.org