Борис Докторов

Хэдли Кэнтрил
и начало его кросс-культурных зондажей общественного мнения

Albert Hadley Cantril - Хедли Кэнтрил,  1906 – 1969Хедли Кэнтрилу (Albert Hadley Cantril, 1906 – 1969) принадлежит значительное место в истории развития исследований общественного мнения.

Он был первооткрывателем механизмов массового сознания и поведения, блестящим аналитиком общественного мнения, прекрасно знавшим тонкости использовавшихся опросных технологий.

Он был психологом и социологом, философом науки и политическим исследователем, журналистом и дипломатом. Эмиль Хурья (1892 – 1953) первым из аналитиков общественного мнения работал непосредственно в интересах президента страны и Демократической партии, но сфера его анализа ограничивалась рамками избирательных кампаний.

С Кэнтрила отсчитывается история прямого сотрудничества американских президентов со специалистами по изучению общественного мнения. Кэнтрил принимал участие в создании ряда научных центров по изучению общественного мнения, руководил значительным числом исследовательских проектов, результаты которых давно признаны классикой.

В качестве автора, соавтора и редактора им выпущено 20 книг и опубликовано множество статей, им подготовлено большое число специалистов по изучению общественного мнения.

Он является одним из создателей наиболее известного и престижного среди исследователей общественного мнения всего мира журнала Public Opinion Quarterly.

2

Все делалось им одновременно с выполнением сложных правительственых заказов, в частности исходивших от разведывательных структур. Он входил в узкую группу людей, готовивших решения по ключевым вопросам внешней политики Америки в предвоенные годы, в годы Второй мировой годы войны и в период «холодной войны». То, что Кэнтрил считал возможным и нужным сказать о работе на правительство, он изложил в своих мемуарах, опубликованных в 1967 году.[i]

Кэнтрила и Джорджа Гэллапа (1901-1984) связывали долгие годы сотрудничества и дружбы. После смерти Кэнтрила Гэллап писал: «Др. Кэнтрил был одним из первых, если не самым первым, кто нес в учебные аудитории собственный опыт изучения общественного мнения...

Он в равной мере комфортно ощущал себя в теории и практике. На основе его исследований общественного мнения он консультировал  президентов Рузвельта, Эйзенхауэра и Кеннеди в критические периоды истории. Судя по последующим событиям, его советы звучали весьма основательно».[ii] Вряд-ли в 1969 году Гэллап мог сказать много больше о работах Кэнтрила по заказам правительства и о его деятельности в качестве советника президентов.

3

В последние десятилетия 20 века исследования отношения население различных стран к населению других стран стали традиционными для аналитиков общественного мнения, социологов и социальных психологов. В последние годы эта тема становится все более важной и для крупного бизнеса. Внимание к ней растет в связи с акутализацией проблем глобального устройства мира.

Кэнтрил по праву считается одним из пионеров изучения образа разных стран в сознании населения других стран. В настощей статье рассматриваются истоки этого исследовательского направления.  

Начало исследований отношения к Америке

Начиналось все с опытов известного физиолога зрения Адельберта Амеса (Adelbert Ames, Jr., 1880-1953),[iii] с которыми Кэнтрил познакомился, еще будучи студентом Дартмуского колледжа.

В сотрудничестве с физиками Амес построил физическую модель глаза и проводил сотни опытов по восприятию человеком наблюдаемых объектов. Он обнаружил не известные науке аномалии зрения (например, два глаза человека по-разному воспринимали размеры одного и того же предмета или в сознании человека происходило удвоение наблюдаемого объекта) и придумал линзы, корректирующие эти аномалии.

Он получил множество патентов на созданные им линзы и помог многим пациентам «нормально» видеть мир. Им опубликовано множество научных работ, он был признан при жизни и не забыт сейчас. Одна из современных энциклопедий пишет об Амесе: «американский ученый который изучал оптику и психологию визуального восприятия.  Он пришел к заключению о том, что многое из того, что индивид видит, зависит от того, что он ожидает увидеть, основываясь (осознанно или неосознанно) на своем опыте».

Еще в начале 1930-х Кэнтрил в своих психологических исследованиях исходил из того, что отношение человека к миру не есть механическая «реакция на» окружающую его среду, но «перенос (transact) с» всего того, что окружает человека и в чем он выполняет роль активного агента. Этот подход к пониманию человеческого поведения, по-мнению Кэнтрила, можно было назвать транзактивной психологией.[iv]

В 1947 году Кэнтрил начал тесное сотрудничество с Амесом, видя в его экспериментах и мощное подтверждение своих психологических воззрений и теоретическую базу для иследований общественного мнения.

Социально-психологическая интерпретация опытов Амеса привела Кэнтрила к разработке концепции транзактивного (transactional) восприятия мира. Это не совсем теория, это точка зрения, это взгляд на сознание людей. Эта концепция составила основу теоретических исследований Кэнтрила и была методологическим базисом многих иследований общественнног мнения, проведенных им последние годы его жизни. Смерть оборвала работу Кэнтрила над книгой «Транзактивная психология: взгляд на человека». 

2

Среди множества изобретений Амеса, показывавших, что восприятие мира человеком является продолжением накопленного им опыта, самым известным является «Комната Амеса». Это специально сконструированная комната, которая при рассмотрении через специальный прибор выглядит нормальной.

Однако ее стены и окна имеют форму трапеции, и один угол комнаты намного более удален от наблюдателя, чем другой угол. Когда два человека стоят в углах комнаты, один из них кажется маленьким, а другой – гигантом: если мяч катится строго вперед, создается впечатление, что он катится в году.

Летом 1955 года, Нельсон Рокфеллер (1908-1979), выполнявший обязанности специального помощника Эйзенхауэра по психологическим проблемам холодной войны, попросил Кэнтрила продемонстировать президенту «комнату Амеса».

Цель демонстрации заключалось в том, чтобы пояснить психологические механизмы становления отношения населения других стран к Америке. В частности, предстояло показать, насколько трудно изменить мнение людей рациональными аргументами. Эффекты, демонстрировавшиеся в ходе показа «комнаты Амеса», произвели сильное впечатление на президента. 

3

В годы войны Кэнтрил много и успешно сотрудничал с Герардом Ламбером (Gerard Barnes Lambert, 1886-1967) - уникальным бизнесменом и талантливейшим человеком.[v] Он получил образование в Принстоне и Колумбийском Университете, служил в аримии в годы Первой мировой войны и в 1921 году начал работать в фирме его отца, одного из изобретателей формулы известного антисептика «листерина».

В 1922 он открыл рекламное агенство в Нью Йорке и смог увеличить доходы фирмы по выпуску листерина в 60 раз. Ламбер признается специалистами одним из столпов американской рекламной индустрии, одним из тех, кто поддержал развитие исследований рынка. Он рано отошел от дел, увлекался  яхтами, поддерживал археологические исследования, проводившиеся Принстоном, обосновал и финансировал программу строительства дешевого жилья, был главным вкладчиком фонда по строительству в Принстоне госпиталя и т.д.

Вскоре после событий в Пирл-Харборе, вспоминал Кэнтрил,[vi] ранним воскресным утром ему позвонил его сосед по Принстону, которого он никогда не встречал: то был Ламбер. Он спросил, не мог ли он быть полезен Кэнтрилу в его работе для Президента. Они встретились. Беседа началась утром и завершилась ужином в доме Ламбера.

Ламбер сказал Кэнтрилу, что он был готов помочь в работе для президента любыми способами: участием в выработке идей, в написании отчетов, в финансировании. Ламбер предложил создать собственную ситему общенациональных опросов, сопоставимую с гэллаповской.  В начале 1942 года некоммерческая структура the Research Council, Inc. была создана.

Ежемесячно Кэнтрил высылал в офис Ламбера в Нью-Йорке отчет о затратах на исследование, и оттуда приходил чек на оплату. Не было никаких ограничений на затраты, проводились все исследования, которые, по мнению Кэнтрила и Ламбера, были полезны Белому дому или заказывались им. Большая часть работы проводилась в доме Ламбера в Вашингтоне.

4

Весной 1952 года Ламбер пригласил Кэнтрила на ланч и попросил его принести несколько «игрушек», придуманных Амесом В этой неформальной встрече участвовало несколько бывших выпускников Принстона. Кэнтрил показал им изобретения Амеса, пояснил природу зрительных иллюзий и провел аналогии между индивидуальным зрение человека и тем, как происходит восприятие окружающего мира значительными группами людей.

Гости Ламбера обладали, подобно ему, многомиллионными состояниями, и они сразу приняли решение о создании фонда для финансирования трехлетней програмы изучения образа Америки в сознании населения других стран. 

5

Lloyd A. FreeКэнтрил был крайне занят преподаванием и административными делами в Принстоне и не мог включиться полностью в эту програму. Он пригласил возглавить ее своего коллегу и друга Ллойда Фри (Lloyd A. Free, 1908-1996),[vii] который еще в 1940 году вместе с Кэнтрилом выяснял, каким образом население Латинской Америки реагировало бы на нацистскую пропаганду, если бы такая осуществлялась.

Интересна жизненная история Л. Фри. После блестящего завершения ПринстонскогоУниверситета и получения степени в области юриспруденции в Стенфорде, он заинтересовался внешней политикой и в конце 30-х стал радио комментатором событий происходивших в Европе.

Его анализ военных действий Германии, базировавшийся на изучении нацистской пропаганды, был всегда очень точным. В годы войны капитан разведки Фри служил в американском военном представительстве в Швейцарии в Берне.

Он множество раз ездил в лагеря военнопленных, оказывая помощь в организации их жизни, сотрудничал с Международным Красным Крестом. В Берне он работал и был дружен с Аленом Даллесом (1893-1969), будущим руководителем Центрального разведывательного Бюро. Он был консультантом президента Эйзенхауэра и состоял в группе советников президента Кеннеди.

Фри дважды был редактором журнала Public Opinion Quarterly,  возглавлял Государственный департамент всемирных информацонных программ, из которого выросло Американское информационное агенство  (United States Information Agency). Его и Кэнтрила книга о политических установках американцев,[viii] обощаяющая итоги многих опросов, давно признана классикой политической социологии.  

6

Фри согласился выполнить эту работу. Исследование отношения к Америке было проведено в четырех странах, отбранных в силу различия их социо-политических структур и специфики проблем, стоявших перед ними в те годы. Это были - Япония, Тайланд, Италия и Франция.

300 копий отчета были направлены в правительственные и академические структуры: исследования получили высокую научную оценку и вызвали повышенный интерес среди политиков. То, что произошло дальше, оказалось неожиданным даже для Кэнтрила и Фри.

В 1955 году Рокфеллер, тоже знавший об исследованиях Амеса и ознакомившийся с отчетом Фри, попросил Кэнтрила и Фри приехать к нему в Вашингтон. Во время беседы он спросил их, как они хотели бы расширить их исследования восприятия Америки населением других странах. Но ни Кэнтрил, ни Фри не планировали расширять их проект, они полагали, что проект завершен и планировали заняться новыми темами.

Тогда Рокфеллер спросил их, сколько им надо денег, чтобы делать то, что они хотели бы делать до конца их жизни. Кэнтрил попросил два миллиона долларов на двоих. Рокфеллер немедленно ответил, что он попытается найти один миллион в Фонде братьев Рокфеллер, в котором он был тогда президентом, но, если он не сможет, то сам даст им эту сумму денег.

Кончилось тем, что Кэнтрил оставил свою работу в Принстоне, Фри отказался от поступавших ему заманчивых предложений о работе, и они создали некоммерческую корпорацию the Institute for International Social Research, которой под руководством Кэнтрила и Фри было проведено множество исследований отношения населения разных стран к Америке.

7

Классикой политической социологии и ярким примером ценности опросов общественного мнения стало исследование Фри, проведенное в апреле-мая 1960 года на Кубе. Прошло чуть более года после прихода к власти Фиделя Кастро и менее года до попытки вторжения американцев на  Кубу в Заливе Свиней.  Целью исследования было определение отношения кубинцев к политике Кастро. Фри пришлось преодолеть массу препятствий, но опрос был осуществлен.

Были зафиксированы высокая поддержка населением того, что делал Кастро, и глубокие преживания по поводу возможности возвращения режим Батисты. Отчеты Фри были направлены в Белый Дом, в Госдепартамент, в различные государственные структуры и средства массовой информации. В августе 1960 года New York Times опубликовала значительные фрагменты отчета.

Но наступал завершающий период деятельности администрации Эйзенхауэра, готовившей вторжение на Кубу, и результаты Фри не были использованы. Новый президент Джон Кеннеди и его главные советники не были знакомы с материалами исследования, однозначано показывавшими, что кубинцы выступят в защиту революции и, таким образом, прогнозировавшими поражение Америки в попытке свержения Кастро.[ix]

[i] Cantril H. The Human Dimension: Experiences in Policy Research. New Brunswick, N.J.: Rutgers University Press, 1967.
[ii] Gallup G. In Memoriam. Hadley Cantril. Public Opinion Quarterly, 1969, Vol.33, N. 3, P.506.
[iii] Ames A. Jr. The National Cyclopedia of American Biography. V. 44, 962, Р. 570-572.
[iv] Cantril H. The Human Dimension: Experiences in Policy Research, P. 16-17.
[v] Lambert, Gerard Barnes. The National Cyclopedia of American Biography, v. 52, 1970, P.391.
[vi] Cantril H. The Human Dimension: Experiences in Policy Research, P. 38.
[vii] Lloyd A. Free, 88s, Is Dead; Revealed Political Paradox. New Your Times. November 14, 1996.
[viii] Free L.A., Cantril H. The Political Beliefs of Americans. A Study of Public Opinion. New Brunswick, NJ: Rutgers Universtiy Press. 1967.
[ix] Cantril H. The Human Dimension: Experiences in Policy Research, P. 1-5.

www.pseudology.org