03 февраля 2004 г.

Борис Докторов

Буш или не Буш?

Америка еще нескоро будут выбирать 43-го президента, избирательная кампания лишь начинается. До 04 ноября многое может произойти в стране и в мире, что коренным образом способно повлиять на ход развития и итоги борьбы за пост главы государства.

Пока же политические обозреватели, журналисты, активисты партий и полических движений задаются одним вопросом: «Будет ли президент Джордж Буш-младший переизбран на второй срок или голоса избирателей перетянет на себя неизвестной пока кандидат от демократической партии?»

Эксперты выделяют три важнейшие стороны современной жизни Америки, рассмотрение  которых позволит им к концу лета серьезно обсуждать возможные итоги выборов. Прежде всего – это мера одобрения населением деятельности президента Буша. Вторая область – восприятие населением экономического положения в стране, и, наконец, - отношение американцев к войне в Ираке.

Вы одобряете или не одобряете…?

Почти сразу после окончания Второй мировой войны, когда президентом страны был Гарри Трумэн, американцам был впервые задан вопрос: «Вы одобряете или не одобряете то, как Гарри Трумэн выполняет свою работу президента?»

С тех  пор этот вопрос, сконструированный Джорджем Гэллапом, задается регулярно, и за шесть десятилетий в его формулировке не изменилась ни одна буква. Менялось лишь имя очередного президента. Ответы американцев на этот вопрос – а уже многие годы он задается еженедельно - стали важнейшим элементом политической и культурной жизни Америки.

Уже давно доля американцев, одобряющих выполнение главой государства своей работы, называется рэйтингом популярности президента, и обычно политические аналитики начинают их обзоры с рассмотрения динамики это показателя. Последуем и мы этой традиции. 

2

В феврале 2001 года, вскоре после того как Джордж Буш переехал в Белый дом, его работу одобряло 57% американцев. В течение последующих месяцев индекс популярности президента не опускаля ниже 51%, но и не поднимался выше 63%. Все коренным образом изменилось после террористической атаки на  Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 года.

Народ объединился вокруг президента и оказал ему невиданное в новейшией истории доверие. Рейтинг популярности Буша за одну неделю вырос с 51% до 86%, и во второй декаде сентября достиг невиданной ранее высоты – 90%.

До марта 2002 года не менее восьми человек из десяти одобряли работу Буша, затем степень его поддержки начала снижаться. В августе рэйтинг стал ниже 70%, и до конца 2003 года политика Буша одобрялась пятью-шестью человеками  и десяти.

На рубеже первой и второй декад января 2004 года индекс доверия Бушу резко упал с 59% до 53%, а по итогам опроса в первый день февраля впервые опустился ниже психологически важной отметки 50%.

Работу Буша одобрили 49% американцев, и такая же доля населения (48%) отозвалась о его деятельности критически. Пободного соотношения «за» и «против» статистика мнений не фиксировла за годы президенства Буша.

Все познается в сравнении, и для тех, кого интересуют границы изменчивости президентского рэйтинга в Америке за полстолетия, приводим эти данные:

Индекс популярности американских президентов: 1953 –2001 гг. (%)

 

Среднее

Максимум

Минимум

Кеннеди

70

83

56

Эйзенхауэр

65

79

48

Буш-старший

61

89

29

Клинтон

55

73

37

Джонсон

55

79

35

Рейган

53

65

35

Никсон

49

67

24

Форд

47

71

37

Картер

45

74

28

Экономика беспокоит, но будет… лучше или хуже?

За девять месяцев до выборов этот вопрос задают себе миллионы американцев. Всего десять лет назад 77% населения Америки было удовлетворены тем, что происходило в стране, и 21% - не удовлетворены.

В совсем близком 2002 году отношение числа оптимистов к пессимистам было менее радужным: пятеро из десяти (52%) были удовлетворены ходом развития дел в стране и четверо (42%) – не удовлетворены, однако сегодня эти показатели кажутся не столь плохими. 

Опрос тысячи американцев, проведеный в середине января по репрезентативной выборке, дает менее оптимистичесую картину: 45% опрошенных удовлетворены происходящим и чуть большая доля (53%) - не удовлетворены. К сожалению, эти цифры уже стали привычными, подобное соотношение «оптимистов» и «пессимистов» характерно для последних полутора лет. Можно сказать, что отношение ко всему происходящему в стране, в целом сбалансированное, но такая стабильность мало кого утешает.  

Причин для столь невысокого уровня оптимизма американцев много, прежде всего – это экономические проблемы. В середине января текущего года на них указало более трети населения (37%): 16% опрошенных говорило об экономических проблемах в целом и 13% - о росте безработице. Америка – большая страна, люди соприкасаются с разными сторонами безработицы и по-разному ее воспринимают. Ограничимся пока собственными наблюдениями.

2

Автор статьи живет в небольшом (30 тысяч человек) городке вблизи Сан-Франциско, в северной части Силиконовой долины – одного из мировых центров современных компьюторных технологий. В течение многих лет этот район Калифорнии развивался динамично, и постоянно рос рынок труда.

Семь-десять лет назад практически все умевшие программировать или готовые этому научиться находили работу со стартовой зарплатой 25-40 тысяч долларов в год. Толковые и трудолюбивые за три-четыре года делали хорошую карьеру и увеличивали свои доходы в два-три раза. Среди них было немало выходцев из бывшего Союза: иммигрантов и просто людей, получивших рабочие визы.

За последние несколько лет ситуация в корне изменилась. Многие компьюторные бизнесы закрылись или принципиально сократили свою активность. Так, в расположенном недалеко от меня 24-х этажном здании ранее размещалось множество фирм,  и по вечерам оно красиво выделялось на фоне темного неба множеством освещенных окон. Сейчас – в нем пустуют целые этажи.

В северной Калифорнии тысячи программистов потеряли работу, и при поиске новой вынуждены соглашаться на меньшую зарплату. Бывшие компьюторые ассы переучиваются, приобретая новые профессии. Люди продают обжитые дорогие дома и покупают дешевые. Детей переводят из частных детских садов и школ в государственные. Многие переезжают в другие штаты,  дорогие дома дешевеют, те, что были подешевле, - дорожают.

Уровень инфляции невысокий, но зарплаты не растут. Слегка успокаевает обнаруженный в начале второй декады января некоторый рост потребительского оптимизма. Потребительское восприятие экономики достигло высшей точки за последние два года. Ожидания – самые высокие за истекшие четыре года. Трое из четырех потребителей фиксируют нечто оптимистическое в экономике.

Что делать с Ираком?

Треть американцев (31%) обеспокоены тем, что Америка завязла в Ираке, к тому же не проходит общее ощущение страха, возникшее в сентябре 2001 года. В те дни не надо было читать газеты или смотреть телевидение, чтобы понять беспокойство людей.

Например, резко сократились авиаполеты внутри страны, а те, кому лететь все же надо было, приезжали в аэропорты не за 20 минут до отлета, а за полтора-два часа и безропотно стояли в длиннейших очередях при проверке их багажа. Одновременно явно просматривалось стремеление нации заявить о своем единстве. На домах вывешивались флаги, на машинах – флажки. Стены магазинов были увешены патриотическими плакатами, раскупались майки с лозунами: «Я люблю Америку!», «Мы – едины!», «Вместе мы победим!».

Не удивительно, что в прошлые годы анти-Иракская политика президента разделялась значительной долей американцев. Но вот военные операции завершились, Садам Хусейн – арестован. Однако конца войны не видно, и американские солдаты гибнут ежедневно.

В апреле 2003 года три четверти американцев (76%) считал, что Америка должна была начать войну против Ирака, и 19% - не соглашались с этим стратегическим решением. Прошедшие месяцы и события коренным образом изменили эту статистику.

В конце января численности групп «ястребов» и «голубев» совпали: каждая из них объединяет по 49% населения. Обращают на себя внимание еще две обстоятельства: примерно треть американцев уверены в том, что перед началом войны Ирак располагал всем необходимым для производства оружия массового поражения и обладал биологическим и химическим оружием. Но два года назад эта уверенность была много выше, их приведенных точек зрения придерживалась половина населения. 

х   х   х

За 20 последних дней января в стане демократов стремительно выросла популярность сенатора от Массчусетса Джон Керри. Еще 9-10 января его поддерживало 9% демократически настроенного электората, а в конце месяца – 49%. 

Керри – участник войны во Вьетнами и критикует военную политику Буша. Он обещает решить проблему безработицы. Все это привлекает избирателей. Но будет ли он основным соперником Буша на выборах, пока неизвестно. Смогут ли демократы не дать Бушу быть выбранным второй раз? Тоже трудно сказать. 

Первые президентские выборы в Америке состоялись в 1789 году. За более, чем двести лет американского президенства, избирательные кампании сопровождались самыми неожиданными ситуациями. Гадать о том, кто будет победителем в ноябре, можно. Но выводы делать рано.

А пока: Буш или не Буш?


www.pseudology.org