Издательство Коморского  Д.Ф., СПб., 1906 год
Кабанес Огюстен и Леонард Насс
Революционный невроз
Отдел второй. Глава IV. Драма в эпархиальной больнице
Из самоубийств эпохи Террора заслуживает внимания самоубийство бывшего капуцина Шабо как личности довольно необыденной. Жизнь этого человека, присвоившего себе прозвище "чистейшего из санкюлотов", протекла действительно очень бурно. Он постригся в монахи ещё декабре 1779 года; был послушником в капуцинском монастыре в Тулузе, затем профессором в Каркасонской семинарии и, наконец, настоятелем маленького капуцинского монастыря в Родезе.
 
От монашеских обетов он был освобожден конституцией. Шабо тотчас же поспешает в Блоа, к епископу Грегуару, и, благодаря всевозможным проискам, добивается избрания в Законодательное собрание. Обуреваемый честолюбием и жаждой наслаждений он с головой бросается в круговорот политических событий. Бывший капуцин скоро превращается в опасного дон-Жуана. Он весь отдается Политике и любви и быстро достигает огромной популярности; произносит замечательные речи в Национальном собрании и у якобинцев, принимает деятельное участие в событиях 10 августа и приобретает, наконец, такую известность, что его имя не сходит с уст публики. Однажды все С.-Антуанское предместье схватилось за оружие при одном Слухе, что он будто бы убит. Тем временем он вел очень широкую жизнь и швырял деньгами, хотя на самом деле был вовсе небогат. Но эта бедность шла у него рука об руку с самой беззастенчивой изворотливостью.

Шабо женился на 15-летней Леопольдине Фрей, братья которой, по происхождению, австрийские евреи, были попросту шпионами на службе у коалиционных держав. Они по-видимому устроили недурной гешефт торговлей своими родными сестрами, как сообщает об этом в своих записках генерал Тренк: "Я знал - говорит он, - некоего еврея Фрея... Он приехал в Вену, чтобы пустить в оборот своих двух сестер, очень хорошеньких девушек, которые не только разоряли молодых людей, но иногда и заражали их скверными болезнями, за что и были, наконец, со скандалом высланы из пределов Австрии. Позднее он выдал одну из этих знакомых всей Вене "девственниц" за бывшего капуцина Шабо, депутата Национального собрания"(125). В этой же заметке упоминается далее, будто бы и сам император Франц II удостаивал этих девиц своим вниманием.

В такую семейку попал Шабо(126). По брачному контракту он, якобы, получал за женой 200.000 ливров приданого, но в действительности у Фреев не было ничего, кроме долгов. Жених это, конечно, прекрасно знал, но ему была нужна такая уловка, чтобы узаконить этим свое собственное состояние, объяснить происхождение которого иначе ему было бы, несомненно, очень трудно, так как он добыл его, попросту, взяточничеством. Действительно, он получил огромный куш с Индийской компании за то, чтобы оттянуть и видоизменить в её пользу постановление о её ликвидации.
 
Но его погубили сообщники. В последний момент он струсил и сам донес Комитету общественного спасения о своих сношениях с Компанией, уверяя что завел их лишь с целью обнаружить её плутни и предать виновных в руки правосудия. Ему, однако, не поверили; у него был сделан обыск и в отхожем месте были найдены бумаги, которые разъяснили все дело. Шабо был арестован, а вместе с ним попался Фабр д'Эглантин, который был решительно ни при чем в данном деле; оба были "амальгамированы" Фукье-Тенвилем в дело об иностранном заговоре, к которому они в действительности не имели никакого отношения. Из Люксембургской тюрьмы, в которую он был заключен, Шабо посылает письмо за письмом к Робеспьеру и в Конвент. Но донесение д'Амара, производившего следствие, было неумолимо. Шабо(127) предстал перед революционным трибуналом и без долгих проволочек получил смертный приговор.

После осуждения его переводят в Консьержери. Он решается тогда спастись от позорной казни самоубийством. Его жене удается пронести ему сулемы. Приняв яд, Шабо чувствует, будто у него разрываются внутренности; он звонит, кричит и зовет на помощь!

Сперва все думали, что у него в комнате случился пожар и на его крики сбежались надзиратели, привратники и арестанты. Когда двери камеры открылись, то увидели несчастного капуцина в конвульсиях; он тотчас же сознался, что отравился. Содержавшийся в той же тюрьме врач Зейферт прописывает поспешно противоядие, и в то же время посылают за тюремными врачами Марковским(128) и Зупе(129). При виде их Шабо приподнялся на кровати; он едва имел силы указать взглядом на пустую бутылку с надписью: "для наружного употребления" и затем прерывающимся от стенаний голосом проговорил: "я написал завещание...(130) я думал, что моя Смерть необходима для блага родины... я выпил лекарство, приписанное мне для наружного лечения...(131) Глотая этот яд, я восклицал: "да здравствует республика!".

Человек проглатывающий яд с криком: "да здравствует республика!", и тотчас же хватающийся за шнурок звонка, чтобы звать на помощь, похож скорее на комедианта, чем на отчаявшегося в жизни и решившегося прекратить свое земное существование мыслителя. Но актер уже сыграл свою роль, так как, несмотря ни на что, яд продолжал действовать. Шабо очень страдал; ему давали в изобилии внутрь молоко, масло из сладких миндалей, а так как боли не прекращались, то прописали ещё сильную дозу опия(132).

В течение 3-х дней врач оспаривал его у Смерти. Наконец, 30 вантоза его перевели в Епархиальную больницу, которая предназначалась исключительно для больных арестантов(133).

Когда Шабо вышел из Люксембурга, то был так слаб, что его вели под руки двое людей. Его друзья Базир, Фабр д'Эглантин и Делоне, считавшиеся его сообщниками, были тоже больны и измучены.

Час искупления приближался. Ещё несколько дней, и голова капуцина Шабо присоединилась в плетеной корзине к головам его товарищей по заключению(134).

Примечания

113. Сикотьер (Gazette anecdotique 1876 г., том II, стр.292) утверждает, ничем, впрочем, этого не подтверждая, что Революционный трибунал постановил только отправить его тело на место казни, но предписания обезглавить труп не было и в действительности оно не производилось.
114. В тюрьме она сперва приняла твердое решение покончить с собой: "прости меня, - пишет она в одном письме своему почтенному мужу, - что я располагаю жизнью, которую посвятила тебе... Не огорчайся моим решением, которое положит конец моим мучительным испытаниям. Неужели же ждать, пока палачи сами назначат минуту моей казни и тем увеличат свое торжество, подвергнув меня надругательству Толпы?".
115. Крайняя левая партия Конвента, в котором жирондисты или, как их иногда звали по их главе, бриссотинцы, составляли правую. Они протестовали против сентябрьских убийств, против чрезмерного влияния на правительство парижских секций, они же отказались все голосовать казнь короля и предали Марата суду. Возмущение парижских секций вынудило Конвент 31 мая 1793 года объявить их всех "вне закона". Большинство из них погибло на эшафоте 31 октября того же года. - Прим. пер.
Риуфф. "Memoires d'un dйtenu pour servir а l'histoire de la tirannie de Robespierre".
116. Бюзо и Петион были найдены на хлебном поле. Их тела наполовину сгнили и были исклеваны хищными птицами, что и помешало установить точную причину их Смерти. Общее мнение, что они покончили жизнь самоубийством. (Дабади, "Знаменитые самоубийцы", стр.166).
117. Луве. "Записки".
118. Это самоубийство впоследствии, впрочем, оспаривалось. Один из авторов вернется к этому вопросу в своем следующем ещё не выпущенном труде: 2 серия доктора Кабанеса. "Les morts mystйrieuses de l'Histoire".
119. Его сын, Камилл Бабёф, бросился в 1814 г. с Вандомской колонны в день вступления союзников в Париж, не будучи в состоянии пережить разгрома и унижения родины.
120. Шалье, глава "монтаньяров", т. е. партии "Горы" в Лионе, был казнен в 1793 г., что и вызвало восстание Лиона против Конвента. - Прим. пер.
121. Дабади. "Знаменитые самоубийцы".
122. Журниак С. Меар. "Mon agonie de trente - huit heures".
123. Тюрьма Аббатства: Из двухсот тридцати четырех заключенных трое убежали, а трое кончили жизнь самоубийством. Тюрьма Форс: 186 человек арестованных мужчин, в том числе три священника, и 81 Женщина, 159 мужчин и одна Женщина были перебиты, 80 Женщин и 17 мужчин освобождены, 6 человек бежало, и 4-ро покончили самоубийством. Тюрьма Консьержери: в ней находилось 395 человек, в том числе 76 Женщин. Из них только одна, известная под именем палеройяльской цветочницы, предана Смерти, всех остальных выпустили на свободу. Шателе: Из 278 заключенные один покончил с собой самоубийством.
124. В числе заключенных в Кармелитском монастыре, - говорит Александр Сорель в своем интересном труде "Кармелитский монастырь во время Террора", - был хирург по имени Вироль, у которого голова, вследствие продолжительного заключения, была уже не совсем в порядке. Однажды он начал кричать ни с того ни с сего: "Робеспьер злодей!" Этого было достаточно, чтобы затеять целое новое дело, и 30 мессидора (18 июля 1794 г.) какой-то усердный полицейский чиновник, явившись в Кармелитский монастырь, распорядился отправить отсюда в Консьержери 40 человек арестантов под предлогом, что они составили в Кармелитской тюрьме заговор. Сам Вироль был так перепуган этим распоряжением, что выбросился из окна и разбился насмерть.
125. Arch. nat. W 342. по o 648.
126. В заседании клуба якобинцев 25 брюмера II года Дюфурни обвинял Шабо в женитьбе на австриячке "в то время, как у нас во Франции, - говорил он, - столько вдов и сирот защитников родины". Он прибавил: "Женщина это одежда, - если эта одежда была ему необходима, то он должен был помнить, что нацией воспрещен ввоз иностранных материй" (Прусиналь, Histoire secrete du tribunal revolutionnaire o. II, стр.267).
127. Пари де Лепинард (Memoires sur les prisons, т.I) рассказывает, что товарищем по заключению у него был некий чиновник военного ведомства, который был задержан по следующей причине: "депутат Шабо встретил его под руку с одной из своих любовниц, объявил его за это "подозрительным" и заставил заключить в тюрьму. Казнь развратного монаха положила конец его аресту; его потребовали молодые люди из его секции и его освободили им на поруки. Шабо, благодаря тому что был членом Комитета общественной безопасности, нередко пользовался несчастными просительницами, которые приходили в нему просить о помощи для какого-нибудь заключенного. Его постоянная сожительница некая Боне, ребенка которой он однако никогда не пожелал усыновить, заразила его позорной болезнью, что впрочем не помешало ему вступить в скандальный брак с иностранной авантюристкой. (Робине, Le proces des Dantonistes. 1879 г. стр.395-396).
128. Марковский, (a не Маренский, как ошибочно печатает г. Ленотр в книге Le Baron de Batz, стр.222), был врачом всех тюрем Парижа. Госпожа Дюра начертила в своих записках лестный для него портрет: "он был действительно очень услужлив и приносил нам известия о заключенных в других тюрьмах. Ко мне он был особенно расположен, потому что я ему составляла отчеты о положении больных, т.к. знала немного медицину, и этим освобождала его от необходимости вести самому скорбные листы". Journal des prisons de mon pere, de ma mere et des miennes, герцогини Дюра. (Изд. Плон 1889 г.).
129. См. Le cabinet secret de l'Histoire, доктора Кабанеса.
130. Один из нас опубликовал текст до сих пор не изданного завещания Шабо в lntermediaire des Chercheurs. 1903.
131. Шабо в действительности был болен от 6 до 30-го вантоза; у его изголовья нашелся счет из аптеки, которая снабжала его лекарствами.
132. Arch. nat. W. 342.
133. Врачи, приглашенные в Люксембургскую тюрьму для осмотра Шабо, выпустили следующий бюллетень, который мы списываем с оригинала с сохранением его особенностей: Бюлетень Шабо. 30 вантоза. "Мы его нашли страдающим менее. Желудок по-прежнему вздут, но несколько менее болезнен, моча и испражнения отделяются с трудом и болью. Ощупывание болезненно и от времени до времени повторяется рвота. Казенные фельдшера дали ему сегодня слабительного, чего мы не одобряем, так как находим его преждевременным и могущим увеличить раздражение и боли. Сегодня Шабо может быть перевезен в больницу. (Подписали) Баяр и Нури".
134. Приложенные к этой главе подлинные акты следствия по делу о покушении Шабо на самоотравление в переводе нами опущены как представляющие исключительно специальный судебно-медицинский исторический интерес. - Прим. пер.

Содержание

 
www.pseudology.org